Конспект урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цели | Создать условия для ознакомления учащихся с историей появления письменности на Руси; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о возникновении славянской азбуки; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной |
методы и формы | объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; иллюстрации с изображением букв славянской азбуки и древних рукописных книг |
Основные | Летопись, Кирилл, Мефодий, глаголица, кириллица, азбука |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока «Из книжной сокровищницы Древней Руси». | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окр. миру
«Из книжной сокровищницы Древней Руси».
Цель: формировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси.
Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать единство с окружающим миром.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, на доске деформированные предложения, карточки для индивидуальной работы, тексты для работы в группах.
Ход урока
- Организационный момент
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим
II. Актуализация опорных знаний
1. Индивидуальное задание на карточке
Карточка 1
Расскажите, что такое кремль.
Карточка 2
В чем важность открытия берестяных грамот?
Карточка 3
Какие сооружения украшали древний Киев?
2. Фронтальный опрос
- От каких слов произошло слово «город»? (Городить, огораживать.)
— Что из себя представляли первые города? (Поселки-крепости.)
— С какой целью города были огорожены стенами? (Такие огороженные поселки — надежное убежище при нападении врагов.)
— Как назывался центр русского города? (Кремль.)
— Что располагалось внутри кремля? (Княжеский дворец, дома знати, главная городская церковь.)
— Как назывался стольный град великих князей? (Киев.)
— При каком князе в Киеве появились замечательные архитектурные постройки? (При Ярославе Мудром.)
— Назовите эти сооружения. (Золотые ворота, Софийский собор, храмы, каменные дворцы, деревянные терема с затейлив вой резьбой.)
— На берегах какой реки расположился город Новгород? (Волхов.)
— А у какого озера он стоит? (Ильмень-озера.)
— Каково было местоположение этого города? (На оживленном торговом пути.)
— Кто жил в Новгороде? (Бояре, купцы, ремесленники.)
— Что нашли археологи? (Мостовые, берестяные грамоты.)
— Как назывались заостренные палочки для письма на бересте? (Писала.)
3. Работа в парах
— Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 1, 2 нас. 17 рабочей тетради. Какое название иллюстрации придумали?
III. Самоопределение к деятельности
Итак, мы узнали, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели писать и читать. И сегодня мы на уроке подробно поговорим о письменности на Руси.
— Цели этого урока вы определите, восстановив предложения. Слайд 3
(Кто на Руси создал славянскую письменность? На чем и чем писали на Руси?)
письменность Кто Руси славянскую на создал?
на чем Руси На писали и чем?
Наша с вами задача — найти ответы на поставленные вопросы.
IV. Открытие нового знания
1. Работа в группах
— Кто создал на Руси славянскую письменность? Ответ вы найдете, прочитав текст.
(Ученики работают с текстом.)слайд № 4
Однажды византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему: «Обратились ко мне славяне с просьбой прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка».
Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали ее в честь Кирилла кириллицей.
— Чем отличаются буквы и звуки? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.)
— Кто и с какой просьбой обратился к византийскому императору?
— Кто создал первую славянскую азбуку? (Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита.)
— Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? (Старший брат Мефодий.)
(См. дополнительный материал к уроку.)
2. Работа по учебнику
— Прочитайте два абзаца на с. 56 учебника. Сформулируйте свои вопросы по прочитанному тексту.
Гимнастика для глаз
Сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.
(Ученики работают самостоятельно. Задают вопросы в виде игры «Ты — мне, я — тебе».)
— Что такое летопись? (Летопись — описание событий по годам.)
Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето ... не бысть ничего», «В лето ... бысть тишина».слайд 15 В конце XI в. — начале XII в. в Киево-Печерском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись «Повесть временных лет». О содержании своего труда сам Нестор писал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть».
— Как вы думаете, о чем хотел сказать Нестор? (Перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство».)
3. Работа в парах
— Сейчас найдем ответ на второй вопрос: «На чем и чем писали на Руси?» Для этого самостоятельно прочитайте статью на с. 56-57 учебника и найдете ответы на следующие вопросы.
Вопросы
• Кто трудился над созданием книг в Древней Руси? (Переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики.)
• Какие чернила использовали для письма? (Черные или коричневые.)
• Что такое киноварь? (Краска оранжево-красного цвета.)
• Какого цвета краска охра? (Желтого.)
• Какими были книги в Древней Руси?
• На чем писали в Древней Руси? (На бересте и пергамене.)
• Что такое пергамен? (Материал из телячьей кожи.)
• Чем писали в Древней Руси? (Перьями и писалами.)
V. Физкультминутка
Давным-давно жил царь
Горох и делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.
VI. Работа по новой теме
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Прочитайте отрывок из древнего повествования, выполняя задание 1 нас. 19. Найдите слова, которыми историки называют эту летопись. («Повесть временных лет».)
— Кто написал эту повесть? (Нестор, монах Киево-Печерского монастыря.)
— Назовите фамилию изобретателя книгопечатания. (Гутенберг.)
— Как называется запись из года в год? (Летопись.)
— Подберите синоним к слову «букварь». (Азбука.)
— Как называют краску желтого цвета? (Охра.)
— Как называется буква в типографском наборе? (Литера.)
— Как называется знак древнеегипетского письма? (Иероглиф.)
— Назовите столицу Византии. (Царьград.)
— Если буквы расположить по порядку, что получится? (Алфавит.)
— Запишите все ответы, выполняя задание 2 на с. 19. Какое слово получилось из первых букв этих слов? (Глаголица.)
2. Викторина
1. Что такое летопись? (Записи о важнейших событиях.)
2. Где и кем велись эти записи? (При княжеских дворцах, в монастырях монахами.)
3. Назовите самую известную летопись Древней Руси. («Повесть временных лет».)
4. Кто написал ее? (Монах Киево-Печерского монастыря Нестор.)
5. О чем рассказывал он? (О восточнославянских племенах, нашествиях кочевников, первых русских князьях.)
6. Как называют эту летопись историки? (Повестью о начале Руси.)
7. Как дошли до нас древние рукописи? (В виде отдельных листов или книг.)
8. Кто трудился над созданием рукописной книги? (Несколько мастеров: переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики.)
9. Что использовали в качестве материала для письма до XIV в.? (Пергамен.)
10. Что такое пергамен? (Писчий материал из телячьей кожи.)
11. Почему его очень ценили? (Потому что он дорого стоил. Ненужные записи соскабливали и снова писали на очищенном месте.)
12. Чем писали? (Коричневыми или черными чернилами.)
13. Что использовали для украшения рукописей? (Краски: киноварь оранжево-красного цвета и охру желтого цвета.)
14. Какие орудия для письма использовали? (Очищенные птичьи перья, чаще гусиные.)
15. Как украшали книги? (Орнаментом, изящными миниатюрами, начальная буква превращалась в настоящее произведение искусства.)
16. Что служило обложкой книги? (Переплет делали из досок и обтягивали кожей или тканью. Переплеты дорогих книг были отделаны золотом и драгоценными камнями.)
17. С какой целью приделывали застежки — ремешки с петлями? (Чтобы листы книг не скручивались.)
18. Всем ли были доступны эти книги? (Нет, они были очень дороги.)
(Обсуждение вопросов рубрики «Обсудим!» на с. 57—58 учебника. Учащиеся высказывают свои мнения.)
3. Работа с CD
(Просмотр презентации во время урока.)
VII. Подведение итогов урока
— Давайте вспомним, на какие вопросы мы должны были получить ответы во время урока. Ответили на них?
— Прочитайте предложения, вставляя пропущенные слова, используя знания, полученные на уроке.
Славянскую письменность создали ... и .... (Славянскую письменность создали Кирилл и Мефодий.)
На Руси писали на... и ..., используя для этого... и .... (На Руси писали на бересте и пергамене, используя для этого писало и перья.)
VIII. Рефлексия
— Понравился ли вам урок? Что интересного, что нового вы узнали?
— Где можно применить новые знания?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Кого можно поблагодарить за урок?
(Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 55—58 учебника.
2. Выполнить задание 3 на с. 19 рабочей тетради.
3. Для любознательных: подготовить сообщение на тему «Как рождается книга в наши дни».
Дополнительный материал
В древности человек для того, чтобы написать какое-либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление, показывая, например, воду в виде зигзагообразных или волнистых линий, а горы — в виде двух гор, между которыми пролегала долина или ущелье. Такие упрощенные рисунки называются идеограммами.
Из простейших рисунков и узоров возникли египетская, древнеиндийская, шумерская, древнекитайская системы письма, где каждый знак (иероглиф) обозначал целое слово.
Финикийцы создали алфавит, в котором каждый знак обозначал лишь один определенный слог. Начиная с IX в. до н. э. финикийский алфавит стал быстро распространяться во многих странах.
Историк Геродот писал, что древние греки научились письму от финикийцев. И действительно, даже сами названия греческих букв — это финикийские слова. Например, название буквы «альфа» происходит от финикийского слова «алеф» — бык (первоначальная форма этой буквы напоминала голову быка). Название греческой буквы «бета» произошло от финикийского слова «бет» — дом (первоначально эта буква была упрощенным рисунком плана дома). Само слово «алфавит», по существу сочетание финикийских слов «алеф» и «бет». Буквы в финикийском алфавите располагались в определенном порядке. Этот порядок был заимствован и греками.
Финикийский алфавит был родоначальником не только греческого, но и арабского, древнееврейского и других алфавитов. Он удобнее любых иероглифов. Но греческий алфавит еще совершеннее. В нем знаками были обозначены уже не слоги, а буквы. Он лег в основу латинского алфавита, а тот, в свою очередь, — всех западноевропейских.
От греческого алфавита произошел и церковнославянский, составленный братьями Кириллом и Мефодием, — кириллица. При Петре I церковнославянский алфавит был упрощен, появился более легкий для чтения его гражданский вариант, которым с небольшими изменениями пользуются в России и сейчас.
Почему славянская азбука называется кириллицей
В 1992 г. в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. Чем же Кирилл и Мефодий заслужили такую честь? Почему уже второе тысячелетие помнят о них народы?
Братья Кирилл и Мефодий были родом из македонского города Салуни (сейчас Салоники). Кирилл (его еще называют Константином) изучал богословие (религиозное учение) и преподавал философию. Он владел несколькими языками. Мефодий был правителем одной из славянских областей Восточной Римской империи. Он поддерживал все Добрые начинания брата.
После принятия христианства славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать всех особенностей славянской речи. Вот Кирилл и решил составить славянскую азбуку. В ней было 38 букв. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность — азбуку, которая называется кириллицей в память о ее создателе.
На чем и как писали
Острой палочкой на белой бересте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском, и даже на медных листах писали люди в древности.
Есть такое растение — папирус. Вдвое выше человека, и ствол в руку толщиной. Растет оно в Африке, по берегам рек и болот. У него сладкий сок. Из коры его делали сандалии, из волокна — ткани. Из связанных стволов строили большие корабли. Но больше всего прославился папирус не сладким соком, не кораблями. Славен он тем, что на нем писали первые книги. Было это свыше 6 тыс. лет назад.
Сердцевину тростника-папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга под пресс, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. А потом листы папируса склеивали в длинный-предлинный свиток. Так и появились книги — свитки.
Там, где не было зарослей папируса, научились писать на пергамс не. Пергамен делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась желтой или белой. На пергамене писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать никто бы не решился. Несколько пергаменных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы, а иногда и не один год.
Книга
Еще в древности у человека появилась потребность передать свои опыт, знания последующим поколения. Устно можно поведать о своих деяниях только детям и внукам. А как сделать слово вечным?
Несколько тысячелетий назад появилась письменность. Графическими значками изображали звуки, слоги и даже целые слова. На чем их записать и как сохранить? Возникло несколько решений.
В Средние века книги писали от руки на листах пергамена, соединенных в тетради. Чтобы листы не коробились, тетради сшивали вместе и заключали в деревянные крышки, обтянутые кожей или материей. Так возникла та форма книги, к которой мы привыкли. С XIII в. основным писчим материалом в Европе становится бумага.
Рукописная книга, украшенная рисунками, стоила очень дорого. Наконец в XV в. было изобретено книгопечатание.
В одной из самых больших библиотек мира — Российской государственной библиотеке в Москве — хранятся миллионы книг. В отделе редких книг собраны самые ценные. Особенно бережно хранятся первые печатные книги — инкунабулы — книги «колыбельного периода» книгопечатания.
Некоторые редкие книги — это громадные тома, высотой более полутора метров, их в одиночку, пожалуй, и не поднимешь. Есть книги - малютки: некоторые не больше спичечной коробки, а есть и с почтовую марку. Хранятся там и книги, напечатанные на коже, на тонких листах пробки, вытканные на шелке, книги-игрушки в виде консервной банки, собачки.
В наше время есть и другие источники информации: кино, телевидение. Но только книга способна развить воображение. Читаете вы, например, волшебную сказку, далеко не к каждой странице есть иллюстрация. Это и не нужно. Остальные картины вам дорисует ваше собственное воображение. В наш технический век книга остается верным другом и помощником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
В ходе данного урока учащиеся смогут сформировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси...
Конспект урока окружающего мира «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)
Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Из книжной сокровищницы Древней Руси» 4 класс...
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс: Из книжной сокровищницы Древней Руси
УМК "Школа России"...
Урок окружающего мира "Из книжной сокровищницы Древней Руси».
Цель: -формировать представление о возникновении славянской азбуки,о появлении письменности на Руси;Задачи:-формирование учебно-познавательных компетенций: дать представле...
Урок окружающего мира " Из книжной сокровищницы древней Руси".
Урок окружающего мира " Из книжной сокровищницы древней Руси"....
Конспект урока окружающего мира. Тема: "Из книжной сокровищницы Древней Руси", 4 класс, УМК Школа России.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси....
Конспект урока по окружающему миру "Из книжной сокровищницы Древней Руси"
УМК "Школа России", 4 класс...