План-конспект урока по окружающему миру Тема: Правила вежливости. Цель: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми. Задачи. - Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы, прощания, пожелания, извинения; познакомить с понятием «культура поведения».
- Развивать речь, внимание, мышление, творческие способности, умение наблюдать, делать выводы
- Воспитывать уважение к старшим, к своим ровесникам, прививать основы гендерного воспитания, доброжелательное отношение к окружающим.
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения. Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс + рабочая тетрадь, толковые словарь, проектор, экран, ноутбук; набор карточек с вежливыми словами, картинки, правила вежливости на листах, фигурки: солнца, тучки, молнии.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | УУД | Мотивация к деятельности | СЛАЙД 1 - Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Хорошо запоминать. - Ребята, поприветствуйте наших гостей своими улыбками. - А теперь присаживайтесь. | Регулятивные Коммуникативные | Актуализация знаний | Повторение правил поведения в школе: - Ребята, давайте откроем тайну нашим гостям, расскажем им, какой раздел мы сейчас изучаем? (Общение) СЛАЙД 2 – Что такое общение? (Взаимные отношения) - Где мы общаемся? (В школе, дома, на улице, в транспорте) - На прошлом уроке мы с вами разговаривали об общении в школе. Кто напомнит, что нужно делать, чтобы это общение было приятным? (Соблюдать правила поведения, принятые в обществе) СЛАЙД 3 - Ребята, обратите внимание на картинки, представленные на экране (доброе общение, негативное общение) - Что изображено в первой группе рисунков? Во второй группе? - Что общего у этих ситуаций? (это общение) - Чем отличается эти два вида общения? - Какое общение будет приятней? - Какой вывод можно сделать? (общение бывает разным, но доброжелательное общение приятно и нам и окружающим) | Личностные Коммуникативные | Целеполагание и мотивация | - Предлагаю Вам посмотреть мультфильм. После просмотра вы поделитесь своими впечатлениями и расскажете о чем был сюжет мультфильма. (Просмотр на экране) МУЛЬТФИЛЬМ - О чем был мультфильм? - Кто был не прав? Кто поступил не красиво? - Что придумали маленькие звери? - Как они нашли выход из ситуации? - Чему учит этот мультфильм? (тому, что нужно быть вежливым и уметь договариваться)
СЛАЙД 4 - А теперь, послушайте стихотворения и предположите, о каких правилах пойдет речь на сегодняшнем уроке. (читают ученики) Здравствуйте! – ты скажешь человеку, Здравствуй! – улыбнётся он в ответ, И, наверно, не пойдёт в аптеку, И здоровым будет много лет. Рузанов Вова
За что мы говорим «спасибо»? За всё, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали, сколько раз. Дегаева Маша
Нам желают: «Доброго пути!» - Будет легче ехать и идти. Приведёт, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь. Илькаев Артём – Какова тема нашего урока? (Правила вежливости). СЛАЙД 5 - Действительно, сегодня на уроке будем говорить о вежливости и правилах поведения. - Давайте обозначим проблему нашего урока.
СЛАЙД 6 Проблема урока: несоблюдение правил вежливости. - Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
СЛАЙД 7 Задачи нашего урока 1.Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях; 2. Воспитывать вежливое и уважительное отношение к людям.
-А ещё вы познакомитесь с понятием «культура поведения». | Регулятивные Коммуникативные | «Открытие» нового знания
| СЛАЙД 8 Беседа. -Ребята, мы знаем слова «вежливость», «вежливый человек». - А вы когда-нибудь задумывались, что эти слова обозначают? - Поднимите руку, кто из вас может ответить на этот вопрос. - Что нам может помочь узнать об этом поточнее? (толковый словарь, или интернет). –Заглянём в толковый словарь. (лежит по 1 на 4 ч-ка). - Найдем слово «вежливость» или «вежливый». Прочитаем. – Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека. СЛАЙД 9 - А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»? Внимание на экран. - До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»: «ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации. «ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость». «ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное. –Подберите антоним к слову «вежливость». (Невежество) – Поднимите руку, кто считает себя вежливым. А кто невежей? Почему вы так думаете? –В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». СЛАЙД 10 помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.
СЛАЙД 11 Работа в группах (по 4 человека). –Ребята, теперь вы вспомнили вежливые слова. Но каждое из них должно быть употреблено в определённой ситуации. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У каждой группы на столе лежит конверт с вежливыми словами. Посовещайтесь и распределите эти слова по группам в зависимости от использования их в речи. -Не забывайте о правилах поведения в группе, давайте вместе их вспомним, посмотрите на экран. (Напомнить правила работы в группе)
СЛАЙД 12 (Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. Формы пожеланий: будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита. Формы прощания: до свидания, прощайте. Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры. Формы благодарности: благодарю, спасибо. Формы извинения: простите, извините.)
- Выполним проверку, прошу выйти по 1 представителю от группы к доске. (Каждый представитель зачитывает свою форму, проверка происходит с экраном, оцениваю ответы учеников, каждая группа получает отметки) СЛАЙД 13 | Познавательные | Физкульт- минутка | - Сейчас немножко отдохнем, встанем, проведем физминутку. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Давайте, играя, вспомним волшебные слова. (После физминутки дети не садятся) - Представьте, что вас заколдовал злой волшебник, который не любит вежливых детей. Но у меня есть волшебная палочка. Если я коснусь палочкой одного из вас, то вы начнет называть вежливые слова. Но только называйте 1 слово и старайтесь не повторяться. |
| Создание проблемы
Первичное закрепление | СЛАЙД 14 -Ребята, как вы считаете, человека, который знает волшебные слова, но не использует, можно назвать вежливым? (Нет, нужно ими пользоваться). –Давайте с вами продемонстрируем, настоящих воспитанных людей.
СЛАЙД 15 – Скажите, в каких случаях мы используем данные слова? | Коммуникативные Личностные | Включение в систему знаний и повторений | СЛАЙД 16 - Ребята, а вы знаете какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?
СЛАЙД 17 Помни: 1. Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном. 2. Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. 3. Не следует говорить слишком долго.
СЛАЙД 18 Работа по учебнику. - Прочитаем вслух текст «Волшебные поступки» на стр. 54 учебника. - Как вы объясните понятие «культура поведения»? - Культура поведения – это вежливые поступки. – А какие вежливые поступки совершали вы? Вежливые слова и вежливые поступки – это культура поведения. Культура поведения украшает человека, помогает людям общаться друг с другом.
| Коммуникативные Личностные Регулятивные | Рефлексия | -У вас на партах лежат две фигурки. Выберете одну фигуру, соответствующую вашему настроению. - Если вы уверены, что будете следовать правилам вежливости – солнышко, если вы не хотите быть вежливым человеком – молнию. - Покажите пожалуйста фигуру, которую выбрали. | Регулятивные | Подведение итогов
Домашнее задание
| СЛАЙД 19 - О чем мы говорили на уроке? - Что вы узнали? Чему научились? СЛАЙД 20 - Предлагаю вам дать клятву вежливости и стать вежливым и культурным человеком. (Ученики читают) Обещаю вежливым быть! Всегда спасибо говорить. Добрый день и до свидания, Нет лучше в мире звания. Обещаю добрым быть, А лень и грубость позабыть.
СЛАЙД 22 - Слова: «До свиданья!», «Спасибо!», «Простите», Пожалуйста», Здравствуйте»- Щедро дарите! Дарите прохожим, Друзьям и знакомым. В троллейбусе, в парке, В школе и дома. Слова эти очень и очень важны. Они человеку как воздух нужны. Без них невозможно на свете прожить. Слова эти надо с улыбкой дарить. -Ребята, я вам благодарна за активную работу на уроке, за уважение друг к другу, доброе отношение. Поблагодарите и вы своих товарищей за дружную хорошую работу.
-Домашнее задание. К следующему уроку выполнить в рабочей тетради задания на стр. 34-35, по желанию сделать словарик «волшебных слов». - А самое главное стараться всегда и везде соблюдать правила культурного поведения. - Урок окончен.
| Личностные |
|