Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Барышева Вера Ивановна

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для 2 класса. УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_id5475891.docx91.33 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

Администрация Одинцовского городского округа

МБОУ "Первая школа им. М.А. Пронина" г.

Звенигород

РАССМОТРЕНО

ШМО начальных классов


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


УТВЕРЖДЕНО

Директор

        Кротова Е.В.                Толстова О.В.                Шарина Н.В.

Протокол №1

от "29" августа2022 г.


Протокол №1

от "30" августа 2022 г.


Приказ №794

от "31" августа2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4931886)

учебного предмета

«Окружающий мир»

для 2 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Составитель: Барышева Вера Ивановна учитель начальных классов

Звенигород 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения во 2 классе начальной школы. Содержание обучения во 2 классе завершатся перечнем универсальных учебных действий (УДД) - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за второй год обучения в начальной школе.

В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 2 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.

Представлены также способы организации дифференцированного обучения.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 2 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.

Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета.
  • Развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности.
  • Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового

культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся.

  • Развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,

«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса

«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • раскрытие роли человека в природе и обществе;
  • освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,

«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Человек и общество

Наша Родина — Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.

Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи.

Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества.

Человек и природа

Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле.

Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.

Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.

Правила безопасной жизни

Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи.

Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение);
  • на основе наблюдения определять состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное);
  • различать символы РФ;
  • различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного);
  • группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного);
  • различать прошлое, настоящее, будущее.

Работа с информацией:

  • различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально;
  • читать информацию, представленную в схеме, таблице;
  • используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;
  • соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой:
  • понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион);
  • понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник);
  • понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация);
  1. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы;
  2. создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес — природное сообщество» и др.);
  3. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы);
  4. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности);
  5. описывать современные события от имени их участника.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи;
  • контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи;
  • оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания.

Совместная деятельность:

  • строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;
  • проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело;
  • определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их разрешения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение предмета "Окружающий мир" в 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:

  • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
  • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
  • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

  • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
  • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

  • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

  • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
  • осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательныеуниверсальные учебные действия:

  1. Базовые логические действия:
  • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
  • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
  • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
  • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
  1. Базовые исследовательские действия:
  • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
  • определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
  • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
  • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его

последствия; коллективный труд и его результаты и др. );

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
  1. Работа с информацией:
  • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
  • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
  • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
  • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
  • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
  • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
  • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. Самоорганизация:
  • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
  • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
  1. Самоконтроль:
  • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
  • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
  • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
  1. Самооценка:
  • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
  • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:

  • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
  • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
  • ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

  • находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;
  • узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;
  • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
  • распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
  • приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края;

важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края;

  • проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения;
  • приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, при меры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
  • описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
  • описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты;
  • группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
  • ориентироваться на местности по местным природным при знакам, Солнцу, компасу;
  • создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе;
  • использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
  • соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;
  • соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро;
  • соблюдать режим дня и питания;
  • безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа в Интернет;
  • безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в случае необходимости.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изуче ния

Виды деятельности

Виды,        формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контро льные работ ы

практи ческие работы

Раздел 1. Человек и общество.

1.1.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте.

1

0

0

Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны;

Устный опрос; Текущий;

Плешаков А.А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. (1 DVD) (В комплекте с учебником) В 2 Ч. Ч. 1 Ч. 2. Издательство:

Просвещение, 2013 г.

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/ material_view/atomic_objects/403 677

1.2.

Государственные символы России, символика своего региона.

1

0

0

Игра-путешествие по теме «Работаем экскурсоводами, проводим экскурсии по Москве, Санкт- Петербургу»;

Устный опрос; Текущий;

Плешаков А.А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 1 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. (1 DVD) (В комплекте с учебником) В 2 Ч. Ч. 1 Ч. 2. Издательство:

Просвещение, 2013 г. https://uchi.ru/catalog/env/2- klass/lesson-10154

1.3.

Москва — столица. Достопримечатель ности Москвы.

Страницы истории Москвы.

1

0

0

Рассказ учителя по теме «История возникновения Москвы»;

Устный опрос; Текущий;

https://mosobr.tv/release/7880

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/ material_view/atomic_objects/407 1411

1.4.

Города России. Свой регион и его столица на карте РФ.

1

0

1

Работа с картой: Россия, Москва, Санкт- Петербург, наш регион на карте РФ;

Устный опрос; Текущий;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 5538/start/224086/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 6071/start/154856/

1.5.

Россия — многонационально е государство.

Народы России, их традиции, обычаи, праздники.

2

0

0

Чтение текстов учебника о народах России, об их традициях, обычаях, праздниках;

Устный опрос; Текущий;

Плешаков А.А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. (1 DVD) (В комплекте с учебником) В 2 Ч. Ч. 1 Ч. 2. Издательство:

Просвещение, 2013 г. https://uchebnik.mos.ru/catalogue/ material_view/atomic_objects/425 0727

https://uchi.ru/catalog/env/2- klass/lesson-10154

1.6.

Родной край, его природные и культурные достопримечательн ости.

2

0

1

Составление сообщения об истории родного края (при помощи взрослых, с использованием дополнительных источников информации);

Устный опрос; Текущий;

https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru- rodnoy-kray-v-samom-serdce- rossii-k-letiyu-tyumenskoy- oblasti-3658833.html

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6071/start/154856/

1.7.

Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте.

2

1

0

Составление сообщения об истории родного края (при помощи взрослых, с использованием дополнительных источников информации);

Устный опрос; Тестирование; Текущий; тематический;

https://infourok.ru/prezentaciya- dlya-klassnogo-chasa-istoriya- vozniknoveniya-tyumenskoy- oblasti-715295.html

1.8.

Хозяйственные

занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.

2

0

0

Учебный диалог по теме «Зачем чело век трудится?»;

Устный опрос; Текущий;

Плешаков А.А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. (1 DVD) (В комплекте с учебником) В 2 Ч. Ч. 1 Ч. 2. Издательство:

Просвещение, 2013 г.

1.9.

Семья коллектив. Семейное древо. Семейные ценности. и традиции.

2

0

1

Обсуждение обязанностей в семье, семейных традиций, совместный труд и отдых;

Практическая работа по

Устный опрос; Текущий;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 3632/start/122820/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 5564/start/157330/

теме «Составление схемы родословного древа семьи»;

1.10.

Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи.

1

0

1

Обсуждение обязанностей в семье, семейных традиций, совместный труд и отдых;

Практическая работа по теме «Составление схемы родословного древа семьи»;

Устный опрос; Текущий;

https://infourok.ru/prezentaciya- po-okruzhayuschemu-miru-vo- klasse-na-temu-semeyniy-dosug- umk-nachalnaya-shkola-veka- 2271561.html

1.11.

Правила культурного поведения в общественных местах.

1

0

0

Учебный диалог по теме «Оцени себя — умеешь ли ты сдерживать эмоции?»;

Устный опрос; Текущий;

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/ material_view/atomic_objects/205 4143

1.12

Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению

и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества.

2

1

0

Анализ ситуаций, раскрывающих примеры гуманного отношения к людям; Работа в группе: работа с пословицами, сравнение и группировка слов по противоположному значению (добрый — жадный, смелый — трусливый, правдивый

— лживый и др.);

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»; Тематический;

https://infourok.ru/prezentaciya- po-okruzhayuschemu-miru- chelovek-chlen-obschestva-klass- 3646625.html

Итого по разделу

18

Раздел 2. Человек и природа.

2.1.

Наблюдения,

опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения

звёздного неба. Планеты.

3

0

0

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему

«Звёздное небо Созвездия»;

Устный опрос; Текущий;

Плешаков А.А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. (1 DVD) (В комплекте с учебником) В 2 Ч. Ч. 1 Ч. 2. Издательство:

Просвещение, 2013 г.

2.2.

Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле.

1

0

0

Учебный диалог по теме «Чем Земля отличается от других планет»;

Устный опрос; Текущий;

Плешаков А.А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. (1 DVD) (В комплекте с учебником) В 2 Ч. Ч. 1 Ч. 2. Издательство:

Просвещение, 2013 г.

2.3.

Изображения Земли: глобус, карта, план.

3

0

1

Практическая работа с глобусом;

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»; Текущий;

Плешаков А.А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. (1 DVD) (В комплекте с учебником) В 2 Ч. Ч. 1 Ч. 2. Издательство:

Просвещение, 2013 г.

https://iu.ru/video-lessons/7d2263a8-5014-41b9-88a9-3a2953f968c5

Плешаков А.А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. (1 DVD) (В комплекте с учебником) В 2 Ч. Ч. 1 Ч. 2. Издательство:

Просвещение, 2013 г.

2.4.

Карта мира. Материки, океаны.

3

0

1

Рассказ учителя, работа с текстом учебника: описание и особенности океанов и материков на Земле; Практическая работа с картой: «Как показывать объекты на настенной карте»;

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»; Текущий;

https://iu.ru/video- lessons/64e8479c-0ced-49e8- aecc-75b2eb24fa51

https://iu.ru/video- lessons/5076d09c-ad3b-4bc4- ae4c-5c6d6ac621aa

https://iu.ru/video- lessons/dce79a76-3779-4113- 92c8-b74f61eb6d1b

https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 3761/start/157671/

2.5.

Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности.

3

1

1

Учебный диалог по теме "Определение сторон горизонта"; Практическая работа "Определение сторон горизонта при помощи компаса";

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»; Тематический;

Плешаков А.А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. (1 DVD) (В комплекте с учебником) В 2 Ч. Ч. 1 Ч. 2. Издательство:

Просвещение, 2013 г.

2.6.

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы.

3

0

0

Экскурсия в парк: сравнение деревьев, кустарников, трав; Игра-соревнование по теме «Кто больше вспомнит названий деревьев»; Коммуникативная деятельность: описание растений по иллюстрациям и живым объектам;

Устный опрос; Текущий;

https://uchi.ru/catalog/env/2- klass/lesson-13270

2.7.

Дикорастущие и культурные растения.

2

0

1

Классификация растений (по иллюстрациям): дикорастущие — культурные; Практическая работа по теме «Рассматривание растений, обсуждение условий благополучного роста и развития растения»;

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»; Текущий;

https://uchi.ru/catalog/lesson- 14602

2.8.

Связи в

природе. Годовой ход изменений в жизни растения.

2

1

0

Работа в группах с иллюстративным материалом: составление коллективного рассказа по теме «Каким бывает растение в разные сезоны»;

Тестирование; Тематический;

Плешаков А.А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. (1 DVD) (В комплекте с учебником) В 2 Ч. Ч. 1 Ч. 2. Издательство:

Просвещение, 2013 г.

2.9.

Мир животных (фауна).

3

0

0

Дидактическая игра по теме «Угадай животное по описанию»;

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»; Текущий;

Плешаков А.А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. (1 DVD) (В комплекте с учебником) В 2 Ч. Ч. 1 Ч. 2. Издательство:

Просвещение, 2013 г.

https://uchi.ru/catalog/env/2- klass/lesson-14216

2.10.

Насекомые, рыбы, птицы,

звери, земноводные

,

пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения).

3

0

0

Логическая задача по теме «Найди ошибку — какое животное попало в эту группу случайно»;

Работа в группах: подготовьте вопросы о жизни животных для других групп;

Тестирование; Текущий;

https://uchi.ru/catalog/env/2- klass/lesson-14216

2.11.

Сезонная жизнь животных.

4

0

0

Учебный диалог с использованием иллюстративного материала по теме «Как живут животные в разные времена года»; Ролевая игра по теме

«Собрание в лесу — кто как готовится к зиме»;

Самооценка с использованием

«Оценочного листа»; Текущий;

Плешаков А.А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. (1 DVD) (В комплекте с учебником) В 2 Ч. Ч. 1 Ч. 2. Издательство:

Просвещение, 2013 г.

2.12

Красная книга России,

её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

2

0

0

Учебный диалог по теме «Что такое Красная книга?»; Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему:

«Растения и животные Красной книги»; Рассказ учителя:

«Растения и животные нашего края, занесённые в Красную книгу»;

Устный опрос; Текущий;

https://uchi.ru/catalog/env/2- klass/lesson-34872

https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 5536/start/156857/

2.13

Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.

4

1

0

Коллективное составление памятки по теме «Правила поведения в заповедных местах»; Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для

подготовки

собственного рассказа

о Красной книге;

Коллективное

составление плана

рассказа о редком

растении и животном;

Тестирование; Тематический;

Плешаков А.А., Новицкая М. Ю. Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. (1 DVD) (В комплекте с учебником) В 2 Ч. Ч. 1 Ч. 2. Издательство:

Просвещение, 2013 г.

 https://iu.ru/video-

lessons/a954d37c-5049-410b-

8450-394a508167c1

Итого по разделу

36

Раздел 3. Правила безопасной жизни.

3.1.

Здоровый образ

3

0

0

Учебный диалог по

Устный опрос;

https://uchi.ru/catalog/env/2-klass/lesson-39461

жизни: режим дня

теме «Зачем нужен

Текущий;

(чередование сна,

режим дня? Почему

учебных занятий,

нужно правильно

двигательной

питаться?»;

активности) и

рациональное

питание (количество

приёмов пищи и

рацион питания).

3.2.

Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

2

0

1

Беседа по теме «Что может случиться на прогулке, на игровой площадке, дома и в школе, если не соблюдать правила безопасности»;

Устный опрос; Текущий;

https://iu.ru/video- lessons/6431bf02-6eac-4b2b-9fd6-d745a5fe3c01

https://resh.edu.ru/subject/lesson/ 3839/start/155811/

3.3.

Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории).

2

0

1

Ролевая игра по теме«Мы — пешеходы»; Анализ дорожных ситуаций;

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»; Текущий;

https://uchi.ru/catalog/env/2-klass/lesson-62676

3.4.

Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи.

2

0

1

Анализ дорожных ситуаций;

Работа в паре: соотнесение изображений и названий дорожных знаков;

Практическая работа по теме «Учимся соблюдать изученные правила безопасности под руководством инструктора ГИБДД или учителя»; Обсуждение с опорой на иллюстрации потенциальных опасностей бытовых предметов и ситуаций;

Устный опрос; Самооценка с использованием

«Оценочного листа»; Текущий;

https://iu.ru/video- lessons/64c28354-02d3-4f6c- 8992-62c2a7a4a64c

https://iu.ru/video- lessons/61663b47-fd6e-46e8- 9fbd-53ee4a102745

3.5.

Правила поведения при пользовании компьютером.

Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

4

2

1

Практическая работа по теме «Правила пользования компьютером»;

Тестирование; Тематический; итоговый;

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/ material_view/atomic_objects/562 202

Итого по разделу

13

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

7

12

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Раздел 1. Человек и общество. (18ч) Наша Родина - Россия, Российская Федерация, Россия и её столица на карте.

1

Находить на карте на карте мира;

на карте России - Москву.;

2.

Государственные символы

1

Узнавать

России, символика своего

государственную

региона

символику

Российской

Федерации

(гимн;

герб;

флаг) и своего

региона.

Проявлять

уважение к

государственным

символам

России;

соблюдать

правила

нравственного

поведения в

социуме.;

3.

Москва - столица. Достопримечательности Мрсквы. Страницы истории Москвы.

1

Проявлять уважение к традициям своего народа и других народов; государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме.

Приводить примеры важных событий прошлого и настоящего истории Москвы.;

4.

Города России. Свой регион и его столица на карте РФ,

1

Устный опрос; текущий;

5.

Россия - многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи и праздники.

1

Устный опрос; текущий;

6.

Россия - многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники

1

Устный опрос; текущий;

7.

Родной край, его природные и культурные достопримечательности.

1

Устный опрос; текущий;

8.

Родной край, его природные и культурные достопримечательности

1

Устный опрос; текущий;

9.

Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте

1

Устный опрос; тестирование; текущий;

10.

Проверочная работа №1 по теме "Наша Родина-Россия. Родной край"

1

Устный опрос; проверочная работа;

11.

Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.

1

Устный опрос; текущий;

12.

Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества.

1

Устный опрос; текущий;

13.

Семья - коллектив. Семейное древо. Семейные ценности и традиции.

1

Устный опрос. текущий;

14.

Семья - коллектив. Семейное древо. Семейные ценности и традиции

1

Устный опрос; текущий;

15.

Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи

1

Устный опрос; текущий;

16.

Правила культурного поведения в общественных местах

1

Устный опрос; текущий;

17.

Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людкй

- главные правила взаимоотношений членов общества.

1

Самооценка с использованием "Оценочного листа"; тематический;

18.

Проверочная работа №2 по теме "Семья -коллектив.

Совместный труд и отдых. Правила культурного поведения в общественных местах"

1

Устный опрос; проверочная работа;

19.

Раздел 2. "Человек и природа" (36ч) Наблюдения, опыты, измерения. Звезды и созвездия, наблюдения звездного неба. Планеты.

1

Устный опрос; текущий;

20.

Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звездного неба. Планеты.

1

Устный опрос; текущий;

21.

Наблюдения, опыты, измерения. Звезды и созвездия, наблюдения звездного неба. планеты.

1

Устный опрос. текущий;

22.

Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. "Погода и термометр"(повторение)

1

Устный опрос; текущий;

23.

Изображение Земли: глобус, карта, план

1

Самооценка с использованием "оценочного листа"; текущий;

24.

Изображение Земли: глобус, карта, план.

1

Устный опрос; текущий;

25.

Изображения Земли: глобус, карта, план

1

Устный опрос; тестирование; текущий;

26.

Карты мира. Материки, океаны

1

Устный опрос. текущий;

27.

Карты мира. Материки и океаны.

1

Устный опрос; текущий;

28.

Карты мира. Материки, океаны.

1

Самооценка с использованием "Оценочного листа"; текущий;

29.

Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности

1

Устный опрос; текущий;

30.

Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности.

1

Устный опрос; текущий;

31.

Проверочная работа №3 по теме:"Планеты. Глобус.

Карта мира. Материки. Океаны. Моря. Компас."

1

Устный опрос; проверочная работа;

32.

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы.

1

Устный опрос; текущий;

33.

Многобразие растений. Деревья, кустарники, травы.

1

Устный опрос; текущий;

34.

Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы.

1

Устный опрос; самооценка с использованием "Оценочного листа";

35.

Дикорастущие и культурные растения

1

Устный опрос; текущий;

36.

Дикорастущие и культурные растения.

1

Устный опрос; тестирование;

37.

Связи в природе .Годовой ход изменений в жизни растения.

1

Устный опрос; текущий;

38.

Проверочная работа №4 по теме "Связи в природе.

Годовой ход изменений в жизни растения"

1

устный опро; проверочная работа;

39.

Мир животных. (фауна)

1

Устный опрос; текущий;

40.

Мир животных (фауна)

1

Устный опрос; текущий;

41.

Мир животных (фауна)

1

Устный опрос; самооценка с использованием "Оценочного листа";

42.

Насекомые, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика(особенности внешнего вида, движений, питания, размножения.)

1

Устный опрос; текущий;

43.

Насекомые, рыбы, птцы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения)

1

Устный опрос; текущий;

44.

Насекомые, рыбы. птицы, звери. земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания. размножения)

1

Устный опрос; текущий. тестирование;

45.

Сезонная жизнь животных.

1

Устный опрос; текущий;

46.

Сезонная жизнь животныз.

1

Устный опрос; текущий;

47.

Сезонная жизнь животных

1

Устный опрос; текущий; тестирование;

48.

Сезонная жизнь животных

1

Устный опрос; самооценка с использованием "Оценочного листа";

49.

Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

1

Устный опрос; текущий;

50.

Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

1

Устный опрос; текущий;

51.

Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.

1

Устный опрос; текущий;

52.

Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.

1

Устный опрос; текущий;

53.

Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе.

1

Устный опрос; текущий;

54.

Проверочная работа по теме: "Многообразий растений. Мир животных. Красная книга России.

Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе."

1

Устный опрос; проверочная работа.;

55.

Раздел 3. Правила безопасной жизни (13ч) Здоровый образ жизни: режим дня(чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание(количество приёмов пищи и рацион питания)

1

Устный опрос. текущий;

56.

Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания0

1

Устный опрос; текущий;

57.

Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания)

1

Устный опрос; тестирование;

58.

Физическая культура, закаливание, игры на свежем воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья

1

Устный опрос; текущий;

59.

Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

1

Устный опрос; текущий;

60.

Правила безопсности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах. при приёме пищи, а также на пришкольной площадке

1

Устный опрос; текущий;

61.

Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной площадке.

1

Устный опрос. текущий;

62.

Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи.

1

Устный опрос; текущий;

63.

Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи.

1

Устный опрос. текущий;

64.

Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Итернете (коммуникации в мессенджерах и социальных группах в условиях контролируемого доступа в Интернет.

1

Устный опрос; текущий;

65.

Правила поведения при ползовании компьютером. Безопасность в Интернете

1

Устный опрос; текущий;

66.

Проверочная работа №6 по теме: "Правила безопасной жизни"

1

Устный опрос; проверочная работа;

67.

Закрепление пройденного. Итоговая контрольная работа

1

текущий; контрольная работа;

68.

Летние задания

1

Устный опрос.;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

Демонстрационное оборудование, раздаточный материал к урокам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 1 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 2 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...