Новейшее время: история продолжается сегодня
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

интегрированный урок ОРКСЭ и окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №48 г. Нижнеудинск»,

Иркутская область

Учитель: Горбунова Лилия Евгеньевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

Предметные области: окружающий мир, ОРКСЭ

Класс: 4

Учебники (УМК Школа России):

Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс, ч.2;

Беглов А.Л. и др. Основы мировых религиозных культур. 4 класс

Тема урока: «Новейшее время: история продолжается сегодня»

Тип урока: интегрированный, комбинированный

Цель урока: формирование у учащихся способности к овладению различными способами действий с информацией

Задачи урока:

- создать условия для ознакомления учащихся с главными событиями ХХ века, знаменитыми людьми той эпохи, выдающимися открытиями

- способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и ее анализа

- формировать умение соотносить сведения, полученные в разных областях знаний и формулировать выводы

Планируемые результаты

Личностные

- проявлять учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

- поддерживать гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального мирового сообщества

- проявлять этическое отношение к Отечеству, его историко-культурному наследию с точки зрения традиционных религий и светской этики

Метапредметные

- осуществлять поиск информации в доступных источниках, интерпретировать, преобразовывать и анализировать полученную информацию

- оценивать достоверность найденной информации, отсортировывать и организовывать ее

- представлять информацию слушателям, формулировать понятные для других высказывания, пояснять свою точку зрения

- осознавать, что использование навыков информационной грамотности в процессе решения учебной задачи, можно распространить на все сферы жизни человека

Предметные

- получить представление о продолжительности эпохи Новейшего времени, её незавершенности

- понимать роль научных и географических открытий в развитии человечества

- иметь представление о трудностях и опасностях данного исторического периода

- понимать роль мировых религиозных культур для развития человечества

Оборудование и материалы:

- «лента времени»: демонстрационный вариант

- иллюстрации (событиях и знаменитые люди ХХ века)

- иллюстрации (священные книги, священные сооружения, молитвы, заповеди, произведения искусства религиозного содержания)

- глобус

- фрагмент обучающего видео https://resh.edu.ru/subject/lesson/4600/main/159449/ 

- компьютер, экран, проектор, магнитная доска

- расходные материалы: полоски цветной бумаги для моделирования «ленты времени», клей

- программы: сервис для считывания QR-кодов

- справочные материалы о ценностях мировых религий, закодированные QR-кодами (музыкальный фрагмент, изображение иконы и пр.)

Ход урока

        

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Ресурсы

Организационный момент

Приветствует детей, присутствующих гостей

Приветствуют учителя, присутствующих гостей, занимают места за столами

Актуализация знаний, постановка цели

Предлагает решить кроссворд по теме прошлого урока, повторить основные факты эпохи Нового времени

Решают кроссворд, вспоминают исторические события

Кроссворд на тему

«Новое время»

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Flearningapps.org%2Fdisplay%3Fv%3Dpdjia0pnn23&4&0

Посмотрите на запись на доске:

Религии мира, всемирная история, новейшее время

Как вы понимаете каждый заголовок?

Как связаны эти понятия?

Вспомните, что такое материальный мир, духовный мир?

Да, действительно, новейшее время – это часть всемирной истории и, возможно, что и в этот период времени история и религия идут рука об руку и отражают материальную и духовную стороны жизни человечества

Высказывают предположения

Сегодня мы изучим еще одну историческую эпоху, определим ее временные границы, узнаем, какие события наполнили это время

Определите, пожалуйста, какие шаги для этого надо сделать?

Слова на доске вам помогут:

Познакомиться, объяснить, понять

Принимают задачу урока, пытаются сформулировать цель для себя

Изучение нового материала

Откройте рабочие тетради, запишите тему урока

Записывают тему

Новейшее время

Работа с лентой времени

Откройте учебник с.28 прочитайте первый абзац

Определите начало эпохи новейшего времени

Сколько лет длится эта эпоха? Закончилась ли она?

Читают, находят информацию

Начало ХХ века

Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник, ч.2 – М.: Просвещение, 2018.

Моделирование ленты времени в тетрадях

(продолжают начатое на прошлых уроках)

Какой длины полоску выберем?

Приклейте полоску, подпишите название эпохи

Приклеивают полоску, подписывают название эпохи

Просмотр видео

Посмотрите фрагмент обучающего видео, сделайте пометки о том, что вам показалось важным или интересным

Дополняем ленту времени историческими фактами, событиями 

Открытие Северного полюса 1909 г.

Открытие Южного полюса 1911 г.

Появилось много государств

Изобретения

Медицина

Полет в космос 1961 г.

Мобильная связь и интернет

Первая мировая война

Вторая мировая война

Создание ООН

Видео с 5.18 мин по 9.02http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fresh.edu.ru%2Fsubject%2Flesson%2F4600%2Fmain%2F159449%2F&4&0

Итак, нам нужно дополнить нашу ленту времени фактами и событиями изучаемой исторической эпохи

Откройте учебник, просмотрите содержание текста, соотнесите со своими пометками и сформулируйте событие или факт

Физминутка

Производственная гимнастика

В ХХ веке в СССР много внимания уделялось здоровью людей и на работе люди делали перерывы для разминки. Называлось это – производственная гимнастика. Приглашаю вас выполнить ее сейчас вместе с нами

Выполняют движения под музыку

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fdisk.yandex.ru%2Fi%2F5rHap-UrBnWseA&4&0

Систематизация полученных знаний

Новейшее время – время великих достижений, материальный мир изменился до неузнаваемости. А что с духовной стороной жизни?

Что стали люди осознавать в наше время?

Обобщают изученное, делают промежуточный вывод

Важно сохранить нашу планету и все живое на ней

Давайте вернемся к нашим рассуждениям в начале урока и обратимся к религиозным культурам. Скажите, будет ли религия как отражение духовной стороны жизни сопровождать  людей и в дальнейшем?

Предлагаю вам собрать виртуальную «Сокровищницу мира», в которую положить то, что, на ваш взгляд, поможет людям наполнить духовный мир будущего, будет напоминать о самом важном для них

Осмысление и оценка полученной информации 

Священные книги, священные сооружения, молитвы, заповеди, произведения искусства религиозного содержания   

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fyoutu.be%2FsA09WU3xwIw&6&0 

Хор рабов-иудеев из оперы Дж.Верде «Набукко»

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fdocs.google.com%2Fpresentation%2Fd%2F1uMWf1q9cRP518xjjiiba2P6qW9JJT2xQxrdTUxIejJo%2Fedit%23slide%3Did.p&4&0

Другие изображения

Основы мировых религиозных культур. 4 класс /Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. – М.: Просвещение, 2018 – с.22, 40-46

Ссылки на изображения, музыкальный фрагмент и др.:

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fdocs.google.com%2Fdocument%2Fd%2F1sUNz3vsYrQWiUjWGKmGZ9jlEH9Q-t5sKPXPxGcVfzN0%2Fedit&4&0

Икона Казанской Божьей Матери

Составление «Сокровищницы мира»: дети выбирают из предложенных иллюстраций и справочного материала то, что кажется им наиболее важным для истории

Обзор экспонатов – кратко поясняют, почему выбрано то или иное «сокровище»

Интерпретировать информацию

Доказательство своей точки зрения, представление информации для слушателя

Итог урока, формулировка выводов

Итак, подведем итог нашей работы – закончите фразу: «Я узнал, что ХХ век – это время …»

Продолжают фразу, высказывают мнения

Рефлексия

Да, новейшее время – это время великих открытий и великих трудностей

История продолжается и то, что было сегодня – завтра уже будет историей

История теперь и в ваших руках…

Предлагаю взять этот земной шар в руки и сказать, что бы ты хотел пожелать человечеству для будущего, каким бы ты хотел сделать это будущее

Высказывают пожелания, описывают свои чувства

Домашнее задание

1. Прочитать в учебнике с.28-32, ответить на вопросы

2. О чем бы ты хотел расспросить своего сверстника из начала ХХ века? Запиши свои вопросы в тетрадь

3. Подготовь сообщение о заинтересовавшем тебя изобретении или научном открытии ХХ века

Выбирают задание из предложенных, записывают в дневник

Урок закончен. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока истории в 4 классе на тему: "Новейшее время:история продолжается сегодня"

Конспекты уроков истории в 4 классе разработаны многими учителями. В системе Интернет можно найти презентации к отдельным урокам раздела «Страницы великой истории». Они очень подробны, с большим колич...

Новейшее время: история продолжается сегодня (Окружающий мир, 4 класс)

Конспект урока с мультимедийным приложением по окружающему миру, 4 класс УМК "Школа России"...

"Новейшее время: история продолжается сегодня"

Урок новых знаний. Материалы урока направлены для знакомства учащихся с главными событиями XX века, с открытиями ученых и знаменитыми людми того времени. Групповая работа способствует реализации систе...

"Новейшее время: история продолжается сегодня" 4 класс

Презентация по окружающему миру по программе "Школа России" 4 класс "Новейшее время: история продолжается сегодня"...

Урок по окружающему миру Тема урока: «Новейшее время: история продолжается сегодня».

Урок по окружающему миру Тема урока: «Новейшее время: история продолжается сегодня»....

Новейшее время: история продолжается сегодня.

урок по теме: Новейшее время: история продолжается сегодня....