Использование метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» ФГОС говорится, что в области «Обществознание и естествознание» предметными результатами являются «уважительное отношение к природе нашей страны, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде, освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация), развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире».
Таким образом, экологическое воспитание младших школьников является важнейшей задачей современного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста
Столетова Ирина Леонидовна,
учитель начальных классов, ГБОУ СОШ №254
Кировского района Санкт-Петербурга
С 1 января 2010 года введён в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» говорится, что в области «Обществознание и естествознание» предметными результатами являются «уважительное отношение к природе нашей страны, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде, освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация), развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире».
Таким образом, экологическое воспитание младших школьников является важнейшей задачей современного образования.
Экологическое воспитание в школе начинается с младшего школьного возраста, т.к. в это время приобретенные знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения.
Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Цель экологического воспитания в школе достигается по мере решения в единстве следующих задач:
Образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения.
Воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
Развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды.
Таким образом, главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры.
Экологически ориентированная деятельность младших школьников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой.
Экологическую работу можно проводить в учебной и внеурочной деятельности.
Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, физкультуры, ОБЖ. Во внеурочной деятельности это различные исследовательские работы, конкурсы и праздники, сборы макулатуры, экскурсии в музеи и зоопарк, лекции, проектные работы, игры, выставки творческих работ, встречи с интересными людьми и пр.
Экологическое воспитание младших школьников можно успешно проводить через проектную деятельность, которой в ФГОС отводится большая роль. Без организации проектной деятельности невозможно достижение высокого качества образования, соответствующее современным требованиям, в том числе и экологического образования.
Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
Целью работы над проектами в начальной школе является развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Среди различных учебных проектов экологические проекты очень разнообразны как по продолжительности, так и по тематике.
В 2010/2011 учебном году я предложила учащимся второго класса реализовать экологический проект «Опыты по проращиванию семян растений». Я решила предложить его потому, что многие дети, жители крупных городов, с трудом представляют себе, как можно прорастить растение, вырастить его, получить цветы, семена и плоды.
Работая над проектом, важно соблюдать принципы организации проектной деятельности.
1. Проект должен быть посильным для выполнения;
2. Должны быть созданы условия для выполнения проектов;
3. Учитель должен вести подготовку учащихся к выполнению проектов;
4. Учитель должен обеспечить руководство проектом;
5. Если проект групповой, то каждый учащийся должен показать свой вклад в выполнение проекта (индивидуальная оценка);
6. Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
На всех этапах проектной работы важную роль играют понимание и помощь родителей.
При этом, конечно, нужно соблюдать правила взаимодействия с родителями:
- родителей необходимо предварительно оповестить о начале проектной работы;
- попросить родителей стимулировать детей, проявлять интерес к их делам;
- разъяснить родителям, чтобы их помощь в выполнении работы оказывалась ненавязчиво;
- главным девизом родителей на весь период выполнения проекта, должен стать девиз: «делаем вместе, а не вместо»;
- очень тактично попросить помощи родителей в подготовке детей к презентации;
- обязательно пригласить родителей на презентацию;
- публично поблагодарить родителей за помощь.
Соблюдая принципы организации проектной деятельности, учитывая правила взаимодействия с родителями, мы с детьми смогли успешно реализовать наш проект.
Наш экологический проект назывался «Опыты по проращиванию семян растений»
Данный проект предполагает работу учащихся в 2 этапа: «Теоретики» и «Практики». Сначала дети как «Теоретики» отвечают на поставленные вопросы, опираясь на изученную по теме литературу, а потом уже как «Практики» путём выполнения практических работ, должны придти к выводу: для развития растений необходимы определенные природные условия: воздух, вода, свет, тепло.
Основополагающий вопрос - что необходимо растениям для развития?
Проблемный вопрос - почему дома при хранении в банках не прорастают горох, фасоль, гречка, пшено?
Предполагаемые результаты:
Познавательная деятельность: дети отвечают на поставленные вопросы, опираясь на изученную по теме литературу.
Исследовательская работа: практическая работа по проращиванию семян и ответ на основополагающий вопрос.
Творческая работа – презентация проекта.
Презентация результатов - предоставление письменных отчетов по каждому этапу работы, показ выращенных растений.
План работы над проектом:
1) Выдвижение проблемного вопроса: Почему дома при хранении в банках не прорастают горох, фасоль, гречка, пшено? Обсуждение. Ознакомление с темой проекта. Мозговой штурм.
Первоначальные идеи («Мозговой штурм»)
«Что хотели бы узнать, отвечая на вопрос проекта?»
Что вас интересует? Какие знания и представления вы хотели бы уточнить или расширить? Что интересного вы могли бы рассказать своим товарищам? Какие у вас рождаются представления, образы о проекте по данной теме? Что бы вы хотели узнать?
Дети выдвигали свои идеи, учитель их записывала на доске в виде «ромашки» («солнышка»).
Помимо тех тем, которые вошли в «ромашку» были и другие предложения:
«Как быстро растут растения?», «Как растения переносят холод?», «Скорая помощь для растений», «При какой температуре можно высаживать растения на улице?», «Как влияет погода на растения?».
Проработка одной идеи:
«Убираем» лишнее из множества первоначальных идей, с объяснением причин. Или, наоборот, добавляем то, что было забыто. Было обсуждено, в каком порядке будем работать над проектом.
Таким образом, решено было оставить следующие подтемы для проектной работы:
- Условия, необходимые для прорастания семян
- Условия, необходимые для роста и развития растения
2) Ознакомление родителей с темой проекта. Выдача буклетов с описание проекта, его вопросов и плана работы.
3) Выполнение 1 этапа работы «Теоретики» - сбор материала на тему «Почему дома при хранении в банках не прорастают горох, фасоль, гречка, пшено?». Ответ на данный вопрос оформлялся в виде творческой иллюстрированной работы на листах формата А-4 и сдавалась учителю. Срок – 1 неделя.
4) Выполнение 2 этапа работы «Практики». Опыты по проращиванию семян растений. Сдача отчета в виде таблицы № 1 «Условия, необходимые для прорастания семян». Срок выполнения – 1 неделя.
Таблица № 1
Условия, необходимые для прорастания семян
№ п\п | Условия для прорастания | Дни наблюдения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1. | Семя в сухой тряпочке | ||||||
2. | Семя в мокрой тряпочке в тёплом месте | ||||||
3. | Семя в стакане с водой | ||||||
4. | Семя в мокрой тряпочке в холодном месте |
Вывод: какие условия необходимы для прорастания семян?
5) Выполнение 2 этапа работы «Практики». Опыты по проращиванию семян растений. Сдача отчета в виде таблицы № 2 «Рост растений. Какие условия необходимы для нормального роста и развития растений?». Срок выполнения – 2 недели.
Таблица № 2
Условия, необходимые для нормального роста и развития растения
№ п\п | Условия для роста и развития | Дни наблюдения | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | ||
1. | Ёмкость с семенем на подоконнике | ||||||||||||||
2. | Ёмкость с семенем в тёмном месте | ||||||||||||||
3. | Ёмкость с семенем в холодном месте |
Вывод: какие условия необходимы для нормального роста и развития растения?
6) Выполнение 2 этапа работы «Практики». Опыты по проращиванию семян растений. Сдача отчета в виде таблицы № 3 «Рост растений. Какие произойдут изменения, когда все три ёмкости будут стоять на подоконнике?». Срок выполнения – 8 дней.
Таблица № 3
Условия, необходимые для нормального роста и развития растения.
Какие произошли изменения?
№ п\п | Условия для роста и развития | Дни наблюдения | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1. | Ёмкость с семенем, которая изначально стояла на подоконнике | |||||||
2. | Ёмкость с семенем, которая стояла в тёмном месте | |||||||
3. | Ёмкость с семенем, которая стояла в холодном месте |
Вывод: какие условия необходимы для нормального роста и развития растения?
7) Завершающий этап. Рефлексия. Заполнение Листа самооценки.
Лист самооценки
Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрёл в процессе работы над проектом.
1) Искать информацию в книгах, журналах, энциклопедиях.
2) Искать информацию с помощью сети Интернет.
3) Пользоваться электронной энциклопедией.
4) Вести наблюдения.
5) Оформлять результаты своих наблюдений.
6) Пользоваться фотоаппаратом.
7) Обсуждать результаты работы с родителями.
8) Обсуждать результаты работы с учителем.
9) Обсуждать результаты работы с одноклассниками.
10) Задавать вопросы, когда возникают трудности.
11) Просить помощи, когда возникают трудности.
12) Помогать товарищу, когда он об этом просит.
13) Радоваться интересной идее.
14) Радоваться успеху товарища.
15) Видеть необычное в обычном.
- Что тебе больше всего понравилось, работая над проектом?
- Что вызвало наибольшие трудности, работая над проектом?
Таким образом, выполнив проектную работу, дети не только узнали на теоретическом уровне, как прорастить растение, и какие условия для этого необходимы, но и выполнили всё это практически. Помимо таблиц наблюдений и листа самооценки, дети предоставили свои выращенные растения.
Я думаю, что именно на таком практическом уровне, когда дети всё исследовали сами, увидели воочию, испытали множество проблем, но все-таки смогли вырастить своё растение, и рождается любовь к окружающему миру, к природе. Можно надеяться, что, пройдя через трудности, испытанные на личном опыте, дети не станут ломать ветки, рвать цветы, топтать траву. Может быть, кто-нибудь из них впервые возьмёт книгу о природе, попробует самостоятельно что-нибудь вырастить на подоконнике, на дачной грядке, захочет понаблюдать за растением и исследовать его, совершить свои маленькие открытия в природе. А не это ли главная цель экологического воспитания?
В дальнейшем хотелось бы видеть объектом исследования деятельность человека в природе и выполнить проектную работу «Влияние деятельности человека на экосистемы нашей местности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы формирования экологического воспитания детей младшего школьного возраста
•Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое•Учить классифицировать объ...
Выпускная квалификационная работа Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста в малокомплектной школе
Дипломная работа...
Статья на тему "Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста"
Статья на тему "Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста"...
Разнообразие форм работы во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста
Экологическое воспитание младших школьников является одной из важнейших задач учителя начальных классов и предполагает использование различных форм и методов экологического воспитания...
Доклад «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС»
Наш дом, планета Земля, должен стать заботой каждого из нас. Самая большая ценность на Земле - жизнь в её разных проявлениях. Ценно каждое живое существо, независимо от его значения для ч...
Методы и формы экологического воспитания детей младшего школьного возраста
Экологическое воспитание состоит из экологических знаний и умений, экологического мышления, ценностных направлений, экологически обоснованного поведения. Содержание экологического воспитания приобрета...
Проект «Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста»
Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание познаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый энтузиазм, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее....