Конспект урока по окружающему миру "Из книжной сокровищницы Древней Руси"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Шибанова Ольга Сергеевна

Цель: формировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_iz_knizhnoy_sokrovishchnitsy_drevney_rusi.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Цель: формировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Какой раздел начали изучать? (история Древней Руси). Много говорили о городах Др.Руси, о князьях, о жизни древних славян. Продолжим изучение истории Др.Руси.

- Тему нашего урока мы определим, проанализировав ситуации.

Ситуация 1:

  • В древности состав сбора трав, из которых готовили целебные отвары, передавали из уст в уста. Но бывало, что целебный отвар мог стать ядом и принести людям не выздоровление, а смерть.

- Как вы думаете, почему могли происходить такие случаи? (Вспомните игру «Испорченный телефон»)

- Как можно было избежать такой ситуации? (Записать состав сбора или рецепт отвара)

Ситуация 2:

  • Однажды молодой князь получил от своего отца через иностранного купца предметное письмо: стрелу, мешочек с землёй, след, вырезанный из кожи. Сын понял послание отца так: «Вскоре надо ждать отца в гости, так как след его уже простыл на родной земле, и он стрелой мчится ко мне».

Долго ждал сын отца в гости, а отец тем временем ждал сына. Ведь своим посланием князь просил о помощи: «Выручай. Враги топчут нашу родную землю, а их стрел так много, что они и землю затмили собою».

-Как вы считаете, удобным ли было предметное письмо? (Предметное письмо было несовершенным, так как каждый трактовал его по-своему.)

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О возникновении письменности, а значит и о рукописных книгах)

3. Постановка цели и задач урока

- Итак, назовите тему нашего урока. (Возникновение письменности и рукописные книги Древней Руси).

- Чтобы определить цель и задачи урока, преобразуйте повествовательные предложения в вопросительные:

  • Славянскую письменность создали… и ….

Кто создал славянскую письменность?

  • На Руси писали на … и …, используя при этом … и ….

На чём и чем писали в Древней Руси?

  • Рукописные книги были…, …, ….

Какими были рукописные книги?

4. Проверка ранее изученного материала.

Блиц-опрос (ответы должны быть краткие, чёткие и точные)

-Какое слово произошло от слов «городить, огораживать»? (Город)

-Центр древнерусского города назывался… (Кремль)

-На берегах какой реки расположился Великий Новгород? (Волхов)

-Как назывался стольный град великих князей? (Киев)

-Как назывались заостренные палочки для письма на бересте? (Писало)

-Березовая кора, которую использовали для письма. (Береста)

-Что нашли археологи в Древнем Новгороде? (берестяные грамоты)

5. Работа над темой урока.

- На берегу тёплого моря стоит город Солунь (Салоники.) Здесь кончалась Византия, дальше шли необъятные земли славян, наших предков. Многие жители Солуни тоже были славянами.

Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошёл в школу младший.

В это время мимо проходил школьный учитель. Он услышал разговор братьев.
- Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамена – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!
- Нет, можно! – заявил младший брат. Вот я вырасту и придумаю славянские буквы.

Прошли годы. Младший брат учился очень примерно и скоро
стал самым лучшим учеником во всей школе. Его послали дальше, в столицу Византии,
город Константинополь. Но и там, при дворе императора, он не забывал о своей мечте – создать азбуку славян.

Младшего брата звали Кирилл, а старшего – Мифодий.

Букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку – глаголицу для перевода богослужебных книг. Глаголица состояла из 40 букв. Буквы глаголицы были сложными и трудными в написании.

Позднее азбуку упростили и назвали Кириллицей, названной в честь Константина (Кирилла) – Кириллица. Каждая буква в славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: "добро", "земля", "люди". А почему кириллица получила название «азбука»? (по названию двух первых букв) 

В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти.

6.Самостоятельная работа с текстом учебника (последний абзац).

- Что такое летопись?

- Как велись записи в летописи?

- Как называется самая известная летопись?

- Кто написал первую летопись?

- О чём рассказывается в первой летописи?

Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина».

- Книги переписывались в основном в монастырях. В монастырской книжной мастерской царила строгая дисциплина. За ослушание или небрежность наказывали – сажали на сухой паёк.

(звучит аудиозапись «Монолог Пимена» из оперы Мусоргского «Борис Годунов».)

- Представьте себе в четырёх глухих стенах сидит монах. Перед ним свеча. Что он делает? (Пишет летопись)

В конце 11 века – начале 12 века в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись – «Повесть временных лет».

О содержании своего труда сам Нестор писал так:

«Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть»

– Как вы думаете, о чём хотел сказать Нестор?

(перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство»?)

- Как вы думаете, на чём писали писцы, если бумаги на Руси ещё не было?

Самостоятельная работа с текстом учебника (2 часть)

- Составьте 3 вопроса для своих одноклассников.

7. Работа в парах. Задайте свои вопросы соседу по парте.

Ученики отвечают на вопросы по тексту:

  1. Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? (Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики)

Что такое пергамент? (Лучший пергамент получался из тонкой кожи телят. Её очищали, промывали, натягивали на рамки, посыпали мелом и чистили пемзой. Выделанную кожу разрезали на прямоугольники и сшивали по 8 листов. Сшитые листы собирали в книгу. На одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо!)

  1. Какие чернила использовали для письма? (Черные или коричневые)
  2. Что такое киноварь? (Краска оранжево-красного цвета)
  3. Какого цвета краска охра? (Краска желтого цвета)
  4. Чем писали книги? (Писали книги обычно гусиными перьями и чернилами. Лебедиными или павлиньими перьями писал только царь. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для руки писца. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик срезали наискосок, расщепляли и затачивали перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте)
  5. Какими были книги в Древней Руси? (пересказ двух последних абзацев)
  6. Почему книги назывались рукописными?

- Первую заглавную букву – «ИНИЦИАЛ» – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом. Для украшения рукописей использовали краски – киноварь и охра. Киноварь – это краска оранжево-красного цвета. С тех пор появилось выражение «Красная строка».

- Так как книга стоила очень дорого, её берегли. Защищал книгу от повреждения переплёт из досок, обтянутый кожей и застёжки на боковом срезе.

- Часто переплёт украшали золотом или серебром, драгоценными камнями. Такие металлические переплёты называют окладами.

8. Работа в тетради на печатной основе.

9. Итог урока.

- Чтобы определить цель и задачи урока, преобразуйте повествовательные предложения в вопросительные:

  • Славянскую письменность создали… и ….

Кто создал славянскую письменность?

  • На Руси писали на … и …, используя при этом … и ….

На чём и чем писали в Древней Руси?

  • Рукописные книги были…, …, ….

Какими были рукописные книги?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

В ходе данного урока учащиеся смогут сформировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси...

Конспект урока окружающего мира «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Во времена Древней Руси", 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФРОС НОО....

Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Из книжной сокровищницы Древней Руси", 4 класс, УМК Школа России.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси....

Конспект урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси».

ЦелидеятельностиучителяСоздать условия для ознакомления учащихся с историей появления письменности на Руси; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлени...