Проект по экологическому воспитанию детей "Волшебная капелька!"
проект по окружающему миру
Проект «Волшебная капелька» направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта, при освоении азов экспериментирования, они узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лед). Обучающиеся будут знать, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений). Дети научатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, что вода – это бесценный дар природы, который необходимо бережно сохранять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnaya_voditsa_avtosohranennyy.docx | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
детский клуб «Чайка»
Проект по экологическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста
«Волшебная капелька»
в рамках реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Зелёная тропинка»
Автор: Долгополова Лариса Ивановна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
г. Оренбург
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Краткая аннотация проекта | 3 |
2. | Обоснование необходимости проекта | 3 |
3. | Цель и задачи проекта | 4 |
4 | Основное содержание проекта | 4 |
5 | Ресурсы | 5 |
6 | Партнёры | 5 |
7 | Целевая аудитория | 6 |
8 | План реализации проекта | 7 |
9 | Ожидаемые результаты и социальный эффект | 10 |
10 | Перспективы дальнейшего развития проекта | 10 |
11 | Литература | 11 |
1. Краткая аннотация проекта
Проект «Волшебная капелька» направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта, при освоении азов экспериментирования, они узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лед). Обучающиеся будут знать, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений). Дети научатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, что вода – это бесценный дар природы, который необходимо бережно сохранять.
Дети по природе своей любознательны и деятельны. Важно помочь им удовлетворить их любопытство, объяснить законы природы на доступном для них элементарном научном уровне. Необходимо направить детей к познанию мира, развитию творческих способностей.
2. Обоснование необходимости проекта
Данные проведенной диагностики показали, что у детей недостаточное представление о свойствах воды, её состояниях, значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды и его последствиях, а так же о мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Актуальность проекта «Волшебная капелька» заключается в его направленности на формирование и развитие интереса ребёнка к окружающему миру. В процессе постепенного усваивания необходимых знаний и впечатлений, будет возникать желание больше узнать, наблюдать, сравнивать, делать умозаключения.
Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Следует обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать к ней любовь и уважение.
3. Цель и задачи проекта
Цель: развитие у детей познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через реализацию проекта «Волшебная капелька».
Для достижения вышеуказанной цели проект ставит и последовательно решает следующие задачи:
Воспитательные:
– воспитывать активную и интеллектуально - познавательную деятельность;
– формировать гуманное, эмоционально-положительное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;
– способствовать развитию коммуникативных навыков.
Развивающие:
– развивать у детей внимание, память, фантазию, наблюдательность;
– развивать умение формулировать проблему, делать выводы;
– развивать активное использование речевых средств.
Обучающие:
– стимулировать у детей процессы познания и вовлечение их в совместную поисково-исследовательскую деятельность;
– расширять представления о свойствах воды;
– формировать умения устанавливать связи, существующие в природе;
– научить задавать вопросы, высказывать свои предположения и догадки.
4. Основное содержание проекта
Методы и формы
В основу проекта положены следующие воспитательные методы и формы: беседы; подвижные и дидактические игры, квест - игры; чтение художественной литературы; наблюдения за природными явлениями; экскурсии; опытно-экспериментальная деятельность; поисково-исследовательская деятельность; физкультминутки, пальчиковая гимнастика; просмотр учебных видеоматериалов о воде.
Содержание проекта
При разработке данного проекта учитывались педагогические принципы: личностно-ориентированный подход, сотрудничество, возрастные и индивидуальные способности детей.
Содержательная основа данного проекта представлена тремя блоками, которые базируются на моделях трёх вопросов: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Как узнаем об этом?».
1. Блок «Вода вокруг нас»:
– индивидуальные и групповые беседы («Времена года», «История воды», «Вода-это жизнь», «Почему выпадает роса и появляется иней?», «Вода нужна всем!», «Берегите воду», «Почему идёт дождь и снег?», «Почему снег скрипит под ногами?», «Кому нужна вода?», «Водный транспорт», и др.);
– чтение художественной литературы («Путешествие облачка», «Семья дождей», «Лужа мечтательница», «История одного пруда», «Русалочка», «Великан и голубое озеро», «Что случилось с рекой», «Жила-была Река», «Мойдодыр»);
– подвижные и дидактические игры, квест-игры («Вода – источник жизни», «Ручеёк», «Капельки и тучка», «Лягушки и цапля», «Караси и щука», «Море волнуется, раз...!», «Где встречается вода», «Снежиночки - пушиночки», «Попади в круг», «Морской бой»);
– просмотр и обсуждение мультфильма и видеороликов по экологии («Путешествие капельки»; «Берегите воду!», «Секреты воды»);
– экскурсии («Осень золотая», «Удивительный мир природы», «В гостях, у Зимушки - Зимы», «К нам весна шагает»;
– наблюдения за природными явлениями;
– работа с родителями (консультации: «Мои первые опыты», «Занимательные опыты и эксперименты для детей старшего дошкольного возраста», участие в изготовлении альбомов, папок-передвижек, лэпбуков и др.).
2. Блок «Секреты лаборатории»:
– поисково-исследовательский (проведение опытов путём создания проблемной ситуации для раскрытия новых секретов воды).
3. Блок «Тайна воды»:
– итоговое мероприятие «Царство воды».
5. Ресурсы
Активная деятельность будет успешной при определенных условиях:
– внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
– тайна, сюрприз;
– мотивация помощи;
– познавательный мотив;
– ситуация выбора.
Оборудование для экспериментирования:
– стол для экспериментирования, резиновый коврик;
– халаты, передники, нарукавники;
– природный материал: песок, глина, земля;
– сыпучие продукты: соль, сахарный песок, фасоль, манка, мука, крахмал и др.;
– пищевые красители;
– ёмкости, мерные стаканчики, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки;
– микроскоп, лупы;
– песочные часы;
– технические материалы.
6. Партнёры
В основу метода проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определенной практической проблемой (темой).
Степень вовлеченности в него родителей может быть разной:
– родители могут помочь ребёнку найти ту или иную информацию;
– изготовить вместе с детьми поделку;
– нарисовать рисунок, выполнить аппликацию;
– сделать подборку художественной литературы;
– сделать подборку картинного или иллюстративного материала по теме проекта.
Кроме этого, родители могут быть вовлечены в работу над проектом более широко, например: участвовать вместе с детьми в целевых прогулках и экскурсиях, в игровой деятельности, экспериментировании и т.д.
Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте:
– участие на всех или отдельных этапах,
– материально-техническая поддержка и др.
В сотрудничестве с библиотекой им. Т.Г. Шевченко г. Оренбурга у детей повышается интерес к чтению и ознакомлению с художественно-литературным творчеством.
Организуются экскурсии в библиотеку на целевые мероприятия.
7. Целевая аудитория
Участниками проекта являются обучающиеся второго года обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Зелёная тропинка» в возрасте 6-7 лет, руководитель объединения (педагог дополнительного образования). Предполагаемое количество участников проекта – 30 обучающихся.
У ребёнка дошкольного возраста проявляется большой интерес к познанию окружающего мира, и экспериментированию с объектами и явлениями окружающей действительности. Познавательно-исследовательская деятельность дает детям возможность самостоятельно найти ответы на вопросы: «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Он стремится познать мир, всё узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное.
Старший дошкольный возраст – важный этап развития познавательной активности ребёнка, включающий не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и процесс приобретения знаний, самостоятельно или под руководством взрослого.
8. План реализации проекта
Этапы и сроки проекта
Продолжительность проекта: учебный год (октябрь-апрель)
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап (октябрь):
– разработка идеи проекта, определение целей и задач;
– подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
– подбор художественной литературы по теме проекта;
– составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
– составление картотеки опытов с водой;
– подготовка оборудования для опытов с водой.
– разработка конспектов занятий, итогового мероприятия «Царство воды»;
– подготовить информацию для родителей по темам «Мои первые опыты», «Занимательные опыты и эксперименты для детей старшего дошкольного возраста», провести презентацию «Мир воды»;
– разработка мероприятий для реализации проекта.
2. Основной этап (ноябрь-март):
– Блок «Вода вокруг нас»;
– Блок «Секреты лаборатории».
3. Рефлексивно-оценочный этап (апрель):
– итоговое мероприятие «Царство воды»;
– оценка результативности проекта;
– подготовка отчетного материала в виде презентации «Вода – это жизнь!», фотоальбома «Волшебница вода»;
– определение перспектив дальнейшего пути развития проекта.
Мероприятия проекта
№ | Мероприятие | Сроки | Методы и формы |
1. Блок «Вода вокруг нас» | |||
1. | «Где живут капельки», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озёрной?», «Какие свойства воды ты знаешь?», «Почему появляется радуга?» | ноябрь | индивидуальные и групповые беседы |
2. | «Семья дождей», «Лужа мечтательница» | чтение художественной литературы | |
3. | «Ручеёк», «Капельки и тучка», «Лягушки и цапля», «Мы – водные животные», «На болоте» | подвижные и дидактические игры | |
4. | «Осень золотая» | экскурсия | |
5. | «Вода-это жизнь», «Зачем человеку вода?», «Что растёт в воде?» | декабрь | индивидуальные и групповые - беседы |
6. | «Путешествие облачка», «История одного пруда» | чтение художественной литературы | |
7. | «Караси и щука», «Море волнуется, раз..» | подвижные и дидактические игры | |
8. | «Поговорим о воде» см. приложение №5 | консультации для родителей | |
9. | «Жизнь в пресной воде», «Водоёмы» | рассматривание энциклопедии | |
10. | «Почему идёт дождь и снег?», «Почему снег скрипит под ногами?» | январь | индивидуальные и групповые беседы |
11. | «Жила – была Река», «Как люди речку обидели» | чтение художественной литературы | |
12. | «Снежиночки - пушиночки» | подвижные и дидактические игры | |
13. | «В гостях, у Зимушки – Зимы» | экскурсия | |
14. | «Вода, вода, водица» см. приложение №3 | квест-игра | |
15. | «Детям о снеге», «Почему снег белый?» | февраль | индивидуальные и групповые беседы |
16. | «Великан и голубое озеро» | чтение художественной литературы | |
17. | «Попади в круг» | подвижные и дидактические игры | |
18. | «Берегите воду!» | просмотр и обсуждение мультфильма | |
19. | «Водный транспорт» | март | индивидуальные и групповые беседы |
20. | «Русалочка», «День рождения Дельфинёнка» | чтение художественной литературы | |
21. | «Морской бой» | подвижные и дидактические игры | |
22. | «Жила - была река» | просмотр и обсуждение экологической сказки | |
23. | «Полезная водица» см. приложение №5 | консультации для родителей | |
24. | «Берегите воду» | апрель | индивидуальные и групповые беседы |
25. | «Мойдодыр», «Сказки и были о морях и океанах» | чтение художественной литературы | |
26. | «Небо. Земля. Вода» | подвижные и дидактические игры | |
2.Блок «Секреты лаборатории» | |||
1. | «Где живёт капелька?» | декабрь | индивидуальные и групповые беседы, просмотр видеофильмов |
2. | «Путешествие весёлой капельки» | творческая работа (составление рассказа) | |
3. | «Состояние воды: жидкое, твердое (снег, град, лёд), газообразное (пар)» | индивидуальные и групповые беседы, просмотр видеофильмов | |
4. | «Взаимодействие воды с другими веществами» | январь | индивидуальные и групповые беседы, просмотр видеофильмов |
5. | «Лаборатория природы» | опыт №1 «Прозрачность воды» см. приложение №7 | |
6. | «Лаборатория природы» | февраль | опыт № 2. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить» см. приложение №7 |
7. | «Лаборатория природы» | опыт № 3. «У воды нет вкуса» см. приложение №7 | |
8. | «Лаборатория природы» | опыт №4 «У воды нет запаха» см. приложение №7 | |
9. | «Лаборатория природы» | опыт № 5 «Вода-растворитель» см. приложение №7 | |
10. | «Лаборатория природы» | опыт №6 «Форма воды» см. приложение №7 | |
3. Блок «Тайна воды» | |||
1. | «Царство воды» | апрель | итоговое мероприятие |
9. Ожидаемые результаты и социальный эффект
После реализации проекта, будет проведена повторная беседа на тему «Зачем нужна вода?», при помощи которой, мы предполагаем, узнать, что уровень знаний детей по данной тематике значительно вырос. В результате проделанной нами работы ребята осознают неоценимую роль воды в жизни человека. Теперь они будут знать, что вода встречается в трех состояниях, и для каких целей идет ее использование. Дети на практике усвоят способы бережного отношения к воде. Это надо понять и запомнить каждому: беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье и красоту окружающей природы.
Эффективность реализации проекта можно отследить по следующим критериям:
– актуальность и результативность реализуемого проекта;
– удовлетворённость всех участников проекта;
– познавательная активность детей старшего дошкольного возраста.
Механизм оценивания: анкетирование, опрос, обсуждение на занятиях объединения «Зелёная тропинка» и родительских собраниях.
Итогом проектной деятельности будут: создание альбома «Секреты воды»; экспериментальная деятельность с фотографиями и видео; совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки из различных материалов); стихотворения, загадки, рассказы и сказки о воде, а также презентация проекта «Волшебная капелька».
10. Перспективы дальнейшего развития проекта
Метод проектов актуален и эффективен. Он даёт возможность детям экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями и педагогами, что позволяет ему успешно адаптироваться к окружающему миру и последующему обучению в школе. Если маленький исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который будет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
Деятельность, осуществляемая по проекту «Волшебная капелька», после его завершения будет продолжаться. В процессе реализации проекта дети получат определенный опыт, а педагог выявит определенные недостатки. Это составит основу для последующей работы.
11. Литература
1. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Кн. для педагогов и родителей //Л.В. Артёмова, - М.,2020,с.28 -34.
2. Акимушкин И.С. Причуды природы // И.С. Акимушкин. – Т.1,2, -М., 2020, с.122-134 .
3. Балбышев И.Н. Родная природа \ И.Н. Балбышев. – Л.: Лениздат, 2021, - 156 с.
4. Бабенкова Е.А. Подвижные игры на прогулке//М.,2021,с.45-60.
5.Вахрушева А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников: Методичекие рекомендации для педагогов, и родителей //А.А. Вахрушева, - М., 2021с.23-43.
6. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников //Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез,2020,с.57-65.
7. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников 6-7 лет // Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2021. с.24-34.
8. Дроздов Н.Н. Ключи к тайнам природы // Н.Н. Дроздов, - М.: Знание, 2019, с.156 - 185 .
9. Дыбина О.В., Творим, изменяем, преобразуем. Игры-занятия для дошкольников.//М.,с.55-67.
10. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания //А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2020. с.221- 25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы формирования экологического воспитания детей младшего школьного возраста
•Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое•Учить классифицировать объ...
Выпускная квалификационная работа Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста в малокомплектной школе
Дипломная работа...
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Презентация авторской программы "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста" в условиях Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....
Проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов» (формирование экологической культуры)
Предлагаю Вам проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов». Проект рассчитан на детей преимущественно младшего и среднего школьного возраста. Основным критерием эффективности экологиче...
Использование метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста
В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» ФГОС говорится, что в области «Обществознание и естествознание» п...
Образовательный (педагогический) проект по экологическому воспитанию школьников «Экологическая сказка»
В результате реализации проект "Экологическое воспитание школьников" докажет, что проведённые нами мероприятия, облегчают усвоение, закрепление знаний о природе и повышают мотивацию обучения...
Проект по экологическому воспитанию детей "Природа родного края"
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природополь...
- Мне нравится (1)