Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bondarenko_s.v._pochemu_solntse_svetit_dnem_a_zvezdy_nochyu.docx | 188.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира
Педагог | Бондаренко С.В., учитель начальных классов, МБОУ «Излучинская ОНШ» |
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 1 |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Технология построения урока | Технология сотрудничества, технология оценивания достижений |
Тема | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? |
Цель | Формирование представлений о звездах, Солнце как ближайшей звезде к Земле, знакомство с созвездием Льва, сопоставление видимых и реальных размеров некоторых звезд, в том числе и Солнца. |
Основные термины понятия | Солнце, звезды, созвездия |
Планируемые результаты | |
Предметные умения: научиться сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца; моделировать форму, цвет и сравнительные размеры некоторых звезд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус); получат возможность научиться работать с атласом-определителем; наблюдать картину звездного неба, находить на нем созвездие Льва; моделировать созвездие Льва. | Личностные УУД: развитие мотивов учебной деятельности; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, готовность слушать собеседника и вести диалог, уметь признавать возможность существования различных точек зрения, уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: научиться определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, учиться выстраивать проблемный диалог, коллективное решение проблемных вопросов, учиться технологии оценивания достижений, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: научатся определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, учиться выстраивать проблемный диалог, коллективное решение проблемных вопросов, учиться технологии оценивания достижений, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им работать в группах и парах, участвовать в диалоге на уроке |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная, групповая, парная | Книгопечатная продукция: Плешаков А.А. «Окружающий мир. 1 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2014, часть 2; Плешаков А.А. «От Земли до неба: атлас-определитель для уч-ся нач. классов».\ М. Просвещение, 2016, Плешаков А.А. «Окружающий мир. 1 класс». Рабочая тетрадь для уч-ся общеобразовательных учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2019. Технические средства обучения: проектор , мультимедийная установка, компьютер с выходом в Интернет, презентация, ЭОР |
Дидактические задачи этапов урока
№ п/п | Этапы урока | Дидактические задачи(цель этапа) |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Адаптировать учащихся к деятельности на уроке |
2 | Актуализация знаний и пробное учебное действие | Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы |
3 | Выявление места и причины затруднения | Создание проблемной ситуации для постановки учебной задачи в сотрудничестве с учителем |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Формирование знаний, отношений, опыта, действий; |
сопоставление видимых и реальных размеров солнца и звёзд | ||
5 | Реализация построенного проекта | Умение находить взаимосвязи в окружающем мире; умение моделировать форму, цвет, сравнительные размеры звезд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус) |
6 | Первичное закрепление (с комментированием во | Первичное закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения |
внешней речи) | ||
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Развивать умение моделировать созвездие Льва |
8 | Включение в систему знаний и повторение | Провести исследование «почему звёзд не видно днём» |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Самооценка учащихся своих достижений на уроке. Выявление |
уровня изученного материала |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности | Предметные: Метапредметные: Регулятивные: коммуникативные: познавательные: адаптировать учащихся к деятельности на уроке Личностные: развитие положительного отношения к школе, формирование учебных мотивов | Посмотрите все на меня! И работать не ленитесь. | Мотивация к учебной деятельности |
Актуализация знаний и пробное учебное действие | Предметные: выявить предварительные знания учащихся и определить их границы Метапредметные: Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану коммуникативные: слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, работать в группах и парах, участвовать в диалоге на уроке познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Личностные: развитие положительного отношения к школе, формирование учебных мотивов | Слайд 1 - Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. - А какой, давайте, прочитаем в учебнике на стр. 31. (Почему и зачем?) - Кто из вас часто задаёт такие вопросы? - С какой целью вы их задаёте? (Чтобы узнать новое). - Сегодня, как всегда, с нами на уроке Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. - Чтобы узнать, что мы будем изучать на уроке, вы должны выполнить задание Черепахи. - Отгадайте ребусы и вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке. Слайд 2
- О чём будем говорить на уроке? - Когда можно увидеть солнце? А звёзды? Почему? - Вот это нам сегодня предстоит выяснить. Слайд 3 ТЕМА: Почему солнце светит днём, а звёзды ночью? | Отгадывают ребусы
ответы) 2. Звёзды (доказывают свои ответы) Предполагаемые ответы учащихся (проблемный диалог о солнце и звёздах) - Солнце - днем, звезды-ночью Формулируют тему и задачи урока. |
Выявление места и причины затруднения | Предметные: создание проблемной ситуации для постановки учебной задачи в сотрудничестве с учителем Метапредметные: регулятивные: учиться выстраивать проблемный диалог коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Чтобы ответить на этот вопрос, Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают отправиться в путешествие в космос. - А на чём мы отправимся в путешествие? (на ракете) - Итак, приготовились к путешествию. Слайд 4 Садимся по удобнее - Пристегнули ремни - Приготовились - 5, 4, 3, 2, 1 Поехали! Мы пролетаем над нашей планетой. - На какой планете мы с вами живём? (Земля) - Как называется страна, в которой мы живем? (Россия) - Молодцы! Слайд 5 - Что это светиться вдали? (Солнце) - А можем мы подлететь к нему поближе? - Что вы знаете про Солнце? (ответы детей) | Учащиеся высказывают свои точки зрения, сравнивают их, находят общие черты и приходят к единому мнению. |
Построение проекта выхода из затруднения | Предметные: формирование знаний, отношений, опыта, действий; сопоставление видимых и реальных размеров солнце и звёзд Метапредметные: регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; уметь передать мысль образом, моделью, схемой Личностные: осознание своих возможностей в учении | Поиск информации Слайд 6 Выступление ребёнка Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Она похожа на огромный пылающий шар. Нам оно кажется маленьким кружком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии. Слайд 7 Учитель: Солнце от Земли находиться на расстоянии 150 миллионов километров. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выглядело бы как большой футбольный мяч и горошина (показать футбольный мяч и горошину) Слайд 8 Так что же такое солнце?
СОЛНЦЕ – ЗВЕЗДА | |
Реализация построенного проекта | Предметные: формирование знаний, отношений, опыта, действий; сопоставление видимых и реальных размеров солнца и звёзд Метапредметные: регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика познавательные: уметь использовать новые знания: находить ответы на вопросы, используя, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса Личностные: анализировать собственное отношение к миру природы и поведения в нем | Слайд 9 Мудрая Черепаха спрашивает: а что будет, если погаснет Солнце? (ответы) Если погаснет Солнце, на Земле исчезнет жизнь. Растения, животные и люди живут потому, что жизнь им дает Солнце. Оно согревает и освещает Землю, поэтому древние люди поклонялись Солнцу как богу. Солнце – это ближайшая звезда к нам, поэтому она кажется большой и яркой, но в космосе много и других звёзд, которые гораздо больше солнца. УЧЕБНИК с. 32
Раньше в старину люди думали, что звезды – это маленькие фонарики, подвешенные к небу. Но были люди, которые объяснили, что это не фонарики, а звёзды. Слайд 10 Сосчитать совсем не просто Ночью в темном небе звезды. Знает все наперечет Звезды в небе... ЗВЁЗДОЧЁТ - Кто такой звездочёт? (человек, который наблюдает за звёздами.) Они носили звездный колпак и плащ. - А что это за прибор у звездочёта? (телескоп) Слайд 11 - Для чего он служит? (для изучения звезд и других небесных тел) - А сейчас как называют учёных, которые исследуют звёзды? – астрономы "Происходит от др. -греч. ἀστρονόμος «наблюдающий и группирующий звёзды, астроном» , из ἄστρον «звезда» Наука, которая изучает небесные тела, называется астрономия -Найдите в приложении к рабочей тетради №2 на с. 61 костюм звездочета. Вырежьте его и наклейте в рабочей тетради. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Предметные: провести исследование «почему звёзд не видно днём» Метапредметные: регулятивные: представлять результаты проектной деятельности, умение обобщать и делать выводы коммуникативные: доносить свою позицию до других познавательные: уметь выдвигать гипотезу и доказывать её | Проблемная ситуация - Муравьишка считает, что когда заканчивается ночь, звёзды гаснут и ложатся спать. Как вы считаете это правда? - Черепаха предлагает провести опыт и узнать, что происходит со звёздами днём. Опыт «Дневные звёзды»
Результат исследования. Лучше всего смотреть на звёзды ночью. Слайд 12 - А всегда ли мы ночью можем видеть звёзды? -Что мешает увидеть звёзды днём? (свет) Слайд 13 | |
Включение в систему знаний и повторение | Предметные: развивать умение моделировать созвездие Льва Метапредметные регулятивные: добывать новые знания, используя атлас-определитель коммуникативные: участвовать в проблемном диалоге познавательные: уметь передать мысль образом, моделью, рисунком-схемой, уметь моделировать созвездия Личностные: умение отстаивать свою точку зрения | Учитель Слайд 14 Еще в древности люди заметили, что некоторые звезды образуют на небе фигуры. Они мысленно соединили их линией. Так появились созвездия. Самым ярким созвездиям люди дали имена. Слайд 15 Существуют целые карты созвездий. На небосводе 88 созвездий. Вы их можете рассмотреть в Атласе – определителе. - Отгадайте, о каком созвездии идет речь? Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят Слайд 16 - Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд. Существует Миф о созвездии Льва: Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. - Соедините звезды линиями так, чтобы получилось созвездие Льва. Работа в тетради на стр. 22. Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит «царь» ( с. 32) Слайд 17-20 | Предположительный ответ (Созвездие Большой Мед ведицы. Оно похоже на ковш) Учащиеся работают в рабочей тетради № 2 с.22 Работа в парах Моделирование (учащиеся изготавливают модель созвездия Льва) Работа с атласом- определителем -Астрономы. -Телескоп. Практическая работа В рабочей тетради №2 с.61, 22 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Предметные: самооценка учащихся своих достижений на уроке. Выявление уровня изученного материала Метапредметные: регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала, учиться технологии оценивания достижений коммуникативные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий познавательные: отвечать на итоговые вопросы и представлять результаты проектной деятельности Личностные: диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков | Слайд 21 На слайде написаны предложения с пропущенными словами. Солнце-это огромный пылающий…(шар) Нам кажется оно маленьким кружочком, т.к. находится… (далеко от Земли) Звезды - отличаются друг от друга… (по цвету и по величине) Звезд на небе много, и люди объединили их… (в созвездия) Днем звезды светят, но мы их не видим, т.к… (их затмевает солнечный свет) Светят они только…(ночью) Днем можно увидеть только одну звезду…(Солнце) -Самооценка деятельности учащихся на уроке Наше путешествие подходит к концу и мы летим домой. А сейчас мы с вами, дети, Приземлимся на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Но наши двери ракеты заблокированы, и чтобы их открыть, нам нужно выполнить задание. Муравьишка и Мудрая Черепаха решили проверить хорошо ли вы запомнили то, что узнали во время путешествия. Задание от Муравьишки на звёздочках, а задание от Черепахи на солнышках. Вот мы и дома. Как перенесли полет? Полет прошел нормально! (хором) Итог Что нового вы узнали на уроке? Ученик: Когда последний закруглен виток, Своей Земле мы оставляем сердце. Наш урок закончен. Спасибо. -Оцените сами себя с помощью смайликов учебника. -Кто считает, что хорошо разобрался на уроке с изученным материалом? -Кто пока не уверен в своих знаниях и хочет закрепить их дома? -Кому было очень трудно работать на уроке? -Дети, понаблюдайте вечером с родителями звездное небо. Найдите на небе созвездия Большой Медведицы и Льва | 1. Шар 2. Далеко от Земли 3. По цвету и величине 4. В созвездия 5. Их затмевает солнечный свет 6.Ночью 7.Солнце Чтение вывода в учебнике с.33 -Самооценка деятельности учащихся на уроке |
1.Игра «Раскрась звёздочку»
(Дети цветными карандашами раскрашивают звёздочки.)
- Как называется звезда, которую можно увидеть днем?
Закрасьте жёлтым карандашом.
- Какой прибор используют для изучения звезд?
Закрасьте зелёным карандашом.
- Как называется группа звезд?
Закрасьте красным карандашом.
- Как называют ученых, которые изучают космические тела?
Закрасьте синим карандашом.
- Что больше планета Земля или Солнце?
Закрасьте жёлтым карандашом.
- Как раньше называли ученых-астрономов?
Закрасьте розовым карандашом.
- Поднимите звезды. Посмотрите, у нас с вами тоже получилось созвездие.
Придумайте ему название?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.
Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической картой...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...
Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)
Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...
Технологическая карта урока окружающего мира «Земля на карте» ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока: «Земля на карте» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представлений о понятии «физическая карта мира»; знакомство с океанами и мат...
Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...