Проект по экологическому воспитанию детей "Волшебная капелька!"
проект по окружающему миру

Долгополова Лариса Ивановна

Проект «Волшебная капелька» направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта, при освоении азов экспериментирования, они узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лед). Обучающиеся будут знать, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений). Дети научатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, что вода – это бесценный дар природы, который необходимо бережно сохранять.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnaya_voditsa_avtosohranennyy.docx44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

детский клуб «Чайка»

Проект по экологическому воспитанию детей

старшего дошкольного возраста

«Волшебная капелька»

в рамках реализации дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Зелёная тропинка»

 

Автор: Долгополова Лариса Ивановна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

г. Оренбург

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Краткая аннотация проекта

3

2.

Обоснование необходимости проекта

3

3.

Цель и задачи проекта

4

4

Основное содержание проекта

4

5

Ресурсы

5

6

Партнёры

5

7

Целевая аудитория

6

8

План реализации проекта

7

9

Ожидаемые результаты и социальный эффект

10

10

Перспективы дальнейшего развития проекта

10

11

Литература

11

1. Краткая аннотация проекта

Проект «Волшебная капелька» направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта, при освоении азов экспериментирования, они узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лед). Обучающиеся будут знать, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений). Дети научатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, что вода – это бесценный дар природы, который необходимо бережно сохранять.

Дети по природе своей любознательны и деятельны. Важно помочь им удовлетворить их любопытство, объяснить законы природы на доступном для них элементарном научном уровне. Необходимо направить детей к познанию мира, развитию творческих способностей.

2. Обоснование необходимости проекта

Данные проведенной диагностики показали, что у детей недостаточное представление о свойствах воды, её состояниях, значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды и его последствиях, а так же о мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

Актуальность проекта «Волшебная капелька» заключается в его направленности на формирование и развитие интереса ребёнка к окружающему миру. В процессе постепенного усваивания необходимых знаний и впечатлений, будет возникать желание больше узнать, наблюдать, сравнивать, делать умозаключения.

Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Следует обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать к ней любовь и уважение.

3. Цель и задачи проекта

Цель: развитие у детей познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через реализацию проекта «Волшебная капелька».

Для достижения вышеуказанной цели проект ставит и последовательно решает следующие задачи:

Воспитательные:

–        воспитывать активную и интеллектуально - познавательную деятельность;

–        формировать гуманное, эмоционально-положительное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;

–        способствовать развитию коммуникативных навыков.

Развивающие:

–        развивать у детей внимание, память, фантазию, наблюдательность;

–        развивать умение формулировать проблему, делать выводы;

–        развивать активное использование речевых средств.

Обучающие:

–        стимулировать у детей процессы познания и вовлечение их в совместную поисково-исследовательскую деятельность;

–        расширять представления о свойствах воды;

–        формировать умения устанавливать связи, существующие в природе;

–        научить задавать вопросы, высказывать свои предположения и догадки.

4. Основное содержание проекта

Методы и формы

В основу проекта положены следующие воспитательные методы и формы: беседы; подвижные и дидактические игры, квест - игры; чтение художественной литературы; наблюдения за природными явлениями; экскурсии; опытно-экспериментальная деятельность; поисково-исследовательская деятельность; физкультминутки, пальчиковая гимнастика; просмотр учебных видеоматериалов о воде.

Содержание проекта

При разработке данного проекта учитывались педагогические принципы: личностно-ориентированный подход, сотрудничество, возрастные и индивидуальные способности детей.

Содержательная основа данного проекта представлена тремя блоками, которые базируются на моделях трёх вопросов: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Как узнаем об этом?».

1. Блок «Вода вокруг нас»:

–        индивидуальные и групповые беседы («Времена года», «История воды», «Вода-это жизнь», «Почему выпадает роса и появляется иней?», «Вода нужна всем!», «Берегите воду», «Почему идёт дождь и снег?», «Почему снег скрипит под ногами?», «Кому нужна вода?», «Водный транспорт», и др.);

–        чтение художественной литературы («Путешествие облачка», «Семья дождей», «Лужа мечтательница», «История одного пруда», «Русалочка», «Великан и голубое озеро», «Что случилось с рекой», «Жила-была Река», «Мойдодыр»);

–        подвижные и дидактические игры, квест-игры («Вода – источник жизни», «Ручеёк», «Капельки и тучка», «Лягушки и цапля», «Караси и щука», «Море волнуется, раз...!», «Где встречается вода», «Снежиночки - пушиночки», «Попади в круг», «Морской бой»);

–        просмотр и обсуждение мультфильма и видеороликов по экологии («Путешествие капельки»; «Берегите воду!», «Секреты воды»);

–        экскурсии («Осень золотая», «Удивительный мир природы», «В гостях, у Зимушки - Зимы», «К нам весна шагает»;

–        наблюдения за природными явлениями;

–        работа с родителями (консультации: «Мои первые опыты», «Занимательные опыты и эксперименты для детей старшего дошкольного возраста», участие в изготовлении альбомов, папок-передвижек, лэпбуков и др.).

2. Блок «Секреты лаборатории»:

–        поисково-исследовательский (проведение опытов путём создания проблемной ситуации для раскрытия новых секретов воды).

3. Блок «Тайна воды»:

–        итоговое мероприятие «Царство воды».

5. Ресурсы

Активная деятельность будет успешной при определенных условиях:

– внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

– тайна, сюрприз;

– мотивация помощи;

– познавательный мотив;

– ситуация выбора.

Оборудование для экспериментирования:

стол для экспериментирования, резиновый коврик;

– халаты, передники, нарукавники;

– природный материал: песок, глина, земля;

– сыпучие продукты: соль, сахарный песок, фасоль, манка, мука, крахмал и др.;

– пищевые красители;

– ёмкости, мерные стаканчики, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки;

– микроскоп, лупы;

– песочные часы;

– технические материалы.

6. Партнёры

В основу метода проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определенной практической проблемой (темой).

Степень вовлеченности в него родителей может быть разной:

–        родители могут помочь ребёнку найти ту или иную информацию;

–        изготовить вместе с детьми поделку;

–        нарисовать рисунок, выполнить аппликацию;

–        сделать подборку художественной литературы;

–        сделать подборку картинного или иллюстративного материала по теме проекта.

Кроме этого, родители могут быть вовлечены в работу над проектом более широко, например: участвовать вместе с детьми в целевых прогулках и экскурсиях, в игровой деятельности, экспериментировании и т.д.

Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте:

–        участие на всех или отдельных этапах,

–        материально-техническая поддержка и др.

В сотрудничестве с библиотекой им. Т.Г. Шевченко г. Оренбурга у детей повышается интерес к чтению и ознакомлению с художественно-литературным творчеством.

Организуются экскурсии в библиотеку на целевые мероприятия.

7. Целевая аудитория

Участниками проекта являются обучающиеся второго года обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Зелёная тропинка» в возрасте 6-7 лет, руководитель объединения (педагог дополнительного образования). Предполагаемое количество участников проекта – 30 обучающихся.

У ребёнка дошкольного возраста проявляется большой интерес к познанию окружающего мира, и экспериментированию с объектами и явлениями окружающей действительности. Познавательно-исследовательская деятельность дает детям возможность самостоятельно найти ответы на вопросы: «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Он стремится познать мир, всё узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное.

Старший дошкольный возраст – важный этап развития познавательной активности ребёнка, включающий не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и процесс приобретения знаний, самостоятельно или под руководством взрослого.

8. План реализации проекта

Этапы и сроки проекта

Продолжительность проекта: учебный год (октябрь-апрель)

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап (октябрь):

– разработка идеи проекта, определение целей и задач;

– подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

– подбор художественной литературы по теме проекта;

– составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;

– составление картотеки опытов с водой;

– подготовка оборудования для опытов с водой.

– разработка конспектов занятий, итогового мероприятия «Царство воды»;

– подготовить информацию для родителей по темам «Мои первые опыты», «Занимательные опыты и эксперименты для детей старшего дошкольного возраста», провести презентацию «Мир воды»;

– разработка мероприятий для реализации проекта. 

2. Основной этап (ноябрь-март):

– Блок «Вода вокруг нас»;

– Блок «Секреты лаборатории».

3. Рефлексивно-оценочный этап (апрель):

– итоговое мероприятие «Царство воды»;

– оценка результативности проекта;

– подготовка отчетного материала в виде презентации «Вода – это жизнь!», фотоальбома «Волшебница вода»;

– определение перспектив дальнейшего пути развития проекта.

Мероприятия проекта

Мероприятие

Сроки

Методы и

формы

1. Блок «Вода вокруг нас»

1.

«Где живут капельки», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озёрной?», «Какие свойства воды ты знаешь?», «Почему появляется радуга?»

ноябрь

индивидуальные и групповые беседы

2.

«Семья дождей», «Лужа мечтательница»

чтение художественной литературы

3.

«Ручеёк», «Капельки и тучка»,

«Лягушки и цапля», «Мы – водные животные», «На болоте»

подвижные и дидактические игры

4.

«Осень золотая»

экскурсия

5.

«Вода-это жизнь», «Зачем человеку вода?», «Что растёт в воде?»

декабрь

индивидуальные и групповые - беседы

6.

«Путешествие облачка», «История одного пруда»

чтение художественной литературы

7.

«Караси и щука», «Море волнуется, раз..»

подвижные и дидактические игры

8.

«Поговорим о воде» см. приложение №5

консультации для родителей

9.

«Жизнь в пресной воде», «Водоёмы»

рассматривание энциклопедии

10.

«Почему идёт дождь и снег?»,

«Почему снег скрипит под ногами?»

январь

индивидуальные и групповые беседы

11.

«Жила – была Река», «Как люди речку обидели»

чтение художественной литературы

12.

«Снежиночки - пушиночки»

подвижные и дидактические игры

13.

«В гостях, у Зимушки – Зимы»

экскурсия

14.

«Вода, вода, водица»

см. приложение №3

квест-игра

15.

«Детям о снеге», «Почему снег белый?»

февраль

индивидуальные и групповые беседы

16.

 «Великан и голубое озеро»

чтение художественной литературы

17.

«Попади в круг»

подвижные и дидактические игры

18.

«Берегите воду!»

просмотр и обсуждение мультфильма

19.

«Водный транспорт»

март

индивидуальные и групповые беседы

20.

«Русалочка», «День рождения Дельфинёнка»

чтение художественной литературы

21.

«Морской бой»

подвижные и дидактические игры

22.

«Жила - была река»

просмотр и обсуждение  экологической сказки

23.

«Полезная водица»

см. приложение №5 

консультации для родителей

24.

«Берегите воду»

апрель

индивидуальные и групповые беседы

25.

«Мойдодыр», «Сказки и были о морях и океанах» 

чтение художественной литературы

26.

«Небо. Земля. Вода»

подвижные и дидактические игры

2.Блок «Секреты лаборатории»

1.

«Где живёт капелька?»

декабрь

индивидуальные и групповые беседы, просмотр видеофильмов

2.

«Путешествие весёлой капельки»

творческая работа (составление рассказа)

3.

«Состояние воды: жидкое, твердое (снег, град, лёд), газообразное (пар)»

индивидуальные и групповые беседы, просмотр видеофильмов

4.

«Взаимодействие воды с другими веществами»

январь

индивидуальные и групповые беседы, просмотр видеофильмов

5.

«Лаборатория природы»

опыт №1 «Прозрачность воды» 

см. приложение №7

6.

«Лаборатория природы»

февраль

опыт № 2. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить»

см. приложение №7

7.

«Лаборатория природы»

опыт № 3. «У воды нет вкуса»

см. приложение №7

8.

«Лаборатория природы»

опыт №4 «У воды нет запаха»

см. приложение №7  

9.

«Лаборатория природы»

опыт № 5 «Вода-растворитель»

см. приложение №7

10.

«Лаборатория природы»

опыт №6 «Форма воды»

см. приложение №7

3. Блок «Тайна воды»

1.

«Царство воды»

апрель

итоговое мероприятие

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект

После реализации проекта, будет проведена повторная беседа на тему «Зачем нужна вода?», при помощи которой, мы предполагаем, узнать, что уровень знаний детей по данной тематике значительно вырос. В результате проделанной нами работы ребята осознают неоценимую роль воды в жизни человека. Теперь они будут знать, что вода встречается в трех состояниях, и для каких целей идет ее использование. Дети на практике усвоят способы бережного отношения к воде. Это надо понять и запомнить каждому: беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье и красоту окружающей природы.

Эффективность реализации проекта можно отследить по следующим критериям:

– актуальность и результативность реализуемого проекта;

– удовлетворённость всех участников проекта;

– познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.

Механизм оценивания: анкетирование, опрос, обсуждение на занятиях объединения «Зелёная тропинка» и родительских собраниях.

Итогом проектной деятельности будут: создание альбома «Секреты воды»; экспериментальная деятельность с фотографиями и видео; совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки из различных материалов); стихотворения, загадки, рассказы и сказки о воде, а также презентация проекта «Волшебная капелька». 

10. Перспективы дальнейшего развития проекта

Метод проектов актуален и эффективен. Он даёт возможность детям экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями и педагогами, что позволяет ему успешно адаптироваться к окружающему миру и последующему обучению в школе. Если маленький исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который будет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Деятельность, осуществляемая по проекту «Волшебная капелька», после его завершения будет продолжаться. В процессе реализации проекта дети получат определенный опыт, а педагог выявит определенные недостатки. Это составит основу для последующей работы.

11. Литература

1. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Кн. для педагогов и родителей //Л.В. Артёмова, - М.,2020,с.28 -34.

2. Акимушкин И.С. Причуды природы // И.С. Акимушкин. – Т.1,2, -М., 2020, с.122-134 .

3. Балбышев И.Н. Родная природа \ И.Н. Балбышев. – Л.: Лениздат, 2021, - 156 с.

4. Бабенкова Е.А. Подвижные игры на прогулке//М.,2021,с.45-60.

5.Вахрушева А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников: Методичекие рекомендации для педагогов, и родителей //А.А. Вахрушева, - М., 2021с.23-43.

6. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников //Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез,2020,с.57-65.

7. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников 6-7 лет // Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2021. с.24-34.

8. Дроздов Н.Н. Ключи к тайнам природы // Н.Н. Дроздов, - М.: Знание, 2019, с.156 - 185 .

9. Дыбина О.В., Творим, изменяем, преобразуем. Игры-занятия для дошкольников.//М.,с.55-67.

10. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания //А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2020. с.221- 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы формирования экологического воспитания детей младшего школьного возраста

•Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей  среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное  целое•Учить классифицировать объ...

Проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов» (формирование экологической культуры)

Предлагаю Вам проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов». Проект рассчитан на детей преимущественно младшего и среднего школьного возраста. Основным критерием эффективности экологиче...

Использование метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста

В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» ФГОС говорится, что в области «Обществознание и естествознание» п...

Образовательный (педагогический) проект по экологическому воспитанию школьников «Экологическая сказка»

В результате реализации проект "Экологическое воспитание школьников" докажет, что проведённые нами мероприятия, облегчают усвоение, закрепление знаний о природе и повышают мотивацию обучения...

Проект по экологическому воспитанию детей "Природа родного края"

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природополь...

Проект «Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста»

Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание познаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый энтузиазм, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее....