Внеклассное мероприятие по окружающему миру на тему "Россия - Родина моя", 4 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)
Сценарий внеклассного мероприятия по окружающему миру "Россия - Родина моя", 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnekl_mer_okr_mir.docx | 30.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия по по окружающему миру
Игра-путешествие «РОССИЯ – Родина моя»
Класс: 4
Составитель: Балданова Зинаида Аюшиевна, учитель начальных классов
Цель: закрепление знаний детей о символах государства, о правах и обязанностях граждан, об истории Российского государства.
Задачи:
Образовательная: знакомство с общественно-политической жизнью страны.
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к стране и людям, которые в ней живут.
Оборудование: изображение флага и герба России, филворд на листе ватмана, ноутбук, лист ватмана с изображением маршрута и станций, клей, листы бумаги, маркеры.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I Организационный момент
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
– Ребята, так что же такое Родина? Мы с вами много говорили об этом на беседах, на праздниках и играх.
– Родина – это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны.
– Как называется наша страна?
II Сообщение темы мероприятия
- Сегодня я предлагаю вам пройти маршрутами игры «Россия – Родина моя». Вам предстоит путешествие по станциям, на которых вы должны будете проявить находчивость, смекалку и показать знания о нашей стране.
Сегодняшняя игра будет посвящена государственным символам России, её истории и культуре.
Для этого путешествия вам нужно разделиться на 3 команды.
- Послушайте правила игры:
Наша игра-путешествие будет проходить по станциям:
1. Станция «Флаг и герб России».
2. Станция «Гимн России»
3. Станция «Моя Родина – Россия»
4. Станция «Русские пословицы».
5. Станция «Русские загадки»
6. Станция «Русские сказки»
7. Станция «Русские песни»
8. Станция «Праздничная»
- На каждой станции вам будут заданы вопросы или даны задания. За правильный ответ и хорошую работу команда получает баллы в маршрутный лист.
III Основная часть
- Итак, начинаем наше путешествие.
- Каждый гражданин своей страны должен знать государственные символы.
Командам нужно найти в филворде слова, которые можно отнести к любому государству, это его символы.
(конституция, столица, флаг, гимн, герб). (каждое слово – 1 балл).
Слайд 3
- Какие государственные символы России вы знаете? (Это гимн, герб и флаг.)
Станция 1 «Флаг и герб России»
Учитель: На этой станции мы с вами вспомним всё, что вы знаете о флаге и гербе. Предлагаю выполнить несколько заданий.
1. «Флаг России».
Вопрос: «Что такое флаг?»
Ответ: Флаг — полотнище правильной геометрической (как правило, прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку.
Задание: на альбом листе нарисовать флаг России и закрасить полоски нужными цветами. (рисуют)
Слайд 4
Вопрос: «Что означают цвета российского флага?»
Ответ: Цвета российского флага выбраны не случайно:
белый - благородство;
синий – верность и честность;
красный – мужество, отвага, героизм, смелость.
Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут.
2. «Герб России»
Вопрос: Что такое герб?
Ответ: Герб – это отличительный знак, эмблема государства, города.
Вопрос: Назовите, что является гербом России?
Ответ: Герб России – золотой двуглавый орёл на фоне красного цвета.
Орёл – символ вечности, уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии. Три короны – союз народов, живущих в России. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.)
Вопрос: Где мы встречаемся с изображением герба?
Ответ: На паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах).
Слайд 5
Задание – нет
Станция 2 «Гимн России»
Учитель: В торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн.
Вопрос: «Что такое гимн?»
Ответ: Гимн – это торжественная песня или мелодия.
Слайд 6
Вопрос: «Как нужно слушать гимн?»
Ответ: гимн слушают стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.
Вопрос: «Кто знает авторов современного гимна?»
Ответ: Автор современного текста гимна России – С. В. Михалков, музыку написал А.В. Александров.
Задание – восстановите текст гимна России
(получают карточку с текстом гимна и с пропущенными словами в тексте)
Слайд 7
Гимн России
Россия - …………………….. наша держава!
Россия – любимая наша …………………..!
………………………. Воля, великая слава –
Твое достоянье на все ……………………….
Славься, …………………… наше свободное –
Братских народов ………………….вековой.
…………………..данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы ………………… тобой!
От ………………… морей до ………………. Края
Раскинулись наши ………………… и поля.
……………ты на свете! ……………….. ты такая!
Хранимая Богом родная …………………………
(сравнение с исходным текстом на слайде или плакате)
Звучит гимн Российской Федерации
Станция 3 «Моя Родина – Россия»
Учитель: Россия. Родина. Это священные для русского человека слова.
Вопрос: «Откуда же произошло слово родина?»
Ответ: Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. От этого слова произошло и много других.
Первое задание для команды – подобрать как можно больше однокоренных слов к слову «Родина», за каждое слово – 1 балл
Ответ:
• родня,
• родословная,
• народ,
• родина,
• родич,
• родители.
Второе задание – Викторина
Каждый правильный ответ в этом конкурсе оценивается в 1 балл.
• Как сейчас называется наше государство? (Российская Федерация)
• Назовите столицу нашей Родины России? (Москва)
• Кто является главой государства, гарантом Конституции РФ. (Президент РФ)
• Кто был первым президентом России? (Борис Николаевич Ельцин)
• Назовите Президента России (Владимир Владимирович Путин.)
• Как называется самый главный документ граждан РФ, в котором отражены все законы? (Конституция)
• Какие крупные реки России вам известны? (Волга, Дон, Амур, Енисей.)
• Какая река считается главной рекой России и самой длинной в Европе?
(Волга – самая длинная река Европы. Её протяжённость около 3 тыс. 530 км.)
• Какие национальности проживают на территории России?
(Мордва, чуваши, татары, карелы, калмыки, якуты, башкиры, ненцы, чукчи, немцы, ханты, манси….)
Станция 4 «Русские пословицы».
Учитель: На этой станции мы с вами вспомним русские пословицы.
Пословицы – это краткие устойчивые изречения, употребляемые в разговорной речи для углубления ее смысла или для украшения. В пословицах отражается жизнь народа, особенности национального характера. Пословицы - коллективное творчество народа, и они употребляются в речи всем народом. Много пословиц и поговорок сложено народом про нашу любимую Родину – Россию. Вот и сейчас задание командам – вспомнить пословицы и поговорки про Родину.
Вам будут даны тексты пословиц и поговорок. Но все слова заменены антонимами. Кто знает, что такое антоним?
Антоним - это слово с противоположным значением.
Давайте попробуем:
Сухой – мокрый
Грустный – веселый
Умный – глупый
Хорошо – плохо
Каждый правильный ответ в этом конкурсе оценивается в 1 балл.
Слайд 8-9
Станция 5 «Русские загадки»
Учитель: Основой русской культуры является фольклор: сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Загадка – это краткое описание неизвестного предмета или явления по похожим признакам другого предмета и явления. Загадки вы знаете с раннего детства. Русские загадки очень эмоциональны, в них много сравнений красочных определений, т.е. загадка – это поэтическое описание какого-либо предмета или явления, сделанное чтобы испытать сообразительность человека и в то же время привить ему поэтический взгляд на действительность.
Задание: И сейчас я попрошу вас отгадать русские народные загадки.
Каждый правильный ответ – 1 балл.
Слайд 10
Голубой платок,
Алый клубок
По платку катается.
Людям улыбается. (Солнце)
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не находят (Месяцы)
Пришел волк —
Весь народ умолк,
Ясен сокол пришел —
Весь народ пошел. (Ночь и день)
Поднялись ворота —
Всему миру красота. (Радуга)
И языка нет,
А правду скажет. (Зеркало)
Утка ныряла-ныряла
И хвост потеряла. (Иголка и нитка)
Сидит Пахом
На коне верхом,
Книги читает,
А грамоты не знает. (Очки)
Сам худ – голова с пуд.
На работу вышел – каждый услышал. (Молоток)
Бьют Ермилку по затылку,
он не плачет, только носик прячет. (Гвоздь)
У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается. (Гармошка)
Тебе дано,
А люди им пользуются. (Имя)
Разломился тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки – дробинки.
Бусинки зеленые,
Сладкие ядреные. (Горох)
Станция 6 «Русские сказки»
Учитель: Все вы с самого раннего детства любите русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного поэтического творчества. Словом, «сказка» мы называем и нравоучительные рассказы о животных, сатирические анекдоты, и замысловатые авантюрные повести, но больше всего мы, несомненно, любим больше всего полные чудес волшебные сказки. На сказочной станции мы и вспомним русские народные сказки.
Выполнив все задания, вы можете заработать 5 баллов.
Задание 1 «Чьи вещи?»
Надо отгадать, кому принадлежат вещи, и назвать имя или название сказки (показываем иллюстрации):
Слайд 12
- ступа (Баба Яга)
- щука (Емеля)
- топор (солдат)
- золотое яичко (курочка Ряба)
- простое яйцо (Кащей Бессмертный)
- яблочко на блюдечке (Машенька «Серебряное блюдечко и
наливное яблочко»)
- морозильный посох (Морозко)
- кувшин и тарелка (Журавль и лиса)
- бобовое зернышко (Петушок и бобовое зернышко)
Задание 2 «Отгадай, кто это»
- Кто использовал обогревательный прибор в качестве транспорта (Емеля)
- Имя былинного богатыря из города Мурома (Илья)
- Кому удалось перехитрить двух людей и трех животных (Колобок)
- Какое дерево спасло двоих детей от погони (Яблоня)
- Какой конь может прыгнуть до крыши терема (Сивка-бурка)
- Кто, распрощавшись с зеленою кожей, сделалась мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)
Задание 3 «Продолжи фразу»
- Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…(а от тебя и подавно уйду)
- В некотором царстве…(в некотором государстве)
- По щучьему велению…(по моему хотению)
- Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается)
- Несет меня лиса…(за дальние леса, за высокие горы)
- И я там был мед-пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало)
Станция 7 «Русские песни»
Учитель: народные песни в России в основном связаны с обрядами, обычаями или народными праздниками. Были свадебные песни, солдатские песни (проводы в армию), колыбельные песни, масленичные песни пели на Масленицу, Троицкие песни про березку на праздник Троицы в начале лета.
А какие песни знаете вы?
Задание – попробуйте спеть русскую народную песню.
Слайд 13
“Во поле березка стояла”
“Как у наших у ворот”
“Калинка”
За отличное выполнение задания – 5 баллов.
Станция 8 «Праздничная»
Отдыхать мы любим все, но лучше всего это делать в праздники. А знаете ли вы их? Проверим. Совместите, пожалуйста, названия праздников и их даты.
Слайд 14
12 декабря 23 февраля 1 января 4 ноября 9 мая 12 июня 8 марта 1 мая 1 июня | День Победы Новый год День защитников Отечества День Конституции Праздник Весны и Труда Международный женский день День защиты детей День народного единства День независимости России |
(каждый правильный ответ – 1 балл).
После подсчета набранных баллов.
IV Заключение
Учитель: Вот и подошла к концу наша интеллектуально-познавательная игра «Россия – Родина моя». Сегодня вы показали себя людьми, хорошо знающими свою Родину, её символы, фольклор и, конечно же, праздники.
Слайд 15
Звучит стихотворение «Моя Родина – Великая Россия»
- Я надеюсь, что вы всегда будете любить нашу страну, нашу Россию, которой можно и нужно гордиться.
Маршрутный лист
Название команды _______________________________
Название станции | Баллы |
«Флаг и герб России» | |
«Гимн России» | |
«Моя Родина – Россия» | |
«Русские пословицы» | |
«Русские загадки» | |
«Русские сказки» | |
«Русские песни» | |
«Праздничная» | |
Итого: |
Маршрутный лист
Название команды _______________________________
Название станции | Баллы |
«Флаг и герб России» | |
«Гимн России» | |
«Моя Родина – Россия» | |
«Русские пословицы» | |
«Русские загадки» | |
«Русские сказки» | |
«Русские песни» | |
«Праздничная» | |
Итого: |
Гимн России
Россия - …………………….. наша держава!
Россия – любимая наша …………………..!
………………………. Воля, великая слава –
Твое достоянье на все ……………………….
Славься, …………………… наше свободное –
Братских народов ………………….вековой.
…………………..данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы ………………… тобой!
От ………………… морей до ………………. Края
Раскинулись наши ………………… и поля.
……………ты на свете! ……………….. ты такая!
Хранимая Богом родная …………………………
Гимн России
Россия - …………………….. наша держава!
Россия – любимая наша …………………..!
………………………. Воля, великая слава –
Твое достоянье на все ……………………….
Славься, …………………… наше свободное –
Братских народов ………………….вековой.
…………………..данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы ………………… тобой!
От ………………… морей до ………………. Края
Раскинулись наши ………………… и поля.
……………ты на свете! ……………….. ты такая!
Хранимая Богом родная …………………………
Гимн России
Россия - …………………….. наша держава!
Россия – любимая наша …………………..!
………………………. Воля, великая слава –
Твое достоянье на все ……………………….
Славься, …………………… наше свободное –
Братских народов ………………….вековой.
…………………..данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы ………………… тобой!
От ………………… морей до ………………. Края
Раскинулись наши ………………… и поля.
……………ты на свете! ……………….. ты такая!
Хранимая Богом родная …………………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по Окружающему миру для 2 класса КВН "Земля наш дом"
КВН Земля – наш дом (2 класс)Дивина Светлана Ивановна, учитель начальных классов МОУ Лицея № !5 г.Саратова Цель: повторение и обобщение знаний, полученных на уроках окружающего мира, ...
Внеклассное мероприятие по окружающему миру во 2 классе
Данное мероприятие проводится в виде путешествия и в доступной, игровой форме знакомит с разнообразием растительного мира....
Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Цветы нашей Родины"
Урок посвящён необычайно красивому, сказочному, волшебному творению природы - цветам. Ребята рассказывают легенды о цветах, стихотворения, загадывают и отгадывают загадки, знакомятся со сво...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»...
Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Своя игра" в 3 классе."Школа России"
Игра проводится после изучения 1 части учебника окружающего мира для подведения итогов....
Внеклассное мероприятие по «Окружающему миру» 3 класс. Проведено учителем начальных классов МА ОУ СШ №15 г. Липецка Алисовой Валентиной Евгеньевной
Данное внеклассное мероприятие может быть использовано учителем в 3 - 4 классе в рамках экологического воспитания....
Внеклассное мероприятие по окружающему миру "В мире животных"
Внеклассное мероприятие по окружающему миру...