Урок окружающего мира в 4 классе "Прошлое и настоящее глазами эколога"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Тюрина Ирина Анатольевна

 "Прошлое и настоящее глазами эколога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okruzhayushchego_mira.docx163.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в формате ФГОС по

теме: «Прошлое и настоящее глазами эколога»

4 класс

УМК: Школа России (авт. учебника А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова).

Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога»  

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния человека на природу, об экологических проблемах, которые нужно решать человечеству на современном этапе.

Задачи:

  • Образовательные: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных; формировать правила поведения с этими животными; познакомить учащихся с системой экологических знаний; формировать умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом;
  • Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника, формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение, выводы, умению работать и взаимодействовать в группах.
  • Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивая желание познавать новое; воспитывать гуманные чувства к окружающей среде; формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром.

Методы и методические приёмы: метод постановки проблемы, побуждающий от проблемной ситуации диалог, метод поиска решения, подводящий к знанию диалог, сопоставление «открытого» знания с научной формулировкой учебника, с образцом, продуктивное применение «открытого» знания, метод шести шляп.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, работа парах

Оборудование:

  • доска,
  • телевизор,
  • компьютер
  • шапочки- шляпы шести цветов
  • комплекты заданий для работы в группах
  • картинки с изображением пустой банки, пальмы, капли воды
  • конверты с деформированным предложением
  • раздаточный материал (шляпы)
  • ватманы
  • цветныё карандаши

Средства обучения:

  • мультимедийная   презентация,
  • учебник,
  • сообщения учащихся,
  • рисунки учащихся

Литература:

  1. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова учебник «Окружающий мир», 4 класс, в 2 ч. Ч. 1. («Мир вокруг нас») – М.: Просвещение, 2008, стр. 47-53.
  2. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 4 класса общеобразовательных учреждений к УМК А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой (система «Школа России»),  соответствующие требованиям ФГОС НОО.

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности  
  2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
  3. Совместное открытие знания  
  4. Физкультминутка  
  5. Применение нового знания  
  6. Рефлексия учебной деятельности  

Ход урока

Этапы урока

Средство

Ход урока

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Мультимедийная презентация

СЛАЙД 1,2

 

  -Здравствуйте, юные исследователи!

-Давайте начнём урок с доброй улыбки!  

-Повернитесь  друг к другу лицом, посмотрите в глаза своего соседа, улыбнитесь, возьмитесь за руки и повторяйте за мной: «Я желаю тебе добра. Ты желаешь мне добра. Если тебе будет трудно, я помогу».

-Сегодня на уроке

Дана нам возможность экологами стать,
Проблемы экологические решать.

– Что пригодится нам для успешной работы на уроке? (НАШИ ЗНАНИЯ, УМЕНИЕ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ, ПОМОЩЬ ДРУГ ДРУГУ, УМЕНИЕ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ)  1, 2

 

Коммуникативные УУД:

  1. развиваем умение слушать и понимать других;
  2. развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  3. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
  4. формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

ΙΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

 

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8

1 3 4 3

Проверка домашнего задания

- Вспомним тему, которую изучали на прошлом уроке. («Экология»)

-Какие вопросы мы рассматривали на уроке? (Что такое экология? Что изучает экология? Экологическое состояние Земли?)

-Что такое  экология?

-Что изучает экология?

1.Тест. Приложение 1

-А сейчас хотелось бы узнать,

У скольких экологов класса знания «на пять»

-Выполните тест.

-Обменяйтесь листочками.  

- Запишите, какое слово получилось из букв, которые обозначали правильные ответы? (МОЛОДЕЦ!)  

-Те, у кого вышло слово «Молодец!» выполнили работу на пять, а у тех у кого не получилось это слово, нужно будет повторить материал предыдущего урока.

2.Сообщения учащихся.

-Кто нашёл в  Интернете дополнительную  информацию и хочет поделиться ею? (выступление желающих).

-Молодцы! Вы хорошо поработали дома и заслужили отличенные отметки.

3.Проектная работа учащихся.

-Кто готов представить плакат «Защитим свою планету»?

- И вы тоже молодцы! Спасибо за отличную  работу!

 

   

Познавательные УУД:

  1. развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;
  2. формируем умение представлять информацию в виде схемы;
  3. формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
  4. формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
  5. формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
  6. формируем умение ориентироваться на развороте учебника.
  7. формируем умение находить ответы на вопросы иллюстрации

Личностные УУД:

  1. развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  2. формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
  3. формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД:

  1. развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  2. формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  3. формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
  4. формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Взаимопроверка.

ΙΙΙ. Совместное открытие знания

       СЛАЙД 9

 

СЛАЙД 10

 

 

СЛАЙД11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 13

СЛАЙД 14

Слайд 15

 

СЛАЙД16

 

СЛАЙД 17

  

СЛАЙД 18

 

СЛАЙД 19

  

СЛАЙД 20

 

– В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Что они  преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни. 

– Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.

– Где жили первобытные люди?

– Какой материал требовался первобытному человеку?

– Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья).

– А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни.

 

Работа в учебнике. 1 4 3 4 3

– Откройте учебник на с. 41.

(Чтение статьи "Сын или покоритель?" с третьего абзаца).

– Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники).

– К чему привело такое покорение? (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных).

– Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее).

– Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы).

-А ведь мы не случайно сегодня заговорили о первобытных людях.  Давайте попробуем определить тему нашего урока. Как  мы называем  время   жизни первобытных людей? (Прошлое) А как называется время в котором мы живём? (Настоящее) Кто мы сегодня  на уроке? (Экологи). Сформулируйте тему сегодняшнего урока?(Тема нашего урока: «Прошлое и настоящее глазами эколога»).

-Эпиграфом сегодняшнего урока я предлагаю строчку из стихотворения Роберта Рождественского: «Сохранить природу – сохранить жизнь». 

- Давайте сыграем в игру «Верите ли вы …». Я задаю вопрос, вы даете только однозначный ответ «ДА» (хлопок в ладоши) или «НЕТ».(сидите тихо)  

- Итак, верите ли вы, что…

1)… в воде морей, рек, океанов содержатся ядовитые вещества, радиоактивные отходы?

2)… в связи с вырубкой, выжиганием, выкорчёвыванием леса нарушаются цепи питания?

3)… стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых?

4)… загрязнение атмосферы происходит в основном в результате работы промышленности и транспорта, которые в совокупности ежегодно выбрасывают  в атмосферу более миллиарда твердых и газообразных частиц?

5)… в результате выброса вредного вещества на химическом предприятии  город несколько лет может быть  необитаемой зоной?

6)… если люди погубят окружающую природу,  они не смогут  выжить?

- Правы вы или нет, вы узнаете позднее, после изучения нового материала. Вот тогда  и проверим, правильно ли вы ответили на вопросы.

 -О чём были все эти вопросы?( Об экологических проблемах по вине человека).

-О чём пойдёт речь на уроке?

-Сформулируйте цели урока.

 - Человек, словно сказочный великан-великанище, все может. Захочет – не станет моря, захочет – новое разольется. Так? Так-то оно так. Но всегда ли надо делать то, что хочется, – вот в чем вопрос.

  - Сегодня на уроке,   мы будем использовать приём «Шести шляп».    Посмотрите, сколько их. Все они разные, у каждой из них своя роль. Вы будите надевать их по одной, в зависимости от ситуации. Сначала мы наденем белую  - она похожа на чистый лист, на белое снежное поле, на котором хорошо заметен любой след.  Именно под ее полями мы вспомним то, что знаем, ответим на множество вопросов.

Работать будем по группам.

   Вспомните, пожалуйста, пункты  плана исследования

План исследования:

  1. Разбиться на группы, собрать информацию, обсудить собранные сведения.
  2. Выявить причины проблем.
  3. Сделать вывод, предлагая меры по решению этих проблем.

– На шесть групп  мы уже разбились, распределили обязанности: спикеры, исследователи, оформители.

-Чтобы обосновать  (доказать, опровергнуть) данные проблемы воспользуемся учебником, планом исследования, заслушаем представителей групп.

 -Чтобы собрать информацию, обсудить собранные сведения вам понадобятся сведения о наблюдениях и исследованиях людей. Здесь вам помогут учебник и вопросы по изучаемой проблеме.  

 -Сформулируйте свою проблему по  изображённому предмету ( (1-4 группы получают рисунок, на котором изображена капля воды(символ океана). 2-5 группы – пальму (символ тропиков). 3-6 – пустую банку(символ мусора) ). Приложение 2

-Назовите три экологические проблемы, над которыми мы будем работать на уроке:

1).Загрязнение океана,

2).Вырубка лесов.

3).Как избавиться от мусора.

Работа по учебнику….

Вот задания и вопросы для   групп.  Приложение 3 

Прочитайте материал учебника, ответьте на вопросы, подготовьте сообщение по теме, заполните схемы.

-Назовите правила работы в группе.

-Не забывайте о них.

-Приступайте к работе. Желаю вам удачи.

 Исследовательская работа в группах.

 Предоставление работы группы, обсуждение результатов.

Обсуждение проблем 1 2 3 4 1 3 43

 -А теперь наденем шляпу черную. Она строга и серьезна и позволит нам под ее полями увидеть все неразумные поступки человека.

-Послушайте сказку. Приложение 4

 

- Грустная сказка! Но, к несчастью, и быль не радостней.

 -Заслушаем докладчика 1 творческой группы.

 Первая проблема – "Как защитить океан от загрязнения?". 

(Выступление докладчика и спикера 1 группы). Приложение 5.

-Молодцы!

- О причинах загрязнения океанов и мерах  их защиты  расскажут нам представители 4 группы. Они расскажут нам, как заполнили схемы.

(Выступление докладчика и спикера 4 группы). Приложение 5.

-Молодцы!

-А как спасти тропические леса?

-Чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в тропики.

ΙV. Физкультминутка

СЛАЙД 21

Наденем шляпку красную и дадим волю чувствам и эмоциям.  

 

 Физкультминутка «Барбарики».

V. Применение нового знания

 

СЛАЙД 22

СЛАЙД 23

СЛАЙД 24

       СЛАЙД 25

 

 

 

       СЛАЙД 26

        СЛАЙД 27

 

 

 

 

 

  

СЛАЙД 28

       СЛАЙД 29

       СЛАЙД 30

       СЛАЙД 31

        

       СЛАЙД 32

       СЛАЙД 33

       СЛАЙД 34

-Вот мы и оказались в тропических лесах Африки.

-Заслушаем докладчика 2 творческой группы.

 Вторая  проблема –  «Как спасти тропические леса?    

(Выступление докладчика и спикера 2 группы). Приложение 5.

-Молодцы!

- О причинах уничтожения тропических лесов и его результатах,  расскажут нам представители 5 группы. Они расскажут нам, как заполнили схемы.

(Выступление докладчика и спикера 5 группы). Приложение 5.

-Молодцы!

– Перейдем к обсуждению третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?"

 (Выступление докладчика и спикера 1 группы). Приложение 5.

-Молодцы!

- О причинах появления мусора и мерах  борьбы с ним,  расскажут нам представители 6 группы. Они расскажут нам, как заполнили схемы.

(Выступление докладчика и спикера 6 группы). Приложение 5.

-Молодцы!

Работа в учебнике 1 4 34 3

– Мы уже говорили, что планета, как и мы с вами может болеть.

– Что к этому приводит? (Загрязнение океана, вырубка леса,  городской мусор, нарушение экологического равновесия).

– А может ли один человек вылечить планету? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).

– Да, охрана окружающей среды – задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью "Лечить планету сообща" на с.44 – 47.

Учащиеся читают статью под руководством учителя. Отвечают на вопросы.

   .

 

– Что такое экологическая проблема?

– А какие экологические проблемы вас волнуют?  

– Назовите экологические организации.  

– Назовите Международные экологические дни.    

–  Для чего объявлены международные дни, посвященные защите природы?

Подведение итогов  4 5 1 1 

Мы с вами не распахиваем земель, не осушаем водоемов, не занимаемся браконьерством, а тоже нарушаем экологическое равновесие.

- Как быть в этой ситуации? (Выполнять простые экологические правила).

Составьте экологические правила.  

(Составляют по группам). Приложение 6

-Какие  экологические правила вы составили?

-Какой мы можем сделать вывод? (Если мы с вами будем выполнять эти простые, но важные правила, то экологическое равновесие будет в порядке. И тогда растения и животные не будут исчезать, реки и леса будут чистыми, а мы с вами счастливыми и здоровыми).

Работа с деформированными  предложениями

Продолжим нашу работу под полями желтой шляпы. Желтый цвет – цвет солнышка, цвет добра и радости. Работая под полями желтой шляпы отметим положительные поступки человека.

-Ребята, лично от каждого из вас зависит спасение природы?

- Какой вклад в дело охраны природы можете внести лично вы скажете мне, составив фразу из слов которые  в ваших конвертах.

(Каждая группа получает конверт с отдельными словами).

  Приложение 7

(«Люди! Планета – наш дом. Содержите её в чистоте, оберегайте и любите»).

-Прочитайте  хором.

-Молодцы!

-Самое время надеть шляпу зеленую. Зеленый цвет – цвет зелени, нового растения. Я предлагаю каждой группе под полями зеленой шляпы выполнить творческое задание

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

-22 апреля был объявлен Всемирным днём Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено по всей нашей стране. Из  таких кусков, собранных по всему миру, составили флаг Земли – символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660м

-Нам тоже не безразлична судьба планеты, поэтому пусть каждая группа нарисует свой кусочек флага  в пользу защиты природы.

(Каждая группа получает по пол листа ватмана. Рисуют  плакат.)

-А сейчас мы соединим все кусочки и получим свой флаг, который будет символизировать наше единство в заботе о будущем планеты и веру в то, что люди обязательно найдут способ помочь природе Земли.

-Молодцы! Отлично поработали!

 - А теперь давайте вернемся к нашим вопросам.

-Снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли вы в своих предположениях в начале урока.

- Я надеюсь,   что даже если кто то и ошибся в начале урока, правильно ответил сейчас, в конце урока.

-Молодцы!

-Шляпку синюю наденем и итоги подведем.

Как себя вести мы будем, когда в природу мы пойдем.

- Сделайте выводы.

(Дети делают выводы по теме урока.)

Вывод 1: в природном сообществе все организмы живут сообща, совместно. Это значит, что они тесно связаны между собой и приспособлены к совместной жизни.

Вывод 2: мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и нуждается в нашей помощи. Изучив сегодняшний материал, я думаю, что мы задумаемся о том, как легко разрушить всё прекрасное на планете и как трудно восстановить богатства Земли.

Вывод 3: человек разумное существо, а это значит, что и все его поступки должны быть разумными.  

- Какая была цель нашего урока? (изучить новую тему)

- Какое было задание? (провести исследования и сделать выводы)

- Удалось ли вам выполнить задание?

- С заданием  справились полностью, или частично?

- Задание выполняли самостоятельно в группе или с помощью учителя?

– Ну что, ребята, я могу сказать, что все вы: МОЛОДЦЫ!!!!!

– Понравилось ли вам быть исследователями?

 

VI. Рефлексия учебной деятельности

 

4

-Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, понравился вам наш совместный урок?  

- Что нового узнали сегодня на уроке? (какие существуют экологические проблемы, как их можно избежать, что такое экологическое равновесие).

-Какой вывод сделаем?

-Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.

- Давайте поблагодарим наши волшебные шляпки за то, что помогли нам сегодня в работе.

-Чему они нас научили? ( собирать факты, анализировать, находить положительное и отрицательное, быть эмоциональными, творческими, делать выводы, подводит итоги в работе).

- Спикеры оцените, пожалуйста работу своих групп.

-Кто работал на отлично, кто хорошо, а кому нужно быть

поактивнее в групповой работе?

-Перед вами рисунок шляпки. Если вам все понравилось, у вас хорошее настроение – раскрасьте шляпку в желтый цвет.

-Если вам было трудно, что-то у вас не получалось, и вам хочется что-то исправить, раскрасьте шляпку в зеленый цвет.

-А если вам было скучно и неинтересно – в черный.

Покажите, какое разноцветье у нас получилось! Приложение 8

Спасибо всем за работу!

самооценка

VII. Домашнее задание

       СЛАЙД 35

       СЛАЙД 36

 

Запишите домашнее задание:

Ответь на вопросы «Проверь себя» на стр.47

Пересказ текста

Выполнить задание №2 на стр. 47

-Урок окончен. Спасибо всем за работу на уроке!

ПРИЛОЖЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе «Экономика и экология»

Цели и задачи. Учитель:   - организовывает понимание задач экологии, двух сторон экономики;   - создаёт проблемную ситуацию, выводящую уч-ся на изучение нового материала...

Урок окружающего мира в 4 классе "Мир глазами астронома. Вселенная Солнце"

Цель урока: познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, - астрономией. На урока формируется представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к на...

Урок окружающего мира (4 класс) на тему "Проблемы экологии".

Данный материал может быть использован для подготовки к уроку на экологическую тематику в любом классе....

Экоурок по окружающему миру Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога» 4 класс ( Школа России)

Класс: 4.УМК: Школа России (авт. учебника А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова).Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога»  Тип урока: «Открытие новых знаний»Цель...

урок окружающего мира 2 класс "Прошлое, настоящее, будущее"

Познавательные:ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации.Регулятивные:адекватное восприятие.КоммуникативныеПостановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведени...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс Тема: "Экономика и экология" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с двумя сторонами экономики - полезной и опасной (положительной и отрицательной);Планируемые результаты: ·...

Урок окружающего мира в 3 классе Что такое экология

Окружающий мир3 классЧто такое экологияЦель: способствовать формированию первоначального представления детей об экологии и её роли в жизни людей.Задачи:-сформировать понятие об экологии, окружающей ср...