Кто такие насекомые?
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Кто такие насекомые? 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takie_nasekomye.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: «Кто такие насекомые?»

Тип урока: Открытие нового знания

Цели урока:

Обучающие:

  • Узнать кто такие насекомые;
  • Узнать отличительные признаки насекомых.

Развивающие:

  • Учить анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы, объяснять схему, с учебником;
  • Развивать познавательный интерес, логическое мышление, кругозор детей, наблюдательность, любознательность;
  • Формировать умения сравнивать и анализировать, аргументировать свою точку зрения;
  • Совершенствовать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации, обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать.

Воспитательные:

  • Воспитывать качества характера, такие как, уважение к мнению, точке зрения одноклассников, бережливое отношение к окружающему миру и его жителям;
  • Прививать интерес к изучению окружающего мира, чувство взаимопомощи, любовь к жизни, бережное отношение к окружающей среде, школьному имуществу.

Планируемые результаты:

1.  Предметные результаты: 

  • Уметь отличать насекомых от других жителей окружающего мира.
  • уметь устанавливать связи между пищей, которую едят насекомые и типом рта.

2. Метапредметные результаты:

  • Познавательные УУД:
  • формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;
  • умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность, методы познания окружающего мира
  • уметь ориентироваться в признаках насекомых;
  • искать и выделять из источников необходимую информацию.

  • Регулятивные УУД:
  • определять и формулировать цели и задачи урока;
  • принятие и сохранение учебной задачи;
  • корректировать ответы других учащихся;
  • выдвигать гипотезы;
  • обеспечивать учащимся организацию их учебной деятельности;
  • анализировать и оценивать свои результаты .

  • Коммуникативные УУД:
  • уметь сотрудничать ;
  • участие в учебном диалоге, умение работать с текстом;
  • учитывать мнение других учащихся;
  • высказывать и отстаивать свою точку зрения;
  • договариваться в спорных ситуациях;
  • выступать с докладом, проектом и т.д   .

3. Личностные результаты:

  • выражать свою точку зрения;
  • формирование границ «знания» и «незнания»;
  • оценивать свои результаты и результаты других учеников;
  • применять полученные знания на практике  .

Оборудование: учебно-методический комплект Окружающий мир 1 класс А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, компьютер, проектор.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к деятельности.

1. Приветствие учащихся.

-Возьмитесь за руки, друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания.  Помощниками вам будут внимание, старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка

2. Проверка готовности к уроку.

Все готовы? Отлично! Начинаем наш урок.

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку
Садиться на места

Р.(обеспечивать учащимся организацию их учебной деятельности)

II. Актуализация имеющихся знаний.

Проверка домашнего задания.

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

- Что такое хвоинки?

-Какие хвойные деревья вы знаете? 

-чем сосна отличается от ели?

Проверочная работа. Дети выполняют самостоятельно, затем обмениваются друг с другом и проверяют по эталону на доске.

На прошлом уроке мы говорили о хвойных деревьях

Видоизмененные листья

Сосна и ель

Длиной хвоинок, креплением к ветке, шишками

К.( высказывать и отстаивать свою точку зрения)

Пр.( Уметь давать определение понятиям)

III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.

- Дорогие ребята, какое сейчас время года, а совсем недавно было … (СЛАЙД 1) Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко. И мы с вами оказались на зеленой лужайке. Именно сюда нас пригласил Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья.

- Но кто же они? Догадайтесь!

- В эту пору  здесь очень весело. Как много пчел летает возле цветущих трав (СЛАЙД 2). Пахнет медом. Над цветами летают бабочки (СЛАЙД 3), гудят шмели (СЛАЙД 4), жуки (СЛАЙД 5), а в траве стрекочут кузнечики (СЛАЙД 6).

- Кто может назвать друзей Муравьишки Вопросика?

- Каким же словом мы можем их назвать?

- Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

осень, лето

пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы 

Насекомые

О насекомых

Позн.( формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока)

Р.( определять и формулировать цели и задачи урока)

К.(уметь высказывать свою точку зрения)

Л.( выражать свою точку зрения; применять полученные знания на практике  )

IV. Совместное открытие знаний.

- Как по-другому мы можем назвать Муравьишку?

- Отгадайте загадку. О каком из насекомых здесь говорится?

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Давайте представим, что мы с вами красивые бабочки (дети встают).

Физкультминутка.

Спал цветок, (дети присели))

И вдруг проснулся! (поднялись, потянулись)

Больше спать не захотел! (покачали головой)

Улыбнулся, встрепенулся, (помахали ручками)

Взвился вверх и улетел! (покружились и тихонько сели на свои места)

Существует более миллиона насекомых. Они живут повсюду, за исключением морских глубин.

Работа с учебником. Муравей спросил у Мудрой Черепахи: „Как же узнать, какое из животных — насекомое?“ Их разговор услышала бабочка. Она сказала: „Посмотри на меня. Я — насекомое“. Давайте и мы рассмотрим бабочку на рисунке (с. 32).СЛАЙД 7

Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. Что находится на голове у бабочки? На груди?  Бабочка говорит: «Посмотрите на мои красивые крылья. Обо мне сочинили загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, —

Он вспорхнул и улетел.

- С чем сравнили крылья бабочки? Сколько их? А мы сколько видим? Почему? А теперь посчитаем, сколько у бабочки ног. (Шесть.)

- Какие насекомые прилетели к бабочке?

- Рассмотрите на с 32 стрекозу и божью коровку, найдите у них те же части тела, что и у бабочки. Вместо хоботка у них челюсти, потому что они питаются другой пищей. Сосчитайте сколько ножек у божьей коровки и стрекозы.

- Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки. Что вы можете сказать?

- Обратите внимание на правую страницу. Каких насекомых вы видите?

- Сосчитайте ножки у насекомых.

- Что объясняет Черепаха Муравьишке ?

- Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое –нет?

Межпредметная связь с уроком математики: 

- Сколько пар туфелек принес Муравьишка Бабочке?

Хотя насекомые очень разные, у них одни и те же части тела, и у всех насекомых шесть ног. Значит, чтобы узнать, какое животное — насекомое, а какое — нет, надо посчитать его ножки.

Как вы думаете, можно ли убивать насекомых. Почему?

Насекомое

Бабочка

усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар

крылья и ноги.

 

Стрекоза, божья коровка

Их шесть

ВЫВОД (дети делают самостоятельно): что у всех насекомых по 6 ног.

(У всех насекомых по шесть ног. Муравьишка считает ноги. Он – насекомое.)

Нет

Все в природе взаимосвязано, если люди уничтожат насекомых, погибнут птицы, которые ими питаются, не будет птиц, значит – не будет и животных.

К. (участие в учебном диалоге, умение работать с текстом)

Позн.(умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность, методы познания окружающего мира; искать и выделять из источников необходимую информацию)

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Как же отличить насекомых от других животных?

Физминутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два  изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

Насекомых легко отличить от других животных по трём признакам:

  1. Тело разделено на 3  части - голова, грудь, брюшко
  2. У них всегда 3 пары ног, то есть 6 ножек

На теле насекомых есть «насечки» (отсюда и название – насекомые

Л.(Формирование границ «знания» и «незнания»)

Р.(принятие и сохранение учебной задачи)

Позн.(структурирование знаний,
установление причинно-следственных связей; доказательство)

К.( высказывать и отстаивать свою точку зрения)

Пр.( уметь называть отличительные признаки насекомых)

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

– А теперь я предлагаю вам проверить свои знания по данной теме в парах. Вы должны найти на карточках животных, которые не относятся к насекомым и зачеркнуть их. 

- молодцы! Я вижу, что все справились. Теперь посмотрите на доску и проверьте правильность выполненного вами задания.

Выполняют самостоятельную работу, проверяют и оценивают себя. 

Безобидного кузнечика не видно в зеленой траве, а вооруженный жалом шмель не прячется, яркой окраской он как бы предупреждает врагов: не прикасайтесь, а то хуже будет

Пр.( искать и выделять из источников необходимую информацию; уметь давать определение понятиям семейный бюджет, гонорар, прибыль, рента)

Р.(корректировать ответы других учащихся)

К.( высказывать и отстаивать свою точку зрения)

Л.(выражать свою точку зрения; применять полученные знания на практике  )

VII. Включение в систему знаний и повторение.

По количеству видов насекомые – самая богатая группа животных в мире. Они составляют 70 – 75 % всех видов животных, населяющих Землю.

-На экране часть мультфильма «Муха –Цокотуха»

Назовите насекомых, которых вы увидели. Как мы может отличить насекомых от других животных?

Выполняют практическую работу по карточкам. Отвечают на вопросы учителя. Объясняют свои действия, анализируют, делают выводы.

Л.( применять полученные знания на практике; выражать свою точку зрения)

К.( высказывать и отстаивать свою точку зрения)

Р.(корректировать ответы других учащихся)

Пр.( уметь отличать насекомых от других животных)

Позн.( уметь ориентироваться в признаках насекомых)

VIII. Рефлексия.

Теперь подведем итог нашего урока.

-кто такие насекомые? (Это животные, у которых шесть ног)

- как отличить насекомых от других животных?

Какие у них есть еще отличительные особенности? (У них есть еще крылья, усики)

 - У каждого из вас на парте находятся бабочки.

– Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных бабочек:

ЖЁЛТАЯ БАБОЧКА – справился со всеми заданиями на уроке, знаю главный признак насекомых.
СИНЯЯ БАБОЧКА – не все задания были понятны на уроке, но главный признак насекомых знаю.
КРАСНАЯ БАБОЧКА – нужна помощь, ничего не понял на уроке.

– Предлагаю вам посадить ваших бабочек на ромашку и прокомментировать ваш выбор. 

Спасибо за урок!

Подводить итог урока.

Отвечать на вопросы.

Оценивать свои достижения.

Отвечать на вопросы учителя.

Р.( анализировать и оценивать свои результаты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....