Кружок Экология .
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс)

Богуля Любовь Владиленовна

Календарно-тематическое планирование кружка Экология в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала xxi века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой ,рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно, большинство из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей стало более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребёнка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный эколог».

Цель:  формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, общества и человека.
  2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
  3. Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
  4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
  5. Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.
  6. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
  7. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
  8. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
  9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные принципы содержания программы:

-принцип единства сознания и деятельности;

-принцип наглядности;

-принцип личностной ориентации;

-принцип системности и целостности;

-принцип экологического гуманизма;

-принцип краеведческий;

-принцип практической направленности.

Программа «Юный эколог» - авторская, имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из трёх частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 380 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения - «Экология моего дома» (80 ч: теория-52 ч; практика-28 ч);

2-й год обучения-«Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (140 ч: теория -62 ч; практика – 78ч);

3-й год обучения – «Экология животных» (160 ч: теория-104 ч; практика-56 ч)

Занятия проводятся 5 раз в неделю по одному академическому часу.

Новизна. Содержание программы « Юный эколог» отличается личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.

Программа составлена в соответствии с образовательным  компонентом «Окружающий мир» для начальной школы,  утверждённым Министерством образования в 1998 г., соответствует  требованиям к содержанию образовательных  программ  дополнительного образования детей, построена  с учётом  преемственности  экологического образования младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии;

-Земля - единая экосистема.

-Человек – существо биосоциальное, часть экологической системы.

-Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы,  учитывающий действенную, эмоционально - поведенчискую природу младшего школьника, личную активность каждого ребёнка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создаёт на занятиях эмоционально- положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленнось курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу .Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей .Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарём природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных тетрадей «Дневник юного эколога».

Средствами эффективного усвоения программы курса является ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, гербаризация, составление памяток.

Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зелёной комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и выполнении летних заданий.

Результативность . Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учеников, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День Земли» и др.

Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребёнка:

-интерес к познанию мира природы

-потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

-преобладание мотивации гармонического взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

-планета Земля наш общий дом;

-Солнце- источник жизни на Земле;

-неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования;

-влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;

-самоценность любого организма;

-значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними;

-основные виды растений и животных различных экосистем(леса, луга);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека и некоторые меры борьбы с ними;

-человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

-различия съедобных и несъедобных грибов;

-позитивное и негативное влияние деятельности человек в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

-ЧТО ТАКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ И ОПЫТ;

-ЭКЛОЛГИЯ- НАУКА ОБ ОБЩЕМ ДОМЕ;

-ЭКОЛОГИЧЕСКИ СООБРАЗНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ.

Учащиеся должны уметь:

-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

-ухаживать за культурными растениями и домашними животными;

-составлять экологические модели;

-заботиться о здоровом образе жизни;

-доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;

-предвидеть последствия деятельности людей в природе;

-улучшать состояние окружающей среды;

-наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

-ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

-ГЕРБАРИЗИРОВАТЬ РАСТЕНИЯ;

-оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

-проявлять нетерпимость к экологическим неграмотным поступкам и действиям;

-выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составление сказок, мини-сочинений и т.д

Учебно-Тематический план

1-й год обучения

№ раздела

№ занятия

Тема

теория

практика

ВВедение

2

1-2

Что такое экология

2

1

Мой дом за окном

8

4

3-4

Мой дом

2

5

Дом, где мы живём

1

6

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1

7

Откуда берётся и куда девается мусор

1

8

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы»

1

9

Деревья твоего двора.

1

10

Экскурсия по территории школы

1

11-12

Птицы нашего двора

2

13

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

1

14

Дорога из дома в школу

1

2

Я и моё окружение

12

8

15

Моя квартира

1

16

Моя семья

1

17

Соседи - жильцы

1

18

Мой класс

1

19

П/З «Создание уюта в классной комнате»

1

20

Дом моей мечты

1

21

Рассказы, стихи о семье

1

22-23

Комнатные растения в квартире

2

24-25

П/З Уход за комнатными растениями

2

26-27

П/З Маленький огород на подоконнике

2

28

Экскурсия в парк

1

29-31

Животные в доме

3

32-33

Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних животных

2

34

П/З Уход за дом. Животными в классе

1

3

Гигиена моего дома

8

6

35

Уход за квартирой

1

36

Гигиена класса

1

37

П/З Гигиена класса

1

38-39

Бытовые приборы в квартире

2

40

Экскурсия в школьную кухню

1

41

Природа в квартире и в классе

1

42

Наша одежда и обувь

1

43-44

Русская народная одежда

2

45

П/З Русская национальная одежда

1

46

П/З Уход за одеждой

1

47

Экскурсия в музей

1

48

Моделирование и демонстрация одежды

1

4

Вода-источник жизни

8

3

49-50

Вода в моём доме и в природе

2

51

Стихи, рассказы о воде в природе

1

52

Экскурсия в парк

1

53

Весна в нашем городе

1

54

Экскурсия в парк

1

55

Вода в жизни растений

1

56

Вода в жизни животного мира

1

57

Вода и здоровье человека

1

58

Личная гигиена

1

59

П/З Как правильно чистить зубы

1

5

Солнце и свет в нашей жизни

8

3

60

Солнце, Луна, звёзды- источники света

1

61

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1

62

П/З по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света

1

63

Отношение к свету и теплу различных животных

1

64

П/З Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи

1

65-66

Электрический свет и тепло в моём доме

2

67

Откуда приходит свет и тепло в моём доме

1

68

Телевизор в моём доме

1

69

Сколько стоит свет и тепло. Экскурсия в музей

1

70

Итоговое занятие

1

6

Воздух и здоровье

1

1

71

Воздух и здоровье человека

1

72

П/З Уборка в классе

1

7

Мой край

3

1

73

Растительный мир области

1

74

Животный мир области

1

75

Исчезающие растения и животные родного края

1

76

Экскурсия в музей

1

8

Весенние работы

4

77-78

П/З по подготовке почвы к посеву

2

79-80

П/З по посадке растений и уходу за ними

2

Итого:

52

28

Содержание программы

1-й год обучения

п/п

Перечень

разделов и тем

Кол-во

час

Краткое содержание

Формы и методы

Формы подведения итогов

Введение

2

Теория-2 часа

1-2

Что такое экология

2

Знакомство детей с целями и задачами кружка. Выясняем, что такое экология. Связи между живой и неживой природой.

Беседа.

Игра «Живое-неживое»

Рисунок Дуб всё вокруг него

1

Мой дом за окном

12

Теория-8 ч, практика-4 ч

3-4

Мой дом

2

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе

Рассказ.

Диалог.

Игра

Рисунок «Мой дом»

Рассказ

«Я живу в

Городе», я живу в селе.

5

Дом, где мы живём

1

Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе.

Беседа.

Рассказ

Плакат «Какие бывают дома»

6

П/З «Уборка школьного двора»

Т/Б. Распределение обязанностей.

Беседа.

7

Откуда берётся и куда девается мусор

1

Выясняем, откуда берётся и куда девается мусор.

Беседа.

Эксперимент «Что будет, если каждый из уч. Бросит бумажку»

Мини-сочинение «Что нужно сделать, чтоб наш класс, наш дом, наш город были чистыми

8

Экскурсия «Краски и звуки зимы»

Наблюдения в природе. Зимние изменения в природе. Из чего состоит снег. Наблюдение за снежинками. Рассказы детей о снежинках.

Диалог

Рисование на снегу.

9

Деревья твоего двора

1

Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы, зачем сажать деревья, как ухаживать, что мы делали осенью для здоровья деревьев.

Загадки.

Кроссворд. Игра, «Узнай листок»

Рисунок

«Вид

Деревьев

Зимой»

10

Экскурсия по территории школы

1

Наблюдение за деревьями. Чем отличаются. Для чего сажают деревья в городах, посёлках

Игра «Подбери слово каждому дереву»

Сказка о деревьях.

11-12

Птицы нашего двора

1

Знакомство с многообразием птиц, среда обитания птиц. Перелётные и зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека.

Игра «Где живёт птичка»

Рисунок « Птицы нашего двора»

13

П/з Изготовление кормушек

1

Изготовление кормушек.

Вывешивание кормушек

14

Дорога из дома домой

1

Что вокруг нас может быть опасным, сигналы светофора. Как обходить толлейбус, автобус, трамвай.

Игра «Зажги сигналы светофора»

Рисунок «Дорожные

Знаки»

2

Я и моё окружение

20

Теория-12 ч. Практика-8 ч

15

Моя квартира

1

Светлая квартира, цвет обоев. Жилая площадь, покрытие полов, внутреннее убранство

Рис. «Моя квартира»

16

Моя семья

1

Происхождение слова «семья». Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека.

Диалог.

Рассказ о своей семье.

17

Соседи-жильцы

1

Все мы-соседи по планете. Кто наши соседи. Доброжелательное отношение с соседями

Диалог

Рассказ

«Интересные люди рядом

18

Мой класс

1

Свет, тепло. Уют. Для чего предназначена мебель, растения. Создание уюта в классе. Дежурство по классу.

Беседа.

Правила дежурного

19

П/З Создание уюта в классной комнате

1

Распределение обязанностей.

20

Дом моей мечты

1

Из чего сделан дом. Что в нём будет.

Игра

Рисунок

21

Рассказы. Стихи о семье

1

Чтение стихов, худ. Лит. О семье, любви, дружбе.

Игра «Вежливые слова»

Рис. Цветок Любви.

22-23

Комнатные цветы в классе

2

Знак-во с комн.раст класса и уход за ними

Игра «Угадай по описанию»

24-25

П/З Уход за комнатными растениями

2

Пересадка комнатных растений.

26-27

П/З Маленький огород на подоконнике

2

Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха.

Опыты.

Эксперимент

28

Экскурсия в парк

1

Наблюдение за набуханием почек на деревьях и веточках в классе.

Наблюдение

Рис. Весна в городе.

29-31

Животные в доме

3

Знак-во с дом.живот. Как ухаживать за собакой и кошкой.

Беседа.

Рассказ.

Рис.

Моё дом.животное.

32-33

Рассказы, стихи, поговорки,пословицы о домашних животных

Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки

Диалог

Забавные истории о домашних животных

34

П/З «Уход за домашними животными»

1

Работа в живом уголке

Рассказ

Уход за дом. животными

3

Гигиена моего дома

14

Теория-8 ч, практика-6ч

35

Уход за квартирой

1

Влажная уборка квартиры, ремонт, проветривание. Гигиена жилища.

Беседа

Рис.

Моя квартира

36

Гигиена класса

1

Режим проветривания класса, влажная уборка, дежурство.

Беседа, диалог

Рис.

Школа будущего

37

 П/З Гигиена класса

1

Распределение обязанностей, отчёт групп о проделанной работе.

Диалог

38-39

Бытовые приборы в квартире

2

Знакомство с бытовыми приборами. Правила обращения с газовой и электрической плитой.

Беседа.

Эксперимент

Инструктажи

40

Экскурсия в школьную кухню

1

Правила безопасности при использовании бытовых приборов.

Беседа

41

Природа в квартире и в классе

1

Наблюдение за развитием ростков, листочков на срезанных веточках

Наблюдение

Опыт

Рис.

Веточка сирени

42

Наша одежда и о одеждыбувь

1

Назначение одежды и обуви, гигиенические требования, условия содержания. уход

Беседа

Рекомендации

43-44

Русская народная одежда

2

История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой.

Беседа

Рис.

 Девица-краса и добрый молодец

45

П/З Русская национальная одежда

1

Придумывание одежды.

Беседа

Конкурс моделей одежды.

46

П/Р Уход за одеждой

1

Как зашивать дырку, пришивать пуговицу, чистить верхнюю одежду.

47

Экскурсия в музей

1

История русского костюма

48

Моделирование и демонстрация

Придумать одежду самим

Конкурс Лучший модельер

4

Вода-источник жизни

11

Теория-8 ч, практика-3 ч

49-50

Вода в моём доме и в природе

2

Откуда поступает вода в дом, вода которую мы пьём, сколько стоит вода, почему её нужно экономить.

Опыт по очистке воды

Рис. Охрана воды.

51

Стихи. Рассказы о воде в природе

1

Чтение стихов о воде в природе, чтение рассказов о загрязнении Мирового океана

Сказка о капельке воды

52

Экскурсия в парк

1

Признаки весны, изменения в природе

Рассказ, наблюдение

Пускание корабликов по ручейкам

53

Весна в нашем городе

1

Впечатление детей об экскурсии в парк. Описание весны.

Рассказ

Рисунки

54

Экскурсия в парк

1

Наблюдение за почками на деревьях

Наблюдение

Беседа

Рисунки

55

Вода в жизни растений

1

Как вода влияет на жизнь растений

Опыт

56

Вода в жизни животного мира

1

Как вода влияет на жизнь животного мира, как животные заботятся о чистоте

Беседа

Наблюдение

Мини-сочинение

57

Вода и здоровье человека

1

Зачем человеку нужна вода, как поступает вода в организм , куда расходуется, как выделяется

Беседа

Рисунок

58

Личная гигиена

1

Водные процедуры, закаливание, градусник

Опыт

59

Как правильно чистить зубы

1

Почему надо чистить зубы и мыть руки

Беседа

Уход за зубами

5

Солнце и свет в нашей жизни

11

Теория-8 ч, практика-3 ч

60

Солнце, Луна и звёзды - источник света

1

Солнце- естественный дневной источник света и тепла

Беседа

 Эксперимент

Рисунок

Небо

61

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1

Влияние тепла и света на комнатные растения

Опыт

Наблюдение

Рисунок

62

П/З по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света

1

Провести наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений

Игра Солнечные зайчики

Практикум по размещению комнатных растений

63

Отношение к свету и теплу различных животных

1

Выяснить, как животные относятся к свету и теплу. Роль солнечного  и лунного света в жизни животных

Опыт

Наблюдение

Мини-сочинение

Моё любимое животное

64

П/З Наблюдение света Солнца

1

Сравнение света Солнца, Луны, фонаря, лампы, свечи. Роль света в жизни человека.

Опыт

Наблюдение

Рисунок

65-66

Электрический свет и тепло в моём доме

2

Электрические приборы, правила обращения с ними, освещённость рабочего места. Глаз- орган зрения. Гигиена зрения

Опыт
диалог

Эксперимент

Инструктаж

67

Откуда приходит свет и тепло в мой дом

1

Знакомство с ТЭЦ, АЭС, газопроводами, их влияние на экологическое состояние планеты

Беседа

68

Телевизор в моём доме

1

Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра.

Сочинение

Правила просмотра телевизора.

69

Сколько стоит свет и тепло

1

Экономия света и тепла дома и в школе

Диалог

Сообщение, как ты экономишь тепло

70

Экскурсия в музей

1

Источники тепла и света в русской избе

Беседа

Рисунок

6

Воздух и здоровье

2

Теория-1 ч. Практика-1ч

71

Воздух и здоровье человека

1

Свойства воздуха, зачем нужен воздух, воздух, которым мы дышим, болезни органов дыхания, вред табака, дыхательная гимнастика

Оп

Наблюдение

Мини-сочинение

Вред курения

72

П/З Уборка класса

1

Влажная уборка класса. Проветривание

7

Мой край

4

Теория-3 ч, практика-1 ч

73

Растительный мир родного края

1

Многообразие растений области. Красная книга области

Рисунок

Растения из Красной книги

74

Животный мир родного края

1

Многообразие животных области. Особенности жизни животных области

Беседа

Наблюдение

75

Исчезающие растения и животные родного края

1

Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края, их уникальное значение и необходимость соблюдения правил поведения с ними. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком

Беседа

Диалог

76

Экскурсия в музей

1

Растения и животные области

Список флоры и фауны родного края

8

Весенние работы

4

Практика-4 ч

77-78

П/З по подготовке почвы к посеву

2

Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке

Опыт

Таблица

79-80

П/З по посадке растений и уходу за ними

2

Разбивка грядок. Посадка растений. Организация дежурства членов кружка «Юный эколог; уход и наблюдение за всходами

Опыт

Обобщающая беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружок "Юный эколог"

ФГОС, внеурочная деятельность, кружок "Юный эколог" на 33 часа...

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечения условий для её развития через кружок "Юный эколог"."

Статья о мотивации учебной деятельности обучающихся и обеспечении условий для её развития во внеклассной и внеурочной деятельности....

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся. Кружок "Экология и человек"

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения...

Кружок "Экология и краеведение"

Кружок «Экология и краеведение» для младших школьников  разработана как дополнение к курсу окружающего мира  в начальной школе. Он позволяет полнее реализовать воспитательный и развива...

Кружок "Экология и краеведение"

Рабочая программа кружка...

Кружок "Экология и краеведение"

Программа кружка по экологии...

Кружок экологии

Отчет о проведенной работе кружка за 2018 - 2019 учебный год...