Урок окружающего мира на тему "Почему радуга разноцветная?" в 1 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Конспект урока в 1 классе по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_-_raduga_1_klass.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Почему радуга разноцветная?
( Окружающий мир 1 класс)
Задачи урока:
Образовательные:
-формировать первоначальные представления о цвете;
- познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;
- обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.
Развивающие:
- развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные навыки,
- учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя
Планируемые результаты:
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять, как образуется радуга, называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника, запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма, отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок , находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, работать в паре, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, осуществлять взаимопроверку.
Метапредметные:
Познавательные УУД: Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, иллюстрация и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить .Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги.
Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций .Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета
Личностные УУД: Формировать интерес к изучению явлений природы, чувства прекрасного на основе знакомства с природным явлением «радуга», уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.
Основные понятия
Природные явления: солнце, дождь, радуга.
Межпредметные связи
Литературное чтение, технология
Ресурсы:
Основные: А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч., с. 40, 41, А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 2, с.26, 27
Дополнительные:ИКТ электронное приложение – видео «Интересно про…радугу»
Форма организации учебной деятельности (ФОУД)
Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковой метод, проблемный; индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.
Ход урока.
I. Организация проблемной ситуации.
-Начнём наш урок со сказки.
- «Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под
зонтиком. А когда дождь почти кончился и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском:
- Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
пробегаю по листве.
- Кто ты? – спросил Муравьишка.
- А вы, ребята, как думаете, кто это был? (солнечный зайчик.)
-Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей-Вопросик.
-Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.
И тут Муравьишка увидел в небе…
- Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка:
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти?
– Что появилось на небе? (радуга)
(На доске по ходу рассказа учителя появляются картинки: Муравьишка, дождь, солнце, радуга.)
- Как же так? – удивился Муравьишка.
– Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная!
Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал.
б) Актуализация опорных знаний
- Прочитайте слова: дождь, радуга
-ДОКАЖИТЕ, что у этих слов есть общий признак.
(дождь, радуга - природные явления.)
- Объясните причину возникновения дождя.
(Капли дождя, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться и падают на землю.)
- Объясните причину возникновения радуги.
(Учащиеся затрудняются ответить.)
- Почему у вас возникло затруднение? (Не знаем, недостаточно знаний.)
в) Подведение к проблемному вопросу.
- Мы много раз видели радугу, но не знаем, почему она бывает разноцветной.
- А хотели ли бы узнать? (да)
- Давайте послушаем стихотворения о радуге
(Чтение стихотворений о радуге. Читают подготовленные дети)
1. Солнце светит и смеется,
а на землю дождик льется.
И выходит на луга
Семицветная дуга! (Лера )
2.Летний дождь прошел с утра,
Выглянуло солнце.
Удивилась детвора,
Посмотрев в оконце, -
Семицветная дуга.
Заслонила облака (Вероника)
-Как авторы называют радугу в стихотворении?(Семицветная дуга)
- А почему семицветная? (из 7 цветов)
Проблемный вопрос.
Построение гипотезы.
- Ребята, как вы думаете, что нам сегодня нужно исследовать? (узнаем почему радуга разноцветная. Научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности.)
II. Открытие новых знаний.
а) Наблюдение-исследование деятельности исследования.
-Посмотрите видеофильм и найдите ответ на вопрос "Почему радуга разноцветная?"
Фильм( 3 мин.)
- Что нового и интересного для себя вы узнали?
(Кажется, что свет белый, но он состоит из различных цветов. Каждый цвет распространяется разными волнами. Чем крупнее дождевые капли,
тем ярче радуга. Если мы будем находиться над дождем, то увидим, что радуга имеет форму круга.)
- На что попадают в небе солнечные лучи?
(На капельки дождя)
-Что происходит с солнечными лучами?
(Распадаются на разноцветные лучики.)
-Что при этом образуется? (Радуга).
-Кто главный “художник” в природе? (Солнце)
б) Формулировка открытия.
- Ребята, сейчас мы с вами будем строителями. У нас есть все необходимое для того, чтобы у нас в классе появилась радуга.
- Из чего идет дождь? ( Из тучи)
Выходят 2 ребёнка к доске и прикрепляют тучку и капли дождя на доску.
-Что выглядывает из-за тучи? (Солнце.)
Ребёнок выходит к доске и прикрепляет солнце.
-Что сейчас должно появиться у нас на доске? (Радуга).
Выходит ребенок и прикрепляет радугу.
-Ребята, давайте сделаем вывод: как же появилась радуга?
- Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, распадаются на разноцветные лучики, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
- Что такое радуга?
(на доске запись)
РАДУГА – ЭТО СОЛНЕЧНОЕ СВЕЧЕНИЕ.
- Причина этому — солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. Проходя через капли воды, лучи солнечного света расщепляются на 7 цветов. Таким образом, на небе появляется радуга.
III. Проверка открытий.
а) Продолжение исследования-наблюдения
Работа в парах
-Возьмите призму.
( прозрачная призма заменяет в опыте капельку воды),
- Направьте призму на солнечные лучи.
- Что увидели на стене?
- Рассмотрите получившие разноцветные лучики.
- Какие цвета увидели?
- Какой вывод можем сделать?
( Из опыта доказали, что луч света, проходя через призму, распадается на разные цвета.
-ДОКАЖИТЕ, почему радуга разноцветная?
(Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга.)
Физкультминутка
В небе дождь, гроза.
Закрывай глаза!
Дождь прошёл. Трава блестит.
В небе радуга стоит.
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей
По траве босиком,
Прямо в небо прыжком
Продолжение исследования-наблюдения:
- Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. Появление радуги на небе было для них чудом. Наши предки считали, что радуга – это небесный мост, по которому спускаются ангелы.
- В чем, по вашему мнению, красота радуги?
(В необычной форме, в цветах; в том, что она разноцветная.)
- Давайте разберемся, из каких цветов состоит радуга.
-Сколько цветов у радуги? (семь)
- Какие это цвета?
- Посмотрите на доску: как вы думаете, какая радуга правильная?
(на доске две радуги)
-Рассмотрите в учебнике на с.40 рисунок радуги Мудрой Черепахи
-Назовите цвета радуги, начиная сверху.
(Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)
- Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не меняются местами.
- Чтобы не путать этот порядок люди придумали фразу - подсказку.
- Кто догадался, в чем секрет этой фразы? (Каждое слово начинается на первую букву слова, обозначающего один из цветов радуги).
- Так какая же радуга правильная? (радуга под номером один)
IV Подведение итогов.
А) Работа в паре.
- У вас на партах лежат конверты с полосками:
расположите цветные полоски так, чтобы получился кусочек радуги.
Взаимопроверка (по заданию учебника): поменяйте полоски местами и предложите соседу по парте исправить ошибки.
Б) Работа в группах над мини-проектами.
- На партах лежат листочки с зонтиком, цветиком – семицветиком и павлином.
Рядом с листочками лежат цветные детали хвоста павлина, частей зонта и лепестки цветка. Вам нужно в правильной последовательности приклеить эти детали.
1 группа – оформляет зонтик.
2 группа – цветик-семицветик.
3 группа – зонтик.
После того, как группы готовы, каждая группа по очереди выходит к доске, показывает получившийся проект и называет последовательность приклеенных частей рисунков. Проекты вывешиваются на доске.
В) Самостоятельная работа в тетради с взаимопроверкой.
- С.26- раскрасить радугу (под музыку «Песня о радуге»)
- Ребята давайте поможем Вопросику раскрасить радугу.
- Представьте, что на радуге живут радужные
человечки, у каждого из них есть шарик своего цвета, раскрась эти шарики в той последовательности, что и на радуге.
-Радужные человечки любят ездить на радужном поезде, каждый в своем вагончике. Раскрасьте вагончики.
-Обменяйтесь друг с другом тетрадями, найдите ошибки.
-А теперь поднимите зеленые смайлики те ребята, у кого все правильно, красные те, кто допустил ошибку.
IV. Подведение итогов.
Рассмотрите рисунок на с.41.
- ДОКАЖИТЕ, что у Муравья и Мудрой Черепахи получится радуга.
(Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)
- Солнечным днем в любой момент можно увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и начать поливать цветы. Если при этом вы встанете спиной к Солнцу, освещающему водяные брызги, то обязательно увидите небольшую радугу. Так же возникает и настоящая радуга, только в этом случае солнечные лучи проходят не сквозь мелкие брызги, а сквозь завесу дождя, который идет где-то в отдалении.
- Где еще можем мы наблюдать маленькие «радуги» в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день, яркие радуги у водопадов.)
Пускаем мыльные пузыри и рассматриваем цвета радуги в пузырях.
V. Выводы исследования.
а) Рефлексия
- Какую учебную задачу ставили на уроке? (Узнать, как возникает радуга и научиться перечислять цвета радуги в правильной последовательности.)
- Как возникает радуга на небе? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)
- Из каких цветов состоит радуга?
(Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)
«Проверь себя»
Учитель задаёт вопросы, учащиеся поднимают карточки зеленые со словом «да», красные карточки со словом «нет».
-У радуги семь цветов?
-Все цвета расположены в определённом порядке?
-В радуге есть коричневый цвет?
-Строители радуги – солнце и дождь?
Игра «Третий лишний».
- Я называю три цвета, а вы должны назвать тот цвет, которого нет в радуге.
Оранжевый, коричневый, желтый.
Зеленый, голубой, белый.
Фиолетовый, малиновый, желтый.
Красный, черный, синий.
- Молодцы! Вы хорошо запомнили цвета радуги.
б) Самооценка.
- Осталось лишь только оценить себя.
- Оцените свои достижения на уроке.
На доске солнышко без лучиков. У детей на парте лежат по три лучика: красный, жёлтый и оранжевый.
Критерии оценивания:
(жёлтый лучик) - понял причину возникновения радуги, могу самостоятельно назвать все цвета радуги;
(оранжевый) - понял причину возникновения радуги, но рассказать затрудняюсь; могу самостоятельно назвать все цвета радуги;
(красный) - затрудняюсь назвать причину возникновения радуги, путаюсь в последовательности цветов радуги.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок + презентация Урок окружающего мира по теме "Грибы" 2 класс
В ходе исследования ученики открывают новое знание: грибы выделяются в отдельную группу живых организмов....
Урок окружающего мира по системе Занкова 3 класс" Наследие древнего мира"
Урок развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде,воспитывает толерантность, уважение к историческому и культурному наследию народов мира...
Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.
Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....
Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями
Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...
Конспект урока окружающего мира + презентация "Почему радуга разноцветная" (1 класс УМК "Школа России")
Конспект урока окружающего мира + презентация...
Конспект интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства. 1 класс. "Почему радуга разноцветная"
На уроке применяется технология проблемного обучения, ИКТ....
Конспект интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства. 1 класс. "Почему радуга разноцветная"
На уроке использовалась технология проблемного обучения, групповая технология, ИКТ....