Урок окружающего мира по теме "Смутное время. 4 класс"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Безик Анна Александровна

Материал состоит из подробной технологической карты и презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon smutnoe_vremya_prezentatsiya.ppt609 КБ
Microsoft Office document icon smutnoe_vremya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ПАМЯТНИК МИНИНУ И ПОЖАРСКОМУ В МОСКВЕ

Слайд 3

НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ Кузьма Минин Князь Дмитрий Пожарский



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 4.

Учитель: Безик Анна Александровна, учитель начальных классов  высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32» города Курска.

УМК: Гармония.

Тема урока: Россия в XVII веке. Смутное время.

Тип урока: открытия новых знаний.

Цель:  формирование социальных и надпредметных компетентностей.

Задачи:

- познавательные: оценить деятельность К.Минина и Д. Пожарского, дать понятие «Смутное время», выявить причин начала смуты в России в начале XVII в.

- коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию; развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса;

- регулятивные: продолжить формировать навыки анализа и обобщения исторических фактов, самостоятельного построения умозаключений;

развивать умения работы с текстом.

- личностные: развивать интерес к изучению истории своей страны, кругозор, культуру и эрудицию; воспитывать патриотические чувства, чувства сплочённости и уважения к подвигам предыдущих поколений.

Межпредметные связи: история, ИЗО, литература.

Материал для урока: лента времени (классная, индивидуальные); карточки с датами, именами, событиями; карточки с темой и планом, карточки для индивидуальной работы, карточка «Рефлексия», презентация, словарь Ожегова, учебник.

Оборудование: ноутбук, проектор.

Педагогические технологии: технология сотрудничества, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Стандарты второго поколения.  - Москва «Просвещение» 2010.

Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго поколения.   - Москва «Просвещение» 2010.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.  Стандарты второго поколения. -  Москва «Просвещение» 2010.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ технологии», 2008.

Окружающий мир: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. / О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин. - 7-е изд., перераб. и доп. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Начинаем урок окружающего мира. Невозможно открыть мир, установить последовательность и причины происходящих в нем событий без изучения такой науки как история. Французский историк Марк Блок так дал определение этой науке: «История — это наука о людях во времени, встреча людей в веках».

- Как вы понимаете эту фразу? (Изучая историю, мы знакомимся с людьми, которые жили и творили в конкретный период, можем оценить события с точки зрения разных людей, может представить себя на месте исторического героя, предположить свои действия и поступки в конкретной ситуации).

- Сегодня мы откроем новую страницу в истории нашей Родины, составляя портреты героев того времени. Работать на уроке будем индивидуально и в группах.

II. Этап актуализации знаний. Определение темы и целей урока.

1. Работа с лентой времени.

- Соотнесите имя исторического деятеля и связанные с ним дату и событие.

1242 год — Александр Невский — Ледовое побоище с немецкими рыцарями

988 год — князь Владимир — крещение Руси

1380 год — Дмитрий Донской — Куликовская битва с монголо-татарами Мамай

1147 год — князь Юрий Долгорукий — первое упоминание о Москве в летописях

1547 год — царь Иван Грозный — начало правления Ивана IV Грозного

- Какая дата последняя нами изученная? (1547 год) Какой это век? (16 век)

2. Фронтальная беседа по определению темы и целей урока.

- Что вам известно о правлении Ивана Грозного? (Присоединены земли Казанского и Астраханского ханства, расширились границы государства до Уральский гор и предгорий Кавказа, построена первая типография, напечатан первый учебник, возведен Покровский собор ныне Собор Василия Блаженного на Красной площади. Однако был он человеком жестоким — многих погубил, вел кровопролитную Ливонскую войну более 25 лет, потерпел поражение. Московское государство стало при нем приходить в упадок).

- Итак, 16 век остался в прошлом. Страницы истории какого века сегодня перевернем? Сформулируйте тему урока. (Россия в XVII веке).

- Какую цель вы поставите? (Узнать о события и людях того времени)

- По ходу изучения темы, будем составлять план урока. Откройте учебник для работы со статьей на странице с.54.

III. Этап изучения нового материала.

1. Работа со словарем.

- Непростое время наступило в VXII веке на Руси. Умер  Иван Грозный  и двое его сыновей. С их смертью прекратилась династия князей Рюриковичей, которые правили Русью 700 лет. После этого на троне сменилось несколько правителей. Этот период в истории назвали Смутное время.

- Какой вопрос вы поставите перед собой на данном этапе? (Что такое «Смутное время», «Смута»)

- Откройте словарь Сергея Ивановича Ожегова. Найдите в нем объяснение этого понятия.

- На странице с.54 найдите и подчеркните, почему назвали это время на Руси «Смутным? (Три года страна страдала от неурожая, много людей умерло от голода и болезней. На Руси начинаются народные волнения)

- Найдите и подчеркните последствия Смутного времени. (Вторжение в Россию поляков и шведов. Над Русью возникла опасность: быть или не быть Московской Руси).

- Представьте, что от вас зависит судьба Руси, судьба Москвы? Какое решение вы примите?

2. Физкультминутка.

- Чтобы помочь свой Родине в трудную минуту, надо быть человеком сильным. Давайте себя потренируем.

- Упражнения: а) Под счет руки вперед, вверх, в стороны, вниз. б) Под счет повороты туловища вправо, влево. в) Под счет постоять на правой ноге, затем на левой.

3. Работа с презентацией.

- Посмотрите на фотографию памятника. Кого вы видите? (Двое мужчин; один сидит, другой стоит; в руках держит щит и меч).

- Купола какого собора видите вдалеке? (Собора Василия Блаженного). Где установлен это памятник? (В Москве)

- Кому обычно ставят памятники? (Правителям, писателям, художникам и т.д.)

- Перед вами памятник, установленный на главной площади нашей страны, купцу Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Возникает противоречие - Минин и Пожарский не были правителями или художниками, они были обычные люди, но о них помнят и даже поставили памятник на главной площади страны.

- Почему обычным людям благодарна вся Россия? (Предположения: эти люди отличились на войне, или совершили героические поступки в мирное время, изобретатели и т.д.).

- Какой вопрос поставили перед собой на данном этапе? (Кто такие Минин и Пожарский?). Ответ на этот вопрос дадут мои помощники.

- Русь была снова готова сплотиться для борьбы с иноземными захватчиками. Нужен был только человек, который повел бы всех за собой, за Москву, за Русь. В 1612 году нижегородский купец Козьма Минин организовал сбор средств для создания народного ополчения - войска. «Не пожалеем жизни своей. Продадим дома свои. Все отдадим, чтобы ратным (военным) людям ни в чем нужды не было . лучше смерть, чем иноземное иго!» вместе с русскими в войско вступали татары, мордва, чуваши, башкиры, народы Сибири. Возглавил ополчение князь Дмитрий Пожарский. К концу лета 1612 года ополчение подошло в Москве. Здесь им пришлось вести бои с войском польским, что подошло на помощь врагу, засевшему в Кремле. Попытались поляки прорваться через ополченцев, но не смогли. 4 ноября 1612 года ополченцы взяли штурмом окрестности Кремля, через 4 дня сдался и Кремль. Москва была освобождена. Русский народ продемонстрировал образец героизма и сплочённости всего народа, вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Давайте запишем эту дату на ленту времени (4 ноября 1612 год — освобождение Москвы от поляков).

- Кто же такие Минин и Пожарский? Что они сделали для Росии? (Собрали народное ополчение для освобождения Руси от иноземных     захватчиков).

- Россия помнит и никогда не забудет подвиг народного ополчения и его руководителей. На добровольные пожертвования в Москве на Красной площади был установлен памятник Минину и Пожарскому, скульптор Иван Мартос, на котором есть надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому Благодарная Россия». В наше время такой же памятник установлен в Нижнем Новгороде (это первый город, где начали собирать средства на ополчение). С 2005 года 4 ноября является днем государственного праздника  - Днем Народного единства.

4. Физкультминутка для глаз.

- Мы работа с техникой и нашим глазам нужен отдых. Сделаем специальную гимнастику. Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте ладонями глаза. Посчитайте до 10. Откройте глаза. (несколько раз)

5. - Поставьте следующий вопрос на уроке? (Что было потом? Итоги смутного времени)

- Найдите и подчеркните ответ в статье на с.56-57. (Москва спаслась от гибели. Были освобождены многие города. Но Русское государство обеднело, отстало в развитии от соседей и потеряло авторитет могучей державы).

- Русскому государству был нужен сильный правитель. В 1613 году в Москву съехались представители всех российских змель. Они избрали царем 16-летнего боярина Михаила Романова. С него началось правление на Руси новой династии Романовых, но это уже совсем другая история.

IV. Итог урока. Рефлексия.

1. Работа с карточкой.

- Подведем итог урока. Вставьте пропущенные слова в карточку.

Начало VII века на Руси назвали ……………………………… На защиту отечества поднялось …………………………………….,

во главе с князем……………………………………и торговым человеком ………………………………………………… Они призвали русских людей постоять за родную землю.

Слова для справок: народное ополчение, Кузьма Минин, Смутное время, Дмитрий Пожарский.

- Проверим задание (чтение ответа).

- Какую задачу ставили?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Продолжите предложения:

сегодня я узнал…

я понял, что…

теперь я могу…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

V. Домашнее задание.

- с.58-60, пересказать, ответить на вопросы;

- подготовить рассказ (презентацию) об истории городов, упомянутых в статье (индив.)

- т.п. с.17-18 №33 (задание повышенной сложности)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Урок окружающего мира по теме "Времена года"

Урок окружающего мира по теме «Времена года» по программе « Планета знаний». На этом уроке дети узнают о том, как происходит смена времен года на Земле, какие изменения в природе происходят со сменой ...

Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")

Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Во времена Древней Руси", 4 класс, УМК Школа России.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Цели деятельности учителя: создание условий для формирования у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Времена года" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: создание условий для представления учащихся о смене времен года, распознавания сезонных яв­лений.Задачи урокаДидактические:Познакомить с причиной смены времен года;Научить распознавать...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...

Статья на тему «Проектная и исследовательская деятельность на уроках окружающего мира и во время внеурочной деятельности»

В Федеральном государственном образовательном стандарте   внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъем...