Проект по экологическому воспитанию детей "Природа родного края"
методическая разработка

Долгополова Лариса Ивановна

    Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. В связи с вышесказанным возникает потребность экологического воспитания и у обучающихся нашего образовательного учреждения – детского клуба «Чайка».  А проблема экологического воспитания детей  приобретает особую остроту и актуальность, так как именно в период  детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.В этом причина создания  проекта  «Природа родного края».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_priroda_rodnogo_kraya.docx449.95 КБ

Предварительный просмотр:

       

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

Детский клуб «Чайка»

ПРОЕКТ

по экологическому воспитанию детей

дошкольного возраста

«Природа родного края»

год экологии в России 2017

                                                                                                         

Автор:  

Долгополова Лариса Ивановна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

г. Оренбург, 2021

Содержание проекта

1

Пояснительная записка

3

1.1.

Актуальность  и  педагогическая целесообразность проекта

3

1.2.

Нормативная база

4

1.3.

Цель и задачи проекта

5

1.4.

Адресат программы

5

2

Содержание и механизм реализации проекта

6

2.1.

Сроки и этапы реализации проекта

6

2.2.

Методы и формы работы

6

2.3.

Мероприятия проекта

7

3

Ожидаемые результаты и способы их проверки

8

4

Условия реализации проекта

9

5

Литература

10

5.1.

Электронные ресурсы

11

6

Приложение

12

год экологии 2017, план мероприятий

Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем, удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала, росли как цветы, малыши.

Чтоб для них экология стала не наукой, а частью души!

В. А. Сухомлинский

1. Пояснительная записка

Под экологическим образованием понимается «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности за судьбы своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной».

Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Общество должно соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней на признание её самоценности. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями.

Получать экологическое воспитание и образование необходимо с дошкольного детства. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству.

  1. Актуальность и педагогическая целесообразность проекта

Актуальность

 Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. В связи с вышесказанным возникает потребность экологического воспитания и у обучающихся нашего образовательного учреждения – детского клуба «Чайка».  А проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста приобретает особую остроту и актуальность, так как именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

В этом причина создания  проекта  «Природа родного края».

Педагогическая целесообразность

Большую роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность. В этот период ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у него проходит эмоционально-практическим путем. Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Он стремится к активной деятельности.

  1. Нормативная база

1. Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 2004г;

2. Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 2004г.;

 3.Проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ»;

 4.Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р);

 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ и пр.

Закон Оренбургской области от 06.03.2015г. №3010/821-V-ОЗ об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Оренбургской области

2017 год объявлен годом экологии в России

  1. Цель и задачи проекта

Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире, воспитание экологической культуры.

Опираясь на Программу воспитания и социализации с учетом Воспитательной компоненты детского клуба «Чайка», в которой одним из направлений является экологическое воспитание, определены задачи:

-развитие эмоционально-ценностного восприятия мира природы;

-формирование эстетических отношений к объектам и явлениям природы;

-включение участников проекта в систему положительных отношений посредством игровой деятельности детей;

-развитие интереса к поисково-исследовательским заданиям, ответственности;

-развитие навыков конструктивного общения среди сверстников.

1.4.Адресат программы

Участниками проекта являются обучающиеся детского клуба «Чайка» (дети старшего дошкольного возраста), педагоги, родители обучающихся.

  1. Содержание и механизм реализации проекта

2.1.Сроки и этапы реализации проекта

Продолжительность проекта: краткосрочный - 4 месяца.

Этапы:

 1. Подготовительный этап - февраль:

- выбор темы проекта;

- определение цели, исходя из интересов и потребностей детей;

- планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта;

- обеспечение дидактического материала для реализации проекта;

-взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

 - прогнозирование ожидаемых результатов.

2. Основной этап - март, апрель:

- проведение  занятий, мероприятий, экскурсий, исследовательских работ.

3.Заключительный этап -  май

- оформление выставки рисунков «Мир природы родного края»;

-создание гербария;

-оценка результативности проекта;

- подготовка отчетного материала в виде презентации;

- определение перспектив дальнейшего пути развития проекта.

2.2. Методы и формы работы

В процессе реализации проекта используются такие методы обучения и воспитания как наглядные, практические, словесные.

Наглядные методы: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация видеопрезентаций и фильмов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы: игра, труд в природе, элементарные опыты и моделирование, экскурсии, создание гербария и т.д.  

Использование этих методов в процессе экологического образования позволяет педагогу уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы: рассказы педагога, рассказы детей из опыта, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально - положительное отношение к природе.

В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Формы работы: групповые, индивидуальные.

2.3. Мероприятия проекта

Сроки

Мероприятие

Цель

Примечание

Март

1 неделя

1.Беседа «Хвойные деревья и кустарники».

2.Игра «Узнай растение по описанию».

Рисование хвойной веточки.

1.Познакомить детей с хвойными деревьями и кустарниками, их строением и отличительными признаками. 2.Закрепить знания детей об особенностях и строении хвойных деревьев.

Беседа «Тепло для развития почек»

Подвести детей к обобщению накопленных представлений в живой природе от солнечного света и тепла.

2 неделя

1.Беседа «Лиственные деревья и кустарники».

2.Игра «Узнай растение по описанию».

Рисование лиственных деревьев.

1.Познакомить детей с лиственными деревьями и кустарниками, их строением и отличительными признаками. 2.Закрепить знания детей об особенностях и строении лиственных деревьев.

Опыт «Сохранение листьев и травы под снегом»

Развивать наблюдательность

3 неделя

1.Беседа «Плодовые деревья и кустарники».

2.Рисование плодов.

Игра «Овощи и фрукты».

1.Познакомить детей с разнообразием плодовых деревьев и кустарников, рассказать о пользе, которую они приносят людям.

2.Закрепить представления детей о внешнем виде плодов.

Наблюдение за первой травой

Закрепить понятия о зависимости растений от тепла и света

4 неделя

Беседа «Травы».

Познакомить детей с многообразием мира трав, рассказать о строении трав, их пользе.

Наблюдение за почками на деревьях

Уточнить строение деревьев, развивать наблюдательность

Апрель

1 неделя

Чтение рассказов «Приключения козленка Тряма» из серии «В гостях у лесного лекаря».

Рисование лекарственных трав.

Закрепить представления детей о многообразии лекарственных трав.

Наблюдение за набухшими почками

Развивать наблюдательность

2 неделя

Чтение рассказов «Приключения козленка Тряма» из серии «В гостях у лесного лекаря».

Прививать любовь к окружающей природе, чтению художественных произведений

3 неделя

Беседа «Лекарственные растения».

Познакомить детей с лекарственными растениями, рассказать, какую пользу они приносят людям, для чего нужно их собирать.

Наблюдение за одуванчиком

Развивать наблюдательность

4 неделя

Беседа «Что такое гербарий?»

Познакомить детей с таким понятием как «гербарий», рассказать для чего он нужен, правила создания гербария.

Наблюдение за деревьями

Развивать наблюдательность

Май

1 неделя

Сбор трав для гербария

Наблюдение за цветами

Развивать наблюдательность, уметь замечать красоту цветов

2 неделя

Беседа «Цветы».

Рисование цветов.

Познакомить детей с многообразием мира цветов,  указать на строение цветка, отличительные признаки, развивать чувство прекрасного.

Сбор цветов для гербария.

Закрепить представления детей о многообразии цветов и их строении.

3 неделя

Беседа «Ядовитые растения».

Познакомить детей с ядовитыми растениями, рассказать о вреде таких растений.

4 неделя

Оформление гербария. Рассматривание гербария.

  1. Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты проекта:

- создание на территории клуба экологически благоприятной среды;

-совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;

-у детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы, бережное отношение к природе;

-дети научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

-у детей будет не только проявляться интерес к объектам окружающей среды, но и попытка оценить их состояние с позиции «хорошо - плохо»;

-в результате будет создана развивающая среда для организации экологических мероприятий;

-созданы условия для практической и исследовательской деятельности (организованы экскурсии, наблюдения);

-привлечены к совместной работе родители, педагоги;

Формы работы по реализации проекта:

-беседы: «Можно ли вырастить витамины на окне», «Какой снег быстрее тает?», «Волшебница – вода»; 

-инсценировки и театрализация;

-игры (экологические, подвижные, дидактические,  имитационные игры, игры путешествия);

-эколого-познавательные праздники, развлечения: «Просыпается природа», «Праздник птиц», «Праздник цветов»;

- природоохранительные и практические мероприятия: защита природной среды (борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц), улучшение природной среды (посадка растений - операция «Мой двор-моя забота», озеленение территории детского клуба «Чайка», оформление клумб),

сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

  1. Условия реализации проекта

Реализация экологического проекта «Природа родного края» будет успешной при соблюдении определённых условий:

Педагогические условия:

-наличие целостной системы воспитания личности как носителя общекультурных ценностей;

-эффективное использование средств, форм, методов и приёмов в воспитании экологической культуры;

- создание в коллективе атмосферы взаимоуважения, сотрудничества, творчества, самореализации собственной позиции, психологического комфорта.

Материально–технические условия:

- необходимо учебное оборудование, которое должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы: столы; стулья; шкафы для хранения пособий;

- спонсорская помощь.

Информационное обеспечение:

печатные пособия:

-настольный календарь «Времена года»;

- комплект демонстрационных плакатов;

- набор сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой;

- комплекты настольного театра.

технические средства обучения:

- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;

- магнитофон.

экранно - звуковые пособия:

-аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

-видеозаписи «Энциклопедия природы».

игры и игрушки:

-настольные развивающие игры;

-наборы ролевых игр, игрушек.

Кадровые условия:

-квалифицированные, компетентные педагоги. 

  1. Заключение

        Предлагаемый проект по экологическому воспитанию «Природа родного края» позволяет решить одну из самых важных задач -  развить начала экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, включающие в себя элементарные экологические знания о природе; чувственные переживания, направленные на объекты природы (познавательный интерес, сопереживание живым существам, эстетическое восприятие красоты природных явлений); практические умения бережного обращения с растениями и животными, входящими в пространство жизнедеятельности ребёнка.

Обретение экологической культуры в настоящее время – насущная необходимость для всех людей, всех народов планеты. Очевидно, что без сознания экологических проблем, в огромном количестве существующих во всех уголках Земли, без осознания продуманного взаимодействия с природой, бережного отношения к её богатствам невозможно сохранить планету для будущих поколений. Экологическую культуру нужно интенсивно развивать одновременно и у взрослых, и у детей на всех этапах их обучения.  

 

6. Литература

1. Артёмова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Кн. для педагогов и родителей /Л.В. Артёмова, - М.,2019, -34с.

2. Акимушкин, И.С.Причуды природы \ И.С. Акимушкин. – Т.1,2, -М., 2019, -134 с.

3. Александров, Б.А.В стране зелёной \ Б.А.Александров, - М.: Просвещение, 2021, - 112 с.

4. Балбышев, И.Н. Родная природа \ И.Н. Балбышев. – Л.: Лениздат, 2020, - 156 с.

6. Вахрушева, А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников: Метод. рекомендации для педагогов, и родителей /А.А. Вахрушева, - М., 2021, - 178 с.

7. Верзилин, Н.М. Путешествие с домашними растениями \Н.М.Верзилин, -М.: Детгиз, 2020, - 109 с.

     8.Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез,2021-65с.

   9.Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2021. – 240 с.

9. Гамерман, А.Ф.Лекарственные растения \ А.Ф.Гамерман, Г.Л. Кадаев, –М.: Высшая школа, 2020, - 156 с.

12. Дроздов, Н.Н. Ключи к тайнам природы \ Н.Н.Дроздов, - М.: Знание, 2021, - 185 с.

13. Зорина, Т.Г. Дошкольникам о лесе \ Т.Г.Зорина,  – М.: Знание, 2019, - 161 с.

10.Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников- М.: АРКТИ, 2019. - 128с.

11. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2018.Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2019. – 72с.

12.Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2019. - 256 с.

13.Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 336с.

14.Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников - М.: Мозаика-Синтез, 2021. - 96с.

15. Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2021. - N 2. - С. 47-49.

6.1 Приложение

Тестирование  детей: 

1.Что такое Красная книга?

2.Что нужно растению для жизни?

3.Какие деревья произрастают в нашей местности?

4.Как мы можем помочь природе?

5.Какие деревья называют лиственными, а какие - хвойными?

6.Какое значение имеет солнце для растительного мира?

7.Чем куст отличается от дерева?

8.Какие растения называют дикорастущими?

9.Какие комнатные растения бывают?

10.Какие комнатные растения выращиваешь дома?

11.Какие съедобные грибы знаете?

12.Где и для чего люди сажают цветы?

13.Какие растения называют сорняками?

14. Где растут фрукты?

15.Могут ли животные прожить без растений?

Конспект занятия по экологии на тему: «Экологическая лестница»

Цель: формирование экологической культуры.

Задачи:

-развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной;

- учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и повышением температуры воздуха;

 -познакомить детей с экологической пирамидой- цепочкой;

-убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга;

 -закрепить умение различать деревья и кустарники по веткам и почкам: развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами;

- воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить;

-воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы;

-совершенствовать экологические знания.

Ход занятия

 Педагог:

 « Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

 Засвищут скоро соловьи,

 И лес оденется листвою!

 Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

 Пора метелей злых и бурь

 Опять надолго миновала».

О чем написано, ребята, это прекрасное стихотворение русского поэта Алексея Николаевича Плещеева?

 Дети: О весне.

 -Правильно, о весне. Оно так и называется – «Весна». А до нас весна дошла? Какой сейчас идет месяц?

Дети: Дошла. Апрель.

-И какие признаки весны мы с вами наблюдаем?

 Дети: Снег потемнел, тает, стал рыхлым, мокрым. День становится длиннее, а ночь короче. Солнце греет теплее. Небо чаще бывает синим, кучевые облака. На реках начался ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки.

 -Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке и в уголке природы. Что мы заметили?

Дети: Растения лучше растут, расцвела герань, бальзамин, посажена рассада, попугаи стали больше и энергичнее щебетать.

 -Действительно, усилился рост растений, появилось много новых ростков, некоторые зацвели. Но вот у нас все зелено, а на улице нет. Почему?

Дети: Не хватает солнца, воды, тепла.

- Да, самое главное – на улице не хватает сейчас тепла. А как мы ухаживаем за растениями и птицами в уголке природы?

Дети: Поливаем, рыхлим, рассаживаем, моем.

 -А если мы перестанем это делать? Что произойдет?

Дети: Все завянет и погибнет.

 -Все, что живет в уголке природы, зависит от нас. Растение не может само себя поить, животное - само себя кормить. Мы взяли их к себе и обязаны заботиться о них, должны нести за них ответственность. А в природе дождь, солнце ветер сами поят и кормят растения и животных. Сама природа ухаживает за своими «детьми» - животными и растениями и дает им свет, тепло, воду. Послушайте загадку: « Весной веселит, летом – холодит, Осенью питает, зимой согревает» Что это?

Дети: Лес.

-А почему вы так решили?

 Дети: в лесу весной радостно, летом – прохладно, осенью лес кормит своих жителей семенами и плодами, зимой дровами (лесом) топят печки.

-  Правильно, молодцы. Мы с вами уже знаем, что леса бывают разными: хвойными, лиственными, смешанными. У меня в вазах веточки деревьев из смешанного леса, а на доске вы видите изображения этих деревьев. Сейчас каждый из вас подойдет ко мне и возьмет по одной ветке, какую хочет. И отнесет эту веточку к тому дереву, на котором она росла.

 (Педагог спрашивает, а дети объясняют, почему они поставили веточки к этому дереву.)

- Молодцы! Вы хорошо знаете породы деревьев. Умеете их определять по почкам, коре, листьям. А теперь давайте заглянем с вами в лес. (Показывает картину с изображением леса) На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее. Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое?

Дети: Тепло, свет.

-А что нам дает тепло, свет?

 Дети: Солнце.

-Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?

 Дети: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда растут трава, деревья? – из земли.)

 -Да, нужна почва и вода, т.е. почва с влагой (ставит почву). И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…

 Дети: Насекомых.

-Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?

 Дети: Птицы.

 -Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц). Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?

Дети: Много разведется насекомых, которые съедят растения. Воспитатель: А если убрать насекомых?

Дети: Некому будет опылять растения.

-А если убрать растения?

 Дети: Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.

-Хотим мы этого?

Дети: Нет.

-Поставим пирамиду жизни. И никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой. Занятие мы закончим прослушиванием стихотворения Я. Аким «Береги свою планету»:

« Есть одна планета - сад в этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,

 И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.

Береги свою планету, ведь другой на свете нету».

Конспект экологического занятия в старшей группе

Тема: « Вода – это жизнь »

Цель: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды.

Задачи:

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к окружающей среде;

- воспитывать аккуратность при работе с раздаточным материалом;

- прививать бережное отношение к природе.

 Развивающие:

- развивать речь, мышление, любознательность;

- развивать умение делать выводы, умозаключения;

 Обучающие:

- знакомить детей со свойствами воды;

- научить сравнивать ,анализировать, и делать выводы.

Материал: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, травяной настой, масло мяты, салфетки, аудиозапись «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.

Ход занятия

Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования. Звучит запись журчания ручейка.

Педагог читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

 В луже, в море, в океане

 И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

 На плите у нас кипит,

 Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Н. Рыжова

-Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды. Опыты с водой. Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик.

(Педагог спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). 

А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

(Педагог  показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.) 

-Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден.

И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску. Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус?

(Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус)

Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей).

 А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание. 

Физкультминутка.

Педагог предлагает детям вернуться к столу для продолжения исследований воды. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей)

 Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей) Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду.

 У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску. Фильтрование воды.

Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей). Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.

Педагог предлагает детям речевую игру «Вода – это…»

Задача: Развивать мышление дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения. 

Ход игры:

 Ведущий предлагает детям определить, какую роль играет вода в жизни животных, растений, людей и др. Приведем пример: «Для растений вода – это…» «Для людей вода – это…» варианты ответов. Подведение итогов занятия.

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Тема: «Кора деревьев» 

Цель: Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.

Задачи:

-уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву;

-учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличие от коры старого дерева);

- закрепить название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными;

-уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев;

 -учить моделировать кору из бумаги.

Предварительная работа:

1. Экскурсия в парк, в лес с рассматриванием цвета коры у разных деревьев, обратив внимание на возраст дерева, его породу, величину.

2. Беседа о том, что производят из древесины.

Материал: кусочки коры деревьев (березы, ели, липы, сосны); кусочки смолы; веточки тополя; лист бумаги, краска; схема сухого дерева, нарисованные листья березы; образцы предметов, сделанных из бересты, из коры дуба, липы.

Ход занятия

- Ребята, в выходные дни я была в лесу и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт с туеском. Давайте почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадка).

Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (Дерево.)

Совершенно верно, это дерево (показывает плакат). Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему? (Оно дышит, питается, растет, размножается.)

А как дышит дерево? Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей. Но мы с вами забыли еще об одном подарке лесника.

Что это? (Туесок.) Откроем туесок и посмотрим (показывает образцы коры, раскладывает их на столе). Дети, как вы думаете: что это? Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? (Кора защищает дерево.) А от чего она его может защищать? (От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок.) Как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? (Нет, и ветки.) Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. "Разденем" веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяет часть кожицы). Что находится под ней? (Древесина.) А какая сама кожица? (Тонкая, гибкая, мягкая.) Да, мы легко отделили ее от древесины. Дети, вы сказали, что корой покрыто все дерево: и ствол, и ветки. Почему же хочется сказать, что на ветках кожица? (Потому что кора - жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая.) Кожица - это тоже кора, только молодая. Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре? Верно, чем дерево старше, тем кора толще, тверже. Давайте посмотрим на кусочки коры на этом стволе. Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете. Какая она? Найдите кору старого дерева. Объясните, почему. Посмотрите и скажите, с каких пород деревьев эта кора? (Береза, сосна, липа.) Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева? (Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.) А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых? (Больные.) Как определить, узнать, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается.) А от чего деревья болеют? (Поселились вредные насекомые.) Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредителями, и покажите другим. Как вы думаете, кто лечит деревья? (Дятел.) У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола. Кто знает, как называют дятла? (Лесной доктор.) От чего еще болеют деревья? (Кто-то порезал кору, сломал ветку и т. д.) Да, дети, кто так делает, приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают березовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: "Береза плачет кровавыми слезами". Но мало кто знает, что после сокозабора необходимо замазать ранку на стволе глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло. Березовый сок, ребята, очень полезен, богат витаминами. А у сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. Из смолы делают клей. Давайте понюхаем кусочки коры. Что нам напоминает этот запах? Кто по запаху определит сосновую кору? Как ты догадался? (Она пахнет смолой.)

Проводится игра из книги Н. Пикулевой «Слово на ладошке».

 -Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем краю. И если растут - хлопните в ладоши, а если нет - молчите. (Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, облепиха, береза, вишня, черемуха, лимон, апельсин, липа, ветла, баобаб...) Молодцы! Но это только начало. Приготовьтесь, будьте внимательнее. Я буду называть еще быстрее. (Слива, осина, рябина, каштан, кофе, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна, калина...) Хорошо все с заданием справились. Как вы думаете, дети, наша кора (показывает) с какого дерева снята? С живого или неживого? Конечно, со спиленного, которое приготовлено на дрова. Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и за деревьями. Кто знает, как называется эта профессия? (Лесник.) Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и, что из какого дерева можно сделать. Мы с вами говорили, что древесина идет на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги. Что же можно сделать из коры дерева? Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы. Верно, из коры березы изготавливают различные художественные поделки, туески. В древние времена, когда еще не было бумаги, люди писали письма, грамоты на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота». Из коры липы плели лапти. Пробки для термоса делают из коры пробкового дуба. А кора обыкновенного дуба используется как лекарство для лечения десен. Кора болиголова идет для дубления кожи. Многие ваши мамы используют такую приправу, как корица,- это измельченная кора дерева, растущего в Азии.

 Включается магнитофон с голосами птиц (встревоженных). 

- Что мы слышим? (Птичий переполох.) Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом (показывает схему сухого дерева). Как вы думаете, что случилось с этим деревом? (Оно погибло.) Почему это видно? (Нет коры, нет листьев.) Чем мы можем помочь ему? Давайте сначала «оденем его». Как сделать кору, похожую на настоящую? (Смять бумагу, покрасить.) Будем делать кору липы.

Дети делают листочки, педагог приклеивает их к стволу.

- Вот мы и «подлечили дерево». А чем еще можем ему помочь? Каждое доброе дело, названное вами, будет превращаться в зеленый листочек дерева. (Дети называют: поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей; сделать скворечники, чтобы прилетели птички собирать жуков; замазать ранки глиной, если это молодое дерево; привязать к нему палочку, чтобы не сломал ветер...) 

- (пишет на березовом листочке, изготовленном ребенком, его имя, приклеивает листочек к дереву). Посмотрите, как наше дерево ожило. К нему прилетели птички. Может быть, они совьют себе гнезда и выведут птенцов. Послушайте, как они поют. (Радостно, весело.) Я вам давала поручения узнать что-то интересное о деревьях. Кто что узнал? (Дети рассказывают.) Вот видите, сколько интересного мы узнали на занятии. Деревья - это украшение нашей земли. Так давайте же беречь их! Завтра нарисуем «оберегающие» знаки и развесим их в лесу и парке.

Методическое пособие по экологическому воспитанию

(Подборка литературы)

1.Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2020. – 240 с.

2.Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.

В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей. Особое внимание уделено эстетическому аспекту.

3. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2018. – 72с.: ил.

Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша.

4.Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2020. - 256 с. - (Образование и творчество).

Эта удивительная книга открывает двери в волшебный и добрый мир. Книга поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли.

5.Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2021. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).

В сборник вошли сценарии утренников, вечеров досуга, поучительных уроков и комбинированных занятий экологической тематики. Авторы книги предлагают постановки с оригинальным сказочным сюжетом и необычными персонажами.

6.Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 336с.

         В пособии излагаются методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в области экологического образования, подробно рассматриваются современные программы, технологии экологического воспитания дошкольников, даются советы по организационно-методическому руководству этим процессом в ДОУ

7.Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 96с.

Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада.

7.Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - М.: Центр педагогического образования, 2018. - 128с.

Основная задача сборника - оказать практическую помощь руководителям и педагогическому персоналу ДОУ в разработке системы методической работы и планирования по экологическому образованию. Материал пособия раскрывает систему работы с детьми в рамках программы «Детство» и программы экологического образования дошкольников «Мы» Н.Н. Кондратьевой.

Статьи из журналов

1.Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2019. - № 6.- С. 16-20.

В статье даны выдержки из пособия «Образование дошкольников в области экологии», приведены примерные конспекты занятий в разных возрастных группах детского сада: «Зачем нужно, чтобы вода была чистой», «Почему идет дождик?», «Фазы Луны».

2.Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2020. - № 3.- С. 23-27.

 В статье рассмотрены основные идеи технологии «Добро пожаловать в экологию», методы экологического образования, организация работы, экологические игры с элементами моделирования.

3.Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2020. - № 6. - С. 10-16.

В статье говорится о том, как важно сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности.

4.Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 2021. - № 4. - С. 42-46.

В народной педагогике отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой. Статья рассказывает о том, что относиться к средствам народной педагогике и что может быть использовано в экологическом воспитании.

5.Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 4. - С.14-20.

Модель включает в себя основные параметры экологического воспитания: цель, содержание, формы и методы, технологии, критерии экологической воспитанности, организационно- управленческие действия.

6.Обруч. - 2021. - № 4. Тема номера «Ребенок и природа», а часть материалов посвящена экологическому воспитанию детей.

Экологические игры

1.Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2020. - № 1.- С.10-12.

 Классификация игр, тематика игр, методические рекомендации, распределение игр по дидактической задаче.

2. Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2018. - № 1. - С.48-52.

Проведение занятий с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ дает возможность превратить изучение темы в увлекательное «мыслительное конструирование».

3.Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2020. - № 2. - С. 38-41.

 Примеры дидактических игр из трех групп: для обогащения экологических представлений, для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, для приобщения к экологически ориентированной деятельности.

4. Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2021. - № 1. - С.46-48. Творческая игра «На лесной полянке»

5.Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2020. -№ 10. - С.40-49.

 Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. В статье даны примеры дидактических игр

6.Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2019. - № 6. - С.50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный проект по окружающему миру "Разнообразие природы родного края". 3 класс. "Школа России"

Проект содержит исследовательские седения по изученю природы родного края своего села  на основе знакомства с растенями своей улицы....

Проект учащихся 3 класса "Разнообразие природы родного края"

Презентация учащихся к защите проекта по окружающему миру....

Методический паспорт проекта по окружающему миру "Разнообразие природы родного края"

Материал поможет соориентироваться перед началом работы над проектом. Возможно создание интегрированного проекта.(литературное чтение, Изо)...

Сценарий экологического фестиваля «Сохраним природу родного края!»

Сценарий экологического фестиваля «Сохраним природу родного края!»Цель: формирование активной жизненной позиции по сохранению природных богатств родного края....

Использование метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста

В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» ФГОС говорится, что в области «Обществознание и естествознание» п...

Проект- презентация по теме " Разнообразие природы родного края"

Проект " Жук-олень"  знакомит  с внешним видом, местрм обитания, питанием жука-оленя....