Технологическая карта урока окружающий мир по теме Тундра 4 класс, УМК Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Технологическая карта урока окружающий мир по теме Тундра 4 класс, УМК Школа России
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: Окружающий мир
Класс: 4
Учитель: Пилюгина Ирина Владимировна
УМК «Школа России»
Тема урока: «Тундра»
Цели урока: Сформировать представление о природной зоне тундры; познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; развивать познавательный интерес, умение работать с помощью карты и атласа – определителя «От земли до неба»
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить и показывать зону тундры на карте; характеризовать природные условия, животный и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; объяснять приспособленность растений и животных к природным условиям тундры; сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь; формулировать правила экологической этики.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, электронная презентация, презентация PowerPoint, CD – электронное приложение к учебнику, карта «Природные зоны России», аудиозапись песни «Увезу тебя я в тундру» (сл. М.С. Пляцковского, муз. М.Г. Фрадкина), слайды, картины, фотографии с изображением природных объектов тундры, раздаточный материал для работы в группах, книга А.А. Плешакова «Зеленые страницы», атлас – определитель, тесты для проверки знаний, у учащихся – карандаши, клей, ножницы. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир. Учебник. 4 класс Ч. 1.
Технологии
На данном уроке используется интегрированная технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, дифференцированный подход, ИКТ, игровая технология
Используются активные формы организации деятельности учащихся, продолжается работа над развитием самоконтроля и формированием оценочной деятельности учащихся
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | УУД |
1.Орг. момент Цель этапа: настрой учащихся на урок, установка на сотрудничество (работу в командах) | - Ребята, сегодня у нас не простой урок окружающего мира, а урок - импровизированное путешествие. -А куда мы отправимся вы узнаете чуть позже. Вы готовы совершить такое путешествие? Работать мы будем в группах. Давайте вспомним девиз нашей работы Вспомним девиз групповой работы: Вместе не трудно, Вместе не тесно, Вместе легко, И всегда интересно. -Покажите мне свою готовность к работе | -Вспоминают правила работы в группах, показывают свою готовность к работе Вместе не трудно, Вместе не тесно, Вместе легко, И всегда интересно. | Коммуникативные умения : адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога; Регулятивные умения: осуществлять самоконтроль |
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания Цель этапа: воздействие на эмоциональную сферу детей, вспомнить материал, изученный ранее. | 1. Тест 1.Природная зона Арктических пустынь расположена: а) на островах Тихого океана б )на островах Северного Ледовитого океана 2.Территория зоны: а) густо заселена людьми б) не имеет коренного населения 3.В Арктике для растений и животных сложились: а) суровые условия б) комфортные условия 4.В ледяной зоне растут: а) кедры, берёзы, черёмуха б) лишайники, мхи, полярные маки 5.В Арктике обитают: а) волки, белые медведи, рыси б) моржи, тюлени, белые медведи 6.Большое скопление птиц на скалах называют: а) «птичьи рынки» б) «птичьи базары» -Ребята, как называется страна, в которой мы живем? – Какую тему мы начали изучать на уроках окружающего мира? Да, велика страна, в которой мы живем. Далеко протянулась она с севера на юг. На её территории имеются разные природные зоны. – А кто скажет, что такое природная зона? – Какие природные зоны вы знаете? (Зона лесов, зона пустыни, зона тундры, зона арктических пустынь, зона степей и т.д) -С какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке? -Покажите на карте природные зоны, которые мы изучили ранее и которые вам известны | Отвечают на вопросы теста Россия. Природные зоны России Природная зона - пространства на Земле, которые получают от солнца одинаковое количество тепла и света, с осадками влаги. Одинаковые погодные условия и живут приспособленные к ним одинаковые растения и животные). | Личностные умения: — проявлять интерес к многообразию природных зон России; — проявлять бережное отношение к природе. Познавательные умения: — раскрывать значение понятий «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», « «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги» и использовать их в активном словаре; — определять природные зоны России и обосновывать своё мнение; |
3. Мотивация к деятельности, определение темы урока Цель этапа: мотивировать учащихся на изучение темы, определить тему и задачи урока | - А чтобы тему урока сегодня узнать, кроссворд нам надо разгадать: Разгадывания кроссворда. 1. Короткое название ледяной зоны. 2. Птица с небольшим красным клювом. 3. Название острова, на котором расположен заповедник. 4. Арктика - царство снега и :. 5. Растения, живущие в толще воды. 6. Вид рыбы, обитающий в северных морях. КАКОЕ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ? Тундра Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать. Самоопределение к деятельности (Учитель включает аудиозапись песни «Увезу тебя я в тундру».) - О какой природной зоне идет речь в песне? - Какие животные помогают передвигаться в тундре? - Как поется в песне ?….Увезу на край земли -Действительно, посмотрев на карту, мы видим, что тундра расположена на краю материка. -Давайте найдем эту природную зону на карте и покажем ее | Слушают песню, отвечают на вопросы учителя, работают с картой | Регулятивные умения: — осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь; — выполнять учебное задание в соответствии с планом. Коммуникативные умения: — адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. |
4. Учебно-познавательная деятельность Цель – формирование у учащихся представлений о природной зоне тундры | Тундра: -Местоположение -Климат -Растительный мир -Животный мир -Деятельность человека | Работа в группах Разделились на 5 исследовательские группы: 1группа исследует растительный мир тундры, 2 – животный мир, 3 – экологическую обстановку, деятельность человека 4- климат и расположение тундры Выясняют: что? кто? как? почему? Сообщение учеников. | Предметные умения: — рассказывать о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон; — рассказывать о причине чередования природных зон с севера на юг; — рассказывать о природной зоне арктических пустынь, тундры и определять их местоположение на карте природных зон России; — рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природных тундры; — рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне тундры |
5.Физкультминутка Сохранить здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха | Физкультминутка «У оленя дом большой» У оленя дом большой, Он сидит, глядит в окошко. Зайка по полю бежит, В дверь к нему стучит: «Тук-тук, дверь открой, Там в лесу охотник злой». «Зайка, зайка, забегай! Лапку мне давай». | Выполняют упражнения | |
5.Практическая часть (исследование природной зоны) Цель: исследовать растительный мир тундры, животный мир, и экологическую обстановку в зоне тундры, учиться излагать материал | «Географы»: Изучить природные условия и климат тундры (поверхность, температура воздуха зимой, продолжительность лета). «Ботаники»: Изучить растительность тундры, растения и их приспособление к жизни в тундре «Зоологи»: Изучить животный мир тундры, назвать основных представителей, птицы (питание, оперение, окраска); животные (питание, мех, окраска). «Экологи»: Представить в виде схемы деятельность человека в тундре; указать экологические проблемы, возникшие в тундре в результате деятельности человека. Приложение 1. Группы по очереди выступают со своими проектами - Мы познакомились с климатическими условиями тундры, а сейчас нам предстоит узнать, как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях. (Выступают ботаники) - Слово предоставляется зоологам. -Слово предоставляется «экологам». | Работа в группах -рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире тундры; — рассказывать об экологических связях в тундровом сообществе; — сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь; — изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом; — составлять цепи питания, характерные для обитателей тундры; Представление результатов практической работы | |
6.Закрепление изученного материала Цель: дать больше сведений о тундре | Игра «Найди лишнее»(презентация) Анаграммы - Найдите в тексте атласа – определителя ответ на вопрос : чем различаются черника, брусника и голубика? | взаимопроверка | |
7.Рефлексия. Подведение итогов Выявить степень заинтересованности темой урока | Выскажитесь об информации на уроке Понравилась вам виртуальная экскурсия? - Что было трудным? - Чьё выступление было наиболее интересным? - Мне было интересно узнать о…. - Я хочу найти дополнительную информацию о … | Взаимопроверка и оценивание | Коммуникативные УУД: Формировать ответы на вопросы Личностные УУД: Формирование ценностного отношения к полученным знаниям |
Домашнее задание Предоставить право выбора подготовки д.з. | - Чем отличаются природные условия тундры и арктических пустынь? - Почему растительный и животный мир тундры богаче, чем в зоне арктических пустынь? - В чем заключается приспособленность растений и животных тундры к суровым условиям? - Какой вред наносит экологии тундры хозяйственная деятельность человека? 1. Учебник: прочитать статьи на с. 82-85; ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 85 2. Подготовить сообщение об одном из растений или животном тундры. Придумать рассказ – загадку о животном или растении тундры | Выводы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"
технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Посмотри вокруг" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)
Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Посмотри вокруг»Цели урока: учить находить и моделировать стороны горизонта и ознакомить с названиями основных и промежуточных сторон горизонта.Планируе...
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Разнообразие растений"УМК «Школа России», 2 класс
Урок "открытия новых знаний"....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Водные богатства» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с разнообразием водоёмов планеты; воспитание бережного отношения к природе.Задачи урокаДидактические:1) ...
Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Московский Кремль" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство с историей Московского Кремля, его достопримечательностями.Задачи урокаДидактические:1. формировать знания о дате основания Моско...
Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Московский Кремль" (УМК "Школа России", 2 класс)
Технологическая карта урока "Окружающий мир"...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Полезные ископаемые" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: Ознакомление с разнообразием полезных ископаемых, их свойствами и классификацией.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1) Анализировать иллюстрации и фотографии, различат...