урок окружающего мира по теме " Дыхательная система" 4 класс УМК Перспективная начальная школа
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)
Данный урок проводится в 4 классе. В уроке предложены задания разного уровня сложности для изучения данной темы. перед каждым этапом урока ставятся цели для их достижения. Ребята работают в парах,группах,индивидуально,по учебнику..В конце урока проводится релаксация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема Познакомимся с дыхательной системой.
-Здравствуйте ,ребята!
На прогулку за наукой
Сегодня мы пойдем.
Внимание, смекалку
С собою все возьмем.
Уже не первый урок мы говорим об этой важной науке ФИЗИОЛОГИИ. Эта наука о строении и функционировании живых организмов. Человеческий организм –уникален! Благодаря слаженной работе всех его систем мы живём, радуемся каждому дню, учимся, работаем, творим.
-Я предлагаю начать урок с разминки «Мозговой штурм». Поработайте в парах. Выберите только истинные утверждения и обведите соответствующую букву.
Выпишите буквы в клетки. Постарайтесь составить из букв слово.
Е -Сердце –это мышца?
Ж- Грудная клетка защищает кишечник?
И- Печень-это внутренний орган человека?
Д- Наш организм состоит из клеток?
С- Желудок – орган дыхания?
Ы – Самая крепкая кость скелета –бедренная?
Ц- Позвоночник защищает головной мозг?
Н- По венам течёт кровь насыщенная углекислым газом?
Х- Череп защищает головной мозг?
Л- Во время принятия пищи можно разговаривать и смеяться?
А- По артериям течёт кровь насыщенная кислородом?
д | ы | х | а | н | и | е |
- Какое слово получилось? /ДЫХАНИЕ/
- Сформулируйте тему урока, о чём поговорим сегодня?
-Верно, мы узнаем много интересного о дыхательной системе нашего организма.
-Попробуйте сформулировать ключевые вопросы сегодняшнего урока?
- Как устроена наша дыхательная система?
-Какие органы входят в дыхательную систему?
- Как они работают?
- Что управляет нашей дыхательной системой?
-Какие системы организма вам уже знакомы? Внимание на экран:
-Узнайте , к какой системе организма относится орган и назовите его роль в организме.
/опорно-двигательный аппарат; кровеносная система; пищеварительная система/
На следующем слайде изображение лёгких человека.
- Кто знает, как называется этот орган? /лёгкие/
-Найдите в содержании учебника соответствующую тему ./Учебник стр. 29 «Познакомимся с дыхательной системой».
-Ребята, предлагаю вам поработать с текстом учебника. Внимательно прочтите текс на стр.29 1-4 абзац
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА 1.Какие органы и почему защищены грудной клеткой? __________________________________________________ 2. Какую часть грудной клетки занимают наши лёгкие? Меньшую большую полностью часть часть 3.Какое лёгкое имеет меньший размер и почему? ________________________ Потому что_________________________ __________________________________ 4. Мышца, которая имеет форму купола и расположена под лёгкими – это 5. Диафрагма позволяет тебе делать _________________ и _____________. |
ПРОВЕРКА
- Объясните, почему без воздуха, без дыхания человек жить не может. Какие у вас будут гипотезы? - Скажите, для чего мы дышим? (Питательные вещества и воду можно запасти в организме, а воздух не запасёшь –он быстро расходуется.) для того что клетки организма питаются кислородом –это при вдохе, а при выдохе из организма выводится углекислый газ) |
- Какие действия мы совершаем, чтобы кислород поступил в организм? (мы делаем вдох)- - Как называется процесс обратный вдоху? (выдох) ЧТО же заставляет нас делать вдох и выдох. Дыхание не контролируется нашим сознанием. Контролирует работу дыхания продолговатый мозг человека. Смена воздуха в легких происходит при чередовании вдоха и выдоха. |
3. Чтение по цепочке.
- Страницы 30-31 читаем по цепочке.
(По ходу знакомства с новыми понятиями, учитель записывает их печатными буквами на доске под номерами и прочитывает с детьми несколько раз хором с целью отработки правильного произношения и запоминания органов дыхательной системы).
В процессе чтения в необходимый момент учитель задаёт уточняющие вопросы, акцентирует внимание учащихся на рисунок (стр.30), иллюстрирующий органы дыхания.
- Как воздух попадает в ТРАХЕЮ? В ТЕТРАДИ УКАЗЫВАЕМ.
- Через нос или рот.
- Что представляет собой ТРАХЕЯ?
- Это дыхательная трубка, которая прикреплена к задней стенке глотки.
- Сколько БРОНХОВ в организме человека? На что они похожи?
- Бронхов два, похожи на две трубки. Каждое из бронхов идёт в левое и правое ЛЁГКОЕ. В лёгких каждый бронх делится на более мелкие (тонкие) бронхи.
- А сколько БРОНХИОЛ? Какого они размера?
- Бронхиол тоже две, каждая не толще человеческого волоса.
- На что похожи альвеолы?
- АЛЬВЕОЛЫ – это микроскопические мешочки с воздухом на конце бронхиол.
- Чем покрыты альвеолы?
- Каждая альвеола покрыта сетью очень тонких кровеносных сосудов, которые называются КАПИЛЛЯРАМИ.
- Что происходит в капиллярах?
- Там происходит газообмен: кислород из вдыхаемого воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови переходит в выдыхаемый воздух.
- Чем вдыхаемый воздух будет отличаться от выдыхаемого?
- Соотношением кислорода и углекислого газа.
В результате работы над текстом, на доске появляется запись. Слова могут быть написаны и в другом порядке, но обязательно их надо пронумеровать (это будет «ключом» для последующего вида работы).
- Нос и рот
- Лёгкие
- Трахея
- Бронхи
- Бронхиолы
- Альвеолы
- Капилляры
- Диафрагма
- Прочитаем ещё раз запись на доске. Что объединяет эти слова?
- Они все относятся к дыхательной системе.
- Можно ли выделить самый главный из них?
- Нет, они все как одна команда, где никто не может существовать друг без друга.
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА
ІҮ. Закрепление изученного. РАБОТА В ГРУППАХ
- Приготовьте полоски клетчатой бумаги. Расположите их вертикально. Вверху напишите свою фамилию. Ниже столбиком пронумеруйте от 1 до 10. напротив цифры с вопросом записывайте цифру с ответом («ключ» записан на доске).
№ вопроса | Вопрос | Ответ |
Чем покрыты альвеолы? | 7 | |
Как воздух попадает в трахею? | 1 | |
Мышца, имеющая форму купола, которая работает совместно с лёгкими, позволяя делать вдох и выдох. | 8 | |
Две трубки, одна из которых идёт в правое лёгкое, другой – в левое лёгкое. | 4 | |
Это дыхательная трубка, которая прикреплена к задней стенке глотки. | 3 | |
На конце каждой бронхиолы находятся микроскопические мешочки, содержащие воздух. Как они называются? | 6 | |
Они такие большие, что заполняют грудную клетку почти полностью. Одно из них меньше другого. | 2 | |
В каждом лёгком их примерно 30000, размером не толще человеческого волоса. | 5 | |
Там происходит газообмен: кислород из вдыхаемого воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови переходит в выдыхаемый воздух | 7 | |
Самые мелкие бронхи. | 5 |
№ вопроса | Вопрос | Ответ |
Чем покрыты альвеолы? | ||
Как воздух попадает в трахею? | ||
Мышца, имеющая форму купола, которая работает совместно с лёгкими, позволяя делать вдох и выдох. | ||
Две трубки, одна из которых идёт в правое лёгкое, другой – в левое лёгкое. | ||
Это дыхательная трубка, которая прикреплена к задней стенке глотки. | ||
На конце каждой бронхиолы находятся микроскопические мешочки, содержащие воздух. Как они называются? | ||
Они такие большие, что заполняют грудную клетку почти полностью. Одно из них меньше другого. | ||
В каждом лёгком их примерно 30000, размером не толще человеческого волоса. | ||
Там происходит газообмен: кислород из вдыхаемого воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови переходит в выдыхаемый воздух | ||
Самые мелкие бронхи. |
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА 1.Какие органы защищены грудной клеткой? ______________________________________________ 2. Какую часть грудной клетки занимают наши лёгкие? Меньшую большую полностью часть часть 3.Какое лёгкое имеет меньший размер и почему? ________________________ Потому что_________________________ __________________________________ 4. Мышца, которая имеет форму купола и расположена под лёгкими – это 5. Диафрагма позволяет тебе делать _______________ и _____________. | ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА 1.Какие органы защищены грудной клеткой? ___________________________________________ 2. Какую часть грудной клетки занимают наши лёгкие? Меньшую большую полностью часть часть 3.Какое лёгкое имеет меньший размер и почему? ________________________ Потому что_________________________ __________________________________ 4. Мышца, которая имеет форму купола и расположена под лёгкими – это 5. Диафрагма позволяет тебе делать _______________ и _____________. |
Найдите верные утверждения.
Выпишите буквы в клетки. Постарайтесь составить из букв слово.
Е -Сердце –это мышца?
Ж- Грудная клетка защищает кишечник?
И- Печень-это внутренний орган человека?
Д- Наш организм состоит из клеток?
С- Желудок – орган дыхания?
Ы – Самая крепкая кость скелета –бедренная?
Ц- Позвоночник защищает головной мозг?
Н- По венам течёт кровь насыщенная углекислым газом?
Х- Череп защищает головной мозг?
Л- Во время принятия пищи можно разговаривать и смеяться?
А- По артериям течёт кровь насыщенная кислородом?
Выпишите буквы в клетки. Постарайтесь составить из букв слово.
Е -Сердце –это мышца?
Ж- Грудная клетка защищает кишечник?
И- Печень-это внутренний орган человека?
Д- Наш организм состоит из клеток?
С- Желудок – орган дыхания?
Ы – Самая крепкая кость скелета –бедренная?
Ц- Позвоночник защищает головной мозг?
Н- По венам течёт кровь насыщенная углекислым газом?
Х- Череп защищает головной мозг?
Л- Во время принятия пищи можно разговаривать и смеяться?
А- По артериям течёт кровь насыщенная кислородом?
д | ы | х | а | н | и | е |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Лес и его обитатели.
Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа»Тема: Лес и его обитатели....
Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» "Тема: Болото и его обитатели.
Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Болото и его обитатели....
План-конспект урока окружающего мира по теме «Классификация растений» УМК "Перспективная начальная школа"
План-конспект урока окружающего мира по теме «Классификация растений» УМК "Перспективная начальная школа"...
Урок окружающего мира «Жизнь растений осенью» 1 класс. Перспективная начальная школа.
Урок построен по требованиям ФГОС с использованием ИКТ...
Урок окружающего мира во 2 классе (Система учебников "Перспективная начальная школа")
Урок окружающего мира проведен во 2 классе (ПНШ) по теме "Растения сада". На уроке использованы компьютерные, здоровьесберегающие технологии; организована работа в парах, группах; создан творчес...
Разработка урока окружающего мира "Как помочь птицам зимой" УМК " ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"
Разработка урока окружающего мира "Как помочь птицам зимой" УМК " ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"состоит из презентации , конспекта,теста...
Урок окружающего мира в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Лес и его обитатели.
Дети на данном уроке знакомятсяс с лесом как с природным сообществом. Они будут обобщать и систематизировать знания о лесе, сравнивать свои возможности и возможности сквозных г...