Урок окружающего мира "Экономика и экология". 3 класс. УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Михеева Мария Андреевна

Паспорт урока, технологическая карта, презентация по теме "Экономика и экология".  На уоке используется работа в группах. Приложение содержит поисковые задания для 5ти групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika_i_ekologiya.docx37.86 КБ
Файл pasport_uroka.docx18.94 КБ
Office presentation icon ekonomika_i_ekologiya_2023.ppt1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Аннотация.

Урок «Экономика и экология»  проводится по окружающему миру в 3классе, УМК «Школа России» автор учебника Плешаков А.А. . Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика».  В процессе урока учащиеся познакомятся и обсудят отрицательное влияние экономики на окружающую среду, найдут  причины и пути решения данной проблемы.

Тема: Экономика и экология.

Дата: 16.03.2023 г.

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3 класс, УМК «Школа России».

Учитель: Михеева Мария Андреевна

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • компьютер, проктор, экран, ноутбук
  • Минимальные требования к программным ресурсам: компьютер, телевизор для использования ресурса в виде проецирования на экран.
  • Место урока в образовательном процессе
  • Урок по теме «Экономика и экология» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс.  М.: Просвещение, 2015г.
  • Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Чему учит экономика».

  • Технологическая карта изучения темы

Тема:

Экономика и экология.

Тип урока по целеполаганию:

Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока:

1. Познакомить учеников с экологическими проблемами нашей планеты в XXI веке, с задачами экологии

2. Дать  учащимся представление о второй стороне экономики.

3.  Показать  отрицательное влияние экономики на  окружающую среду. Найти причины и пути решения данной проблемы.

Задачи урока:

  1. образовательные: 

-создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической катастрофе,

-формировать представление о том, что такое экологический прогноз.

      2. развивающие:

- содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;

- способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации;

- развивать критическое мышление, познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;

      3. воспитательные:

 - создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде,

 - создавать атмосферу радости от совместного труда.

Основные термины и понятия темы:

«Экологическая катастрофа», Экономика.  Экология.

Личностные УУД:

-Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Предметные  результаты:

  • знать об «экологической катастрофе»,
  • «экономике»

- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»;

- приводить примеры;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения   на уроке.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,  

- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение базовыми предметными понятиями,

- высказывать свое предположение;        

 Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

                                                     Ход урока.

1 этап: Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность.

1.Организация учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель:

Мы начинаем урок окружающего мира.

Повернитесь к нашим гостям, давайте все вместе поздороваемся. « Здравствуйте!»

Закройте глаза и вслушайтесь в слова:

« Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - Земля.

( открываем глаза)

  Я хочу, чтобы вы на уроках  окружающего мира не только видели красоту природы, но и понимали, что от каждого из нас зависит судьба планеты. Поднимите руки те, кто со мной согласен?

Дети настраиваются на урок.

2 этап: Актуализация знаний,  целеполагание.  

Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.

Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения, построение рассуждений на основе известных понятий.

Учитель: Итак, ребята, впереди нас ждёт интересная работа, а для начала вспомним пройденный материал. Над какой темой мы работали на прошлом уроке? (Семейный бюджет).

Что такое семейный бюджет?

Из чего он состоит? (Из доходов и расходов).

Что такое доходы семьи? Из чего они складываются?

Что такое расходы?  На что они уходят?

В чем сходство и различие государственного и семейного бюджетов?

Связаны ли они как-то между собой?

Какое условие необходимо для успешного планирования семейного бюджета?

Ребятам было дано задание узнать у своих родителей, как они планируют семейный бюджет. У всех ли будет одинаково построено планирование? (Нет зависит от формы заработка)

Легче планировать бюджет. Если у тебя стабильный ежемесячный доход. Если доход зависит от выполненной работы (время, количество клиентов и.т.д.), то лучше при планировании иметь сбережения.

Можно ли сказать, что внутри каждой семьи работает своя внутренняя экономика?

Теперь я хочу загадать вам научную загадку. К нам на урок сегодня пришли две буквы Э. Но мы не будем изучать их, как в 1 классе. Отгадку вы найдете, если вспомните, какие два понятия мы изучили в последнем разделе учебника. Эти слова и будут темой нашего нового урока. (Это экономика и экология. (вывесить таблички)

Вспомните, что это такое.

Для чего нужна экономика?

-Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология?

- Может ли человек своей хозяйственной деятельностью  повлиять на природу?        

- Это влияние положительное или отрицательное? (мнения разделились)

- Можем ли мы сейчас точно ответить на эти вопросы? (нет)

 - Значит,  на уроке мы должны получить  новые знания, обсудить, проанализировать,  сделать выводы. И тогда мы сможем ответить на вопрос:

- Как экономика влияет на экологию?

 -Поставим перед собой цель:

 Познакомиться с двумя сторонами экономики    

 3. Поисково-исследовательский этап. (Постановка учебной задачи, открытие новых знаний).

- Одна сторона - это необходимая и полезная продукция, а вторую вы назовете сами.

 

На столе лежат:

  • бутылка пластиковая;
  • салфетка;
  • пакет.

Какая отрасль экономики изготавливает эти предметы?

Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей?

Что делает человек с этими предметами, когда их использует?

- Что произойдет с планетой, если все будут разбрасывать мусор?

- Так какая же вторая неприятная сторона экономики?

Экологическая катастрофа (4 слайд)

Кто в этом виноват?Человек!Какая наука занимается предотвращением этого?

Экология!

Вывод:

-Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу,  но и вред природе и здоровью людей и могут привести к экологическим катастрофам.

А что такое экологическая катастрофа?  Экологическая катастрофа –это массовая гибель живого в связи с неправильной деятельностью человека.

Ученики отвечают, высказывают свои предположения.

Зарплата папы, мамы, стипендия сына, пенсия бабушки и т. д.

На питание, одежду

Это доходы и расходы семьи

Выступают Артем и Арина.

Вывод делают все.

Отвечают на вопросы учителя.

Пользуются тетрадками.

 Экономика - хозяйственная деятельность общества, чтобы удовлетворять потребности человека.

Экология- наука о связях человека и природы.

(Для удовлетворения потребностей человека)

Работа в тетрадях. Составление схемы.

Слушают высказывание.

(Выбросит).

Отвечают на вопросы учителя.

Читаем в учебнике Стр.79-80

Вывод в тетради

5.  Исследовательская работа в группах.

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи, обобщение и закрепление полученных знаний посредством теста.

Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;   осуществлять проверку группового задания;  осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;  готовность слушать собеседника.

Сейчас вы поделитесь на группы. Каждая группа получит поисковое задание. Нужно будет прочитать текст, ответить на вопросы по нему и предложить свой вариант решения проблемы, которая описывается в тексте.

Затем каждая группа  выступает, а другие оценивают, дополняют при необходимости ответы товарищей.

Подготовка  в группах, выступление представителей групп, взаимное оценивание.

 Мы с вами обсудили очень важные проблемы.

Может ли человек избежать негативного, отрицательного влияния экономики на природу, чтобы не было катастроф?

В данном случае мы можем говорить об экологических прогнозах.

 А как  не должен поступать человек? Каким он должен быть?

 Найдите в учебнике на стр. 82 и прочитайте  про себя важнейшую задачу общества в 21 веке. Давайте вместе, хором её озвучим. 

Вывод: Экономика должна быть полезной

- Одной из важнейших задач для человечества 21 века - это сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.

      6 этап    Домашнее задание

  1. Прочитать стр.82-83, устно ответить на вопросы
  2. Запишите в тетрадь  вывод и представьте, что вы экологи. Попробуйте найти решение экологической задачи «Как сделать экономику безопасной ?»

              7.Рефлексивно-оценочный этап.

Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. 

Учитель:

- Какую тему мы изучали?

- Какие понятия повторили?

Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам особенно  понравилось или запомнилось?

 - Над  чем данный урок заставил вас задуматься? ( Гибнет природа, её нужно охранять)

- Что  осталось непонятным?

Подведём итоги. Закончите мои предложения: 

 Экономика и экология … тесно связаны друг с другом.

Положительная сторона экономики…

Отрицательная сторона экономики…

Главная задача общества 21 века …

-Молодцы!

Оценить вам свою работу на уроке помогут смайлики.

- Вы выбираете  желтую карточка,   если вы довольны своей работой, у вас все получалось, не было трудностей.

Зеленую карточку–  выберут те, кто тоже доволен своей работой, но пока не все  получалось.

Красную карточку – те, кто совсем не доволен своей работой, ничего не получалось на уроке.

- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно. Спасибо за урок! 

 Оценки за урок.  Спасибо за работу!

Дети высказываются в течение 2 минут.

Делают выводы.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

У каждого ученика имеется набор цветных карточек.

Осуществляют самооценку.

Ученики показывают смайлики.

Приложение. Задания для работы в группах.

Группа 1.

Прочитайте текст.

При выращивании картофеля на полях агрономы часто вынуждены бороться с набегами вредного колорадского жука. Для этого применяются различные ядохимикаты.

Ответьте на вопросы.

О какой отрасли экономики идёт речь в этом тексте?

Какое влияние имеют ядохимикаты на окружающую среду?

Какие способы предотвращения данной экологической катастрофы вы можете назвать?

Лист ответов. Завершите каждое высказывание.

Мы считаем, что речь идёт о _______________________________________________

Из-за применения различных ядов, которые борются с колорадским жуком происходит___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чтобы ядохимикаты не загрязняли почву, а также воздух, надо___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа 2.

Рассмотрите ситуацию.

Из-за  серьёзной ошибки работников произошёл взрыв на гидроэлектростанции.

Ответьте на вопросы.

О какой отрасли экономики, допустившей катастрофу, идёт речь?

Какие последствия взрыва могут произойти вокруг электростанции?

Как нужно построить работу ГЭС, чтобы не случилось подобной ситуации?

Лист ответов. Завершите каждое высказывание.

Мы считаем, что данная ситуация описывает катастрофу в отрасли экономики под названием____________________________________________________________.

Из-за такой аварии плотина_____________________, вода из нее _________________ и близлежащие города и сёла____________________________________________________________________ .

Жители могут__________________________________. Также погибнут __________________________________________________ в лесах и полях.

Работникам ГЭС следует____________________________________________________ _________________________________________________________________________

Группа 3.

 Прочитайте текст.

При  выработке чистого железа из  железной руды получается одна восьмая часть чистого металла, а остальное идет в отходы ( шлаки). Эти отходы металлургический комбинат сбрасывает во внешнюю среду.

Ответьте на вопросы.

О какой отрасли промышленности здесь идёт речь?

К  какой экологической катастрофе могут привести такие действия завода?

Как можно предотвратить загрязнения окружающей среды шлаками металов?

Лист ответов. Завершите каждое высказывание.

В данном тексте идёт речь о___________________________ .

Действия завода могут привести к загрязнению___________________________________________, к гибели_________________________________________________________________, к различным страшным ________________________________________людей.

Группа 4.

Прочитайте текст.

В одной стране полностью запретили пользование автомобилями на двигателях, использующих бензин. Вместо них стали использоваться электромобили.

Ответьте на вопросы.

О какой отрасли экономики говорится в данном тексте?

Почему вышел запрет на использование двигателями, работающими на бензине?

Какой экологической катастрофы удалось избежать жителям этой страны?

Лист ответов. Завершите каждое высказывание.

 В данном тексте говорится о _______________________________________________.

Нельзя пользоваться двигателями, работающими на бензине, так как __________________________________________________________________________.

Выхлопные газы  от двигателя ______________________________________________

Благодаря умелым действиям правительства этой станы удалось________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Группа 5.

Прочитайте текст.

Химический комбинат  производит очень нужный синтетический каучук (искусственную резину). Чтобы произвести этот продукт, требуется огромное количество воды. Её комбинат берет из ближайшей реки.

Через некоторое время жители города, где находится комбинат заметили, что повысилась заболеваемость разными опасными болезнями.

Ответьте на вопросы.

О какой отрасли промышленности идёт речь в тексте,

Почему начали болеть люди?

Какие пути решения вы бы предложили, чтобы устранить эту экологическую катастрофу?

Лист ответов. Завершите каждое высказывание.

 В этом тексте идет речь о _____________________________________________.

Люди стали болеть, так как переработанная вода______________________________________________________________________________________________________________________________________________, а трубы завода _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Чтобы катастрофы не произошло, и люди не болели, надо________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Паспорт урока  окружающего мира в 3Б классе МБОУ Школы №123 г.о. Самара

ФИО учителя

Михеева Мария Андреевна

Место работы, должность

МБОУ Школа №123 г.о. Самара

Тема урока

Экономика и экология

Кол-во обучающихся, кол-во с ОВЗ (указать вид/ы ОВЗ)

Всего обучающихся 32 человека.

Детей с ОВЗ нет.

Образовательная цель

Познакомить с двумя сторонами экономики- полезной и опасной.

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты:

- иметь представление о понятиях «экономика» и

 «экология» и обнаруживать связи между ними,

- рассматривать и сравнивать иллюстрационный материал и извлекать из него информацию об «экологической катастрофе»;

- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека и необходимость бережного отношения к природным ресурсам;

- приводить примеры;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения   на уроке.

Метапредметные результаты:

познавательные УУД:

-освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,  

- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение базовыми предметными понятиями,

- высказывать свое предположение;        

регулятивные УУД:

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные результаты:

-овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Программное содержание

Экономика, экология. Представление о взаимосвязи экономики и экологии. Экологическая катастрофа, экологический прогноз. Повторение пройденной темы "Семейный бюджет". Доходы, расходы.

УМК

УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. М.: Просвещение, 2015г.

План урока

(структура)

  1. Мотивация и целеполагание.
  2. Проверка домашнего задания.

2. Актуализация знаний и умений.

3. Освоение нового содержания и его применение.

4. Контроль и оценка достижений.

5. Выводы и обобщения.

6. Рефлексия

7. Домашнее задание.

Тип урока (подчеркнуть необходимое)

изучения нового материала, обобщения и систематизации изученного, урок проверки и оценки знаний, комбинированный урок.

Форма урока (выбрать необходимое или указать иное)

урок-игра, урок-семинар, урок-диспут, урок-круглый стол, комбинированный урок и т.д.

Иное _________________________________________________________

Методы/технологии

Объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый;

  • личностно – ориентированного обучения
  • информационно – коммуникативные
  • проектно – исследовательские
  • проблемно – диалогического обучения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Земля

Слайд 2

Проверка домашнего задания Что такое семейный бюджет? Это доходы и расходы семьи Что такое доходы семьи? Зарплаты папы, мамы, пенсия бабушки и т. д. Что такое расходы? Траты на питание,одежду, квартплату и т. д.

Слайд 3

Экономика и экология.

Слайд 4

Экономика –хозяйственная деятельность человека и общества для удовлетворения своих потребностей. Экология - наука о связях человека и природы.

Слайд 5

Цель урока: Познакомиться с двумя сторонами экономики

Слайд 6

ПРОБЛЕМА: вредное влияние экономики на природу и человека, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ.

Слайд 7

Экологическая катастрофа –это массовая гибель живых организмов в связи с неправильной деятельностью человека.

Слайд 8

Решение проблемы: Строительство очистных сооружений; Фильтры; Заповедники; Правильная утилизация отходов; Ответственность каждого гражданина.

Слайд 9

Экологические прогнозы Задача человечества – сделать экономику как можно более безопасной.

Слайд 10

Всё в природе взаимосвязано. Человек напрямую связан с природой.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Окружающий мир 2-го класса "Города России"

Презентация позволяет совершить виртуальную экскурсию по городам Золотого Кольца России....

Разработка урока окружающего мира в 1 классе (Школа России)

Тема урока: "Моя малая Родина"В ходе урока учащиеся познакомятся с наиболее значимыми достопримечательностями своей малой родины,научаться использовать различные материалы и средства для передачи...

Открытый урок окружающего мира в 4 классе "Символы России"

Урок окружающего мира в 4 классе "Символы России" по системе Л.В.Занкова...

Урок окружающего мира в 4 классе ( "Школа России"). Тема: "Лес - наш друг".

Тип урока: комбинированный урок с применением метода проектов.Цели и задачи урока:  1)получить представление об обитателях леса, представителях  растительного мира; о видах лесов, о значении...

Урок окружающего мира во 2 классе "Школа России" -"Дикие и домашние животные".

Тип урока: урок изучения нового.Урок с использованием презентации, способствует формированию у детей представления о диких и домашних животных. Развивает любознательность, внимание, память, прививает ...

Культура и образование. Урок окружающего мира в 3 классе. Школа России

Цели урока:- дать представление об образовательных и культурных учреждениях г.Колпашево;- определить значение школьного музея «По страницам истории» в образовании и воспитании культуры ценностей учащи...

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на разв...