Природные зоны. Пустыня.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Разработка урока по теме "Природные зоны. Пустыня" (окружающий мир 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pustynya.docx | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Пустыни»
Цель: закрепить материал по теме «Зона степей», оценить уровень его усвоения; сформировать знания по новой теме «Пустыня».
Задачи: организовать учебно-поисковую деятельность по формированию представления о природной зоны пустыни, об особенностях климата и поверхности, её растительного и животного мира, формировать умения работать с географической картой, дополнительной литературой и делать логические умозаключения; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь, развивать наблюдательность, навыки выборочного чтения, обогащать словарный запас.
Предметный результат: представлять особенности неживой природы, растительного и животного мира изучаемой природной зоны, находить зону пустынь на карте природных зон России, пользоваться дополнительной литературы для добывания новых знаний,составлять самостоятельно цепи питания между обитателями зоны пустынь.
Регулятивные УУД: ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно, использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку, оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Личностные результаты: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления; формирование умения управлять своей познавательной деятельностью.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный,
Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование : карта природных зон России, карточки для индивидуальной работы, атласы, таблица по теме «Пустыни»,гербарий, компьютер, проектор.
Ход урока:
1. Организационный момент (поэтическая минутка). Мотивация к учебной деятельности.
Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали.
На стенах обледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит и всё немеет,
Только бы уснуть,
Ясный воздух сам робеет
На мороз вдохнуть.
2. Актуализация знаний
- А теперь давайте послушаем, какая же погода встретила нас с вами утром.(Дежурные рассказывают о погоде по плану)
План(на доске):
1. Наличие солнца.
2. Температура воздуха.
3. Сила ветра.
4. Облачность.
5. Осадки. Их виды.
6. Какие наблюдаются явления природы: туман, роса, иней, изморозь, дымка, град, гроза и др.
2. Систематизация и обобщение знаний(самостоятельная работа по карточкам).
Заполните таблицу.
Климат | Лесная зона | Степная зона |
Лето: продолжительность, средняя температура | ||
Зима: продолжительность, средняя температура | ||
Осадки |
(Задание рассчитано на слабых учеников, носит репродуктивный характер).
Заполнить таблицу, вписав вместо точек название ещё одного животного : стрелками установить соответствие.
Растения | Природные зоны | Животные |
Ковыль, тюльпан, ель, берёза, сосна, мхи, лишайники, карликовая ива | Арктика Тундра Леса Степь | Суслик, ... Соболь, ... Песец, ... |
Заполнить таблицу, установить стрелками соответствие.
1. Олень, глухарь, медведь. 2. Песец, белая куропатка 3. Заяц, ..., ... 4. Волк, ..., ... | животные тундры животные леса хищники растительноядные животные |
5. Приспособленность животных тундры | 1) ... 2) ... 3) ... |
(Задания рассчитаны на детей среднего и высокого уровня, носят репродуктивный характер).
3. Самоопределение к деятельности.
У. Продолжаем путешествие по природным зонам России. Вы, конечно, уже догадались, природу какой зоны мы будем сегодня изучать.
Солнечный, жаркий
Жёлтый поток
Льётся в пустыне
На жёлтый песок.
В воздухе жёлтом и
плотном, как мёд.
Жёлтая птица
неслышно плывёт.
Д. Пустыня - это голубое и жёлтое. Жёлтое - песок под ногами,голубое-это небо.
У. Природу пустыни мы будем изучать по плану:
1. Границы зоны пустынь.
2. Поверхность земли в пустыне.
3. Погода.
4. Реки.
5. Растения пустыни.
6. Животные пустыни.
Для этого вы поделитесь на группы и, используя материал учебника и дополнительный материал, каждая группа представить своё сообщение по заданному пункту плана.
4. Работа в парах
Дополнительный материал.
Пустыни на карте обозначены жёлтым цветом. В России пустыни занимают небольшую площадь- по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены, в основном в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору. Северная граница пустыни совпадает с южной границей степей; на западе проходит побережье Каспийского моря, на юге - по предгорьям Копетдага, Памира, Тянь -Шаня , на востоке доходит до гор Алтая.
У. Подумайте, каким цветом обозначена пустыня на карте природных зон. Попробуйте определить её границы(работа по карте проводится с помощью учителя).
Между Каспийским морем и рекой Амударья находится пустыня Каракумы - «чёрные пески». Это песчаная пустыня, её поверхность холмистая. Часто встречаются холмы от 3 до 8 метров., они называются барханы. Образуются барханы при действии песков под воздействием ветра. Одна сторона их пологая, другая - крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая деревья, кустарники, колодцы. Но растения, оказавшись под песком, выпускают новые корни и продолжают расти. Поэтому движение барханов можно остановить, если посадить много деревьев.
Между Каспийским и Аральским морями расположена глинистая пустыня, её поверхность, в основном, ровная. Намокшая от зимних и весенних дождей, летом глина от жары растрескается на отдельные плитки, которые настолько тверды, что не ломаются такого крупного животного, как верблюд. и в песчаной, и в глинистой пустынях встречаются участки почвы, их называют солончаками. На карте они показываются белыми пятнами.
Лето в пустыне продолжается 5 месяцев, оно безоблачное и жаркое. Средняя температура + 30 градусов, местами жара доходит до +40,+50 градусов в тени. Воздух был очень сух и при отсутствии облачности днём быстро прогревается, а ночью так же быстро охлаждается. В результате поверхность земли днём накаляется до + 70...+80 градусов (в раскалённом песке можно испечь яйцо), однако прогревается только верхний слой земли. В глубине температура почвы + 10...+20 градусов. Ночи в пустыне прохладные. Часто за лето не выпадает ни капли дождя, он испаряется, не долетев до земли. Здесь нередки суховеи, которые влекут за собой длительную засуху и пересыхание мелких рек; сильные сухие ветры несут много пыли.
Зима по сравнению с летом суровая, длится она 2-3 месяца. Средняя зимняя температура в пустыне -12 градусов. В отдельные годы наблюдались морозы до -30 градусов. Снеговой покров невелик; его максимальная высота в феврале в полупустыне не превышает 10 см.
У. Вы, конечно, помните, что все реки имеют начало (исток), приток и устье. Через пустыни протекают крупные реки , которые берут начало в горах Тянь -Шаня, Памира. Найдите по атласу реки Амударья, Сырдарья. Есть в пустыне и реки, которые никуда не впадают. У них нет устья, так как они теряются в песках. Как вы думаете: какие особенности у всех рек пустыни?
Д. У них нет притоков.
Только рано весной пустыня(как и степь) покрыта яркими, цветущими растениями, так как в это время года повышается уровень воды в реках за счёт осадков, таяния снега и ледников в горах. Пока не исчезла весенняя влага и не наступила сильная жара, цветут тюльпаны, ирисы, маки, везде ковёр из злаков и осоки. Но не пройдёт и месяца, как пустыня примет унылый вид .Вот поэтому растения в пустыне и не образуют сплошного покрова. Они растут пучками, редкими кустиками, между которыми видна растрескавшаяся глина или песок. Летом в пустыне можно встретить только растения , способные переносить длительную засуху.
У. В степи, как вы знаете, можно видеть сплошной ковёр травянистых растений. А как растут травы и деревья в пустыне? Почему они встречаются редко?
Д. Мало влаги.
У. За счёт чего эти деревья живут?
Д. За счёт приспособляемости растений : их корни глубоко уходят в землю, так как только в глубинных слоях почвы могут найти влагу. Листья этих растений мелкие, что уменьшает испарение влаги с их поверхности; у отдельных видов вместо листьев - колючки.
У. Редко в пустыне встречаются деревья, например, саксаул. Что интересного, необычного узнали вы про это дерево?
Саксаул- дерево пустыни. Ствол у него крепкий, как кость, и тяжёлый, как камень. Сучья крученные-перекрученные. А вместо листьев - длинные, тонкие, как вязальные спицы, зелёные веточки, которые свешиваются вниз. Крона у саксаула массивная, но прозрачная.
В марте, в период цветения, деревца стоят, обсыпанные, и будто пшеном, жёлтыми мелкими цветками. Но с наступлением холодов сочные зелёные веточки опадают и саксаул обнажается. Местами саксаул образует заросли, но они не похожи на настоящие леса. Деревья низкие, не более 4-5 м высотой, стоят далеко друг от друга.
Саксаул не боится солёных грунтовых вод, хорошо переносят засуху, так как лишён листьев и поэтому испаряют мало влаги. Его древесина прочная и плотная. Осенью у него созревают плоды, которые ветер разносит по пустыне. Попав в почву, они на 2-3 дня прорастают. Тоненький зелёный хвостик сеянца растёт очень медленно, зато корешок за осень вытягивается на целый мет.
В пустыне встречается также песчаная акация - небольшое дерево с крохотными листьями. Очень ценны такие растения пустыни , как злаки - сепин, травы -верблюжья колючка, песчаная полынь. Особо следует сказать о верблюжьей колючке: она всё лето, даже в самый сильный зной, ярко-зелёная. Её корни проникают на глубину почти 20 м и оттуда добывают воду.
Все эти растения закрепляют, останавливают пески. Чрезмерный выпас скота, массовая вырубка саксаула приводят к разрушению растительного покрова. Голый, ничем не скреплённый песок под влиянием ветра становится подвижным. Барханы начинают перемещаться. При урагане огромные массы песка поднимаются в воздух :так возникает песчаная буря. Подвижные пески - страшная сила. В истории известны случаи, когда целые города в пустыне заносились песками .Но в пустыне есть и оазисы. Это участки пустынь и полупустынь вблизи водоёмов с богатой растительностью и животным миром.
У. Рассмотрите животных, обитающих в пустыне. Можно ли по внешним признакам догадаться, в какой природной зоне они обитают? Подумайте, чем питается каждое животное?
Д. Ответы детей.
У. Отгадайте загадку:
-Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке,
По колючкам босиком
Кто идёт с горбом-мешком?
Д. Верблюд
Предлагаю вместе составить рассказ о верблюде, используя план.
План:
1. Внешний вид.
2. Повадки.
3. Питание.
4. Польза.
У. А теперь давайте вспомним всё, о чем мы сейчас с вами рассказывали о пустыне. (Просмотр презентации)
5. Рефлексия
-Вот и закончилось наше путешествие по пустыне. Мы у себя дома, а пустыня всё так же далеко, где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих исследователей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель обучения на основе итоговых планируемых результатов на примере урока окружающего мира по теме «Природные зоны. Пустыни».
В данной работе разработана модель обучения на основе планируемых результатов....
Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Пустыни ».
Конспект для использования на уроках окружающего мира в 4 классе...
4 класс. Интерактивный тест «Природные зоны.Пустыни», А.А.Плешаков
Интерактивный тест составлен из 10 вопросов, рассчитан на 10 минут. На 1 – 2, 4 - 10 вопросы нужно давать 1 правильный ответ, на третий вопрос – три ответа. До того, как нажать кнопку «ответ готов», м...
тест -природная зона -пустыня
природная зона -пустыня...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны. Пустыня"
Тема: Природные зоны. Пустыня.Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь; познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями , растениями и животным ...
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны. Пустыня"
Тема: Природные зоны. Пустыня.Цели: сформировать у уч-ся представление о природной зоне пустынь;ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями , растениями и животным миром, дея...
Открытый урок окружающего мира 4 класс Природная зона. Пустыня.
Открытый урок окружающего мира 4 класс по программе Школа России....