Урок-викторина «Экологический калейдоскоп»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Межмуниципальный дистанционный конкурс
среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Экологическое воспитание
Урок-викторина «Экологический калейдоскоп»
Шаверова И.И., учитель начальных классов,
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Лизиновская средняя общеобразовательная школа
Россошанского муниципального района
Воронежской области
2022 год
- Пояснительная записка.
В настоящее время проблема экологии Земли стоит на первом месте среди всех остальных проблем. Стали активно уничтожаться запасы пресных вод, вырубаться леса, загрязняться атмосфера. Человечество уже столкнулось с последствиями своей деятельности – озоновые дыры, перепады температуры, таяния ледников, различного рода болезни и многочисленные эпидемии. Сейчас нужно твердо ставить вопрос о восстановлении экологического равновесия планеты Земля. И это должны понять все люди, каждый человек. И в первую очередь начать необходимо с экологического воспитания детей.
1.1) Тематическое направление - экологическое воспитание.
1.2) Тема методической разработки воспитательного мероприятия-«Экологический калейдоскоп». Актуальность данной темы велика, т.к. в наши дни проблемы экологии приобрели особо важное значение. В становлении экологического сознания велика роль школы. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
1.3) Целевая аудитория воспитательного мероприятия. Воспитательное мероприятие предназначено для учащихся 2-5 классов, 8-11 лет.
1.4) Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя очень велико. Главной целью экологического направления является обучение учащихся пониманию взаимодействия человека и природы. Данная методическая разработка реализуется в плане воспитательной работы школы в рамках экологического месячника. В этот экологический месячник, мною были включены ряд мероприятий, такие кА классные часы по теме, связанные с экологией и здоровьем, викторины, экскурсии, беседы. Все мероприятия планируются с учетом возрастных особенностей учащихся. Я считаю, что экологическое воспитание помогает привлечь учащихся к экологической работе и решению экологических проблем своей местности, основанную на проведении совместных мероприятий экологической направленности, воспитать любовь и уважение к природе, нравственной и гражданской ответственности за её благополучие, приобрести навыки и умения в первичной помощи природе, воспитать способность видения окружающего мира.
1.5) Цель: начало формирования у детей экологической культуры, приобретение экологических знаний. Вызвать интерес к объектам окружающего мира, потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, развивать представление детей о правилах, нормах взаимодействия с природой.
Задачи:
1)Образовательные:
– сформировать у учащихся знаний по экологии, о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека;
2) Воспитательные:
-прививать интерес к науке – экологии и желание изучать ее закономерности в дальнейшем
-воспитание культуры общения;
-воспитание культуры правильного поведения в природе;
3) Развивающие:
-развитие мышления,
-памяти, внимательности;
-развитие познавательного интереса.
Планируемые результаты:
-воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю;
-осознание обучающимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности;
-привить понимание необходимости бережного отношения к младшим «братьям»;
-воспитать чувство ответственности за красоту и чистоту природы.
1.6) Форма проведения воспитательного мероприятия: урок-викторина «Экологический калейдоскоп». Мероприятие направлено на формирование экологической культуры, бережного отношения и культурного поведения в природе. Сценарий мероприятия включает стихи экологической направленности, викторину, сообщения детей о растениях и животных, занесённых в «Красную книгу» нашего края (дополнительное задание). Экологические проблемы лучше воспринимаются и осознаются через творческие и практические задания, в которых раскрываются конкретные проблемы, дети имеют возможность как бы взглянуть, на себя со стороны, что даёт им возможность понять, осознать и оценить свои поступки, поступки своих друзей и родственников. При выполнении заданий разных конкурсов, дети понимают, что нельзя рвать цветы, ловить животных, загрязнять водоёмы, оставлять мусор. Нужно помогать животным, особенно если они попали в беду. Задумываются над тем, что они могут сделать для улучшения экологии в своём родном селе.
1.7) Педагогические технологии/методы/приемы: словесный, наглядный, иллюстрированный, познавательные игры, информационно-коммуникативные методы. репродуктивный (беседа, рассказ).
1.8) Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: компьютер, музыка «Звуки природы» и других исполнителей, цветные карандаши и фломастеры, жетоны-листики, листы для рисования, карточки с кроссвордами.
1.9) Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей. Данная методическая разработка адресована учителям начальных классов для реализации внеурочной работы по экологическому воспитанию обучающихся, учителями биологии для урочной и внеурочной деятельности, внеклассной работы.
2. Основная часть.
2.1) описание подготовки мероприятия;
-сформировать 2 команды обучающихся;
-придумать названия команд;
-подготовить жетоны-листики, карточки для кроссворда;
-подготовка сообщений о растениях, занесённых в Красную книгу» нашего края;
-найти картинки любого животного и растения для конкурса капитанов;
-разучивание стихов и реплик ведущего по теме мероприятия;
- подбор тематической музыки к мероприятию;
2.2) описание проведения воспитательного мероприятия
Сценарий мероприятия
Звучит песня О.Газманова «Красная книга»
Ведущий:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни…
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы собрались с вами сегодня, чтобы ещё раз напомнить друг другу о том, что планете, на которой мы живём, угрожает опасность, но в наших силах спасти её. Мы часто слышим такие слова, как «экология», «экологическая катастрофа». На улице можно услышать такое выражение «Как там у вас с экологией». А вы ребята знаете, что такое экология. Объясните мне, пожалуйста!
(Ответы детей)
Экология – это наука, которая учит нас бережно относится к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. Но любимый цвет экологов – зеленый. Он стал символом защиты Земли. Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом – говорят экологи. Но не все в порядке в нашем Зеленом доме. И мы очень хотим стать заботливыми жителями своей планеты, помочь ей стать чище и сохранить красоту, заботиться о ней, беречь ее.
Ведущий: Чтобы не допустить ошибок и не навредить окружающей природе надо много о ней знать. И сегодня мы составили свой калейдоскоп вопросов, конкурсов, игр, викторин. Мы узнаем сегодня много нового и интересного. Играя, соревнуясь друг с другом, мы вспомним, что уже знаем о растительности и животных, задумаемся о том, что же нам делать чтобы наша Земля была зеленой и цветущей, научимся беречь нашу природу. За правильные ответы вы будете получать жетончики-листики. Желаем Вам успехов и хороших ответов! Мы начинаем нашу викторину «Экологический калейдоскоп».
Ведущий: Мы сейчас разделимся на 2 команды. Ваша задача-придумать название команды.
Ведущий: Итак, команды, вы готовы? Представьте свои названия. 1команда-«Чистюли», 2 команда- «Экологический патруль».
Ведущий: И первый наш конкурс называется «Экологический эрудит». Вам нужно быстро ответить на вопросы.
Вопросы для I команды.
1. Первый месяц зимы (декабрь).
2. Название нашей страны (Россия).
3. Птичий домик (гнездо).
4. Плод дуба (жёлудь).
- Мудрая ночная птица (сова).
- Сколько на Земле океанов? (4).
- Что теряет лось каждую зиму? (рога).
- Плавают по небу, похожие на вату (облака).
- Лесная «гадалка» (кукушка).
- Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
- Кто спит вниз головой? (летучая мышь).
- В кого превратился «гадкий» утенок? (в лебедя).
- «Ёж» в горшочке (кактус).
- Какая птица летает выше всех? (орел).
- Сколько ног у паука? (8).
- Кто бежит задними ногами вперед? (заяц).
- Какую траву и слепой знает? (крапива).
- Много цветов вместе (букет).
- Углубление в дереве, в котором живет белка (дупло).
Вопросы для II команды.
- То чем мы дышим (воздух).
- Усатая рыба (сом).
- Жилище бобра (хатка)
- Гриб в горошек (мухомор).
- Сколько материков на Земле? (6).
- Домик для пчёл (улей).
- Плавающий фонтан (кит).
- Как называется нос у слона? (хобот).
- «Живой» будильник (петух).
- Головной убор гриба (шляпка).
- Где у кузнечика ухо (на ноге).
- Колючее животное (ёж).
- Какую птицу наших лесов называют лесным доктором (дятел).
- Кто свой дом на себе носит ? (улитка).
- У кого щека вместо мешка? (у хомяка).
- Разноцветные грибы (сыроежки).
- Сколько ног у жука? (6).
- Самое высокое животное на Земле (жираф).
- Царица цветов (роза).
Ведущий: Молодцы, ребята!
Ведущий: И следующий наш конкурс. Назовите животных нашего края, занесённых в «Красную книгу».
Ведущий: Следующий конкурс «Экологический аукцион». Лес-это бесценная кладовая природы. Какие вкусные, питательные блюда можно приготовить из лесных даров: ягод, грибов, орехов? Вы должны поочерёдно называть блюда. Кто последним назвал, та команда побеждает.
Ведущий: Конкурс «Музыкальный».
Участникам предлагается вспомнить и напеть песни, в которых упоминаются названия животных (или назовите песни, в которых речь идет о птицах и др.)
Ведущий: Молодцы, ребята!
Ведущий: Следующий конкурс-пантомима: изображаем животных без слов. Первая команда должна придумать и изобразить одного лесного животного, а другая команда должна отгадать, и наоборот.
Ведущий: Станция «Экологический знак «Берегите природу!»
Каждая команда рисует свой знак на листе бумаги цветными карандашами или фломастерами.
Ведущий: Конкурс «Экокроссворд». Командам предлагается отгадать кроссворд и назвать ключевые слова.
1. Была река, текла река —
Вдруг, на глазах исчезнув,
Она нырнула свысока,
С обрыва, словно в бездну.
В. Кремнев
2. Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит.
3. Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца.
Т. Дмитрук
4. По пустыне гонит ветер
Горы желтого песка.
Как зовутся горы эти,
Вы подумайте слегка.
Т. Дмитрук
5. От дождей, текучих вод
Он растет из года в год.
Он полей равнинных враг.
Как зовут его? ...
Т. Дмитрук
6. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
В. Фетисов
7. Носит бабка
Снежную шапку.
Каменные бока
Закутаны в облака.
В. Мусатов
8. Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
9. Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
10. Кругом вода,
А с питьем беда.
11. Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
12. Зимой молчат,
Весной зажурчат,
Жителей лесных
Водой напоят.
Ведущий: «Конкурс капитанов». А теперь пришла пора уже вашим лидерам - капитанам показать свои личные знания в экологии. Ведь командир - это лицо команды. Капитанов приглашаем, и этот конкурс начинаем. Будут трудные задачи, пожелаем им удачи! « Кто это?» На спину одного из капитанов прикрепляют изображение животного или растения. Он задает вопросы, на которые другой капитан может отвечать только «да» или « нет» без подсказок других членов команды.
Ведущий: Предлагаю Вам поиграть в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить свои действия, а Вы отвечайте, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет!»
Если я приду в лесок
И сорву ромашку?(НЕТ)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку?(НЕТ)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю?(ДА)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю?(ДА)
Если разведу костёр,
А тушить не буду? (НЕТ)
Если сильно насорю
И убрать забуду?(НЕТ)
Если мусор уберу?(ДА)
Банку закопаю? (НЕТ)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!(ДА)
Ведущий: Молодцы, ребята! Попрошу капитанов сосчитать собранные жетоны- листочки. Определяется команда победительница. Вы все, ребята, молодцы! Вы доказали, что являетесь истинными друзьями и знатоками природы. Не важно, кто победил, кто проиграл. Важно, чтобы каждый человек любил и оберегал свой Дом. Нужно жить в ладу с природой, чувствовать свою ответственность за планету Земля.
Ведущий: Я думаю, что наша встреча сегодня не пройдёт даром. Вы станете настоящими защитниками и знатоками природы.
«Давайте друзья, везде, где живём,
Деревья посадим, сады разведём.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым лучшим своим друзьям!».
(Подводятся итоги игры. Победителям вручают грамоты)
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относиться, как друзья.
И при всем честном народе
Добавляем мы притом:
Нужно помогать природе –
Но со знаньем и умом.
Ведущий: Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экологический калейдоскоп" Закрепление по разделу Растительный и животный мир Казахстана
Закрепить знания детей по разделу "Растительный и животный мир Казахстана", Научить детей самостоятельно составлять проек...
Презентация "Экологический калейдоскоп"
Закрепить знания детей по разделу "Растительный и животный мир Казахстана", Научить детей самостоятельно составлять проек...
Экологический калейдоскоп.
Презентация Экологического калейдоскопа " Сохраним нашу Землю"...
Внеклассное мероприятие. «Экологический калейдоскоп».
Внеклассное мероприятие. «Экологический калейдоскоп»....
Экологический калейдоскоп "Земля – наш дом родной"
Заочное путешествие по музеям – заповедникам, экологический калейдоскоп....
Классный час на тему: «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Цель: формировать первоначальное представление об экологии как науке, её роли в жизни людей.Задачи:- образовательные:формировать представление о понятии «экология», учить...
Интерактивная презентация к занятию "Экологический калейдоскоп"
Интерактивная презентация к занятию "Экологический калейдоскоп"...