Органы чувств
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс)

Семенова Ираида Геннадьевна

Тема: Наши помощники – органы чувств.

Цель урока: формирование знаний об органах чувств.

Задачи:

  • Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
  • Воспитывать культуру здоровья.
  • Формировать положительное и адекватное представление о себе у учащихся; расширять кругозор у детей.

Планируемые результаты: научить детей различать, характеризовать органы чувств, ставить опыты, рассуждать, делать выводы, способствовать  развитию интереса в познании самого себя.

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.

Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре)

 

Оборудование: изображение девочки без лица, отдельные изображения глаз, ушей, носа, рта, руки. Надписи для кластера  «органы чувств»: Глаза – орган зрения. Уши - орган слуха. Нос - орган обоняния. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания.

Мяч, 3 бутылочки, плотно закрытые крышкой. Внутри по 1 ватному диску, пропитанному ароматами: 1) духов, 2) лимона, 3) чеснока. 3 стакана с водой: в стакане №1 солёная, №2 - сладкая, №3 – простая, пресная, салфетки. Волшебный мешок с мячом, апельсином, клубком ниток, варежка. Карточки с заданиями для работы в парах. Смайлики для оценивания. Буклеты «Правила по гигиене и защите органов чувств»

Звуки природы, звуки сигнала машины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_pomoshchniki_organy_chuvstv.pptx1.59 МБ
Файл plan_uroka_organy_chuvstv.docx139.12 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Органы чувств – наши помощники.

Слайд 2

Узнать, какие органы чувств существуют? Узнать, почему их так называют? Узнать, зачем они нам нужны? КАКИЕ? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ?

Слайд 9

глаза обоняние уши вкус нос осязание язык слух кожа зрение



Предварительный просмотр:

Тема: Наши помощники – органы чувств.

Цель урока: формирование знаний об органах чувств.

Задачи:

  • Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
  • Воспитывать культуру здоровья.
  • Формировать положительное и адекватное представление о себе у учащихся; расширять кругозор у детей.

Планируемые результаты: научить детей различать, характеризовать органы чувств, ставить опыты, рассуждать, делать выводы, способствовать  развитию интереса в познании самого себя.

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.

Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре)

Оборудование: изображение девочки без лица, отдельные изображения глаз, ушей, носа, рта, руки. Надписи для кластера  «органы чувств»: Глаза – орган зрения. Уши - орган слуха. Нос - орган обоняния. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания.

Мяч, 3 бутылочки, плотно закрытые крышкой. Внутри по 1 ватному диску, пропитанному ароматами: 1) духов, 2) лимона, 3) чеснока. 3 стакана с водой: в стакане №1 солёная, №2 - сладкая, №3 – простая, пресная, салфетки. Волшебный мешок с мячом, апельсином, клубком ниток, варежка. Карточки с заданиями для работы в парах. Смайлики для оценивания. Буклеты «Правила по гигиене и защите органов чувств»

Звуки природы, звуки сигнала машины.

Ход урока.

Ι. Актуализация знаний

Прозвенел звонок весёлый.

Всех зовёт он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

- К нам сегодня на урок  пришел странный человек. (Картина – портрет девочки, у которой не прорисовано лицо)   Нравится он вам? Нет, а почему?  

(У девочки нет лица)

- Что это значит?   (У неё нет глаз, ушей, носа, рта.)

- Девочка  считает, что они ей  не нужны. Вот еще – умывать их, протирать. Как вы думаете, она права? (Нет).

- Нам надо доказать девочке, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать.

- Как вы думаете, зачем нужны человеку глаза? уши? нос? рот и язык?   (глаза – чтобы видеть, уши – чтобы слышать, нос – чтобы нюхать, рот и язык -  чтобы есть и чувствовать вкус пищи).

На доске учитель вывешивает картинки – изображения глаз, носа, ушей, рта, ладони.

- Можем ли мы их назвать по-другому?  Как? (Органы чувств)

- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?  (Органы чувств – наши помощники)

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний

Попробуйте с помощью вопросительных слов: КАКИЕ?   ПОЧЕМУ?  ЗАЧЕМ? составить план нашего урока.

- Узнать, какие органы чувств существуют?

- Узнать, почему их так называют?

- Узнать, зачем они нам нужны?

- Что мы сейчас сделали? (Составили план урока.)

III. Открытие детьми нового знания

- А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Ребята, вы знаете, кто такие исследователи? (Это люди, которые что-то изучают, исследуют)

 - Значит, и мы можем назвать себя исследователями.

Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Вы, наверное, уже слышали это слово. Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его органы. (На доске появляется слово «Органы»).

Давайте приступим к исследованию.

1. Исследование органа зрения.

а) - Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол мяч)

Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?

- Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.

- Продолжаем наше исследование.

А что мы можем сказать про мяч? (цвет, форму, размер, катится)

Благодаря глазам мы можем определять признаки предметов.

- Какова же профессия глаз? Мы видим предметы, различаем их цвет, форму, величину. Глаза помогают нам ощущать красоту окружающего мира.

Глаза - это важная часть организма - т.е. орган. Может  быть, вы догадались орган чего?

Глаза - это орган зрения. Чтобы не забыть об этом, давайте напишем его на доске.

С помощью глаз мы получаем больше всего информации об окружающем  нас мире. Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Какие правила охраны зрения вы знаете?

Дополняю ответы детей:

- Смотреть телевизор следует на расстоянии не ближе  2-3 метров.

- При письме свет должен падать слева.

- Теперь наша девочка может видеть. (на лице человечка появляются глаза)

- Кстати, животные видят мир иначе, чем человек. Многие животные не воспринимают красный цвет, а для  большинства он вообще – черно-белый. Известно, что самое острое зрение у орла, ночью лучше всех видит сова. Про остальных животных вы можете прочитать в энциклопедиях, а потом поделиться с одноклассниками.

Зарядка для глаз (слайд 3)

2. Исследование органа слуха.

- Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать! (5, 65. В нашем классе тишина)

- Что вы почувствовали? Какой вывод можем сделать? (Мы ничего не слышали, потому что уши наши были закрыты. Уши нужны, чтобы слышать.)

- А что еще мы можем услышать? (прослушивание звуков природы)

- Речь людей, пение птиц, шум ветра - всё это  звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам это почувствовать?

Уши - это орган чего? (это орган слуха). 

Давайте напишем его на доске. Уши - орган слуха.

- Зачем нам нужны уши? Уши помогают нам также слышать звуки, предупреждающие об опасности (прослушивание сигнала машины).

- Какие правила охраны слуха вы знаете?

- Не следует слушать очень громкую музыку.

- Не надо засовывать в уши посторонние предметы.

- Теперь наша девочка может слышать. (на портрете появляются уши)

Физминутка. Поиграем в игру «Веришь - не веришь»: я скажу фразы, вы должны решить, правда это или нет. Если правда – хлопаем 2 раза  в ладошки, а если нет – молчим.

Фразы: у человека 6 ушей, у слона самые большие уши, у человека в ухе спрятан маленький барабан, надо слушать очень громкую музыку, уши надо каждый день мыть.

3. Исследование органа обоняния.

- Для следующего исследования мне понадобятся 3 помощника. Нам необходимо поставить опыт с использованием бутылочки с крышечкой. Помощники, возьмите по одной бутылочке.

                                          (Бутылочки стоят на отдельном столике.)

- Ребята, попытайтесь определить, что находится внутри, не снимая крышечки.  (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.)

- Нужен новый опыт. Какой? (надо понюхать). Давайте, понюхайте. (Невозможно, бутылочка закрыта крышечкой).  При проведении этого опыта  надо соблюдать правила техники безопасности, ведь мы не знаем, что внутри. Аккуратно, неспеша открываем крышечку и подносим к носу.  (Учитель показывает, как правильно открыть бутылочку.)

Опыт №1.

Оборудование: 4 ёмкости, плотно закрытые крышкой. Внутри по 1 ватному диску, пропитанному ароматами: 1) духов, 2) лимона, 3) чеснока.

Проведение опыта: каждый ученик  берёт бутылочку и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.

- Так что же внутри? (ватные диски). Отличаются они запахом?  Какой орган помог почувствовать запах? (Нос). Запах чего спрятан в 1 бутылке, во второй, в третьей?

- Какие запахи вам понравятся? А какие нет? (духов)

Вывод.  В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.

-  Умение человека различать запахи получило название обоняние. Давайте повторим слово «обоняние» все вместе. Нос - это орган чего? (это орган обоняния). Давайте напишем его на доске. Нос – орган обоняния.

- Теперь наша девочка может чувствовать запахи (у  девочки появляется нос).

- Может ли запах предупредить человека об опасности? (Может. Испорченные продукты плохо пахнут, их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите).

- Запах гари может предупредить об опасности, о пожаре. То, что мы не  видим и не слышим, мы можем различить по запаху. 

4. Исследование органа вкуса.

- Для продолжения работы мне нужны ещё 3 помощника. Возьмите, ребята, стаканы. Стаканы стоят на отдельном столике: 3 стакана с водой: в №1- солёная вода, №2 - сладкая, №3 – простая, пресная.

- Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали? (ничего)

- Значит, нам необходимо ещё одно исследование - на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете?

(Дети определяют по вкусу: в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)

- Что помогло вам  почувствовать вкус воды (пищи)? (Язык)

- Язык – это орган  чего?  (Язык - орган вкуса). Чтобы не забыть, напишем его на доске.  Язык - орган вкуса.  

-  Язык живет у всех во рту. Теперь наша девочка может почувствовать на вкус пищу.

- Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха.

- Скажите, что нельзя пробовать на вкус? (Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты).

- Нам осталось провести еще одно исследование.

5. Исследование органа осязания.

Игра «Угадай предмет»  (В мешке мяч, апельсин, яблоко, клубок ниток. Дети отгадывают предмет и достают его из мешка). Приглашаю  к  доске 4 помощников. У меня в руке волшебный мешок. Сначала ….. надень рукавички. Не подглядывая внутрь, определи, что находится в мешке. (Ребенок описывает предмет, говорит, что он имеет форму шара, однако точно назвать не может).

- А теперь каждый по очереди попытайтесь определить, что находится внутри. Рассказывайте одноклассникам свои ощущения.  

- С помощью чего вы отгадали предметы? ( С помощью кожи рук)
Если учащиеся отвечают «при помощи рук», то учитель продолжает диалог:
– Но ведь сначала …. пользовалась тоже рукой, правда, в рукавичке, и не смогла отгадать предмет.
- Значит, кожа тоже наш помощник? Что мы ощущаем с её помощью?
(Ответы детей)

- На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действия тепла, холода, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа - это орган осязания. Давайте повторим все хором «Осязание» и  напишем на доске. Кожа - это орган осязания.

- Теперь наша девочка может трогать вещи (у  девочки появляются ладошки).

- Ребята, а в вашей жизни были такие случаи, когда вам другие помощники не могли помочь, а руки помогали? Когда? (В темноте найти выключатель, или какой-то предмет, застегнуть верхнюю пуговицу, когда рядом нет зеркала, определить: что находится в кармане и т.д.)

- Как вы думаете, что вредно для кожи? (Царапины, ушибы, ожоги, обморожение.)

- А что полезно? (Вода, мыло, мочалка, крем).

- Вот и закончилось наше исследование. Давайте сделаем вывод: кто же они, наши верные помощники? прочитаем все вместе.  

- Все вместе как они называются? (на доске появляется надпись: «Органы чувств»).

Физминутка Выполняется стоя.

Учитель Я буду называть чувство-ощущение: (зрение, осязание, вкус, слух, обоняние) и одновременно дотрагивается до какого-либо органа чувств. Задача учителя – запутать детей. Говоря, например, «вкус», он может дотронуться до носа. Задача детей – правильно показать органы в соответствии с тем чувством, которое называет учитель. Скорость выполнения заданий увеличивается.

– Молодцы!

- Какие органы чувств помогли вам правильно выполнить упражнения? (глаза и уши).

ΙV. Применение нового знания

- Сегодня вы многое узнали, а сейчас посмотрим, как вы сможете применить свои знания.

1. Работа в парах.

Задание в паре.

– Перед вами на столе лежат листочки (один лист для двоих)  Соедините стрелочкой картинки предметов и органы чувств. Выберите, кто будет отвечать.

Вопросы к ученику, озвучившему рассказ (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что нужно было сделать? (Надо было соединить картинки, с органами чувств)

– Удалось выполнить задание? (Да)

– Выполнил правильно или были недочёты?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу в паре.

– Молодец!

2. Работа по учебнику.

- Откройте учебники на страницу 54, прочитайте правило в оранжевой рамочке.

Посмотрите на иллюстрации в учебнике на с. 55.

Верхний рисунок. Выполнение по вопросам учебника.

- Назовите эти предметы.

- По каким признакам ты узнаешь их в жизни? (Роза: по запаху, цвету), яблоко – по вкусу, форме, цвету, запаху; телефон – по форме, звуку, поверхности).

- Какие органы чувств помогают тебе это узнать?  Узнавать предметы помогают глаза, уши, язык, кожа, нос.

Нижний рисунок.

– Кого мы видим на второй картинке?

– Что они делают?

– Расскажите, что «подсказывают» Мише и Лене их органы чувств. 

- Миша видит все предметы на кухне, слышит капли воды, чувствует запах супа, ощущает вкус сока, воспринимает на ощупь стакан и печенье.

- Лена видит птицу, слышит ее пение, ощущает вкус ягод и воспринимает их на ощупь.

V. Итог урока

– На какие вопросы мы должны были ответить в начале урока?

- Какие органы чувств существуют?

- Почему их так называют?

- Зачем они нам нужны?

- Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?

- Какие виды заданий для этого мы выполняли? (Проводили исследования органа зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания)

- Какие новые слова вы узнали?

- Смогли ли мы помочь нашей девочке? Если да, то девочка нам улыбнётся. (Открывается улыбающееся лицо девочки).

- Как бы вы оценили своё настроение после урока?  Если вы довольны своей работой, активно работали на уроке, и вам все было понятно,  слева девочки прикрепите улыбающийся смайлик, если не всё получилось,  но обязательно будете стараться на следующих уроках, то справа девочки прикрепите второй смайлик.

- Вы – молодцы. Сколько улыбок появилось у нас на доске. Чтобы вы всегда знали, как правильно ухаживать за нашими помощниками, я раздам вам памятки. Наш урок окончен.  Всем спасибо.          

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5533af880499a/konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-1-klassie-pravila-ghighiieny_1.jpeg

- А когда мы придём кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть?

    (Орган зрения – увидеть блюдо,

     орган обоняния – почувствовать запах,

     орган вкуса – узнать вкус)

Игра «Полезно – вредно».
- Если это полезно, надо встать, а если вредно – надо сесть.
1. Читать лежа (вредно).
2. Делать гимнастику для глаз (полезно).
3. Смотреть близко телевизор (вредно).
4. Читать при хорошем освещении (полезно).
5. Ковырять в ушах (вредно).
6. Защищать уши от сильного шума (полезно).
7. Ежедневно прочищать нос утром, когда вы умываетесь (полезно).
8. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов (полезно).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Конспект урока: " Что надо знать чтобы сохранить органы чувств здоровыми"

Урок-исследование по окружающему миру по системе Занкова с тестом, презентацией....

Тест по окружающему миру по теме "Материки", "Органы чувств". "УМК "Система Занкова" 2 класс.

Данный тест является контрольно-измерительным материалом по теме: "Материки", "Органы чувств". Используется учителем для индивидуальной проверки знаний учащихся по данной теме во 2 классе УМК "Система...

Новые знания о человеке. Органы чувств.

Новые знания о человеке. Органы чувств. Презентация к уроку окружающего мира. 4 класс. УМК `Система Л.В. Занкова`. MS Office PowerPoint 2007....

Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.

Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...

Урок"Наши помощники - органы чувств"

Интересный конспект урока. Урок - исследование....