Семейный бюджет. Урок по окружающему миру. 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Белозерова Елена Николаевна

Урок знакомит с понятием «семейный бюджет», воспитывает у учащихся экономное  отношение к семейному бюджету, чувство милосердия,развивает познавательный интерес, речь детей, логическое мышление. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Семейный бюджет (3 класс)

                                                                           

Цели урока:

- познакомить с понятием «семейный бюджет»;

- воспитывать у учащихся экономное  отношение к семейному бюджету, чувство милосердия;

-  развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.

Оборудование: мультимедиа презентация, таблички с фамилией семьи, «школярики»,  подсказки -карточки, ф/м «Трое из Простоквашино», тесты,   калькуляторы.

Ход урока

Содержание

Актуализация знаний обучающих

ся о государственном бюджете и основных экономи

ческих понятиях

(2 мин)

Постановка проблемы урока (3 мин)

"Открытие" детьми нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. 
Определение новых терминов. Анализ приоритетов семейных расходов (10 мин)

Физкультурная минутка. Мышечная и эмоциональная релаксация (2 мин)

Первичное закрепление нового материала. 
Определение лучшей "формулы" семейного бюджета, обучение экономии (7 мин)

Самостоятельная работа. Применение знаний на практике: составление рекомендаций 
для экономии семейного бюджета. Развитие творческих и логических способностей детей (7 мин)

СЛАЙД №11

СЛАЙД №12

Повторение пройденного материала. Обобщение полученных знаний в ходе решения теста. 
Воспитание чувства отзывчивости и сострадания к окружающим

 (8 мин)

СЛАЙД №20

Подведение итогов урока. Рефлексия и самооценка обучающихся. 

(2 мин)

СЛАЙД №21

I.  Организационный момент   СЛАЙД №1

II.  Повторение изученного  СЛАЙД №2

-  Ребята, отгадайте зашифрованное слово? (Бюджет.)        

-  Что такое бюджет? С каким бюджетом познакомились на последнем уроке?  

-    Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.)

-    Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? (Расходы.)

-    Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.)

II. Введение в тему.

- Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? (Не умеют планировать свой семейный бюджет)

- Какая же будет сегодня тема урока? /Семейный бюджет/   СЛАЙД №3   

III. Работа над новой темой.

1. На уроке сегодня 4 группы – 4 семьи (Ивановы, Петровы, Казаковы и Сидоровы). Семейный бюджет пока у вас составляет 0 рублей.

- Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет. А из чего   складывается семейный бюджет? (доходов и расходов) СЛАЙД №4

- На уроке мы должны заполнить эту таблицу и разобраться из чего состоят доходы в семейном бюджете и расходы. СЛАЙД №5                         

- Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? (З/плата, пенсия, стипендия, пособие, рента – доход от сдаваемой в аренду квартиры, проценты от сбережений).                                               

 - Так что такое доход семьи? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц)                      

  • Мы рассмотрели, из чего состоит доход семьи, но нам предстоит выяснить: куда тратится семейный бюджет. СЛАЙД №6-7

 Один из важных ресурсов экономики – это умственный труд, благодаря чему предлагаю вам пополнить ваш семейный бюджет,

 при этом уберём из разговора слово «рубли». Вместо них у нас будет валюта школы №24 – «школярики». За правильные ответы вы будете получать «школярики». Предлагаю провести разминку.

     Ребята я вас приглашаю в гости к моим любимым героям м/ф «Трое из Простоквашино». Внимательно посмотрите фрагмент и ответьте на вопрос: Почему Матроскин поссорился с Шариком?Видеофрагмент

 (израсходовал деньги не по назначению).

   Как вы думаете жадный и экономный это одно и то же? Прочти в карточка — подсказках объяснение слов «жадный» и «экономный». Карточка подсказка:

Дефицит — превышение расходов бюджета над доходами;

экономия — бережливое ведение хозяйства;

жадный — стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;

экономный — бережливо расходующий что-либо.

Матроскин жадный или экономный?

   * Кто на ваш взгляд более богат?                                 

Человек, которого морские волны выбросили на необитаемый остров с полным сундуком денег, или пенсионер, живущий в городе и получающий свою скромную пенсию? (Когда на деньги ничего нельзя приобрести, то они теряют свою ценность)                                                    

*  Тот, кто имеет достаточно денег, но ничего не может купить, так как на прилавках магазина пусто, или тот, у кого в карманах пусто, а  прилавки магазинов ломятся от товаров? (Оба персонажа одинаково бедны).

  • За правильные ответы в ваш семейный бюджет поступили первые доходы, но если вы будете активно работать, то в ваш семейный бюджет сегодня увеличится.

Физминутка.

 На вес золота, за бесценок, по божеской цене, не подступиться, как задаром, цена кусается, не по карману, по сходной цене, влетит в копеечку, за грош, с Гулькин нос.

 (Дорого – прыгаем вверх, дёшево – прыгаем на корточках).

3. Практическая работа (в группах) СЛАЙД №8                                                                                                                         

- У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберите то, на что  потратите свой месячный семейный бюджет. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ряд услуг,которыми мы пользуемся каждый месяц.Отметьте галочкой.

Лекарства

Продукты

Одежда

Обувь

Бытовая химия

Транспорт

Велосипед

Музыкальная (спортивная) школа

Книги

Компьютер

Игрушки

Платежи и налоги

Видеокассеты (диски)

Посещение театра, цирка

Посещение боулинга

Туристическая поездка

- Давайте послушаем семью Ивановых.  

- Так, на что расходуется семейный бюджет? Внесём это в таблицу.СЛАЙД №9                                                 

 А что из всего перечня должно стоять на первом месте? (Добропорядочные граждане в первую очередь должны оплатить все налоги, платежи). На своих листочках проставьте цены рядом с выбранными товарами и услугами. СЛАЙД №10

- А сейчас переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.                                                                                          

Лекарства – 2 ш.

Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) – 50 ш.

Одежда – 10 ш.

Обувь – 5 ш.

Бытовая химия – 1 ш.

Транспорт – 10 ш.

Велосипед – 20 ш.

Музыкальная (спортивная) школа – 10 ш.

Книги – 1 ш.

Компьютер – 40 ш.

Игрушки – 3 ш.

Платежи и налоги – 20 ш.

Видеокассеты (диски) – 3 ш.

Посещение театра, цирка – 6 ш.

Посещение боулинга- 6 ш.

Туристическая поездка – 80 ш.

/Учащиеся с помощью калькулятора считают сумму, и учитель фиксирует её на доске/

- Но я вас забыла предупредить, что бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 ш. У кого сумма больше этой цифры? У кого меньше100 школяриков?

4. Какая ситуация может складываться в семейном бюджете?

Доходы = расходы

Доходы > расходы             

Доходы < расходы        

- Какая формула будет наилучшей?

- В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Значение этих слов вы найдете на карточках — подсказках. Что в этом случае нам делать?

/Если экономия – отложим сбережения, если дефицит – нужно на чём-то сэкономить/

- На чём же мы можем сэкономить?                                                                                      

* на транспорте – если пользоваться проездным (Слайд 13)

* на коммунальных услугах – экономия электричества (Слайд 14)

* на продуктах - на сладостях, если есть приусадебный участок(Слайд 15)

* на одежде и обуви – если беречь, то продлится срок службы(Слайд 16)

* на посещениях театра? – не стоит обеднять свою жизнь из-за этого(Слайд 17)

- Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства. (Слайд 18)

IV. Итог урока.

1. -  У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы заполнили таблицу основных доходов и расходов семейного бюджета. Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (лотерея, премия, наследство)

  • А непредвиденные расходы?
  • - Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили? (Работая в группах, дети выбирают из предложенных вариантов верные утверждения)

Готовый список советов по экономии семейного бюджета

Совет

                                                                            Ваш выбор

Планируй семейный бюджет исходя

из доходов

Уходя из дома, выключайте свет

Просите у родителей новую игрушку

 к каждому празднику

Бережно относитесь к своим вещам

Чаще пользуйтесь услугами такси

После похода в магазин оставляйте сдачу себе

Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону

Напоминайте родителям о своевременной оплате налогов

- Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда».Слайд 18                                                                           

Сейчас вам предстоит выполнить тест. Обведите  верный на ваш взгляд, вариант ответа на каждый вопрос.

                                                 Тест

1. Из чего скаладывается семейный бюджет?

а) из пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег.

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи,- это.....

я) расходы;

е) проценты;

ю) доходы.

3. Авторское вознаграждение — это....

б) зарплата;

г) налог;

д) гонорар.

4.Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, -это.......

ш) доходы;

ж) расходы;

х) прибыль.

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы ….

е) больше расходов;

и) равны расходам;

а) меньше расходов.

6.Зарплата,пенсия, стипендия — это разные виды......

т) доходов;

п) расходов;

к) гонорара.

 Теперь обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных  вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (бюджет) Молодцы!

3. – На наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помощи»:                                                                                                                                                                    

  • срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;
  • талантливому скрипачу на покупку скрипки;
  • врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;
  • спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;

- Обсудите в своей «семье», согласны ли вы помочь кому-либо из нуждающихся.

(Дети в группах выполняют задание, комментируя свой выбор.)

- Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется в деньгах. Главное…

Больше работаешь – лучше живёшь,

Лучше живёшь – больше людям даёшь,

Старым и малым, и тем, кто в нужде.

А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, – в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить её? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,

В жизни у нас нет другого пути.

Вы хорошо потрудились и каждая «семья» заработала школярики. У кого-то их чуть больше, у кого -то чуть меньше. Почему так произошло? (хорошо трудились -получили высокую зарплату, кто был менее активен получил меньше). Желаю вам, чтобы ваша жизненная активность   была всегда на высоте.

V Домашнее задание:                                                                      

  Представь, что ты на день рождения получил большую сумму денег. Составьте план своих расходов.

VI Рефлексия: зажмите руку в кулак и…

  • кому было интересно – разогните мизинец
  • кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный
  • кто хорошо работал – средний
  • кто помогал работе в группе – указательный
  • кому урок понравился - большой

 

 1.Ф.И.О.учителя   Белозерова Елена Николаевна.

  1. № урока по расписанию -первый, кабинет № 214,день недели -четверг.
  2. Тема урока. Семейный бюджет. 3 класс, учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» (УМК «Школа России»).

Цель урока: Познакомить с понятием «семейный бюджет».

Задачи :

1.Закрепить понятия «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги».

2.Развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.

 3. Воспитывать у учащихся экономное  отношение к семейному бюджету, чувство милосердия.

Оборудование урока:  карточки - подсказки, карточки со словами, тесты, «школярики», фрагмент м/ф. 

ТСО:  мультимедийный проектор.

Тип урока. Урок получения новых знаний.

Место данного урока в теме. Раздел « Чему учит экономика» 12 часов, 11 урок в разделе.

Используемые технологии. На уроке использованы педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся (игровые технологии, проблемное обучение, групповые технологии).

    На уроке были использованы следущие методы  обучения:

  • по виду источника информации: словесные (объяснение, беседа с обучающимися); наглядные (демонстрации фрагмента м/ф, презентации обучающего курса);
  • по виду учебной деятельности: проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Время, отведенное на все этапы урока, использовала рационально. Все связи между этапами логичны.

На первом этапе урока проходила актуализация опорных знаний. Игра «собери слово» и проблемная ситуация способствовали формулированию темы урока детьми. Этот этап, хотя и был не продолжительным, позволил быстро включить учащихся в работу, активизировать познавательную деятельность.

На втором этапе урока учащиеся выяснили из чего складывается семейный бюджет. Познакомились с новыми терминами, провели анализ приоритетов семейных расходов. Демонстрация фрагмента мультфильма «Трое из Простоквашино» и слайдов по теме урока способствовали лучшему усвоению новых знаний. На данном этапе основные формы работы — фронтальная, групповая.  

        На физминутке были использованы фразеологизмы , прослеживается межпредметная связь с уроком литературное чтение.

Третий этап работы - работа в группах. Учащимся предложено составить список советов по экономике семейного бюджета. На уроке была проведена самостоятельная работа. Она способствовала активной познавательной учебной деятельности учащихся. Самостоятельная  работа тренирует волю, внимание, дисциплину учебного труда.  Использовался метод наглядности, демонстрация проделанной работы в группах и фронтальная беседа.

Четртым, завершающим, этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, коментирование деятельности учащихся, выставление отметок.

Содержание урока способствовало развитию интереса к учению. Развивающая и воспитательная задачи решались в единстве с образовательной.  Считаю,  что урок достиг поставленной цели.  

Resource id #5838

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Семейный бюджет"

По учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас"...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Семейный бюджет. Урок по окружающему миру. 3 класс

Семейный бюджет. Урок по окружающему миру. 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.

Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Класс: 4. Тема: Золотой век театра и музыки

Материал содержит технологическую карту урока, работу в парах и самостоятельную работу по теме урока....