Кружок "Экология и краеведение"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Кружок «Экология и краеведение» для младших школьников разработана как дополнение к курсу окружающего мира в начальной школе. Он позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечивает более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
Кружок предназначается для 3 класса четырёхлетней начальной школы и рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_ekologiya_i_kraevedenie.docx | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14
города Пугачёва Саратовской области имени П.А.Столыпина»
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ №14»
____________/И.В.Саленко/
ФИО
Приказ №___ от «___»__________2011г.
Рабочая программа
по туристско- краеведческой, эколого- биологической направленности
( внеучебная деятельность)
«ЭКОЛОГИЯ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
для обучающихся 3 «В» класса
Руководитель
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Акимова С. Ю.
2012 - 2013 учебный года
г.Пугачёв
Пояснительная записка.
Кружок предназначается для 3 класса четырёхлетней начальной школы и рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).
Кружок «Экология и краеведение» для младших школьников разработана как дополнение к курсу окружающего мира в начальной школе.
Он призван решать следующие задачи:
- расширение энциклопедических представлений младших школьников;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;
- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
В программе выделено 12 тем, названия которых даны в виде формулировок определённых познавательных, практических задач.
Для каждой темы указано рекомендуемое количество часов.
В курсе используются разнообразные методы и формы. Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, простейшие опыты. Проводятся дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов, практической направленностью. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее.
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Выясняем, что такое «экология и краеведение» | 3 ч. | |||
1. | Экология – это наука о связях в природе. | 1 | ||
2. | Краеведение – изучение отдельных местностей. | 1 | ||
3. | Простейшие элементы ориентирования. | 1 | ||
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения | 4 ч. | |||
4. | Экскурсия на природу. Учимся видеть и наблюдать. | 1 | ||
5. | Происхождение названий некоторых видов животных и некоторых видов растений. | 1 | ||
6. | Происхождение названий некоторых видов животных и некоторых видов растений. | 1 | ||
7. | Дидактическая игра «Природа нужна нам, мы нужны природе». | 1 | ||
Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение | 4 ч. | |||
8. | Местные лекарственные травы, правила их сбора, употребления. | 1 | ||
9. | Природа родного края (выставка рисунков). | 1 | ||
10. | Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны. | 1 | ||
11. | Составление «Красной книги» Саратовской области. | 1 | ||
Изучаем способы охраны природы | 2 | |||
12. | Мысленное путешествие по заповедникам Саратовской области. | 1 | ||
13. | Творческая игра «Живи, ёлочка». | 1 | ||
Выясняем роль неживой природы в жизни живого | 6 ч. | |||
14. | Солнце как источник тепла и света для живых существ. | 1 | ||
15. | Теплолюбивые и холодостойкие растения. | 1 | ||
16. | Приспособление животных к сезонным изменениям температуры. | 1 | ||
17. | Местные полезные ископаемые. | 1 | ||
18. | Растения и животные лесов, полей, лугов, водоёмов. | 1 | ||
19. | Экологическая сказка. | 1 | ||
Изучаем экологические связи в живой природе | 4 ч. | |||
20. | Экологические связи в живой природе на примере «Дубового леса». | 1 | ||
21. | Экологические связи в живой природе на примере «Дубового леса». | 1 | ||
22. | Понятие «прямые связи». | 1 | ||
23. | Понятие «косвенные связи». | 1 | ||
Знакомимся с охраняемыми растениями | 4 ч. | |||
24. | Охраняемые растения Саратовской области. | 1 | ||
25. | Лекарственные растения в Саратовской области. | 1 | ||
26. | Ядовитые растения края. | 1 | ||
27. | Причины сокращения численности и меры их охраны. | 1 | ||
Мастерим домики для птиц | 2 ч. | |||
28. | Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц. | 1 | ||
29. | Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц. | 1 | ||
Учимся передавать свои знания другим ребятам | 2 ч. | |||
30. | Изготовление условных знаков, экологических памяток. | 1 | ||
31. | Проведение КВН. | 1 | ||
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека | 2 ч. | |||
32. | Пути попадания вредных веществ в организм человека. | 1 | ||
33. | Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. | 1 | ||
Подводим итоги нашей работы за год | 1 ч. | |||
34. | Экологическое мероприятие «Берегите Землю! Берегите! Ведь нас много, а она одна!» | 1 |
Содержание тем курса.
Выясняем что такое «экология и краеведение» – 3 часа.
- Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
- Краеведение – изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.
- Связи между природой и человеком.
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения – 4 часа.
- Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.
- Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных.
Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение – 4 часа.
- Местные лекарственные травы. Правила их сбора, употребления. Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны. (составление «Красной книги» Татарстана)
Изучаем способы охраны природы – 2 часа.
- Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и республики. (знакомство с 3-4 конкретными заповедниками).
Выясняем роль неживой природы в жизни живого – 6 часов.
- Солнце как источник тепла и света для живых существ.
- Теплолюбивые и холодостойкие растения.
- Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.
- Местные полезные ископаемые.
- Растения и животные лесов, полей, лугов и водоёмов.
- Экологическая сказка.
Изучаем экологические связи в живой природе – 4 часа.
- Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. («Дуб и всё вокруг него»). Понятия «прямые связи» и «косвенные связи».
Знакомимся с охраняемыми растениями – 4 часа.
- Охраняемые растения Татарстана.
- Лекарственные растения Татарстана.
- Ядовитые растения края.
- Причины сокращения численности и меры их охраны.
Мастерим домики для птиц – 2 часа.
- Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.
Учимся передавать свои знания другим ребятам – 2 часа.
- Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей.
- Подготовка и проведение КВНов экологического содержания.
Выявляем связь между состоянием природы и здоровья человека – 2 часа.
- Пути попадания вредных веществ в организм человека ( с водой, с пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье .
Подводим итоги нашей работы за год – 1 час.
- Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов по практическим делам.
Требования к результатам усвоения курса:
К концу обучения в третьем классе учащиеся должны:
знать:
- Простейшие элементы ориентирования на местности.
- Связь между человеком и природой.
- Природу родного края.
- Местные полезные ископаемые.
- Связь между состоянием природы и здоровьем человека.
уметь:
- Составлять маршруты прогулок, дорог и планов.
- Различать изученные группы растений и животных.
- Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.
- Выполнять правила поведения в природе.
- Изготовлять домики для птиц.
- Изготавливать экологические памятки.
Список литературы и ИКТ.
- Учебное пособие. Экология: учебное пособие/ А.В. Тотай [и др.]; под общ.ред. А. В. Тотая. - М.: Издательство Юрайт, 2011.
- Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008.-256 с.-(мастерская учителя).
- Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т. А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. -96 с.- (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).
- Увлекательная внеклассная работа в начальных классах /Н, Ф, Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 314, [ 1 ] c/ - (с нашим классным – жизнь прекрасна!).
- Мир животных: Занимательные рассказы о животных: оформл. обл. А. С. Андреев. Сост.: Ю. И. Смирнов. – СПб: ИКФ «МиМ – Экспресс», 1995.
- Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия / авт.-сост. И. Г. Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.
- Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа», 2010/2.
- От земли до неба: атлас – определитель для учащихся нач. кл./ А. А. Плешаков. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
- Я познаю мир: детская энциклопедия: Экология.; - М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"» 1999 .
- Электронное пособие « Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008г.»
- sinncom.ru › content/ekos/index.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края"
Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края" можно провести в любом классе начальной школы....
Комбинированный урок математики и краеведения. 2 класс
Обобщение знаний по математике. Озёра Челябинской области....
« Научно-исследовательская деятельность в краеведении»
В статье описаны цели и задачи краеведческой работы в начальной школе, даны методические рекомендации по ее проведению. ...
Конспект интегрированного урока по краеведению и информатике 4 класс
К уроку есть замечательная презетации .Но она много весит .КАК БЫТЬ?...
Творческий проект для младших школьников по краеведению "Моя малая родина-город Нурлат"
Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса у...
Интегрированный урок (краеведение+трудовое обучение) "Зарайский кремль. Башни кремля" 2-3 класс
Интегрированный урок (краеведение + трудовое обучение). Форма урока - заочная экскурсия. Ведут урок два учителя: первый учитель ведет урок, второй - экскурсию. Урок может проработать любой учитель, в...
рабочая программа по краеведению
при отсутствии часов сожет использоваться в группе продленного дня, воспитательной работе с классом (классные часы)...