Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Государственный бюджет"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Государственный бюджет"
Цели деятельности учителя: формирование знаний о государственным бюджете.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»;
Уметь объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны
Личностные:
развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление;
воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны.
иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками при работе на уроке.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_po_teme_gosudarstvennyy_byudzhet.docx | 35.32 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема: Государственный бюджет.
Цели деятельности учителя: формирование знаний о государственным бюджете.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»;
Уметь объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны
Личностные:
развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление;
воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны.
иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками при работе на уроке.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть А.А. Плешаков (УМК «Школа России»); рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс; учебная презентация;
Этап урока Методы и приёмы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятель ности | 1 мин | - Здравствуйте, ребята! - Улыбнитесь друг другу. Ребята, желаю вам успехов и удач на уроке. - Садитесь. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | Р.: самоорганизация как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II.Актуализация знаний и мотивация Словес ный: учебный диалог Нагляд ный: презентация | 5 мин | – Какую тему мы изучали на прошлом уроке? – Для успешного изучения нового материала нам понадобятся знания по пройденной теме. Давайте проверим, помните ли вы основные понятия по теме «Деньги». Для этого вы должны разгадать кроссворд. Работать вы будете в парах. На слайде 2 появляется сетка кроссворда, одна из пар называет слова, остальные проверяют. 1. Прямой обмен одних товаров на другие. 2. Название бумажных денег. 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. 4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь. 5. ... товара указывает, на какое количество денег его можно обменять. 6. Деньги за труд – это заработная... – Молодцы! Какое слово открылось в нашем кроссворде? | - На прошлом уроке мы изучали тему «Деньги».
Ученики работают в парах и разгадывают кроссворд Проверка выполненного задания. Ответы: 1. Бартер. 2. Купюры. 3. Деньги. 4. Сбережения. 5. Цена. 6. Плата. Слово бюджет. | П.: анализ К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений П.: извлечение необходимой информации П.: анализ, извлечение необходимой информации Р.: оценка, саморегуляция, коррекция, контроль. К.: работа в паре, сотрудничество с партнером. |
III. Постановка учебной задачи Наглядный: презинта ция Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог | 3мин | - Верно. А что обозначает это слово? – Как вы думаете, почему именно это слово открылось в кроссворде? – А о каком бюджете мы будем говорить на уроке вы узнаете, если разгадаете анаграмму. На доске появляется слайд с анаграммой Р у о д т г с а в о с 7 4 11 5 9 1 3 6 10 2 8 - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. – Найдите в учебнике эту тему. – Какие цели мы поставим перед собой на уроке? | Не знаем. Наверно, мы сегодня будем говорить на уроке о бюджете. Государственный бюджет Дети называют номер страницы и читают название темы. 1) Узнать, что такое государственный бюджет 2) Научиться объяснять из чего складывается государственный бюджет и как он используется государством | П.: постановка и формулирование проблемы, подведение под понятие К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений |
IV.Открытие нового знания Нагляд ный: презента ция, видео | 8 мин | – Как вы думаете, с чего мы можем начать изучение новой темы? – А как это можно сделать? -Верно. А как вы думаете, слово бюджет – русское или пришло из другого языка? Какой словарь мы должны посмотреть? На доске появляется слайд -Действительно, это слово пришло к нам из английского языка и обозначает... -Теперь давайте заглянем в Толковый словарь русского языка и посмотрим там значение данного слова. – Давайте сравним данные определения слова «бюджет» с определением в учебнике. На какой странице оно дано? Прочитайте. – Итак, бюджет – это план доходов и расходов. На доске открывается часть схемы со словами «Доход», «Расход» - А как вы понимаете эти слова? Что такое «доход», а что такое «расход» – А теперь прочитайте в учебнике о доходах и расходах. – А откуда государство получает деньги для доходов бюджета? Чтобы понять, что обозначает понятие «доходы» и убедится в правильности наших предположений, предлагаю вам провести небольшое творческое исследование в ходе игры «Доходы бюджета». Игра «Доходы бюджета» У каждого ребенка на парте лежат карточки. Учитель просит детей прочитать свои роли. Например: «Дима и Света получили зарплату за январь. Александра и Сергей выиграли в лотерею 10 тысяч рублей. Влад – директор кондитерской фабрики. Перед Новым годом он получил большую прибыль от продажи конфет», – и т.д. - Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Разрежьте карточку ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось? - Большую часть оставьте себе, а меньшую принесите мне и положите в сумку. Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую? - Давайте представим, что я – это наше государство, сумка (учитель разворачивает ее) – это государственный бюджет. Соответственно, вы – граждане государства, которые получили доходы или прибыль. Кто заметил, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству? - Молодцы! Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или по принуждению? Почему? - Верно. Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству. Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги. - Молодцы! А с точки зрения русского языка как называется это слово? . - Умницы! Значит, когда вы возвращали налоги, вы были налогоплательщиками. А как называют людей, которые проверяют, все ли граждане заплатили налоги, правильно ли сделаны начисления? Учитель на слайде демонстрирует фотографию здания налоговой инспекции по Смоленской области и работника налоговой службы – Как вы думаете, какое слово закрыто на схеме? Доходы государства – это... -Спасибо. Правильно. Учитель открывает на схеме слово «налоги» – Как вы думаете, а где мы можем получить более подробную информацию о налогах? |
Узнаем значение слова «бюджет». Обратиться к словарю. Словарь иностранных слов. (читают на слайде) «Денежная сумка» (читают на слайде ) «План, в котором учитываются денежные доходы и расходы за определенный период времени (месяц, год)». Дети читают и сравнивают определения. Высказывают свои предположения. Дети читают вслух Не знаем. У нас получилось две части. Меньшую. Эта часть называется налог. Наверное, по принуждению. Потому что по желанию возвращать налоги будут не все, и государство денег недополучит. Налогоплательщик. Слово налогоплательщик состоит из двух слов. Это сложное слово. Налоговые инспекторы. Налоги с граждан и предприятий. Прочитаем выборочно текст по учебнику. Чтение вслух нужного отрывка из текста одним из учащихся. | П.: извлечение необходимой информации П.: анализ, извлечение необходимой информации |
V.Первичне закрепление во внешней речи Словесный: Учебный диалог Практический: упражнение
| 6 мин | - Давайте повторим основные вопросы по теме. - Что обозначает слово бюджет в переводе с английского языка? - Как называют деньги, которые поступают в бюджет? - Как называют деньги, которые тратят из бюджета? - Как называются установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству? - Как называют человека, который платит налоги? - Кто контролирует начисление и уплату налогов? - Как вы думаете, что потом происходит с деньгами, которые поступили в бюджет в виде налогов? - Абсолютно верно – теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать. - У государства, ребята, очень много важных и необходимых расходов. Существуют такие сферы народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, то есть не производят никаких товаров, а в деньгах очень нуждаются. И государство тоже очень нуждается в этих сферах. Давайте назовем эти сферы. Учитель на доске открывает схему дальше, но не открывает слова «выплата пенсий и пособий» – Ребята, есть еще одна группа населения, на которую государство расходует средства из бюджета. Мы узнаем о ней, если прочитаем текст по учебнику. - Куда еще государство расходует деньги из бюджета? | (денежная сумка) (доход) (расход) (налоги) (налогоплательщик (налоговая инспекция) Потом их расходуют. Дети читают часть текста самостоятельно про себя Дети отвечают. | П.: анализ, сравнение, обобщение К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П.: анализ, поиск и выделение необходимой информации |
Динамическая пауза | 1 мин | - Ребята, все встаём на динамическую паузу. | Повторяют движения | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: упражнение Словесный: Учебный диалог | 9 мин | Выполнение заданий в рабочей тетради №1 (с. 39-40). — Прочитайте задание. Найдите в учебнике определение и впишите соответствующие слова в клеточки. — Как называется план доходов и расходов? — А деньги, которые поступают в бюджет? — Следующие слова запишите самостоятельно. №2 (с. 40). — Прочитайте задание. Рассмотрите таблицу. — Назовите профессии людей в сфере образования — Запишите профессии. — Назовите профессии людей в сфере здравоохранения. — Запишите эти профессии. — Продолжите выполнение задания самостоятельно. |
Бюджет. Доходы. После выполнения задания проводится взаимопроверка.. Учителя, воспитатели, профессора и т. д Врачи, медсестры и др. Дети работают в паре Проверка работы. Одна из пар зачитывает вслух варианты ответов, остальные слушают внимательно и дополняют | Р.: оценка, саморегуляция, коррекция, контроль. К.: работа в паре, сотрудничество с партнером. |
VII.Включение в систему знаний, повторение Практический: упражнение Словесный: Учебный диалог | 5 мин | №3(с. 40). — Прочитайте задание. Придумайте математическую задачу на тему «Государственный бюджет». — Поменяйтесь тетрадями и решите задачи Домашнее задание 1. Учебник: прочитать текст на с. 71—74, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 74. 2. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 41). |
После выполнения задания проводится проверка. | П.: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия Р.: планирование, самоконтроль П: построение рассуждения; осуществление синтеза; К: умение полно и точно выражать мысли; |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Словес ный: учебный диалог | 3 мин | -– Назовите тему сегодняшнего урока. - Что такое государственный бюджет? - Откуда государство получает доходы? - На что расходует государство средства из бюджета? - Сравним наши ответы с выводом, который принесла вам Мудрая Черепашка. – Кто считает, что работал на уроке на оценку «отлично? - Спасибо всем за работу. Оцените свою работу на уроке по таблице. На уроке я работал… активно пассивно Своей работой на уроке я… доволен не доволен Урок для меня показался… коротким длинным За урок я не устал устал Материал урока мне был понятен не понятен | Дети читают итог урока на стр. 74 (дети встают) | Л.: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в уч. Деятельности К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Государственный бюджет"
Представляю Вашему вниманию разработки конспектов по окружающему миру....
Конспект урока по окружающему миру 3 класс. Тема: Государственный бюджет.
Тема: Государственный бюджет....
Конспект урока по окружающему миру Тема: Семейный бюджет.
Сформировать у детей первоначальное представление о семейном бюджете. Регулятивные УУДНаучить анализировать и объяснять, как ведется семейное хозяйство. Личностные УУД ...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс Тема: «Государственный бюджет»
Конспект урока по окружающему миру 3 класс Тема: «Государственный бюджет»...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Государственный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Государственный бюджет»Цели урока: Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развива...
Конспект урока по окружающему миру Тема: «Государственная граница России»
Цели деятельности учителя:- знакомство с понятием «государственная граница» и ее значением.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять государственную границу на суше, на море, в ...
Конспект урока окружающего мира. Тема "Государственный бюджет" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о государственном бюджете; формирование понятий «бюджет, доход, расход, налоги»; применение знаний о бюджете в повседневной жизни.Плани...