Урок окружающего мира - 1 класс - Почему радуга разноцветная
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Бойчук Валентина Владимировна

Урок окружающего мира - 1 класс - Почему радуга разноцветная

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему радуга разноцветная

I. Организационный момент        

-Здравствуй, Солнце! (Руки вверх)

-Здравствуй, Небо! (Голова вверх, руки, согнутые в локтях, ладони повернуты к небу)

-Добрый день, Матушка Земля! (Ученики кланяются)

-Спасибо Природе за здоровье! (Руки прижимаются к сердцу)

(Ученики поворачиваются лицом друг к другу)

-Улыбнитесь всем вокруг! И пожелаем друг другу хорошей работы.

II. Мотивация к учебной деятельности

   Начнём наш урок со сказки. 
     Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском: 

Я всегда со светом дружен.

Если солнышко в окне, 
Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по листве..


- Кто ты? – спросил Муравьишка. 
-   А вы, ребята, как думаете, кто это был?(солнечный зайчик.) 
- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей. 
- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик. 
И тут Муравьишка увидел в небе… Хотите узнать, что увидел Муравьишка? Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка: 

Что за чудо – красота! 
Расписные ворота    показались на пути, 
В них ни въехать, ни войти (радуга)

-  Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная!   Почему радуга разноцветная? 
         Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал.  Муравьишка  расстроился.

А почему? А мы поможем муравьишке ответить на этот вопрос?

III.Актуализация знаний 

– О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О радуге)

- На какие вопросы мы должны будем ответить в течении урока?   Мы должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется и почему она разноцветная.

IV. Изучение нового материала

- А кто из вас видел радугу?

- Какое настроение было у вас было?

-А кто знает, что означает слово «РАДУГА»?

     Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут — радуга.

      Все вы летом любите шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо!

       Но вот дождь стихает. Сразу же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:

– Радуга! Смотрите – радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе.

- Так когда же появляется радуга?  (Когда светит солнце и идёт дождь). 

Причина появления радуги – солнечный свет и дождик.

- Что такое радуга? (Это солнечное свечение.)

- Как  возникает радуга?  И почему она разноцветная?

    Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет. Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом и получается радуга.  

   Открываем учебник страница 41 и ещё раз прочитаем как получается радуга.(Дети   читают  самостоятельно, затем вслух.) (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

                                      Физкультминутка.  

 По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим, до лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

 Сколько цветов у радуги? (семь) 

– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)

         В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

– Как запомнить их по порядку и очень быстро?

-Чтобы не путать этот порядок люди придумали «запоминалку», фразу-подсказку «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».  

V.  Закрепление знаний.       Работа по учебнику (с. 41).

– Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают.)

– Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)

– Может ли получиться у них радуга?      (Да. )

– Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

        Физминутка для глаз

Практическая работа №1 (работа в парах).

    Муравьишка решил сам сделать радугу. Поможем ему. У вас на партах лежат файлы, в которых лежит лист бумаги и цветные дуги.  Расположите и наклейте цветные дуги так, чтобы у Вас получился кусочек радуги.

 В это время звучит песня «Кто построил радугу» 

Защита проекта.

 -  Ребята, посмотрите, а что висит на нашей доске?

- А вам эти шарики ничего не напоминают?

-Давайте, расположим шарики в правильном порядке.

-А теперь давайте посмотрим, что получилось у вас?  (Свою радугу дети вывешивают на доску) 

- А кто мне скажет для чего мы выполняли это задание? (чтобы запомнить последовательность цветов в радуге)

Творческая работа

  - Где мы можем наблюдать маленькие «радуги» в жизни, вокруг себя:

Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…

-В брызгах фонтана…

-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…

-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках

бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.

Практическая работа  №2 «Радуга на мыльном пузыре»

Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая на нём «радугу».

— Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром.

VI. Контролирующие задания

- А теперь я проверю, что вы запомнили. Я вам буду говорить утверждение. Если оно верно, вы будете хлопать в ладоши, если нет, то топать.

1 -У радуги 7 цветов?

2 — Все цвета расположены в определённом порядке?

3 — В радуге есть коричневый цвет?

4 -Строители радуги – солнце и дождь?

VII.   Рефлексия 

- Мы нашему муравьишке помогли ответить на вопрос? Почему же радуга разноцветная?
- Ребята, о чём вы сегодня расскажете своим родителям о нашем уроке? 
– Кому на уроке было интересно? 

- Ребята, а что означает слова «радуга». – Кому урок подарил хорошее настроение? Наш урок подходит к концу . Всем большое спасибо! Давайте подарим веселую песню про радугу друг другу, и , конечно, нашим гостям!

Звучит песня в исполнении ребят про радугу.

Радуге посвящено очень много стихов давайте их расскажем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок. Окружающий мир. Тема. Почему радуга разноцветная?

Увидев в небе радугу, каждый человек невольно восторгается этим чудом природы. Задаёт себе вопрос: почему радуга разноцветная? На уроке ведётся подробное исследование для ответа на этот вопрс. Использ...

Урок окружающего мира 1 класс" Почему радуга разноцветная?"

Урок окружающего мира по программе Школа России....

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Почему радуга разноцветная"

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Почему  радуга  разноцветная"...

Урок по окружающему миру 1 класс "Почему радуга разноцветная?"

Урок - исследование "Почему радуга разноцветная?", с использованием видеоматериалов....

Урок по окружающему миру 1 класс "Почему радуга разноцветная?"

Урок по предмету окружающий мир в 1 классе по программе Школа России, автор Плешаков.На уроке используются мультимедийные средства: интерактивная доска, вебкамера, нетбуки. В практической части учащие...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс Почему радуга разноцветная?

Открытый урок по окружающему миру 1 класс Почему радуга разноцветная?...