Открытый урок по окружающему миру "Вежливые слова"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Обмолова Анастасия Вячеславовна

Тема: Правила вежливости.

Цель: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми.

Задачи.

  1. Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы, прощания, пожелания, извинения; познакомить с понятием «культура поведения».
  2. Развивать речь, внимание, мышление, творческие способности, умение наблюдать, делать выводы
  3. Воспитывать уважение к старшим, к своим ровесникам, прививать основы гендерного воспитания, доброжелательное отношение к окружающим.

  Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими                людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс + рабочая тетрадь, толковые словарь, проектор, экран, ноутбук; набор карточек с вежливыми словами, картинки, правила вежливости на листах, фигурки: солнца, тучки, молнии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_vezhlivosti.doc26.99 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по окружающему миру

Тема: Правила вежливости.

Цель: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми.

Задачи.

  1. Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы, прощания, пожелания, извинения; познакомить с понятием «культура поведения».
  2. Развивать речь, внимание, мышление, творческие способности, умение наблюдать, делать выводы
  3. Воспитывать уважение к старшим, к своим ровесникам, прививать основы гендерного воспитания, доброжелательное отношение к окружающим.

  Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими                людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс + рабочая тетрадь, толковые словарь, проектор, экран, ноутбук; набор карточек с вежливыми словами, картинки, правила вежливости на листах, фигурки: солнца, тучки, молнии.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

УУД

Мотивация к деятельности

СЛАЙД 1

- Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.

- Ребята, поприветствуйте наших гостей своими улыбками.    

- А теперь присаживайтесь.

Регулятивные

Коммуникативные

Актуализация знаний

Повторение правил поведения в школе: 

 - Ребята, давайте откроем тайну нашим гостям, расскажем им, какой раздел мы сейчас изучаем? (Общение)                                                    

 

СЛАЙД 2

– Что такое общение? (Взаимные отношения)

- Где мы общаемся? (В школе, дома, на улице, в транспорте)

- На прошлом уроке мы с вами разговаривали об общении в школе. Кто напомнит, что нужно делать, чтобы это общение было приятным? (Соблюдать правила поведения, принятые в обществе)

 

СЛАЙД 3

- Ребята, обратите внимание на картинки, представленные на экране (доброе общение, негативное общение)

- Что изображено в первой группе  рисунков? Во второй группе?

- Что общего у этих ситуаций? (это общение)

- Чем отличается эти два вида общения?

- Какое общение будет приятней?

- Какой вывод можно сделать? (общение бывает разным, но доброжелательное общение приятно и нам и окружающим)

Личностные

Коммуникативные

Целеполагание и мотивация

- Предлагаю Вам посмотреть мультфильм. После просмотра вы поделитесь своими впечатлениями и расскажете о чем был сюжет мультфильма.

(Просмотр на экране)

МУЛЬТФИЛЬМ

- О чем был мультфильм?

- Кто был не прав? Кто поступил не красиво?

- Что придумали маленькие звери?

- Как они нашли выход из ситуации?

- Чему учит этот мультфильм? (тому, что нужно быть вежливым и уметь договариваться)

СЛАЙД 4

- А теперь, послушайте стихотворения и предположите, о каких правилах пойдет речь на сегодняшнем уроке. (читают ученики)                                Здравствуйте! – ты скажешь человеку,
Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет. Рузанов Вова                            

За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз. Дегаева Маша

Нам желают: «Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь. Илькаев Артём                                            – Какова тема нашего урока? (Правила вежливости).    

 

СЛАЙД 5                                                            

     - Действительно, сегодня на уроке будем говорить о вежливости и правилах

поведения.

- Давайте обозначим проблему нашего урока.

СЛАЙД 6

Проблема урока: несоблюдение правил вежливости.

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

СЛАЙД 7

Задачи нашего урока

1.Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях;

2.  Воспитывать вежливое и уважительное отношение к людям.

-А ещё вы познакомитесь с понятием «культура поведения».                                                                      

Регулятивные

Коммуникативные

«Открытие» нового знания                  

СЛАЙД 8

Беседа.                                                                                        -Ребята, мы знаем слова «вежливость», «вежливый человек».

- А вы когда-нибудь задумывались, что эти слова обозначают?                                                                       - Поднимите руку, кто из вас может ответить на этот вопрос.                                                                                  - Что нам может помочь узнать об этом поточнее? (толковый словарь, или интернет).                                                    –Заглянём в толковый словарь. (лежит по 1 на 4 ч-ка).

- Найдем слово «вежливость» или «вежливый». Прочитаем.

– Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.                                                   Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека.

СЛАЙД 9

 - А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»? Внимание на экран.                               - До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»:                       «ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.                     «ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость».       «ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное.      –Подберите антоним к слову «вежливость». (Невежество)                                                                       – Поднимите руку, кто считает себя вежливым. А кто невежей? Почему вы так думаете?                                                                                                              –В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». СЛАЙД 10 помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

СЛАЙД 11

Работа в группах (по 4 человека).                                                         –Ребята, теперь вы вспомнили вежливые слова. Но каждое из них должно быть употреблено в определённой ситуации.  Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У каждой группы на столе лежит конверт с вежливыми словами. Посовещайтесь и распределите эти слова по группам в зависимости от использования их в речи.

-Не забывайте о правилах поведения в группе, давайте вместе их вспомним, посмотрите на экран. (Напомнить правила работы в группе)

СЛАЙД 12

 (Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.                                    Формы пожеланий: будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита.                                                              Формы прощания: до свидания, прощайте.                                                                 Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры.                                                                        Формы благодарности: благодарю, спасибо.             Формы извинения: простите, извините.)  

- Выполним проверку, прошу выйти по 1 представителю от группы к доске. (Каждый представитель зачитывает свою форму, проверка происходит с экраном, оцениваю ответы учеников, каждая группа получает отметки)    

 

СЛАЙД 13                                        

Познавательные

 

Физкульт- минутка

- Сейчас немножко отдохнем, встанем, проведем физминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Давайте, играя, вспомним волшебные слова. (После физминутки дети не садятся)

- Представьте, что вас заколдовал злой волшебник, который не любит вежливых детей. Но у меня есть волшебная палочка. Если я коснусь палочкой одного из вас, то вы начнет называть вежливые слова. Но только называйте 1 слово и старайтесь не повторяться.                    

Создание проблемы          

Первичное закрепление

СЛАЙД 14

-Ребята, как вы считаете, человека, который знает волшебные слова, но не использует, можно назвать вежливым? (Нет, нужно ими пользоваться).                                                      

 –Давайте с вами продемонстрируем, настоящих воспитанных людей.

СЛАЙД 15

– Скажите, в каких случаях мы используем данные слова?

Коммуникативные

Личностные

Включение в систему знаний и повторений

СЛАЙД 16

- Ребята, а вы знаете какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?  

СЛАЙД 17                                

Помни:

1. Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.

2. Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.

3. Не следует говорить слишком долго.

СЛАЙД 18

Работа по учебнику.  

- Прочитаем вслух текст «Волшебные поступки» на стр. 54 учебника.

- Как вы объясните понятие «культура поведения»?

 - Культура поведения – это вежливые поступки.  

– А какие вежливые поступки совершали вы?                              Вежливые слова и вежливые поступки – это культура поведения. Культура поведения украшает человека, помогает людям общаться друг с другом. 

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

 

Рефлексия

-У вас на партах лежат две фигурки. Выберете одну фигуру, соответствующую вашему настроению.

- Если вы уверены, что будете следовать правилам вежливости – солнышко, если вы не хотите быть вежливым человеком – молнию.    

- Покажите пожалуйста фигуру, которую выбрали.

Регулятивные

 

                                 Подведение итогов

 Домашнее задание                      

СЛАЙД 19

- О чем мы говорили на уроке?

- Что вы узнали? Чему научились?

СЛАЙД 20

- Предлагаю вам дать клятву вежливости и стать вежливым и культурным человеком.

(Ученики читают)

Обещаю вежливым быть!

Всегда спасибо говорить.

Добрый день и до свидания,

Нет лучше в мире звания.

Обещаю добрым быть,

А лень и грубость позабыть.

СЛАЙД 22

- Слова: «До свиданья!», «Спасибо!», «Простите», Пожалуйста», Здравствуйте»-                                                                 Щедро дарите!                                                                           Дарите прохожим,                                                                        Друзьям и знакомым.                                                                 В троллейбусе, в парке,                                                              В школе и дома.                                                                        Слова эти очень и очень важны.                                                        Они человеку как воздух нужны.                                             Без них невозможно на свете прожить.                                Слова эти надо с улыбкой дарить.  

 

 -Ребята, я вам благодарна за активную работу на уроке, за уважение друг к другу, доброе отношение. Поблагодарите и вы своих товарищей за дружную хорошую работу.

-Домашнее задание. К следующему уроку выполнить в рабочей тетради задания на стр. 34-35, по желанию сделать словарик «волшебных слов».

- А самое главное стараться всегда и везде соблюдать правила культурного поведения.

- Урок окончен.

Личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Правописание слов с непроверяемой ударением гласной в безударном слоге."

Материал содержит технологическую карту урока,УУД,презентацию....

Открытый урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".

Урок закрепления по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Открытый урок по русскому языку «Слова-предметы и слова-признаки»

Урок русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век"...

Открытый урок "Что такое корень слова? Как найти в слове корень?" 3 класс

Формировть правильное представление о понятии корень слова....

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...