Технологическая карта урока «Путешествие за границу России» по окружающему миру в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Сороковская Людмила Анатольевна

Технологическая карта урока

 

Предмет: Окружающий мир (2 часа)                         Класс: 4в            Дата: 13.10.2022                                 Сороковская Л.А.

Тема урока: Путешествие за границу России

Тип урока: Исследовательско – творческий проект

Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь, материалы к презентации, толковые словари. 

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:

Умеют использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего и дальнего зарубежья (по выбору), учатся рассказывать о важнейших природных и культурных объектах. Многие могут проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов.

Коммуникативные: Умеют  слушать и понимать речь других. Учатся эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль, распределять обязанности при работе в группе, оценивать  устные ответы одноклассников.

Личностные: Умеют давать эмоциональную оценку по уроку, способны к рефлексивной самооценке собственных действий.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир (2 часа)                         Класс: 4в                Дата: 13.10.2022                                Сороковская Л.А.

Тема урока: Путешествие за границу России

Тип урока: Исследовательско – творческий проект

Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь, материалы к презентации, толковые словари. 

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок: 

Умеют использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего и дальнего зарубежья (по выбору), учатся рассказывать о важнейших природных и культурных объектах. Многие могут проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов.

Коммуникативные: Умеют  слушать и понимать речь других. Учатся эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль, распределять обязанности при работе в группе, оценивать  устные ответы одноклассников.

Личностные: Умеют давать эмоциональную оценку по уроку, способны к рефлексивной самооценке собственных действий.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

По карте определять, с какими государствами и странами Россия граничит на суше и на море; показывать на карте государственную границу стран и республик; различать границы на суше и на море; называть сопредельные с Россией страны и государства.

Регулятивные

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с различным материалом.

Познавательные

Использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего и дальнего зарубежья (по выбору). По карте определять названия столиц; рассказывать о важнейших природных и культурных объектах. Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов

Коммуникативные

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других. Эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль. Оценивать  устные ответы одноклассников.

Личностные

Давать эмоциональную оценку по уроку. Способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.

                                

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Как пришел ты на урок,

На язык повесь замок,

Далеко не прячь ключи,

Если нужно – отомкни.

Психологически настраиваются на урок

Проверяют готовность к уроку.

Р: волевая саморегуляция

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесная: беседа

 

-Скажите, вы любите путешествовать?

-Известный писатель Ганс Христиан Андерсен писал: «Путешествовать — значит жить». Как вы понимаете это высказывание?

Андерсен очень часто путешествовал. Никогда не задерживаться на одном месте на долго.

-Ребята, как вы думаете, какие документы нужно иметь, чтобы отправиться в путешествие за границу? 

-Посмотрите на слайд и увидите, как выглядят паспорт и виза.

Объясните значение ВИЗА по толковому словарю

-Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам нужно разгадать ребус.

Мнение детей

-Когда человек много путешествует он не стоит на месте, а развивается. Он узнает все больше и больше о мире. Путешествуя, человек обретает свободу и легкость мыслей.

Паспорт и виза

Разгадывают ребус

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач

Р: коррекция

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Р: саморегуляция

Л: смыслообрзование

Л:подведение под понятие

III. Постановка учебной задачи

Словесная:беседа

Поисково-исследовательский этап

-Кто догадался и может назвать тему нашего урока?

 «Путешествие за границу России».

В путешествие мы отправимся командами. Каждая команда будет нам представлять свой проект.

Давайте вспомним, что означает слово проект, для этого мы обратимся к толковому словарю.

Сегодня у нас Исследовательско – творческий проект

Каждая команда занималась поиском информации для своего проекта

-А какова же цель наших проектов ?

Давайте вспомним, что такое граница?

Объясните значение словосочетания «государственная граница» по толковому словарю

(Линия раздела между территориями государств, рубеж)

Для чего служит государственная граница страны?

Работа с учебником.

2)Как устанавливают границы между сопредельными государствами? (с.30обзац 3)

-Путешествие

Проект – 1. Разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства. 2. Предварительный текст какого-нибудь документа. 3. Замысел, план.

Узнать о странах, которые находятся за границей России.

Государственная граница – это линия, которая определяет пределы государственной истории.

Государственная граница служит для охраны независимости суверенного государства, для защиты спокойствия, свободы, мирной жизни его граждан.

Р: целеполагание

Л: смыслообразование

IV.Открытие нового знания

Словесный:

обсуждение; работа с учебной литературой

Практический: выполнение задания

V.Динамическая пауза

VI.Обобщение и систематизация знаний

Выступление каждой команды

VII.Оценка знаний

Взаимооценка и самооценка

-Кто скажет, что означает слово «Сопредельные»?

-Верно.

Перед вами политическая карта. Каждая команда выбрала страну, которую она будет представлять.

Прошу капитана каждой команды показать на карте страну или республику, которую вы будете представлять, а также назовите и покажите столицу данного государства.

Каждая команда преступает к выполнению своего проекта.

На оформление работы даётся 25-30 мин.

Главное условие – работать дружно, сообща. Не мешать другой команде. И чтобы в команде не было слабого звена.

Если у вас возникнут вопросы во время работы, прошу поднять руку.

-А как вы думаете, нужна ли нам виза, чтобы попасть в вашу страну

-Динамическая пауза

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь ручки вверх.

-Шевелитесь пальчики

Так шевелят ушками серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем словно в норках мыши. 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ проектов.

Защита 4 –х проектов

Как вы думаете для чего служит государственная граница?

-В нашем мире очень много стран. Все они отличаются: там живут разные люди, действуют разные законы. К примеру, в одной стране можно делать определенные вещи, а в другой они строго-настрого запрещены. Чтобы люди четко знали, где они находятся и по каким правилам надо жить, придуманы государственная границы – это линии, которые отделяют одну страну от другой.

-А как же устанавливаются границы между сопредельными государствами?

-Да, верно. Представители сопредельных стран заключают договор.

Оцените свой проект и работу каждого участника команды.

Смежные, пограничные, соседние.

-Потому что они являются странами ближнего зарубежья.

Выполняют динамическую паузу вместе с учителем

-обычно, заключают договор представители государств.

Оценивают работу в команде каждого участника и проекты одноклассников.

П: умение структурировать знания

П: анализ и синтез

К: управление поведением партнера

П: поиск выделение необходимой информации

К: выражение мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: смысловое чтение

VIII.Домашнее задание

Творческое задание.

-Запишите своими словами, какие отношения должны быть между странами.

Найдите пословицы применимые к отношениям между странами-соседями. Запишите

  • Без брата проживешь, а без соседа — нет.
  • Близкий сосед лучше дальней родни.
  • Жить в соседях — быть в беседах.
  • Каковы соседи, такова и беседа.
  • Не купи двора, купи соседа.
  • Не покупай себе дом, а купи соседа:  дом купишь, а соседа не продашь.
  • Не припасла хозяйка обеду, так, видно, толкнуться к соседу.
  • Нет большей беды, чем плохие соседи.
  • Плохо жить, коль с соседями не дружить.
  • Пусти соседа в дом, да и сам в соседи иди.
  • С соседом дружись, а за саблю держись.
  • Отношения между странами должны быть дружескими, уважительными, в трудностях страны должны помогать друг другу.

Читают задание и осмысляют.

-Нужно сравнить пословицы и ответить на вопросы что общего и чем различаются.

Мнение детей.

Отвечают на вопросы учителя.

Л: выбор оснований и критериев для сравнения

П: поиск и выделение необходимой информации

VII.Рефлексия деятельности.

Словесный: обобщение учителя; обсуждение

Подведение итогов

Какова была цель урока?

- Какие знания мы открыли?

-Для чего служит государственная граница?

-Как устанавливается граница между сопредельными государствами?

-С какими государствами граничит Россия?

-Как вы оцениваете свои знания? Все ли было понятно по данной теме?

-всем спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя

Подводят итог

Оценивают свою деятельность на уроке.

Р: оценка деятельности

К: выражение мыслей с достаточной полнотой и точностью

1.Заполните таблицу.

Название

Столица

Официальный язык

Река, озеро море

Религия

Достопримечательности

Найдите пословицы применимы к отношениям между странами-соседями. Запишите

  • Без брата проживешь, а без соседа — нет.
  • Близкий сосед лучше дальней родни.
  • Жить в соседях — быть в беседах.
  • Каковы соседи, такова и беседа.
  • Не купи двора, купи соседа.
  • Не покупай себе дом, а купи соседа:  дом купишь, а соседа не продашь.
  • Не припасла хозяйка обеду, так, видно, толкнуться к соседу.
  • Нет большей беды, чем плохие соседи.
  • Плохо жить, коль с соседями не дружить.
  • Пусти соседа в дом, да и сам в соседи иди.
  • С соседом дружись, а за саблю держись.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Мир древности далекий и близкий" (окружающий мир, 4 класс, "ШКОЛА РОССИИ")

ЦелидеятельностиучителяСоздать условия для ознакомления учащихся с Древним Египтом, Древней Грецией и Древним Римом; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию пер...

Технологическая карта урока интенсивности умственной деятельности учащихся по окружающему миру. Тема урока: Как живут животные Класс: 1 (первый)

Тип урока: открытие нового знанияЦели по содержанию:обучающие: познакомить с условиями жизни животных, расширять представление о жизни животных;способствовать развитию связной речи, оперативной ...

Технологическая карта урока “Что мы знаем о народа России?“ по окружающему миру 1 класс с использованием образовательной платформы Учи.ру

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Что мы знаем о народах России?“. УМК" Школа России". В документе есть ссылки на карточки с образовательной платформы Учи.ру, которые...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с изображением характера животного, с творчеством художником-анималистом.Задачи урокаДидактические:- познакомить с техникой «...

Технологическая карта урока «Ты и твои друзья» по окружающему миру

Технологическая карта  урока в 3 классе  «Ты и твои друзья» по окружающему миру. Цель  урока: формирование представлений о понятиях «дружба», «д...

Технологическая карта по окружающему миру по теме: "Превращение и круговорот воды в природе" (3 кл.) «Школа России», учебник окружающего мира: 3 класс, А.А. Плешаков.: часть 1, учебная презентация

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе;Задачи урока Планируемые результаты...