Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа по окружающему миру ( УМК " Школа России" ) для 2 класса на 2022-2023 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_2_klass.docx | 324 КБ |
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ в редакции от 31.07.2020 г. ( с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020 г.);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г., 22.09.2011 г., 18.12.2012 г., 29.12.2014 г., 31.12.2015 г., 11.12.2020 г. );
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 г. №69 «О внесении изменений в ФГОС НОО, ООО и С (полного) ОО, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004 г. №1089;
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения , отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 ( СП 2.4.3648-20) и постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2
( СанПиН 1.2.3685-21);
- Устав образовательного учреждения;
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная к использованию Координационным советом при департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской федерации (протокол заседания от 24-25 июля 2010г. № 1)(реестр примерных программ, рег. №1);
- Учебный план МОБУ «Мухинская СОШ»;
- Положение о рабочей программе МОБУ «Мухинская СОШ».
- Авторская программа по окружающему миру 1-4 классы Плешакова А.А.( УМК «Школа России).
Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекта:
1. Учебник. Окружающий мир. 2 класс в 2-х частях. А.А. Плешаков , М.:«Просвещение»,2016 г.
2. Рабочая тетрадь. Окружающий мир. 2 класс в 2-х частях. А.А. Плешаков ,М .: «Просвещение», 2021 г.
Цели :
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Содержание программы представлено следующими разделами: планируемые результаты изучения учебного курса, содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование.
В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023 учебный год во 2 классе на изучение окружающего мира отводится 68 часов (из расчета 2 часа в неделю).
I.Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
--формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
-осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате изучения предмета «Окружающий мир» обучающийся
научится:
-распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;
-распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
-приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;
-характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем);
-характеризовать признаки времён года;
-объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.):
-находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде:
-понимать правила поведения в природе;
-называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
-называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
-называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
-называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах,
получит возможность научиться:
-различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных;
- распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, выполнять правила поведения в природе;
-различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью села, трудом людей под руководством учителя;
-выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
-использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
-рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного села;
-объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
-объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
-анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
-осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
II. Содержание учебного курса
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Проект «Родное село»
Проверочная работа № 1 по разделу.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсия « Осенние изменения в природе».
Практические работы: «Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека». «Знакомство с горными породами и минералами». «Свойства воды». «Распознавание деревьев, кустарников и трав». «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.» «Приемы ухода за комнатными растениями».
Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту».
Проверочная работа № 2 по разделу.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города, села. (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсия «Зимние изменения в природе».
Проверочная работа № 3 по разделу
Презентация проектов «Родное село», «Красная книга или Возьмем под защиту», «Профессии».
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: «Отработка правил перехода улицы».
Проверочная работа № 4 по разделу.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: «Отработка основных правил этикета».
Проверочная работа № 5 по разделу.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсия: «Весенние изменения в природе».
Практические работы: «Определение сторон горизонта по компасу», «Освоение основных приемов чтения карты».
Проверочная работа № 6 по разделу.
Презентация проектов :« Родословная», «Города России», «Страны мира».
Программой предусмотрено проведение:
- экскурсий - 3;
-практических работ-9;
-проектов – 6;
-проверочных работ-6.
III. Календарно-тематическое планирование
Календарно –тематическое планирование составлено на основе учебника «Окружающий мир»: для 2 класса нач. школы: в 2 ч. / Плешакова А.А. – М.: Просвещение, 2016 г.
п/п | Тема урока | Количест-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
Где мы живем (4 часа) | ||||
1. | Родная страна. | 1 | ||
2. | Город и село. Проект «Родное село». | 1 | ||
3. | Природа и рукотворный мир. | 1 | ||
4. | Проверочная работа № 1 по разделу «Где мы живём» | 1 | ||
Природа (20 часов) | ||||
5. | Неживая и живая природа. | 1 | ||
6. | Что такое погода? Входная контрольная работа. | 1 | ||
7. | Явления природы. Практическая работа № 1 «Измерение температуры». | 1 | ||
8. | В гости к осени. Экскурсия № 1 | 1 | ||
9. | В гости к осени. | 1 | ||
10. | Звёздное небо. Созвездие Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак. | 1 | ||
11. | Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами». | 1 | ||
12. | Про воздух… | 1 | ||
13. | …И про воду | 1 | ||
14. | Какие бывают растения. Практическая работа № 3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав». | 1 | ||
15. | Какие бывают животные. | 1 | ||
16. | Невидимые нити. | 1 | ||
17. | Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа № 4 « Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений». | 1 | ||
18. | Дикие и домашние животные. | 1 | ||
19. | Комнатные растения. Практическая работа № 5 « Отработка приёмов ухода за комнатными растениями». | 1 | ||
20. | Животные живого уголка. | 1 | ||
21. | Про кошек и собак. | 1 | ||
22. | Красная книга. | 1 | ||
23. | Будь природе другом . Проект « Красная книга, или Возьмем под защиту». | 1 | ||
24. | Проверочная работа № 2 по разделу «Природа». | 1 | ||
Жизнь города и села (10 часов) | ||||
25. | Что такое экономика. | 1 | ||
26. | Из чего все сделано. | 1 | ||
27. | Как построить дом. | 1 | ||
28. | Какой бывает транспорт | 1 | ||
29. | Культура и образование. | 1 | ||
30. | Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1 | ||
31. | В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 2 | 1 | ||
32. | В гости к зиме. | 1 | ||
33. | Проверочная работа № 3 по разделу « Жизнь города и села». | 1 | ||
34. | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга или Возьмем под защиту», «Профессии». | 1 | ||
Здоровье и безопасность ( 9 часов) | ||||
35. | Строение тела человека. | 1 | ||
36. | Если хочешь быть здоров. | 1 | ||
37. | Берегись автомобиля! | 1 | ||
38. | Школа пешехода. Практическая работа № 6 «Отработка правил перехода улиц». | 1 | ||
39. | Домашние опасности. | 1 | ||
40. | Пожар! | 1 | ||
41. | На воде и в лесу. | 1 | ||
42. | Опасные незнакомцы. | 1 | ||
43. | Проверочная работа № 4 по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 | ||
Общение (7 часов) | ||||
44. | Наша дружная семья. | 1 | ||
45. | Проект «Родословная». | 1 | ||
46. | В школе. | 1 | ||
47. | Правила вежливости. | 1 | ||
48. | Ты и твои друзья. Практическая работа № 7«Отработка основных правил этикета». | 1 | ||
49. | Мы- зрители и пассажиры. | 1 | ||
50. | Проверочная работа № 5 по разделу «Общение». | 1 | ||
Путешествия (18 часов) | ||||
51. | Посмотри вокруг. | 1 | ||
52-53. | Ориентирование на месте. Практическая работа № 8 «Определение сторон горизонта по компасу». | 2 | ||
54. | Формы земной поверхности. | 1 | ||
55. | Водные богатства. | 1 | ||
56. | В гости к весне. Экскурсия № 3 | 1 | ||
57. | В гости к весне. | 1 | ||
58. | Россия на карте. Практическая работа № 9 «Освоение основных приемов чтения карты». | 1 | ||
59. | Проект «Города России». | 1 | ||
60. | Путешествие по Москве. | 1 | ||
61. | Московский Кремль. | 1 | ||
62. | Город на Ниве. | 1 | ||
63. | Путешествие по планете. | 1 | ||
64. | Путешествие по материкам. | 1 | ||
65. | Страны мира. Проект «Страны мира». | 1 | ||
66. | Впереди лето. | 1 | ||
67. | Проверочная работа № 6 по разделу « Путешествия». | 1 | ||
68. | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 1 класс на 2012-2013 учебный год
Примерная рабочая программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Умные...
Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....
Рабочая программа по технологии . 4 класс. за 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа по технологии . 4 класс. за 2014-2015 учебный год....
Рабочая программа по технологии (1 класс) на 2015-2016 учебный год
В программе представлена пояснительная записка к рабочей программе по технологии (1 класс) и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по литературному чтению УМК Перспектива 2022-2023 уч г.
Рабочая программа по литературному чтению обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования...
Рабочая программа кружка подвижные игры "Юниор" на 2022-2023 учебный год возраст обучающихся: 8-9 лет срок реализации: 1год
Данная рабочая программа кружка подвижные игры "Юниор" на 2022-2023 учебный год разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и ориентирована на испол...
Программа воспитания для 2 класса на 2022-2023 учебный год
В помощь классному руководителю...