Урок окружающего мира на тему "Зона лесов"
план-конспект по окружающему миру

Худоконенко Наталья Сергеевна

урок для обобщения знаний детей о растениях и животных леса; для
углубления знаний детей о связях между климатическими условиями и растительным и животным миром, об экологических связях; о природе родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_zona_lesov.docx36.56 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающего мира на тему «Природная зона лесов».

Цель:

обобщить знания детей о растениях и животных леса; на основе сравнения с природой тундры дать представления о природе лесной полосы; 
углубить знания детей о связях между климатическими условиями и растительным и животным миром, об экологических связях; 
углубить знания детей о природе родного края; воспитывать экологическую культуру.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

(слайд 1)

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Снова пришёл долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовёт нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

2. Повторение о зоне тундры.

-Ребята, по какой природной зоне мы с вами путешествовали на прошлом уроке? (по зоне тундры)

(слайд 2)

-Давайте вспомним, что мы о ней знаем.

-Первый ряд сейчас будет работать индивидуально по карточкам. Можете уже начинать работу. Карточки  я соберу через 5 – 7 минут. 1 ученик идёт к доске и готовится работать с картой. А остальные дети приготовьте карточки со знаком +,  - .Мы сейчас будем играть в игру «Верно - неверно».

  1. Природная зона тундры расположена на островах Тихого океана.  -
  2. Территория тундры не имеет коренного населения. -
  3. В тундре обитают серые журавли, полярные совы, северные олени.  +
  4. В тундре растут кедр, берёза, черёмуха. -
  5. Основное занятие северных народов – оленеводство.  +
  6. Растительный мир тундры составляют низкорослые растения. +
  7. Зона арктических пустынь находится южнее зоны тундры. -

-А сейчас послушаем ученицу.

-В какой природной зоне мы побывали на прошлом уроке?

-Покажи эту зону на карте.

-Что такое природная зона?

-Каковы природные условия этой зоны?

-Расскажи нам о растительном и животном мире тундры.

Собирает карточки.

3. Актуализация знаний.

-Молодцы. Мы хорошо изучили зону тундры и можем отправляться дальше. Но сначала немного разомнёмся. Я вам буду говорить словосочетания и предложения, а вы будете называть их одним словом.

  1. Небольшой лес.(роща)
  2. Берёзовый лес (берёзовая роща)
  3. Сосновый лес (сосновый бор)
  4. Дубовый лес (дубрава)
  5. Еловый лес (ельник)
  6. Наука об окружающей среде (экология)
  7. Деревья, кустарники, цветы – это (растения)
  8. Животные, тело которых покрыто шерстью – это (звери)
  9. Животные, тело которых покрыто перьями – это (птицы)
  10. Звери, птицы, рыбы, насекомые, пресмыкающиеся, земноводные – это (животные)

-Хорошо. Скажите, в каком направлении изменяются зоны? (с севера на юг)

-Почему? (Меняется климат. Солнце неравномерно нагревает разные участки земли. В северных районах солнечные лучи падают наклонно на Землю. Они скользят по поверхности земли и слабо её нагревают. Но чем южнее, тем сильнее лучи греют землю. Северные районы получают меньше тепла, а южные больше.)

-Какие природные зоны мы изучили? (зону арктических пустынь и тундру)

-К какому поясу они относятся? (полярному)

4. Сообщение темы урока.

-Сегодня мы продолжим путешествие по карте нашей страны. А куда именно мы отправимся, вам предстоит догадаться самим и ответить на мой вопрос, прослушав небольшой рассказ: (слайд 3)

Весёлая кутерьма зелёных листьев, золотых солнечных зайчиков, пёстрых птиц. Шелесты, шорохи, шёпоты. Щебет, посвисты, вскрики. (слайд 4) Стройные стволы высоких деревьев и путаница кустов, буйство ветра в вершинах и застойный сумрак и тишина. Извилистая тропинка уводит в чащу, что ни поворот, то встреча. (слайд 5) Скрипит где-то старое дерево, качается задетая кем-то ветка, распрямляется  кем-то примятая трава. На каждом шагу здесь загадки. А ты идёшь и пытаешься их разгадать.

-В какой природной зоне мы будем сегодня на уроке разгадывать загадки? (слайд 6)

- Правильно.  Сегодня на уроке мы продолжим  наше путешествие по лесной зоне и узнаем ещё больше интересных фактов из жизни лесного царства.

5. Работа над темой урока.

-Вы будете работать по 3-м направлениям.

1 ряд - синоптики     раскроют нам природные и климатические  особенности  лесной зоны.

2 ряд - ботаники       постараются открыть нам тайны царства растений.

3 ряд -  зоологи         расскажут о многообразии  животного мира.

А учителя и наши гости будут  независимыми экспертами.

-Каждой секции предстоит внимательно всё слушать на уроке, активно работать, делать выводы и в конце урока защитить свою исследовательскую работу.

-Итак, мы отправляемся в путешествие по лесной зоне.

5.1. Географическое  расположение.

- Посмотрите на карту природных зон. Где расположена зона лесов?(Лесная зона расположена южнее тундры)

- На каких равнинах находится лесная зона? (Большая часть лесной зоны находится на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах.)

- Покажите эти равнины.

5.2. Климатические особенности.

-Скажите, как называется тепловой пояс, в котором находится лесная зона? (умеренный)

- Как вы думаете, так ли жарко в лесной зоне как на экваторе?( Нет.)

-Там будет также холодно, как в тундре? (нет)

- Какой же вывод мы можем сделать о климате в зоне лесов?

5.3. Сравнение зоны лесов с зоной тундры.

- Зона лесов отличается от зоны тундры. Если в тундре зима длинная и холодная, а лето короткое и прохладное, то в лесной зоне зима не очень холодная, а лето продолжается значительно дольше и теплее, чем в тундре. И здесь уже ярко выражены 4 времени года: весна, лето, осень, зима.

- Каково же отличие лесной зоны от зоны тундры?( Не очень холодная зима, лето значительно дольше и теплее, чем в тундре.Ярко выражены все 4 времени года: зима, весна, лето, осень.)

5.4. Растительный мир.

- Внимательно посмотрите на карту, на территорию, занимаемую лесной зоной и скажите, что вас удивило, озадачило? (Лесная зона обозначена тремя  разными цветами)

- Обратитесь к условным обозначениям и сами объясните, почему лесная зона обозначена тремя оттенками зеленого цвета.( Темно-зеленый – тайга, зеленый цвет – смешанные леса, насыщенный зеленый цвет – широколиственные леса)

- Правильно. В этой природной зоне 3 части: (слайд 7) самая большая часть – тайга.(показать на карте).Тайга –  это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (демонстрация картины «Тайга»). Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. (слайд 8) К югу на смену тайге приходит смешанный лес.(показать на карте). Зима в таком лесу мягче. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольхи (показ гербария). У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.  (слайд 9) Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, (показать на карте),в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз (показ гербария). Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, Размножаются семенами.

6. Физминутка.

На лесной опушке в ряд
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает –
Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движение –
Очень ему нравится это упражнение.
Полосатенький енот изображает вертолет –
Лапками машет назад и вперед,
Словно собрался в далекий полет.
Серый волк немного сонный,
Выполняет он наклоны.
Ты, волчишка, не ленись,
Вправо-влево поклонись,
А потом вперед-назад
Получишь бодрости заряд.
Медвежонок приседает,
От пола пятки отрывает.
Спину держит прямо-прямо,
Как учила его мама.
Ну а белки словно мячики
Дружно прыгают и скачут.

7. Продолжение изучения новой темы.

-А теперь поговорим о лесных жителях – животных. Давайте вспомним кто живёт в лесу.

1. Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной.

    И стоит среди травы – уши больше головы. (слайд 10)

- Конечно же это заяц.  Телосложение хрупкое.Шерсть русака блестящая, шелковистая, заметно извитая. Бока окрашены светлее спины; живот белый, без ряби. Вокруг глаз белые кольца. Кончики ушей круглый год чёрные. Зимний мех немногим светлее летнего. Основные его места обитания в лесной зоне — открытые места: поля, луга, опушки, обширные вырубки, поляны, гари. В глубине хвойных массивов встречается редко, более обычен в лиственных лесах, хотя и здесь предпочитает редколесье. В летнее время русак питается растениями и молодыми побегами деревьев и кустарников. Чаще всего съедает листья и стебли, но может выкапывать и корни; во второй половине лета поедает семена. Зимой, в отличие от беляка, он продолжает кормиться семенами и ветошью трав, озимыми, остатками огородных культур, выкапывая их из-под снега. При глубоком снеговом покрове переходит на питание древесной и кустарниковой растительностью.

2. Хитрая плутовка, рыжая головка,

    Хвост пушистый – краса! А зовут её … (слайд 11)

- Правильно, это лиса. Лиса очень красива. У нее теплая, красивая, рыжая шубка и длинный, пушистый хвост. Она очень умна, хитра и ловка. Когда ей угрожает опасность, может очень быстро бегать. Основное лакомство лисы— это мыши, зайцы, птицы, фрукты, ягоды. У нее очень хорошо развит слух и обоняние. Для того, чтобы вывести потомство, лиса роет норы. Лисята очень любопытны, но беспрекословно слушают свою мать.

3. Всё время по лесу он рыщет, он в кустах кого-то ищет.

    Он из кустов зубами щёлк! Кто, скажите это? (слайд 12)

- Волк. Именно волк является главным героем множества сказок. Волки немного крупнее средней собаки. Тело покрыто густым, теплым, серым мехом.  Это очень умные, хитрые, и смелые звери. Охотятся волки стаями. Они загоняют свою добычу в засады и нападают.  Несмотря на свою жестокость, волки очень заботливые и хорошие родители.По общему виду волк напоминает крупную остроухую собаку. Ноги высокие, сильные; лапа крупнее и более вытянута, нежели собачья. Голова широколобая, морда относительно широкая, сильно вытянута. Волк — типичный хищник, добывающий пищу активным поиском и преследованием жертв. Основу питания волков составляют копытные животные. Нападают волки и на домашних животных, в том числе на собак. Ловят и более мелкую добычу: зайцев, сусликов, мышевидных грызунов. Летом волки не упускают случая съесть кладку яиц, птенцов, сидящих на гнёздах или кормящихся на земле тетеревиных, водоплавающих и иных птиц. Часто добывают и домашних гусей. Добычей волков порой становятся лисицы, енотовидные собаки, корсаки; изредка голодные волки нападают на спящих в берлоге медведей.

4. Хозяин лесной просыпается весной,

    А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Слайд 13)

- Рассматривая то, какие животные в смешанном лесу обычно обитают, нельзя не отметить бурого медведя. Он является, практически, царем лесной чащи. Медведи обладают огромной силой. Тело покрыто теплой, густой, коричневой шубой. Тело у него мощное, с высокой холкой; голова массивная с небольшими ушами и глазами. Хвост короткий. Лапы сильные с мощными когтями. На первый взгляд медведи могут казаться неуклюжими, но это не так. Они очень ловкие, бистро и бесшумно бегающие. Медведи любят ягоды, рыбу, насекомых и фрукты. Зимуют они в берлогах. Там же и производят на свет медвежат. Бурый медведь любит мёд, поедает падаль и порой отнимает добычу у волков, пум и тигров. В бедные кормами годы медведи порой нападают на домашний скот, разоряют пасеки. Самцы могут охотиться на детёнышей собственного вида, поэтому самки с детёнышами предпочитают держаться от них подальше.

5. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу

    В дупле на старом дубе орешки я грызу. (слайд 14)

- Мелкие зверьки, живущие на деревьях. Хвост длинный, очень пушистый, служит рулем при прыжках с дерева на дерево. Окраска летом рыжая, зимой серая, брюшко белое, зимой на ушах кисточки.  Глаза у белок большие и тёмные. На мордочке, передних лапах и брюхе растут вибриссы, специальные органы чувств, помогающие животным ориентироваться в пространстве. Задние конечности заметно длиннее передних, а пальцы на лапах имеют цепкие, острые когти. Волосы по бокам хвоста длиннее, чем на теле, отчего хвост имеет уплощённую форму.

Белки считаются умными и сообразительными животными, поскольку умеют прятать и находить спрятанные орехи и семечки, быстро понимают, что люди являются источником корма и приучаются есть с руки. Белки могут стать ручными зверьками, но не домашними питомцами.

Белка ест не очень много, но, повинуясь природному инстинкту, любит прятать еду. Питаются семенами хвойных, грибами, почками, побегами, орехами, насекомыми. Изредка поедают птенцов и яйца птиц. Кормятся на деревьях и на земле, могут совершать дальние кочевки по кронам, почти не спускаясь на землю

6. Сердитый недотрога живёт в глуши лесной

    Иголок очень много, а нитки не одной. (слайд 15)

- У него на спине много колючих, острых иголок. А зачем ежику такая колючая шубка? Ими он защищается от врагов. В случае опасности сворачивается в клубок: мало найдется желающих уколоть нос или лапу.

Но вот опасность миновала, колючий колобок развернулся, и показалась узкая мордочка с черным носом, блестящими глазками - бусинками. Видны лапки с коготками, а если присмотреться, то и ушки. Ежик фырчит, пыхтит, торопится: ему пора обедать.

Днем ежи спят, забравшись в норку или укрывшись в густых кустах. А на поиски добычи выходят вечером. Не побоятся напасть и на ядовитую змею гадюку. Ежик бегает вокруг змеи, подставляет ей колючки. А в нужную минуту схватит ее острыми зубами.

Часто ежи устраивают себе жилище рядом с человеком. Ведь люди и молока нальют, и чем - нибудь вкусненьким угостят. А может быть ежей привлекают сараи и амбары, где водятся мыши.

Осенью еж начинает готовиться к зиме. Он много ест, копит запасы жира для спячки. Выкапывает себе норку под корнями деревьев, под пеньком или ворохом веток. Ежик таскает в норку сухие листья, траву, мох и ложится спать до весны.

А весной рождаются ежата - слепые, глухие и без зубов. Иголки у них мягкие, похожие на шерстку. Но пройдет немного времени, глазки у малышей откроются, появится слух, вырастут зубки.

Мама - ежиха кормит ежат молоком. А когда уходит по делам, укутывает детишек листьями, травой, мхом - словно в одеяло завертывает.

Ежата подрастут и начнут выходить из своего домика. Сначала они не отходят от мамы - с ней безопаснее! Но очень скоро станут самостоятельными, а на следующий год и совсем взрослыми.

Ежи приносят человеку пользу. Они уничтожают вредных насекомых, охотятся на мышей. Некоторые люди пытаются держать ежей у себя дома. Но будет лучше, если колючий колобок останется на воле.

  1. У него рога ветвисты, а бока чуть-чуть пятнисты.

Всех катать ему не лень, возит саночки …. (слайд 16)

- На Земле живет много разных оленей. Есть маленькие, чуть больше кошки. А есть великаны - это лоси. Но все очень красивы, каждый по - своему.

Благородный олень не только красивое, но сильное и крупное животное. Само название "благородный" очень подходит этому оленю.

Высоко поднятую голову украшают ветвистые рога. Число отростков - "веточек" бывает так велико, что оленьи рога иногда сравнивают с короной.

Рога есть только у самцов. Каждый год они их сбрасывают, но вырастают новые, такие же красивые и могучие.

У оленя высокие, стройные ноги. На удлиненной голове большие круглые глаза. Олень хорошо видит все, что делается вокруг. Подвижные уши улавливают малейший шорох. Обоняние оленя тоже прекрасное.

Места обитания благородного оленя - это лес, горные склоны, заросли кустарников, поляны с высокой густой травой.

Держатся олени небольшими стадами. Летом, особенно в жаркую погоду, принимают водные процедуры. Так они спасаются и от жары, и от надоедливой мошкары.

Как и все олени, благородные олени обязательно посещают солонцы, чтобы полизать соль.

Основной враг - это волк. Олени защищаются ударами крепких копыт и острых рогов. Волку справиться со здоровым, сильным оленем не под силу.

Осень у оленей - пора свадеб. Самцы благородного оленя на зорях ревут. Эту оленью "песню", напоминающую то тяжелый вздох, то протяжное мычание, то звук трубы, слышно за многие километры.

У благородных оленей малыши - оленята рождаются в пятнистом наряде. У взрослых оленей пятен уже нет.

Пятнистый олень меньше благородного. Но это один из самых красивых оленей. Его летняя "одежка" - в ярких светлых пятнах.

Но зимой они мало заметны. Или их нет совсем. Такая окраска помогает маскироваться.

Когда рождается малыш, первое время он лежит, затаившись в траве. А мама пасется неподалеку, чтобы не привлекать к малышу внимания хищников.

У многих около хвоста есть светлое пятно. Оно как маячок - ориентир, чтобы не потеряться и не отстать. А еще мама - олениха и олененок " переговариваются" - блеют.

Из оленьих рогов - пантов изготавливают ценное лекарство "пантокрин". В наши дни охота на пятнистых оленей запрещена.

  1. Бродит хищный кот в лесах с кисточками на ушах.

Дальше от него держись, быстро нападает … (слайд 17)

- Обычно, рысь размером с крупную собаку.Крупная кошка с длинными сильными ногами и относительно коротким хвостом. Мех густой, пушистый, пепельно-серого, слегка голубоватого, палево-серого или рыжеватого цвета, обычно с размытыми темными пятнами на спине, боках и лапах. Морда короткая, окаймлена светло-серыми "бакенбардами". Уши короткие, треугольные, заканчиваются черными кисточками. Глаза золотисто-желтые, в темноте отсвечивают зеленым. Широкие лапы с втяжными когтями.  Лесной хищник, ведущий сумеречный образ жизни. Днем и в середине ночи отдыхает, вечером и под утро охотится.Основу её рациона составляют зайцы. Также она постоянно охотится на тетеревиных птиц, мелких грызунов, реже — небольших копытных, вроде косули, кабарги, пятнистого и северного оленей, изредка нападает на домашних кошек и собак, кроме того — на лис, енотовидных собак и других некрупных зверей.

        9. В лесу темно, все спят давно.

Одна птица не спит, на суку сидит, мышей сторожит. (слайд 18)

- Совы — птицы, очень умные и глубокие птицы. Совы хищные птицы, как правило, они живут поодиночке, будучи хищными птицами, они охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы — охотники, они — вечерние существа.

у нее большие глаза и уши, интересный клюв, плоское лицо, когти, пушистые перья, ну и конечно перья вокруг глаз. Основой питания почти всех сов служат мелкие зверьки, в первую очередь полёвки, мыши и крысы.

10. Что за кузнецы в лесу куют? (слайд 19)

- На крыле большое белое округлое пятно, спина черная, бока белые, на голове у молодых красная шапочка, на груди иногда пестрины, у самцов красное пятно на затылке. Подхвостье розовое. Летом питается, в основном, древесными насекомыми, зимой — семенами хвойных деревьев.

- Ребята, но как вы поняли, это далеко не все животные, обитающие в лесу. Здесь можно встретить и насекомых, таких как мухи, комары, муравьи, стрекозы, бабочки. Это, конечно же птицы – синица, поползень, чиж, клест, иволга, скворец, тетерев, рябчик, свиристель, дрозд, соловей, зяблик. И можно ещё очень долго перечислять. А также очень много зверей: барсук, лось, соболь, енот, косуля, кабан, леопард, тигр и т.д.  (слайд 20)

8. Работа с учебником.

Чуть поближе познакомиться с ними вам поможет учебник на стр. 100 – 101.

Рассматривают картинки в учебнике.

9. Подведение итогов. (слайд 21)

-Итак, давайте подведём итоги и сделаем выводы:

-С какой природной зоной мы познакомились на уроке? (с лесной зоной)

- Агде она расположена и какие у неё природные  и климатические особенности нам  расскажут синоптики.

-Молодцы. А что же интересного расскажут ботаники?

- Хорошо. У зоологов тоже подготовлен интересный рассказ.

-Замечательно.

Выставление оценок.

-Ребята, вам понравился урок? Чем именно?

- А теперь предоставим слово нашим независимым экспертам.

  1. Домашнее задание.

Домашнее задание: стр. 98 – 105 учебника прочитать, ответить на задания на стр. 105.

- Урок окончен. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Окружающего мира "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?"

Слайды с описанием того, как следует себя вести в лесу и почему....

Открытый урок окружающего мира "Природные зоны. Леса России"

Программа А. А. Плешакова. Окружающий мир. 4 класс. 1 четверть. тема: " Природные зоны. Зона лесов."...

Урок окружающего мира "ТАЙНЫ ЗИМНЕГО ЛЕСА"

Конспект урока окружающего мира в 1 классе....

Урок окружающего мира "Животные нашего леса"

На данном уроке дети закрепят свои знания о лесе, его обитателях. Открывать новые знания будут, работая в группах....

урок окружающего мира по теме "Леса умеренного пояса. Тайга"

конспект урока окружающего мира во 2 классе по программе "Школа 2100"...

Урок окружающего мира по теме "Леса России".

Урок с использованием оборудования ФГОС....