Основные направления преподавания окружающего мира в 1 классе
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)
Современные ФГОС НОО рассматривают предмет «Окружающий мир» как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. В процессе изучения предмета «Окружающий мир» у младших школьников должна быть сформирована система природоведческих понятий, представляющая собой основу для дальнейшего изучения естественнонаучных дисциплин в средних и старших классах. Кроме того, «Окружающий мир» открывает учащимся широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Специфика этого предмета состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания. А ведь именно интеграция является важнейшим средством формирования целостной картины мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основные направления преподавания
окружающего мира в 1 классе
Очень часто предмет «Окружающий мир» в начальной школе, а в 1 классе тем более, по значимости стоит для ребёнка на четвёртом, а порой и на пятом месте после математики, русского языка, литературного чтения и изучения иностранных языков. И это неправильно, потому что современные ФГОС НОО рассматривают предмет «Окружающий мир» как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. В процессе изучения предмета «Окружающий мир» у младших школьников должна быть сформирована система природоведческих понятий, представляющая собой основу для дальнейшего изучения естественнонаучных дисциплин в средних и старших классах. Кроме того, «Окружающий мир» открывает учащимся широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Специфика этого предмета состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания. А ведь именно интеграция является важнейшим средством формирования целостной картины мира.
Целью изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является:
• формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Проще говоря, формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека, а так же развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом, природой.
Задачи реализации содержания:
• формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
• осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
• формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Значение учебного курса «Окружающий мир» для младших школьников очень велико. В ходе его изучения они овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир»:
• человек и природа; • человек и общество; • правила безопасной жизни.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
• природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
• культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;
• наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
• искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
• человечество как многообразие народов, культур, религий;
• международное сотрудничество как основа мира на Земле;
• патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
• социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;
• гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира;
• семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
• труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
• традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества;
• здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
• нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Общая характеристика учебного курса «Окружающий мир»
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру.
Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Идёт раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.
Рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Основной формой организации учебной деятельности остаётся урок. Но типы уроков курса «Окружающий мир» могут быть весьма разнообразны в связи со следующими основаниями:
а) специфика предмета «Окружающий мир» (интегративный характер; многообразие изучаемых объектов и явлений; личностнозначимое содержание учебного материала и др.);
б) возможности, которые создает процесс изучения окружающего мира (наблюдение, игровая и продуктивная деятельность, импровизация и моделирование);
в) особенности познания окружающего мира детьми младшего школьного возраста (привлекательность объектов природы и общества, эмоциональная окрашенность восприятия, наглядность связей и зависимостей явлений и др.);
г) психологические возможности и «пристрастия» младших школьников (ведущая деятельность, склонность к игре, потребность в экспериментировании, самостоятельности и творчестве и др.);
д) приоритетный метод обучения на уроке (деятельностный).
В учебном предмете «Окружающий мир» используются такие практические методы обучения, как:
- наблюдение (целенаправленное восприятие окружающей действительности всеми органами чувств);
- опыт (это способ изучения предметов и явлений природы в специально созданных искусственных условиях);
- практическая работа (самостоятельная практическая деятельность школьников по приобретению и усвоению знаний, опыты, эксперименты);
- моделирование (модель - это наглядный материальный заменитель объектов, отражающий их структуру, признаки, внутренние взаимосвязи и позволяющий отвлечься от несущественных характеристик исследуемого предмета или явления).
В связи с этим соответственно выделяют такие типы уроков, как:
- урок-наблюдение
- урок-поиск
- урок-дискуссия (учебный диалог)
- урок-практикум
- урок-игра
- урок творчества
Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Всё вышесказанное касалось изучения «Окружающего мира» во всей начальной школе. Теперь отметим особенности его изучения в 1 классе. Мышление младшего школьника, особенно первоклассника, наглядно-образное. Оно постоянно опирается на восприятие или представления. Словесно выраженную мысль, не имеющую опору в наглядных впечатлениях, самым младшим школьникам понять трудно. Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. В процессе обучения мышление интенсивно развивается. Ученик постепенно научается выделять существенные свойства и признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия. Учащиеся 1 класса выделяют, прежде всего, наиболее наглядные внешние признаки, относящиеся к действиям объекта ("что он делает") или его назначению ("для чего он"). Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста еще не достаточно развита, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов. Ребёнок в этом возрасте — первооткрыватель мира, и его интересует всё. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? когда? почему? зачем? Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них. Поэтому в 1 классе ещё не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.).
Учебный материал 1 класса предусматривает развёртывание основных содержательных линий курса:
— наша планета, родная страна и малая родина;
— мир неживой и живой природы;
— мир людей и мир, созданный людьми;
— мир в прошлом, настоящем и будущем;
— наше здоровье и безопасность;
— наше отношение к окружающему и экология.
Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к перечисленным содержательным линиям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о мире, рассматривая его с новых точек зрения.
Виды деятельности детей при изучении курса разнообразны. Уже в 1 классе учащиеся начинают осваивать основные способы получения информации об окружающем мире, которыми будут пользоваться и в последующих классах, овладевая ими на новых уровнях.
Первоклассники ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, воспитателя группы продлённого дня, выполняют практические работы и несложные опыты, участвуют в проектной деятельности, беседах, дидактических играх, выполняют задания в электронном приложении к учебнику. Эти виды деятельности дополняются раскрашиванием, рисованием, просмотром слайдов и видеофрагментов, прослушиванием аудиозаписей.
В 1 классе дети начинают осваивать приоритетные для реализации программы курса виды деятельности:
1) распознавание (определение) природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование объектов и явлений окружающего мира;
3) эколого-этическое нормотворчество, включающее анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.
Именно в 1 классе закладываются ведущие содержательные линии курса, главные подходы к организации деятельности детей. У самих учащихся развивается активный интерес к предмету, необходимый для успешной работы по курсу.
Теперь поговорим о том, что мы должны получить в итоге изучения курса «Окружающий мир». В новых Стандартах не определяется содержание образования (образовательный минимум), а обозначены лишь требования к его освоению (требования к результатам освоения основной образовательной программы). Эти требования подразделены на личностные, метапредметные (универсальные) и предметные, относящиеся к конкретным учебным предметам. Всё это относится и к нашему «Окружающему миру».
Формирование личностных и метапредметных результатов учащихся при изучении «Окружающего мира» проходит в двух направлениях:
1. знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир) – обеспечивает развитие познавательных УУД, что способствует осознанию целостности окружающего мира, освоению доступных способов изучения природы и общества, развитию умения устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
2. формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика, у которого будет проявляться уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, будет воспитано чувство гордости за национальные свершения, открытия и победы, который освоит основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.
Требования к результатам освоения программы в конце каждого года обучения свои. Мы рассмотрим, каких результатов должны достигнуть учащиеся к концу 1 класса независимо от того УМК, который используется в школе.
Личностные результаты в процессе изучения окружающего мира в 1 классе
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Обучающийся научится:
- принимать и осваивать социальную роль школьника;
- положительно относиться к изучаемому предмету;
- уважительно относиться к иному мнению;
- внимательнее относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей;
- понимать эмоции других людей, уметь сочувствовать и сопереживать за другого человека;
- делить людей на хороших и плохих;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы опорно- двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ, выполнять компенсирующие физические упражнения (зарядку);
- доброжелательно относиться к одноклассникам, оценивать свои и чужие поступки;
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
Обучающийся получит возможность научиться:
- уделять внимание к красоте окружающего мира;
- осознавать роль изучаемого предмета в жизни людей;
- давать оценки ситуациям и поступкам как хороших или плохих с точки зрения общечеловеческих, нравственных и российских гражданских ценностей;
- определять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей страны;
- соблюдать правила поведения, общих для всех людей, всех граждан России;
- мотивировать себя к творческому труду и работе на результат;
- готовить и проводить презентации перед небольшой аудиторией.
Метапредметные результаты в процессе изучения окружающего мира в 1 классе
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- работать по предложенному учителем плану.
- отличать верно выполненное задание от неверного.
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
- делать вывод о степень успешности выполненной работы, в диалоге признавать свою ошибку или неудачу при выполнении задания;
- вырабатывать критерии оценки;
- осознавать причины своего успеха (неуспеха)
- проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты в процессе изучения окружающего мира в 1 классе
- Усвоение первоначальных сведений о природном разнообразии, сущности и особенностях растительного и животного мира, сезонных явлений в природе, о понимании семьи в истории и культуре России.
- Умения наблюдать и фиксировать природные компоненты.
- Устанавливать причинно-следственные связи между температурой и сезонными изменениями в жизни растений, животных, трудовой деятельности человека.
- Формировать этические нормы и правила поведения детей в природе.
- Усвоить государственную символику и достопримечательности России.
Результатом индивидуальной итоговой аттестации учащихся в курсе «Окружающий мир» является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основании системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах, умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщённых способов деятельности, а так же коммуникативных и информационных умений.
Результатами, не подлежащими итоговой аттестации, будут ценностные ориентации учащихся, которые отражают их индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм) и индивидуальные характеристики личности.
И в конце хочу отметить, что современный период развития преподавания окружающего мира в начальной школе характеризуется постоянным реформированием содержания предмета, форм и методов работы. Это выражается в следующих основных направлениях в образовании младших школьников в области «Окружающий мир»:
1. Гуманизация (создание условий для свободного и гармоничного развития личности ребёнка, изменение сознания учащихся в сторону нравственной ответственности и гражданской активности, учёт способностей учащихся, формирование навыков самообразования, самоутверждение, самовыражение и самореализацию в различных видах деятельности, отход от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера образования в пользу демократического, поисково-творческого).
2. Стандартизация (развитие Государственных образовательных стандартов, направленных на создание единого образовательного пространства в России и на обеспечение равных возможностей получения полноценного образования всеми гражданами в любых образовательных учреждениях).
3. Гуманитаризация (акцентирование внимания на культурные компоненты в содержании учебного материала, введение сведений об истории России и мира вообще, о духовной и материальной культуре, о нравах и обычаях коренных народов России, усилилась тенденция поликультурного воспитания детей).
4. Психологизация (использование на уроках психологических приёмов работы для усиления личностно активной позиции ребёнка, введение тем, направленных на изменение самого себя и окружающего мира).
5. Интеграция (объединении естествоведческого и обществоведческого материала в курс «Окружающий мир»)
6. Усиление вариативности (возможность преподавание окружающего мира в рамках разных дидактических систем, введение переработанных авторских программ для конкретного региона России в соответствии с краеведческим принципом, разработка и введение новых программ).
7. Преемственность (связь курса «Окружающий мир» в начальной школе с систематическими курсами среднего звена и связь знаний, полученных ребёнком в детском саду, со знаниями, дающимися в начальной школе).
8. Экологизация (внедрение идей, целей, задач, принципов экологического образования во все учебные дисциплины начальной школы, формирование экологической культуры личности).
9. Здоровьесбережение (формирование у детей культуры здоровья или основ здорового образа жизни введением большого объёма информации о здоровье и его сбережении).
Всё эти направления нацелены, с одной стороны, на то, чтобы сформировать у младших школьников целостную картину мира, а с другой - на воспитание активной личности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современные ФГОС НОО рассматривают предмет «Окружающий мир» как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. «Окружающий мир» открывает учащимся широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Специфика этого предмета состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания.
Целью изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи реализации содержания: формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Значение учебного курса «Окружающий мир» для младших школьников: овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе; учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края; предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир»: человек и природа; человек и общество; правила безопасной жизни.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета: природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества; культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм; наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума; искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества; человечество как многообразие народов, культур, религий; международное сотрудничество как основа мира на Земле; патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству; социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета: гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира; семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества; труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности; традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества; здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное; нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Общая характеристика учебного курса «Окружающий мир» Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей : идея многообразия мира; идея целостности мира; идея уважения к миру. Идёт раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.
Общая характеристика учебного курса «Окружающий мир» Рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Основной формой организации учебной деятельности остаётся урок . Основания разнообразия типов уроков курса «Окружающий мир »: а) специфика предмета «Окружающий мир» (интегративный характер; многообразие изучаемых объектов и явлений; личностнозначимое содержание учебного материала и др.); б) возможности, которые создает процесс изучения окружающего мира (наблюдение, игровая и продуктивная деятельность, импровизация и моделирование); в) особенности познания окружающего мира детьми младшего школьного возраста (привлекательность объектов природы и общества, эмоциональная окрашенность восприятия, наглядность связей и зависимостей явлений и др.); г) психологические возможности и «пристрастия» младших школьников (ведущая деятельность, склонность к игре, потребность в экспериментировании, самостоятельности и творчестве и др.); д) приоритетный метод обучения на уроке (деятельностный).
Практические методы обучения в учебном предмете «Окружающий мир» наблюдение (целенаправленное восприятие окружающей действительности всеми органами чувств); опыт (это способ изучения предметов и явлений природы в специально созданных искусственных условиях); практическая работа (самостоятельная практическая деятельность школьников по приобретению и усвоению знаний, опыты, эксперименты); моделирование (модель - это наглядный материальный заменитель объектов, отражающий их структуру, признаки, внутренние взаимосвязи и позволяющий отвлечься от несущественных характеристик исследуемого предмета или явления).
Типы уроков курса «Окружающий мир»: урок-наблюдение (экскурсия) урок-поиск урок-дискуссия (учебный диалог) урок-практикум урок-игра урок творчества урок- монопроект
Особенности изучения «Окружающего мира » в 1 классе. Мышление особенно первоклассника, наглядно-образное. Опирается на восприятие или представления. Трудно понять словесно выраженную мысль, не имеющую опору в наглядных впечатлениях. Мышление отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения проблемных ситуаций. В процессе обучения мышление интенсивно развивается. Ученик постепенно научается выделять существенные свойства и признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия. Первоклассники выделяют наиболее наглядные внешние признаки, относящиеся к действиям объекта ("что он делает") или его назначению ("для чего он"). Аналитико-синтетическая деятельность не достаточно развита, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.
Основные содержательные линии курса в 1 классе : наша планета, родная страна и малая родина; мир неживой и живой природы; мир людей и мир, созданный людьми; мир в прошлом, настоящем и будущем; наше здоровье и безопасность; наше отношение к окружающему и экология.
Виды деятельности учащихся 1 класса в ходе изучения «Окружающего мира»: ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, выполняют практические работы и несложные опыты, участвуют в проектной деятельности, беседах, дидактических играх, выполняют задания в электронном приложении к учебнику, раскрашивание, рисование, просмотр слайдов и видеофрагментов, прослушивание аудиозаписей. В 1 классе дети начинают осваивать приоритетные для реализации программы курса виды деятельности: 1) распознавание (определение) природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование объектов и явлений окружающего мира; 3) эколого-этическое нормотворчество, включающее анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.
Формирование личностных и метапредметных результатов учащихся при изучении «Окружающего мира» проходит в двух направлениях: 1. знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир) – обеспечивает развитие познавательных УУД, что способствует осознанию целостности окружающего мира, освоению доступных способов изучения природы и общества, развитию умения устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире ; 2. формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика, у которого будет проявляться уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, будет воспитано чувство гордости за национальные свершения, открытия и победы, который освоит основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.
Личностные результаты в процессе изучения окружающего мира в 1 классе Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие . Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей ). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Личностные результаты в процессе изучения окружающего мира в 1 классе Обучающийся научится: принимать и осваивать социальную роль школьника; положительно относиться к изучаемому предмету; уважительно относиться к иному мнению; внимательнее относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; понимать эмоции других людей, уметь сочувствовать и сопереживать за другого человека; делить людей на хороших и плохих; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; использовать безопасные для органов зрения, нервной системы опорно- двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ, выполнять компенсирующие физические упражнения (зарядку); доброжелательно относиться к одноклассникам, оценивать свои и чужие поступки; ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
Личностные результаты в процессе изучения окружающего мира в 1 классе Обучающийся получит возможность научиться : уделять внимание к красоте окружающего мира; осознавать роль изучаемого предмета в жизни людей; давать оценки ситуациям и поступкам как хороших или плохих с точки зрения общечеловеческих, нравственных и российских гражданских ценностей; определять , что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей страны; соблюдать правила поведения, общих для всех людей, всех граждан России; мотивировать себя к творческому труду и работе на результат; готовить и проводить презентации перед небольшой аудиторией.
Метапредметные результаты в процессе изучения окружающего мира в 1 классе Регулятивные УУД: Обучающийся научится: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. работать по предложенному учителем плану. отличать верно выполненное задание от неверного. совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. проговаривать последовательность действий на уроке; организовывать свое рабочее место под руководством учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
Метапредметные результаты в процессе изучения окружающего мира в 1 классе Регулятивные УУД : Обучающийся получит возможность научиться : определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. делать вывод о степень успешности выполненной работы, в диалоге признавать свою ошибку или неудачу при выполнении задания; вырабатывать критерии оценки; осознавать причины своего успеха (неуспеха) проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
Метапредметные результаты в процессе изучения окружающего мира в 1 классе Познавательные УУД : Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Метапредметные результаты в процессе изучения окружающего мира в 1 классе Коммуникативные УУД : Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметные результаты в процессе изучения окружающего мира в 1 классе Усвоение первоначальных сведений о природном разнообразии, сущности и особенностях растительного и животного мира, сезонных явлений в природе, о понимании семьи в истории и культуре России. Умения наблюдать и фиксировать природные компоненты. Устанавливать причинно-следственные связи между температурой и сезонными изменениями в жизни растений, животных, трудовой деятельности человека. Формировать этические нормы и правила поведения детей в природе. Усвоить государственную символику и достопримечательности России.
Результаты, не подлежащими итоговой аттестации: ценностные ориентации учащихся, которые отражают их индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм) и индивидуальные характеристики личности. Результат индивидуальной итоговой аттестации учащихся в курсе «Окружающий мир »: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основании системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах, умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщённых способов деятельности, а так же коммуникативных и информационных умений.
Основные направления в образовании младших школьников в области «Окружающий мир»: 1 . Гуманизация (создание условий для свободного и гармоничного развития личности ребёнка, изменение сознания учащихся в сторону нравственной ответственности и гражданской активности, учёт способностей учащихся, формирование навыков самообразования, самоутверждение, самовыражение и самореализацию в различных видах деятельности, отход от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера образования в пользу демократического, поисково-творческого). 2. Стандартизация (развитие Государственных образовательных стандартов, направленных на создание единого образовательного пространства в России и на обеспечение равных возможностей получения полноценного образования всеми гражданами в любых образовательных учреждениях). 3. Гуманитаризация (акцентирование внимания на культурные компоненты в содержании учебного материала, введение сведений об истории России и мира вообще, о духовной и материальной культуре, о нравах и обычаях коренных народов России, усилилась тенденция поликультурного воспитания детей ). 4. Психологизация (использование на уроках психологических приёмов работы для усиления личностно активной позиции ребёнка, введение тем, направленных на изменение самого себя и окружающего мира).
Основные направления в образовании младших школьников в области «Окружающий мир»: 5. Интеграция (объединении естествоведческого и обществоведческого материала в курс «Окружающий мир»). 6. Усиление вариативности (возможность преподавание окружающего мира в рамках разных дидактических систем, введение переработанных авторских программ для конкретного региона России в соответствии с краеведческим принципом, разработка и введение новых программ). 7. Преемственность (связь курса «Окружающий мир» в начальной школе с систематическими курсами среднего звена и связь знаний, полученных ребёнком в детском саду, со знаниями, дающимися в начальной школе). 8. Экологизация (внедрение идей, целей, задач, принципов экологического образования во все учебные дисциплины начальной школы, формирование экологической культуры личности). 9. Здоровьесбережение (формирование у детей культуры здоровья или основ здорового образа жизни введением большого объёма информации о здоровье и его сбережении). Всё эти направления нацелены, с одной стороны, на то, чтобы сформировать у младших школьников целостную картину мира, а с другой - на воспитание активной личности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления коррекционной работы в классах компенсирующего обучения.
Работая в классе компенсирующего обучения, учитель должен знать физиологию обучающихся данной группы, направления коррекции, владеть разными методиками обучения....
Основные направления и содержательное наполнение воспитательной деятельности по направлениям развития личности учащихся 1 класса
Основные направления воспитательной работы учащихся 1-го класса и содержательное наполнение воспитательной деятельности по направлениям развития личности...
«Основные направления работы учителей начальных классов по обучению детей первоначальным навыкам игры в шахматы».
Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то ...
Основные направления, направленные на оздоровление учащихся, детей младшего школьного возраста.
1.Профилактика близорукости.2.Профилактика и коррекция психо-неврологических нарушений.3.Правильная организация режима учебного процесса.4.Проведение внеклассных. дополнительных и самостоятельных заня...
Преемственность основных направлений начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Доклад-сообщение о работе учителя в рамках реализации ФГОС...
Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС
В основе ФГОС ООО лежит принцип единства преемственности основных образовательных программ начального общего, среднего образования и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.Ещ...
Рабочая программа гражданско-патриотического направления по воспитательной работе (цели, задачи, основные направления и принципы деятельности классного руководителя)
Основа моей воспитательной работы - творческие дела, которые доставляют удовольствие детям, развивают ум и душу ребенка, учат любить родителей, семью, школу, друг друга, природу, животных,...