Новейшее время: история продолжается сегодня
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
интегрированный урок ОРКСЭ и окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №48 г. Нижнеудинск»,
Иркутская область
Учитель: Горбунова Лилия Евгеньевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
Предметные области: окружающий мир, ОРКСЭ
Класс: 4
Учебники (УМК Школа России):
Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс, ч.2;
Беглов А.Л. и др. Основы мировых религиозных культур. 4 класс
Тема урока: «Новейшее время: история продолжается сегодня»
Тип урока: интегрированный, комбинированный
Цель урока: формирование у учащихся способности к овладению различными способами действий с информацией
Задачи урока:
- создать условия для ознакомления учащихся с главными событиями ХХ века, знаменитыми людьми той эпохи, выдающимися открытиями
- способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и ее анализа
- формировать умение соотносить сведения, полученные в разных областях знаний и формулировать выводы
Планируемые результаты
Личностные
- проявлять учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся
- поддерживать гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального мирового сообщества
- проявлять этическое отношение к Отечеству, его историко-культурному наследию с точки зрения традиционных религий и светской этики
Метапредметные
- осуществлять поиск информации в доступных источниках, интерпретировать, преобразовывать и анализировать полученную информацию
- оценивать достоверность найденной информации, отсортировывать и организовывать ее
- представлять информацию слушателям, формулировать понятные для других высказывания, пояснять свою точку зрения
- осознавать, что использование навыков информационной грамотности в процессе решения учебной задачи, можно распространить на все сферы жизни человека
Предметные
- получить представление о продолжительности эпохи Новейшего времени, её незавершенности
- понимать роль научных и географических открытий в развитии человечества
- иметь представление о трудностях и опасностях данного исторического периода
- понимать роль мировых религиозных культур для развития человечества
Оборудование и материалы:
- «лента времени»: демонстрационный вариант
- иллюстрации (событиях и знаменитые люди ХХ века)
- иллюстрации (священные книги, священные сооружения, молитвы, заповеди, произведения искусства религиозного содержания)
- глобус
- фрагмент обучающего видео https://resh.edu.ru/subject/lesson/4600/main/159449/
- компьютер, экран, проектор, магнитная доска
- расходные материалы: полоски цветной бумаги для моделирования «ленты времени», клей
- программы: сервис для считывания QR-кодов
- справочные материалы о ценностях мировых религий, закодированные QR-кодами (музыкальный фрагмент, изображение иконы и пр.)
Ход урока
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Ресурсы |
Организационный момент | ||
Приветствует детей, присутствующих гостей | Приветствуют учителя, присутствующих гостей, занимают места за столами | |
Актуализация знаний, постановка цели | ||
Предлагает решить кроссворд по теме прошлого урока, повторить основные факты эпохи Нового времени | Решают кроссворд, вспоминают исторические события | Кроссворд на тему «Новое время» |
Посмотрите на запись на доске: Религии мира, всемирная история, новейшее время Как вы понимаете каждый заголовок? Как связаны эти понятия? Вспомните, что такое материальный мир, духовный мир? Да, действительно, новейшее время – это часть всемирной истории и, возможно, что и в этот период времени история и религия идут рука об руку и отражают материальную и духовную стороны жизни человечества | Высказывают предположения | |
Сегодня мы изучим еще одну историческую эпоху, определим ее временные границы, узнаем, какие события наполнили это время Определите, пожалуйста, какие шаги для этого надо сделать? Слова на доске вам помогут: Познакомиться, объяснить, понять | Принимают задачу урока, пытаются сформулировать цель для себя | |
Изучение нового материала | ||
Откройте рабочие тетради, запишите тему урока | Записывают тему Новейшее время | |
Работа с лентой времени Откройте учебник с.28 прочитайте первый абзац Определите начало эпохи новейшего времени Сколько лет длится эта эпоха? Закончилась ли она? | Читают, находят информацию Начало ХХ века | Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник, ч.2 – М.: Просвещение, 2018. |
Моделирование ленты времени в тетрадях (продолжают начатое на прошлых уроках) Какой длины полоску выберем? Приклейте полоску, подпишите название эпохи | Приклеивают полоску, подписывают название эпохи | |
Просмотр видео Посмотрите фрагмент обучающего видео, сделайте пометки о том, что вам показалось важным или интересным | Дополняем ленту времени историческими фактами, событиями Открытие Северного полюса 1909 г. Открытие Южного полюса 1911 г. Появилось много государств Изобретения Медицина Полет в космос 1961 г. Мобильная связь и интернет Первая мировая война Вторая мировая война Создание ООН | Видео с 5.18 мин по 9.02 |
Итак, нам нужно дополнить нашу ленту времени фактами и событиями изучаемой исторической эпохи Откройте учебник, просмотрите содержание текста, соотнесите со своими пометками и сформулируйте событие или факт | ||
Физминутка | ||
Производственная гимнастика В ХХ веке в СССР много внимания уделялось здоровью людей и на работе люди делали перерывы для разминки. Называлось это – производственная гимнастика. Приглашаю вас выполнить ее сейчас вместе с нами | Выполняют движения под музыку | |
Систематизация полученных знаний | ||
Новейшее время – время великих достижений, материальный мир изменился до неузнаваемости. А что с духовной стороной жизни? Что стали люди осознавать в наше время? | Обобщают изученное, делают промежуточный вывод Важно сохранить нашу планету и все живое на ней | |
Давайте вернемся к нашим рассуждениям в начале урока и обратимся к религиозным культурам. Скажите, будет ли религия как отражение духовной стороны жизни сопровождать людей и в дальнейшем? Предлагаю вам собрать виртуальную «Сокровищницу мира», в которую положить то, что, на ваш взгляд, поможет людям наполнить духовный мир будущего, будет напоминать о самом важном для них | Осмысление и оценка полученной информации Священные книги, священные сооружения, молитвы, заповеди, произведения искусства религиозного содержания
Хор рабов-иудеев из оперы Дж.Верде «Набукко» Другие изображения | Основы мировых религиозных культур. 4 класс /Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. – М.: Просвещение, 2018 – с.22, 40-46 Ссылки на изображения, музыкальный фрагмент и др.: Икона Казанской Божьей Матери |
Составление «Сокровищницы мира»: дети выбирают из предложенных иллюстраций и справочного материала то, что кажется им наиболее важным для истории | ||
Обзор экспонатов – кратко поясняют, почему выбрано то или иное «сокровище» | Интерпретировать информацию Доказательство своей точки зрения, представление информации для слушателя | |
Итог урока, формулировка выводов | ||
Итак, подведем итог нашей работы – закончите фразу: «Я узнал, что ХХ век – это время …» | Продолжают фразу, высказывают мнения | |
Рефлексия | ||
Да, новейшее время – это время великих открытий и великих трудностей История продолжается и то, что было сегодня – завтра уже будет историей История теперь и в ваших руках… Предлагаю взять этот земной шар в руки и сказать, что бы ты хотел пожелать человечеству для будущего, каким бы ты хотел сделать это будущее | Высказывают пожелания, описывают свои чувства | |
Домашнее задание | ||
1. Прочитать в учебнике с.28-32, ответить на вопросы 2. О чем бы ты хотел расспросить своего сверстника из начала ХХ века? Запиши свои вопросы в тетрадь 3. Подготовь сообщение о заинтересовавшем тебя изобретении или научном открытии ХХ века | Выбирают задание из предложенных, записывают в дневник | |
Урок закончен. Спасибо за работу! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока истории в 4 классе на тему: "Новейшее время:история продолжается сегодня"
Конспекты уроков истории в 4 классе разработаны многими учителями. В системе Интернет можно найти презентации к отдельным урокам раздела «Страницы великой истории». Они очень подробны, с большим колич...
Новейшее время: история продолжается сегодня (Окружающий мир, 4 класс)
Конспект урока с мультимедийным приложением по окружающему миру, 4 класс УМК "Школа России"...
"Новейшее время: история продолжается сегодня"
Урок новых знаний. Материалы урока направлены для знакомства учащихся с главными событиями XX века, с открытиями ученых и знаменитыми людми того времени. Групповая работа способствует реализации систе...
"Новейшее время: история продолжается сегодня" 4 класс
Презентация по окружающему миру по программе "Школа России" 4 класс "Новейшее время: история продолжается сегодня"...
Урок по окружающему миру Тема урока: «Новейшее время: история продолжается сегодня».
Урок по окружающему миру Тема урока: «Новейшее время: история продолжается сегодня»....
Новейшее время: история продолжается сегодня.
урок по теме: Новейшее время: история продолжается сегодня....