Урок по окружающему миру 1 класс "Почему радуга разноцветная?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Калинкина Елена Викторовна

Урок по предмету окружающий мир в 1 классе по программе Школа России, автор Плешаков.На уроке используются мультимедийные средства: интерактивная доска, вебкамера, нетбуки. В практической части учащиеся работая в парах самостоятельно делают радугу с помощью мыльных пузырей. Урок построен с элементами исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир «Почему радуга разноцветная?»

Ход урока.

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.

  1. Проверка домашнего задания.

Проверка по вариантам: 1 вариант –система прокласс, 2 вариант- КИМы

Затем варианты менются видами работы.

3.Актуализация знаний

Однажды Муравей – Вопросик попал под сильный дождь и спрятался подзонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо. А какое?

Отгадайте загадку:

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути.

В них ни въехать, ни войти.

-Что появилось на небе?

3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса.

-Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?

-Что мы сегодня на уроке узнаем и чему научимся?

Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Должны узнать, чтотакое радуга, как и когда она появляется и почему она разноцветная.

-Дети, а кто из вас видел радугу?

- Какое настроение было, у Вас было?

-Что же означает слово «РАДУГА»?

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Мы привыкли видеть радугу в виде дуги, ведь мы смотрим на неё с земли. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

-Решение проблемной ситуации. Изучение нового материала.

Закройте глаза и представьте такую картину:

До чего же весело летом шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо! Но вот дождь стихает. Уже кое-где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:

— Радуга! Смотрите — радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?

-Почему в воздухе возникло такое чудо?

-Кто строитель?

-Вы уже догадались?

- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь)

-Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.

- Почему? (Дети пытаются ответить на вопрос.)

- На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)

-Что при этом образуется? (Радуга).

Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

-Проблемный вопрос.Решение проблемной ситуации.

-А сейчас вы будете работать в парах. Вспомним правила работы в парах?

Возьмите конверт у вас на партах. Используя все вложенные в него картинки попробуйте создать настроение летнего дня после дождя.

(дети работают с раздаточным материалом: дом, дерево, солнце, туча и разноцветные волнистые полоски семи цветов)

-Сравните работы в разных парах, чем отличаются картинки?

(сравнение картинок с помощью вебкамеры)

- Какие возникли затруднения?

Солнце светит и смеётся,

А на Землю дождик льётся.

И выходит на луга

Семицветная дуга.

- Сколько цветов у радуги? (семь)

-А почему радуга разноцветная?

Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, и свет распадается на 7 цветов.Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом и получается радуга. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не

меняются местами.

-Чтобы не путать этот порядок люди придумали «запоминалку».

-Повторим этот стишок. « Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

4. Физминутка.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

5. Практическая работа «Радуга на мыльном пузыре»

Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…

-В брызгах фонтана…

-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…

-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках

бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.

Дети на белый лист бумаги надувают мыльный пузырь, замечая на нём «радугу».

- Мы с вами получили каждый свою радугу. Это явление называется дисперсией света, а набор цветов – спектром.

9. Практическая работа.

Муравьишка решил поехать в гости к мудрой черепахе, но не на простом поезде а на радужном, чтобы паровозик отправился в путь надо вагончики расположить в правильном порядке.. Поможем ему. Раскрасьте паровозики , которые лежат в конверте № 2.Расположите паровозики на доске в правильном порядке.

10. Проверка изученного материала

У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).

Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;

Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;

Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.

1-У радуги 7 цветов?

2- Все цвета расположены в определённом порядке?

3- В радуге есть коричневый цвет?

4-Строители радуги – солнце и дождь?

11. Рефлексия

Разукрась смайлик, соответствующий твоему настроению на уроке.

12. Творческая работа(если останется время)

Нарисуй радугу в рабочей тетради или помощников-строителей.

12. Итог урока

-Что узнали нового на уроке?

-Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по окружающему миру "Почему радуга разноцветная?"

урок разработан на основе  УМК "Школа России"...

Урок по окружающему миру «Почему радуга разноцветная?» 1 класс

Формировать первоначальное представление о свете и цвете; познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; объяснять природные явления; воспитывать интерес к изучению нового....

Конспект урока по окружающему миру «Почему радуга разноцветная?» ( УМК Школа России ,1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ           Тема: «Почему радуга разноцветная?»Цели деятельности учителя: формирование представления о ра...

Конспект урока по окружающему миру "Почему радуга разноцветная?" УМК "Школа России" 1кл.

Цели деятельности учителя: формирование представления о радуге, её цветах и их последовательности, о разложении солнечного света. Планируемые результаты: Предметные: - знать, как образуется раду...

Конспект урока по окружающему миру "Почему радуга разноцветная?" (УМК "Школа России", 1 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Почему радуга разноцветная?" 1 класс...