Разработка урока окружающего мира "Как помочь птицам зимой" УМК " ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Шашкова Ирина Михайловна

Разработка урока  окружающего мира "Как помочь птицам зимой" УМК " ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"состоит из презентации , конспекта,теста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1- г классе

Тема: «Как помочь птицам зимой»

 Цели урока.

Предметные:

-формировать умение самостоятельно добывать знания;

-обобщить жизненные наблюдения детей о зимующих птицах;

-рассмотреть виды корма для зимующих птиц.

Метапредметные:

-Формировать умение ставить и решать учебные задачи на материале темы урока.

-Продолжить формирование общеучебных умений коммуникации (слушать учителя, друг друга).

Личностные:

-Воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи детей птицам.

Оборудование:

- учебник О.Н.Федотовой  «Окружающий мир» (часть 2),Москва,

-хрестоматия О.Н. Федотовой  « Давай знакомиться , мир», Москва,

-рисунки с птицами;

-различные виды кормушек:

-слайдовая презентация;

 

Планируемые достижения учащихся:

Усвоить зимующих и перелётных птиц, узнать как помочь птицам в зимнее время года.

Ход урока:

Этап урока

Содержание урока

Примечание

  1. Орг. момент

 Сегодня на урок к нам пришли гости, встаньте ровненько и поприветствуйте гостей.

-Раз, два, три, четыре, пять -                                                                                                Урок пора нам начинать.                                                                                                  Вы друг другу улыбнитесь                                                                                             И тихонечко садитесь.    

 

  1. Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний 

1 слайд:

  1. Введение в тему

Слайд 2

(Кормушки)

  1. Физминутка.

  1. Закрепление материала

Слайд 3

  1.  Итог урока.

  1. Рефлексия

  1. Самооценка

- Ребята! Сегодня вы попробуете  сами определить тему нашего урока.

А для этого давайте прогуляемся по зимнему лесу.

-Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной, раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля теплым одеялом.

Что мы слышим? ( пение птиц)

-А часто ли зимой можно услышать пение птиц? Почему?

Кто догадался, о ком  будем говорить на уроке?

Тема урока: «Как помочь птицам зимой»

-Как живётся птицам зимой?

-Чем мы можем помочь птицам зимой ?

- В течение  урока мы постараемся ответить на эти  вопросы.

-Ребята! На какие  группы вы разделили бы птиц?

(Есть перелетные  и  зимующие  птицы.)

 -Каких птиц называют перелётными?

-Каких перелётных птиц вы знаете?

Ласточки, скворцы,  жаворонки, утки,  журавли, грачи, соловьи,  иволга

-Каких птиц называют зимующими?

-Каких зимующих птиц знаете?

Ворона, сорока, галка,  воробей, поползень, дятел, синичка.

А какие птицы прилетают к нам зимовать?

Снегири, свиристели, клесты, щур, чечётки.

О каких птицах будем говорить на уроке?

Отгадайте загадки о птицах:

  1. Маленький мальчишка

            В сером армячишке

            По двору шныряет,

            Крохи собирает.

  1. Спинкою зеленовато,

Животиком желтовато.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

  1. Угадайте, что за птичка –

Чёрненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

  1. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

  1. Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая

Птица говорливая

Самая болтливая.

  1. Он прилетает каждый год,

Туда, где её домик ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет.

  1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней

Кто же это ?...

  1. Всё стучит, деревья долбит,

 Но их не калечит, а только лечит

А что для птиц зимой страшнее - голод или  холод?

- Действительно, для птиц страшнее голод. За кроткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

Поэтому мы должны помогать  им  пережить зиму.

А как мы  это можем сделать?

Какие кормушки нравятся птицам?

Давайте послушаем диалог птиц.

Воробей: Безобразие! Прилетел перекусить, а корм снегом засыпало. Хоть бы на кормушку навес сделали, что ли!

Синица: Могли бы и сальца несоленого вывесить, у нас от соленого животы болят.

Клест: Я вообще голодным остался! Обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, где арбузные и дынные семечки?

Учитель: Успокойтесь птицы! Все будет в порядке!

Как видите мало сделать кормушку – она должна быть удобной для птиц.

Какие кормушки понравятся птицам?

Ещё необходимо знать,  что положить в кормушку?

 Об этом мы узнаем из хрестоматии. Откройте Хрестоматию на стр 34.

Сейчас  поработаем в парах. Каждой паре  надо  составить меню на обед для птиц. У вас на партах изображение птицы. Из текста  выберете  лакомство для вашей птицы  и угостите.

Физминутка.

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки, на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.

Работа с инструкцией

Работа с карточками или  электронный тест

 

Из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для здоровья птиц. Можно дописать список самим.

Угощение для птиц

1.Рябина.

2.Макароны

3.Семечки.

4.Ягоды шиповника

5.Ржаной хлеб.

6.Белый хлеб

7.Шоколадные конфеты

8.Яблоко

9.Пшено (крупа)

10.Гречневая каша

11.Сало соленое

12.Кусочки сырого мяса и др.

Проверка задания: с блюда с "угощениями» для птиц выбираются полезные и вредные продукты.

      Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней  и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.

Учитель:

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма – горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз - к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

- Ребята! Чем же мы можем помочь птицам зимой?

Что нового вы узнали на уроке?

Что понравилось?

Что бы вы посоветовали всем людям?

У вас на столах лежат цветные кружочки, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружочки и поднимают их под музыку) 

- Кто для себя сделал открытие? (Синий) 

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный) 

- Кому на уроке было интересно? (Зелёный) 

- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый) 

Смастерить кормушку и помогать птицам перезимовать

 

Проблемная ситуация.

На доску вывешиваются только зимующие птицы

(Воробей)

(Синица)

(Ласточка)

(Снегирь)

Сорока

Ласточку

Скворец

Соловей

Дятел

Чтение  текста

Работа с карточками

 

Сообщения детей

Воробей

Ворона

Синица

Снегирь

Сорока

Дятел

Взаимо-

проверка

 практическая работа

Инструкции

«Как организовать подкормку птиц»

Главные правила при подкормке птиц:

  • Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)!
  • Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!
  • Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!
  • Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но ни как не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!
  • По возможности корм должен быть защищён от непогоды!
  • Кормушку необходимо регулярно чистить!

«Чем накормить пернатых гостей?»

Помните, что нельзя давать птицам соленую пищу и чёрный хлеб!

Недопустимо скармливать любые соленые, жареные, острые, кислые продукты. Очень опасен ржаной хлеб - он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности. Для подкормки вы можете использовать:

  • Нежареные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни, конопли
  • Шишки, желуди, орехи, например, арахис
  • Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые!)
  • Пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т.д.
  • Гроздья ягод калины, рябины, черной и красной бузины
  • Крошки чёрствого пшеничного хлеба
  • Семена клена и ясеня
  • Кусочки несолёного сала, мяса и жира
  • Яблоки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа"

Представляемая разработка урока русского языка для 3 класса по теме: "Как пишутся приставки раз-, рас." будет интересна тем, кто работает по УМК "Перспективная начальная школа". Только в "Перспективно...

Презентация "Мои друзья-птицы" к уроку изобразительного искусства. 2 класс. Перспективная начальная школа. ФГОС.

ÒРастаял снег, луга зазеленели,ÒТелеги вновь грохочут по мосту,ÒИ воробьи от солнца опьянели,ÒИ яблони качаются в цветуВоронаКар-кар-кар! Кар-кар-кар! –Вот и весь репертуар.Оглашает крону клёнаСвоим п...

Литературное чтение 3 класс «Перспективная начальная школа» Тема урока: «Тим Собакин «Игра в птиц».

Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя чтение текста по ролям....

Конспект урока изобразительного искусства (3 класс). Тема: «Перо Жар-птицы». УМК «Перспективная начальная школа»

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о фантастическом животном Жар-птице, ее внешних особенностях; формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деят...

Конспект урока ИЗО "Перо Жар-птицы" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: «Перо Жар-птицы»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о фантастическом животном Жар-птице, ее внешние особенности...

Конспект урока технологии "Домашние животные и птицы. Изделие лошадка" (3 класс, Перспективная начальная школа")

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Тема урока: «Домашние животные и птицы. Изделие лошадка»Цели деятельности учителя:            Развитие...

Технологическая карта урока литературного чтения «Сергей Козлов. Сказки «Не улетай, пой, птица!» и «Давно бы так, Заяц!»» (УМК «Перспективная начальная школа», 4 класс)

Цель урока:формирование читательской компетентности в процессе изучения сказок Сергея Козлова «Не улетай, пой, птица!» и «Давно бы так, Заяц!».Задачи урока:  Дидактические...