Урок по окружающему миру в 3 классе "Семейный бюджет"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._konspekt_uroka.docx | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Болатова Эльда Владимировна – учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2 с. Дур-Дур Дигорского района РСО-Алания
Технологическая карта урока
Предмет | Окружающий мир |
Тема урока | Семейный бюджет |
Класс | 3-А |
Предметная программа и ее автор | УМК «Школа России»
|
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Цель | Создать условия для формирования элементарных экономических представлений о бюджете семьи. |
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Планируемый результат обучения: | Учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. |
УУД |
Коммуникативные: формировать умения договариваться, находить общее решение, умения аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Регулятивные: уметь ставить цели, организовывать свое рабочее место, адекватно реагировать на указанные ошибки Коммуникативные: уметь слушать учителя, работать в группе, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Личностные: уметь провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе; проявлять интерес и активность в выборе решения; устанавливать личностный смысла знания. |
Оборудование | Карточки – схемы, карточки с новыми словами, раздаточный материал (список доходов и расходов), листы для самооценки, компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор. |
Этап урока Цель: | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1.Организационный этап. Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. | - Ребята, я знаю такой ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Это улыбка. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, друг другу. Мы спокойны, добры, приветливы. Я желаю вам хорошего настроения. – Определите свое настроение на начало урока - На уроке мы вновь работаем в группах. Назовите правила работы в группе. - Все ли правила сказали. Проверьте. (Слайд 2) | Проверяют готовность к уроку. Оценивают своё настроение смайликами. Называют. Проверяют. |
II.Актуализация знаний обучающихся о государственном бюджете и основных экономических понятиях (Слайд ) | Вопросы учителя группам: «Государственный бюджет» (Слайд 3) -Что такое государственный бюджет? -Что означает выражение "денежная сумка"? (бюджет) -Как называются деньги, которые в нее кладут? -Как называются деньги, уходящие из государственного бюджета? -Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? - На что идут расходы? -молодцы! | План доходов и расходов государства. Бюджет. Доходы. Расходы. Налоги. |
III. Постановка проблемы урока | -Как вы думаете, может ли быть другой бюджет, кроме государственного? -Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство? Отгадайте ребус. (Слайд 4 ) -Подумайте и обсудите в группах ответ на вопрос; Может ли у семьи быть свой бюджет? | Да, семейный. Семья. Ответы детей.
|
IV. Определение темы урока. | - Как вы думаете над какой темой мы будем сегодня работать на уроке? (слайд 5) - Какие задачи мы сегодня ставим перед собой на уроке? (слайд 6) - Какая задача стоит сегодня перед нами на уроке? | Семейный бюджет. Ответы детей. |
V. Работа по теме урока | - Мы с вами сегодня будем работать не просто в группах. А каждая группа- это будет семья. (слайд 7) - Чтобы всем членам семьи было хорошо и уютно, какой должна быть семья? (ответы детей; дружная, все должны помогать друг другу, поддерживать, быть внимательными.) 1."Открытие" детьми нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. -Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет? (слайд 8) -Назовите членов семьи. -В ваших больших семьях (группах) проживают мама, папа, бабушка, дедушка, дочь (сын) студент и дочь (сын) школьник. Распределите роли. - Какие доходы могут быть в семье? Учитель, обобщение: (слайд 9) Если в семье работает папа, мама, есть бабушка и дедушка, еще маленькие дети и студенты. В такой семье доходы сложатся из зарплаты родителей, пенсии, пособий и стипендии. 2.Определение новых терминов (учебник С.77) (слайд 10) - Откройте учебник и найдите ответы на вопрос: Какие виды доходов еще существуют? (Обсудите в группах-семьях ответ на вопрос) Учитель, обобщение: (Слайд 11 ) Если папа (или другой член семьи) – писатель, то за свои книги он получает авторское вознаграждение – гонорар. Предположим, папа предприниматель, имеет собственную фирму. Тогда он будет получать не зарплату, а прибыль от работы фирмы. Семья может иметь сбережения. Если они хранятся в банке, то банк регулярно выплачивает за это определенную сумму денег – процент. -Доход семьи – это сумма, заработанная членами семьи за месяц. | Из доходов и расходов. Мама, папа, дети, бабушка, дедушка. Распределяют. Зарплата мамы, папы, пенсия бабушки и дедушки, стипендия студента. Обсуждают. |
VI.Физкультурная минутка. | Мышечная и эмоциональная релаксация - Игра “Знаете ли вы номиналы денег?”. Учитель называет разные числа, если есть такие номиналы денег, то дети приседают, если нет - поднимают руки. | Выполняют. |
VII.Первичное закрепление нового материала. | В ваших семьях появились доходы. Вам необходимо подсчитать общий доход вашей семьи. Как и в любой семье, в вашей есть и расходы. - У вас на столах карточки (доход семьи и расходы). - Подсчитайте доход вашей семьи. (слайд 12) - Возьмите карточки с расходами и распределите расходы по значимости от 1 до 14. (слайд 13) - Что произошло в ваших семьях? Из-за чего начинается спор? - Почему произошёл спор? -Какие советы по экономии вы можете порекомендовать? -Кто должен принимать решение о расходах в семье? (слайд 14). 3.Определение лучшей "формулы" семейного бюджета, обучение экономии (слайд 15). -Подумайте и ответьте на вопрос. Как могут распределиться доходы и расходы в семье? – Правильно. А какая формула будет лучшей? – Итак, давайте проверим. В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Значение этих слов вы найдете на карточках-подсказках. Тексты карточек: (Слаид 16) дефицит – превышение расходов бюджета; экономия – бережливое ведение хозяйства; жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет; экономный – бережливо расходующий что-либо. – Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? - Давайте попробуем разобраться с данной ситуацией, почему же так получилось. – На чем можно сэкономить? (слайд 17) - Что такое экономия? - Экономия – это когда бережно относишься ко всему что нас окружает, потому что это экономит наше время, силы, здоровье и деньги. Учитель обобщение: в каждой семье должна быть экономия, мы должны бережно относиться к вещам, бытовым приборам, к расходованию электричества и воды. (слайд 18) – Ваши советы замечательные. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы? – Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде. – Как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же? – Давайте запомним, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства. | 94 денежки. Распределяют. Распределение расходов. Доход меньше, чем расход. Все вместе. Доходы могут быть равны расходам, превышать расходы, быть меньше расходов. Та, в которой доходы больше, чем расходы. Если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно делать сбережения. Ответы обучающихся. Ответы: не покупать лишних вещей, большого количества продуктов, бережно относиться к своим вещам, экономно расходовать воду и электричество. Необходимо планировать расходы. Нужно много трудиться. Без труда – не выловишь и рыбку из пруда. Труд человека кормит, а лень портит. |
VI. Самостоятельная работа. | 1.Применение знаний на практике: составление рекомендаций для экономии семейного бюджета. Развитие творческих и логических способностей детей 2.Работа с учебником. (слайд 19) – У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Найдите ответ на вопрос в учебнике с.77. - А непредвиденные расходы?. (слайд20,21) -Как нужно планировать семейный бюджет? Теперь мы знаем, что есть государственный, семейный бюджет. Вы должны уже сейчас учиться быть бережливыми, составлять свой бюджет. | Премия, наследство. Болезнь, несчастье. Исходить из доходов. |
VII.Повторение пройденного материала. | Обобщение полученных знаний в работе в тетради с.48 №2 (слайд 22) – Теперь обменяйтесь тетрадями для проверки. Проверьте работу своего соседа. (слайд 23-24) - Кто верно выполнил задание? Молодцы! Обобщение: нужен ли семейный бюджет? Не случайно есть целая наука экономика, которая учит как надо вести хозяйство, планировать расходы, учитывать доходы. Ведь люди давно уже задумывались над этими вопросами, и народная мудрость отразилась в таких пословицах. Слайд 25 - пословицы Деньги счёт любят. Бережливость лучше богатства. По приходу и расход. Копейка рубль бережёт. | Выполняют. Отвечают. |
VIII. Подведение итогов урока. (слайд 26) | Что вам понравилось? Рекомендации учителя по выполнению домашнего задания. Творческое домашнее задание. (слайд 27) – Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов. | Отвечают. |
IX. Рефлексия и самооценка уч-ся (Слайд 28 ) | IX. Рефлексия и самооценка уч-ся – Сожмите руку в кулак и: кому было интересно – разогните большой палец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, – указательный, кто хорошо потрудился – средний, кто помогал работе группы – безымянный, кому урок понравился – мизинец. Молодцы! – Благодарю вас за урок! | Выполняют. |
Приложение.
Доходы-расходы
Семья | |
Доходы | |
Расходы |
Карточка 1
дефицит – превышение расходов бюджета; экономия – бережливое ведение хозяйства; жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет; экономный – бережливо расходующий что-либо. |
Карточка 2
Доходы
- Зарплата папы – 40 денежек.
- Зарплата мамы – 30 денежек.
- Пенсия дедушки – 10 денежек.
- Пенсия бабушки – 10 денежек.
- Стипендия старшего сына (дочери) – 2 денежки.
- Пособие – 1 денежка.
- Пособие многодетной семье – 2 денежки
Карточка 3
Расходы
- Лекарства – 2 денежки.
- Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, крупы, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) – 40 денежек.
- Одежда, обувь – 10 денежек.
- Бытовая химия - 2 денежки.
- Предметы личной гигиены – 2 денежки.
- Транспорт (автобус, такси) – 4 денежки.
- Велосипед – 20 денежек.
- Спортивная (музыкальная) школы, кружки - 5 денежек.
- Книги, канцелярские товары – 2 денежки.
- Квартплата (газ, свет, вода, оплата жилья) – 20 денежек.
- Игрушки – 3 денежек.
- Видеокассеты (диски) – 3 денежки.
- Посещение кинотеатра, театра, цирка, музея – 6 денежек.
- Отдых, поездка – 40 денежек.
Директор МБОУ СОШ №2 с. Дур-Дур М.П. /______________/ Л.Г. Цопанова
(подпись)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по окружающему миру на тему "Государственный бюджет" ( 3 класс, УМК "Школа России")
Презентация к уроку по окружающему миру на тему "Государственный бюджет" (УМК "Школа России"). Экономические темы сложны для понимания ребёнком. Поэтому я стараюсь донести информацию доступным способо...
Семейный бюджет. Урок по окружающему миру. 3 класс
Урок знакомит с понятием «семейный бюджет», воспитывает у учащихся экономное отношение к семейному бюджету, чувство милосердия,развивает познавательный интерес, речь детей, логическое мышле...
Урок по окружающему миру по теме "Семейный бюджет" с презентацией 3 класс
Урок с презентацией и приложением работ детей...
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Семейный бюджет"
По учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас"...
Конспект урока по окружающему миру Тема: Семейный бюджет.
Сформировать у детей первоначальное представление о семейном бюджете. Регулятивные УУДНаучить анализировать и объяснять, как ведется семейное хозяйство. Личностные УУД ...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.
Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Государственный бюджет"
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Государственный бюджет"Цели деятельности учителя: формирование знаний о государственным бюджете. Планируемые результаты: Предметные:Знать...