Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему "Россия - Родина моя", 4 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Балданова Зинаида Аюшиевна

Сценарий внеклассного мероприятия по окружающему миру "Россия - Родина моя", 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl_mer_okr_mir.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия по по окружающему миру

Игра-путешествие «РОССИЯ – Родина моя»

Класс: 4

Составитель: Балданова Зинаида Аюшиевна, учитель начальных классов

Цель: закрепление знаний детей о символах государства, о правах и обязанностях граждан, об истории Российского государства.

Задачи:

Образовательная: знакомство с общественно-политической жизнью страны.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к стране и людям, которые в ней живут.

Оборудование:  изображение флага и герба России, филворд на листе ватмана, ноутбук, лист ватмана с изображением маршрута и станций, клей, листы бумаги, маркеры.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I Организационный момент

Звучит песня «С чего начинается Родина?»

– Ребята, так что же такое Родина? Мы с вами много говорили об этом на беседах, на праздниках и играх.

– Родина – это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны.

– Как называется наша страна?

II Сообщение темы мероприятия

- Сегодня я предлагаю вам пройти маршрутами игры «Россия – Родина моя». Вам предстоит путешествие по станциям, на которых вы должны будете проявить находчивость, смекалку и показать знания о нашей стране.

Сегодняшняя игра будет посвящена государственным символам России, её истории и культуре.

Для этого путешествия вам нужно разделиться на 3 команды.

- Послушайте правила игры:

Наша игра-путешествие будет проходить по станциям:

1. Станция «Флаг и герб России».

2. Станция «Гимн России»

3. Станция «Моя Родина – Россия»

4. Станция «Русские пословицы».

5. Станция «Русские загадки»

6. Станция «Русские сказки»

7. Станция «Русские песни»

8. Станция «Праздничная»

- На каждой станции вам будут заданы вопросы или даны задания. За правильный ответ и хорошую работу команда получает баллы в маршрутный лист.

III Основная часть

- Итак, начинаем наше путешествие.

- Каждый гражданин своей страны должен знать государственные символы.

Командам нужно найти в филворде слова, которые можно отнести к любому государству, это его символы.

(конституция, столица, флаг, гимн, герб). (каждое слово – 1 балл).

Слайд 3

- Какие государственные символы России вы знаете? (Это гимн, герб и флаг.)

Станция 1 «Флаг и герб России»

Учитель: На этой станции мы с вами вспомним всё, что вы знаете о флаге и гербе. Предлагаю выполнить несколько заданий.

1. «Флаг России».

Вопрос: «Что такое флаг?»

Ответ: Флаг — полотнище правильной геометрической (как правило, прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку.

Задание: на альбом листе нарисовать флаг России и закрасить полоски нужными цветами.  (рисуют)

Слайд 4

Вопрос: «Что означают цвета российского флага?»

Ответ: Цвета российского флага выбраны не случайно:

белый - благородство;

синий – верность и честность;

красный – мужество, отвага, героизм, смелость.

Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут.

2. «Герб России»

Вопрос: Что такое герб?

Ответ: Герб – это отличительный знак, эмблема государства, города.

Вопрос: Назовите, что является гербом России?

Ответ: Герб России – золотой двуглавый орёл на фоне красного цвета.

Орёл – символ вечности, уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии. Три короны – союз народов, живущих в России. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.)

Вопрос: Где мы встречаемся с изображением герба?

Ответ: На паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах).

Слайд 5

Задание – нет

Станция 2 «Гимн России»

Учитель: В торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн.

Вопрос: «Что такое гимн?»

Ответ: Гимн – это торжественная песня или мелодия.

Слайд 6

Вопрос: «Как нужно слушать гимн?»

Ответ: гимн слушают стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.

Вопрос: «Кто знает авторов современного гимна?»

Ответ: Автор современного текста гимна России – С. В. Михалков, музыку написал А.В. Александров.

Задание – восстановите текст гимна России

(получают карточку с текстом гимна и с пропущенными словами в тексте)

Слайд 7

Гимн России

Россия - …………………….. наша держава!

Россия – любимая наша …………………..!

………………………. Воля, великая слава –

Твое достоянье на все ……………………….

Славься, …………………… наше свободное –

Братских народов ………………….вековой.

…………………..данная мудрость народная.

Славься, страна! Мы ………………… тобой!

От ………………… морей до ………………. Края

Раскинулись наши ………………… и поля.

……………ты на свете! ……………….. ты такая!

Хранимая Богом родная …………………………

 (сравнение с исходным текстом на слайде или плакате)

Звучит гимн Российской Федерации

Станция 3 «Моя Родина – Россия»

Учитель: Россия. Родина. Это священные для русского человека слова.

Вопрос: «Откуда же произошло слово родина

Ответ: Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. От этого слова произошло и много других.

Первое задание для команды – подобрать как можно больше однокоренных слов к слову «Родина», за каждое слово – 1 балл

Ответ:

• родня,

• родословная,

• народ,

• родина,

• родич,

• родители.

Второе задание – Викторина

Каждый правильный ответ в этом конкурсе оценивается в 1 балл.

• Как сейчас называется наше государство? (Российская Федерация)

• Назовите столицу нашей Родины России? (Москва)

• Кто является главой государства, гарантом Конституции РФ. (Президент РФ)

• Кто был первым президентом России? (Борис Николаевич Ельцин)

• Назовите Президента России (Владимир Владимирович Путин.)

• Как называется самый главный документ граждан РФ, в котором отражены все законы? (Конституция)

• Какие крупные реки России вам известны? (Волга, Дон, Амур, Енисей.)

• Какая река считается главной рекой России и самой длинной в Европе?

(Волга – самая длинная река Европы. Её протяжённость около 3 тыс. 530 км.)

• Какие национальности проживают на территории России?

 (Мордва, чуваши, татары, карелы, калмыки, якуты, башкиры, ненцы, чукчи, немцы, ханты, манси….)

Станция 4 «Русские пословицы».

Учитель: На этой станции мы с вами вспомним русские пословицы.

Пословицы – это краткие устойчивые изречения, употребляемые в разговорной речи для углубления ее смысла или для украшения. В пословицах отражается жизнь народа, особенности национального характера. Пословицы - коллективное творчество народа, и они употребляются в речи всем народом. Много пословиц и поговорок сложено народом про нашу любимую Родину – Россию. Вот и сейчас задание командам – вспомнить пословицы и поговорки про Родину.

Вам будут даны тексты пословиц и поговорок. Но все слова заменены антонимами. Кто знает, что такое антоним?

Антоним - это слово с противоположным значением.

Давайте попробуем:

Сухой – мокрый

Грустный – веселый

Умный – глупый

Хорошо – плохо

Каждый правильный ответ в этом конкурсе оценивается в 1 балл.

Слайд 8-9

Станция 5 «Русские загадки»

Учитель: Основой русской культуры является фольклор: сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Загадка – это краткое описание неизвестного предмета или явления по похожим признакам другого предмета и явления. Загадки вы знаете с раннего детства. Русские загадки очень эмоциональны, в них много сравнений красочных определений, т.е. загадка – это поэтическое описание какого-либо предмета или явления, сделанное чтобы испытать сообразительность человека и в то же время привить ему поэтический взгляд на действительность.

Задание: И сейчас я попрошу вас отгадать русские народные загадки.

Каждый правильный ответ – 1 балл.

Слайд 10

Голубой платок,

Алый клубок

По платку катается.

Людям улыбается. (Солнце)

Двенадцать братьев

Друг за другом ходят,

Друг друга не находят (Месяцы)

Пришел волк —

Весь народ умолк,

Ясен сокол пришел —

Весь народ пошел. (Ночь и день)

Поднялись ворота —

Всему миру красота. (Радуга)

И языка нет,

А правду скажет. (Зеркало)

Утка ныряла-ныряла

И хвост потеряла. (Иголка и нитка)

Сидит Пахом

На коне верхом,

Книги читает,

А грамоты не знает. (Очки)

Сам худ – голова с пуд.

На работу вышел – каждый услышал. (Молоток)

Бьют Ермилку по затылку,

он не плачет, только носик прячет. (Гвоздь)

У нее вся душа нараспашку,

И хоть пуговки есть — не рубашка,

Не индюшка, а надувается,

И не птица, а заливается. (Гармошка)

Тебе дано,

А люди им пользуются. (Имя)

Разломился тесный домик

На две половинки,

И посыпались оттуда

Бусинки – дробинки.

Бусинки зеленые,

Сладкие ядреные. (Горох)

Станция 6 «Русские сказки»

Учитель: Все вы с самого раннего детства любите русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного поэтического творчества. Словом, «сказка» мы называем и нравоучительные рассказы о животных, сатирические анекдоты, и замысловатые авантюрные повести, но больше всего мы, несомненно, любим больше всего полные чудес волшебные сказки. На сказочной станции мы и вспомним русские народные сказки.

Выполнив все задания, вы можете заработать 5 баллов.

Задание 1 «Чьи вещи?»

Надо отгадать, кому принадлежат вещи, и назвать имя или название сказки (показываем иллюстрации):

Слайд 12

  • ступа (Баба Яга)
  • щука (Емеля)
  • топор (солдат)
  • золотое яичко (курочка Ряба)
  • простое яйцо (Кащей Бессмертный)
  • яблочко на блюдечке (Машенька «Серебряное блюдечко и

наливное яблочко»)

  • морозильный посох (Морозко)
  • кувшин и тарелка (Журавль и лиса)
  • бобовое зернышко (Петушок и бобовое зернышко)

Задание 2 «Отгадай, кто это»

  • Кто использовал обогревательный прибор в качестве транспорта (Емеля)
  • Имя былинного богатыря из города Мурома (Илья)
  • Кому удалось перехитрить двух людей и трех животных (Колобок)
  • Какое дерево спасло двоих детей от погони (Яблоня)
  • Какой конь может прыгнуть до крыши терема (Сивка-бурка)
  • Кто, распрощавшись с зеленою кожей, сделалась мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)

Задание 3 «Продолжи фразу»

  • Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…(а от тебя и подавно уйду)
  • В некотором царстве…(в некотором государстве)
  • По щучьему велению…(по моему хотению)
  • Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается)
  • Несет меня лиса…(за дальние леса, за высокие горы)
  • И я там был мед-пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало)

Станция 7 «Русские песни»

Учитель: народные песни в России в основном связаны с обрядами, обычаями или народными праздниками. Были свадебные песни, солдатские песни (проводы в армию), колыбельные песни, масленичные песни пели на Масленицу, Троицкие песни про березку на праздник Троицы в начале лета.

А какие песни знаете вы?

Задание – попробуйте спеть русскую народную песню.

Слайд 13

“Во поле березка стояла”

“Как у наших у ворот”

“Калинка”

За отличное выполнение задания – 5 баллов.

Станция 8 «Праздничная»

Отдыхать мы любим все, но лучше всего это делать в праздники. А знаете ли вы их? Проверим. Совместите, пожалуйста, названия праздников и их даты.

          Слайд 14

12 декабря

23 февраля

1 января

4 ноября

9 мая

12 июня

8 марта

1 мая        

1 июня

День Победы

Новый год

День защитников Отечества

День Конституции

Праздник Весны и Труда

Международный женский день

День защиты детей

День народного единства

День независимости России

                       (каждый правильный ответ – 1 балл).

После подсчета набранных баллов.

IV Заключение

Учитель: Вот и подошла к концу наша интеллектуально-познавательная игра «Россия – Родина моя». Сегодня вы показали себя людьми, хорошо знающими свою Родину, её символы, фольклор и, конечно же, праздники.

Слайд 15

Звучит стихотворение «Моя Родина – Великая Россия»

- Я надеюсь, что вы всегда будете любить нашу страну, нашу Россию, которой можно и нужно гордиться.

Маршрутный лист

Название команды _______________________________    

Название станции

Баллы

«Флаг и герб России»

«Гимн России»

«Моя Родина – Россия»

«Русские пословицы»

«Русские загадки»

«Русские сказки»

«Русские песни»

«Праздничная»

Итого:

Маршрутный лист

Название команды _______________________________

Название станции

Баллы

«Флаг и герб России»

«Гимн России»

«Моя Родина – Россия»

«Русские пословицы»

«Русские загадки»

«Русские сказки»

«Русские песни»

«Праздничная»

Итого:

Гимн России

Россия - …………………….. наша держава!

Россия – любимая наша …………………..!

………………………. Воля, великая слава –

Твое достоянье на все ……………………….

Славься, …………………… наше свободное –

Братских народов ………………….вековой.

…………………..данная мудрость народная.

Славься, страна! Мы ………………… тобой!

От ………………… морей до ………………. Края

Раскинулись наши ………………… и поля.

……………ты на свете! ……………….. ты такая!

Хранимая Богом родная …………………………

Гимн России

Россия - …………………….. наша держава!

Россия – любимая наша …………………..!

………………………. Воля, великая слава –

Твое достоянье на все ……………………….

Славься, …………………… наше свободное –

Братских народов ………………….вековой.

…………………..данная мудрость народная.

Славься, страна! Мы ………………… тобой!

От ………………… морей до ………………. Края

Раскинулись наши ………………… и поля.

……………ты на свете! ……………….. ты такая!

Хранимая Богом родная …………………………

Гимн России

Россия - …………………….. наша держава!

Россия – любимая наша …………………..!

………………………. Воля, великая слава –

Твое достоянье на все ……………………….

Славься, …………………… наше свободное –

Братских народов ………………….вековой.

…………………..данная мудрость народная.

Славься, страна! Мы ………………… тобой!

От ………………… морей до ………………. Края

Раскинулись наши ………………… и поля.

……………ты на свете! ……………….. ты такая!

Хранимая Богом родная …………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по Окружающему миру для 2 класса КВН "Земля наш дом"

КВН Земля – наш дом (2 класс)Дивина Светлана Ивановна,  учитель начальных классов МОУ Лицея № !5 г.Саратова Цель: повторение и обобщение знаний, полученных на уроках окружающего мира, ...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру во 2 классе

Данное мероприятие проводится в виде путешествия и в доступной, игровой форме знакомит с разнообразием растительного мира....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Цветы нашей Родины"

Урок посвящён необычайно красивому, сказочному, волшебному творению природы - цветам. Ребята рассказывают легенды о цветах, стихотворения, загадывают и отгадывают загадки, знакомятся со сво...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Своя игра" в 3 классе."Школа России"

Игра проводится после изучения 1 части учебника окружающего мира для подведения итогов....

Внеклассное мероприятие по «Окружающему миру» 3 класс. Проведено учителем начальных классов МА ОУ СШ №15 г. Липецка Алисовой Валентиной Евгеньевной

Данное внеклассное мероприятие может быть использовано учителем в 3 - 4 классе в рамках экологического воспитания....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "В мире животных"

Внеклассное мероприятие по окружающему миру...