Урок в 1 классе "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, дать представление об их взаимосвязи; сформулировать правила поведения на лугу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_1_klasse_pochemu_nelzya_rvat_tsvety_i_lovit_babochek.docx | 520.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Цели урока: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, дать представление об их взаимосвязи; сформулировать правила поведения на лугу.
Задачи урока:
1.Образовательные:
дать представление о разнообразных видах цветов и бабочек, встречающихся на лугу, формировать умение определять их название, дать представление о взаимосвязи между ними, проанализировать поведение людей на лугу
2.Развивающие:
совершенствовать мыслительные операции: анализ, обобщение, сопоставление; развивать психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие; развивать эстетические представления учащихся об окружающем мире.
3.Воспитывающие:
воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к миру природы; воспитывать у детей интерес к изучению природы родного края; воспитывать аккуратность, любознательность.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся узнавать изученные природные объекты; объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы), осуществлять самопроверку; получат возможность научиться: формулировать правила поведения в природе; оценивать свое поведение на лугу; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.
Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии цветов и бабочек, о необходимости сохранения природного окружения; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочем листе; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; парная, фронтальная и индивидуальная.
Оборудование:
- А.А.Плешаков. Учебник "Окружающий мир" для 1-го класса. Москва "Просвещение" 2015 г.
- Карточки.
- Мультимедийная презентация.
- Картинки с цветами (ромашка, одуванчик, васильки, колокольчик)
- Картинки с насекомыми (пчела, кузнечик, мотылёк и д.р.)
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель.
Прозвенел для нас звонок
Начинаю наш урок
Гости к нам пришли сегодня
К ним сейчас вы повернитесь, Улыбнитесь, подружитесь
Будем отвечать активно, хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие захотели к нам прийти.
Слайд 1. ( Картинка «Солнышко»)
-На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
-Посмотрите на солнышко, какое оно лучистое и веселое. Покажите пожалуйста, а какое настроение у вас на уроке?
-Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любыми трудностями и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, рабочее настроение.
Давайте хором прочитаем девиз нашего урока: Слайд 2
Я желаю вам успеха
Буду всем я помогать
Мы отлично учимся
Все у нас получится.
- Актуализация знаний.
Учитель. Сейчас мы с вами вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. А поможет нам вспомнить загадка.
Что за чудо-коромысло,
После дождика повисло?
Очень яркое, цветное,
А красивое какое!
Разноцветная дуга
Солнечная …. Слайд 3.
Учитель. Как появляется радуга? Сколько цветов у радуги? Какое выражение вы знаете, которое помогло вам запомнить цвета радуги? В какое время года мы чаще всего видим радугу?
- Мотивация учебной деятельности
Слайд 4
-Сегодня у нас в гостях опять наш друг Муравьишка и Мудрая Черепаха и мы вместе с ними отправляемся на экскурсию.
-Только вы должны сами угадать это место, а для этого я вам загадаю загадку:
На полянку вы пришли
Вот трава, а вот цветы
Порхают бабочки вокруг
Зовем мы это месть … (луг)
Слайд 5
-Ребята, что бы мы услышали если бы сейчас оказались на лугу? ( Жужжание насекомых, пение птиц…)
-А что бы вы увидели? (Цветы, бабочек, травы…)
-А что бы вы почувствовали? ( Запах цветов, легкий ветерок…)
-Послушайте стихотворение.
Что растет?
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что еще?
Гвоздика, смолка,
Колокольчик.
Хвощ – как елка.
А еще?
Кошачьи лапки.
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Граммофончик-вьюнки.
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
- Проблемная ситуация
Ребята, нашему Муравьишке очень понравилось это место и он захотел собрать для девочек большой букет из цветов и поймать для мальчиков самую красивую бабочку. Как вы думаете можно ли это сделать Муравьишке? (нельзя)
-Кто-нибудь догадался о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
В конце экскурсии вы должны ответить на этот поставленный вопрос.
Подумайте, что мы должны узнать сегодня на уроке.
Цели формируют дети:
Познакомиться с растениями луга
Познакомиться с насекомыми луга
Познакомиться с правилами поведения на лугу.
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
Что мы узнаем? Чему научимся?
- Открытие новых знаний
Учитель. Откройте учебник на с.46. Прочитаем, правильно ли мы определили тему урока.
- Какие вы знаете цветы, растущие на лугу?
(учитель загадывает загадки про цветы) Слайд 6.
На лугу растут сестрички.
Желтый глазок, белые реснички.
(ромашки)
На лугу растет ромашка
Скромный беленький цветок,
Что из желтого кармашка
Уронила лепесток.
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(колокольчики)
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы… А ты?
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелек.
(одуванчик)
У тропинки одуванчик
Сбросил желтый сарафанчик.
Стал пушистым, словно пух:
-Братцы! Как же я опух!
Синее небо упало на луг,
Синим, пресиним все стало вокруг,
На лугу расцвели, у синей реки,
Как синее небо, цветки…
(васильки)
Я-синей небесной сини,
Полевой простой цветок.
От того я – не Василий,
А всего лишь – василёк.
-А почему нельзя рвать цветы? ( дети выбирают правильные ответы в паре)
Карточки. Работа в парах. Отметьте правильные варианты ответов.
-будет пусто и некрасиво;
-насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой;
-мама будет ругаться;
-посадят в тюрьму.
-Правильно будет пусто и некрасиво без таких прекрасных цветов. А про многих из них есть легенды (красивые придуманные истории)
-Совершенно верно, насекомые и птицы питаются нектаром или пыльцой цветов, и без цветов они просто погибнут.
-И в тюрьму хоть и не посадят, но могут оштрафовать, так как многие цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом
Срывая цветы мы губим красоту (дети делают вывод)
(Сценка)
Мальчик:
Цветок на лугу
Я сорвал на берегу.
Сорвал, а зачем-
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял
И завял.
А сколько бы он
На лугу простоял?
Цветок:
Не рви меня, пожалуйста,
Я только день живу.
Дай наглядеться волю мне
На солнце и весну.
Мальчик:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ-
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
-Какой же мы сделаем вывод?
-А из каких же цветов тогда можно собирать букеты?
(из садовых, которые выращивают люди)
Физкультминутка
Учитель.
-Отгадай загадку.
Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю
Не ем, не гляжу, неподвижно вишу.
Но теплой весной я вновь оживаю
И, как птичка, порхаю. (Бабочка)
Слайд 7.
Кого еще можно встретить на лугу? Какие живые существа похожи на цветы? Правильно. Бабочки, должно быть, одни из самых красивых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена.
Учитель.
-Вы, конечно, не раз наблюдали, как в теплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, яркость окраски их крыльев поистине сказочная. Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.
-Красота бабочки в легкости и крыльях. Их крылья покрыты множеством чешуек. И если неосторожно схватить бабочку , на пальцах останется цветной налет из чешуек – пыльца. Крылья бабочек очень хрупкие, когда вы ловите бабочку крылья ломаются и она не может перелететь с цветка на цветок и погибает. Многие названия бабочкам даны не случайно, из-за окраски. Бабочки питаются сладким нектаром, а иногда пыльцой которая находится внутри цветка.
Бабочка – это насекомое
-Назовите отличительные признаки насекомых ( крылья. 6 ног …)
Работа с учебником.
-Посмотрите, какие чудесные бабочки нарисованы в учебнике на с. 46. Подумайте какие у них могут быть названия. (ответы детей)
– Как вы думаете, где на этом слайде Голубянка?)
– Как вы догадались? (Голубянка – голубого цвета).
– Кто догадался, где бабочка-Лимонница?
– Почему она получила такое название? (Лимонница – желтая, как лимон).
– Какая бабочка осталась?
– Почему ее так назвали? (Пестрянка – пестрая)
Слайд 8
Учитель. Наблюдая за природой можно узнать многие ее секреты. Могут ли жить бабочки и цветы друг без друга? (Нет)
– Почему бабочки не могут жить без цветов? (Они питаются их нектаром)
– Почему цветы не могут жить без бабочек? (Бабочки опыляют их. Без этого у цветов не было бы плодов и семян.)
-Рассмотрите рисунки ниже.
1 ряд – описывают рисунок слева
2 ряд – рисунок справа
3 ряд – посмотрев на эти рисунки составляет правила поведения на лугу.
Составление памятки « Как нужно вести себя в природе?»
Слайд 9.
Нельзя рвать цветы на лугу, в лесу. Букеты можно составлять из садовых растений, которые специально выращивают люди.
Нельзя ловить бабочек и убивать насекомых. Они не только нужны в природе, но и украшают её.
Нельзя оставлять после себя мусор. Если каждый человек оставит после себя хоть немного мусора на месте своего отдыха, то цветущий луг превратится в свалку.
-Мудрая Черепаха знакомит нас с интересными фактами . Прочитаем?
(Чтение текста под рубрикой «Знаете ли вы, что…»
-Используя эту информацию, расскажите о взаимосвязи цветов и бабочек.
-Ребята, так кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? (они не могут жить друг без друга)
-Прочитайте текст, выделенный жирным шрифтом, на с. 47.
6. Закрепление изученного
Тест: (правильное утверждение ставим +, если не правильное -)
Пришел на луг, нарви большой букет цветов (-)
Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян) (+)
Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром (+)
На лугу можно шуметь и кричать, там ведь никого нет, поэтому я никому не буду мешать (-)
Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить! (-)
-++--
7. Итог урока.
-Пришло время ответить на главный вопрос Муравьишки: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?» ( Они не могут жить друг без друга, если мы рвем цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цветам).
Таким образом, бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром. Но и цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не будет плодов и семян.
_Давайте будем стремиться сохранять и приумножать красоту нашего края.
-Скажите, сохранилось ли у вас радостное солнечное настроение.
У вас на парте у каждого три цветных карандаша. Если вы всё поняли на уроке и вам, было, интересно возьмите зелёный карандаш, если вы всё поняли, но вам было трудно сегодня на уроке – возьмите синий карандаш, если вы ничего не поняли сегодня на уроке – возьмите в руку жёлтый карандаш.
А теперь я каждому из вас раздала бабочку, раскрасьте белые кружочки на крылышках бабочки тем цветом, который вы выбрали.
-Поделитесь, какие впечатления, открытия и знания вы возьмёте с сегодняшнего урока?
-Спасибо за работу!
Дома придумать знак «Не рви цветы!», «Не лови бабочек!». Придумать стихотворение или загадку о цветке и бабочке.
-Будет пусто и некрасиво; -Насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой; -Мама будет ругаться; -Посадят в тюрьму. | -Будет пусто и некрасиво; -Насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой; -Мама будет ругаться; -Посадят в тюрьму. |
-Будет пусто и некрасиво; -Насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой; -Мама будет ругаться; -Посадят в тюрьму. | -Будет пусто и некрасиво; -Насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой; -Мама будет ругаться; -Посадят в тюрьму. |
-Будет пусто и некрасиво; -Насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой; -Мама будет ругаться; -Посадят в тюрьму. | -Будет пусто и некрасиво; -Насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой; -Мама будет ругаться; -Посадят в тюрьму. |
-Будет пусто и некрасиво; -Насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой; -Мама будет ругаться; -Посадят в тюрьму. | -Будет пусто и некрасиво; -Насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой; -Мама будет ругаться; -Посадят в тюрьму. |
-Будет пусто и некрасиво; -Насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой; -Мама будет ругаться; -Посадят в тюрьму. | -Будет пусто и некрасиво; -Насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой; -Мама будет ругаться; -Посадят в тюрьму. |
-Будет пусто и некрасиво; -Насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой; -Мама будет ругаться; -Посадят в тюрьму. | -Будет пусто и некрасиво; -Насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой; -Мама будет ругаться; -Посадят в тюрьму. |
-Будет пусто и некрасиво; -Насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой; -Мама будет ругаться; -Посадят в тюрьму. | -Будет пусто и некрасиво; -Насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой; -Мама будет ругаться; -Посадят в тюрьму. |
-Будет пусто и некрасиво; -Насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой; -Мама будет ругаться; -Посадят в тюрьму. |
(Сценка)
Мальчик:
Цветок на лугу
Я сорвал на берегу.
Сорвал, а зачем-
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял
И завял.
А сколько бы он
На лугу простоял?
Цветок:
Не рви меня, пожалуйста,
Я только день живу.
Дай наглядеться волю мне
На солнце и весну.
Мальчик:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ-
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
|
|
1. Пришел на луг, нарви большой букет цветов ( ) 2. Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян) ( ) 3. Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром ( ) 4. На лугу можно шуметь и кричать, там ведь никого нет, поэтому я никому не буду мешать ( ) 5. Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить! ( ) | 1. Пришел на луг, нарви большой букет цветов ( ) 2. Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян) ( ) 3. Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром ( ) 4. На лугу можно шуметь и кричать, там ведь никого нет, поэтому я никому не буду мешать ( ) 5. Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить! ( ) |
1. Пришел на луг, нарви большой букет цветов ( ) 2. Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян) ( ) 3. Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром ( ) 4. На лугу можно шуметь и кричать, там ведь никого нет, поэтому я никому не буду мешать ( ) 5. Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить! ( ) | 1. Пришел на луг, нарви большой букет цветов ( ) 2. Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян) ( ) 3. Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром ( ) 4. На лугу можно шуметь и кричать, там ведь никого нет, поэтому я никому не буду мешать ( ) 5. Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить! ( ) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование на уроке приема "Лови ошибку"
Прием "Лови ошибку" формирует умения анализировать и критически оценивать информацию, применять знания в нестандартной ситуации....
Урок-презентация по окружающему миру в 1 классе "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?"
Давай пройдемся медленно по лугуИ: "Здравствуй!" - скажем каждому цветку.Я должен над цветами наклонитьсяНе для того, чтоб рвать или помять,А для того,чтобы увидеть добрые их лицаИ доброе лицо им пока...
Конспект урока по предметно-практическому обучению в 1 классе по теме "Лиса ловит зайца"
Уроки ППО создают глухим детям наиболее благоприятные условия для овладения словесной речью, обеспечивая реализацию ведущего принципа данной системы - связи речевого развития с деятельностью. Ус...
презентация к уроку окружающий мир "Мы не будем рвать цветы и ловить бабочек".
В презентации представленны иллюстрации бабочек и цветов с названиями....
Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"
Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....
Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс Тема урока: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Тип урока:изучение и первичного закрепления новых знанийФормы урока: фронтальная, парная, индивидуальная.Технологии:- технология развития критического мышления учащихся;- технология формирования...
Конспект урока Рассказ Б.С. Жидкова « Как я ловил человечков»
Конспект урокаРассказ Б.С. Жидкова « Как я ловил человечков»...