Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Кто такие рыбы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Горленко Яна Александровна

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие рыбы?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_okruzhayushchiy_mir.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме:

«Кто такие рыбы?»

Тема урока

«Кто такие рыбы?»

Предмет, УМК

Окружающий мир, «Школа России»

Класс

1 «Б» класс

Учитель

Горленко Яна Александровна

Дата проведения

20.10.2022

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Создать условия для расширения представления обучающихся о строении и отличительных признаках рыб, познакомить детей с разнообразием рыб.

Задачи урока

Образовательные: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб, учить приводить примеры речных и морских рыб.

Развивающие: развивать способность наблюдать, мыслить, делать выводы, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, умения работать в группах.

Воспитательные: способствовать формированию бережного отношения к природе в повседневной жизни.

Используемые педагогические методы и приемы

Формы представления учебной задачи: наглядный образ (презентация), рисунок, схема, слушание, чтение.

Методы:

1) метод проблемного изложения в обучении

2) частично-поисковый метод обучения

3) исследовательский метод обучения

Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, групповая в парах.

Планируемые результаты

Предметные УУД: усвоение характерных признаков рыб, умение называть отличительные признаки, сравнивать, находить общее и различия, объединять рыбы в группы; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб; работать в паре; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Личностные УУД: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на окружающий мир и природу; формирование уважительного отношения к чужому мнению; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Метапредметные УУД:

регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;

познавательные - освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Оборудование и материалы

Компьютер, проектор, презентация, листы для проверки.

Необходимая учебная литература

А.А. Плешаков «Окружающий мир» учебник для 1 класса в 2 частях; А.А. Плешаков рабочая тетрадь по окружающему миру. М.: Просвещение.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент

-Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Готовятся к уроку, слушая стихотворные строчки.

Познавательные УУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного.

Регулятивные УУД:

умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика.

Актуализация знаний.

Самостоятельная работа по пройденной теме.

-Давайте вспомним, о какой группе животных мы говорили с вами на прошлом уроке?

-Что нового вы узнали о насекомых?

- Приведите примеры насекомых, которых вы запомнили..

- Посмотрите на экран, кто из данных животных не является насекомым? Почему?

-Сейчас приготовьтесь к небольшой самостоятельной работе. Листки у вас на столах. Я буду задавать вопрос, а ваша задача поставить напротив номера вопрос красный кружок, если ответ «неверный», зеленый кружок, если ответ «верный».

1. Тело насекомого состоит из головы, груди и брюшка?

2. Муха – это насекомое?

3. У бабочки 6 крыльев?

4. У стрекозы 8 ног?

5. Бабочка-капустница ест фрукты?

-Внимание на слайд. Узнаем правильные ответы. У кого такая же последовательность цветов покажите зелёный карандаш, кто допустил 1 или 2 ошибки покажите жёлтый карандаш, у кого больше 2 ошибок -покажите красный карандаш.

Отвечают на заданные вопрос.

Выполняют графический диктант.

Осуществляют самопроверку.

Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результаты своей деятельности; овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного; контроль.

Познавательные УУД: отвечает на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретённые знания.

Коммуникативные УУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Мотивация учебной деятельности

-Молодцы, а теперь посмотрите на экран. Кто тут изображён? А из какой она сказки?

Кто помнит, где они жила, в каком водоёме?

Сегодня она будет помогать нам познавать окружающий мир.

-Золотая рыбка. Сказка о рыбаке и рыбке. В море.

Познавательные УУД: отвечает на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретённые знания.

Коммуникативные УУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Постановка учебной задачи

- Тему сегодняшнего урока, вы определите сами, отгадав загадку:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, но не говорю.

О чем мы сегодня будем говорить?

-Отгадывают загадку. (Рыба)

-О том, кто такие рыбы?

Познавательные:

по определенным признакам угадать предмет;

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Открытие нового знания

- Откройте учебники на с. 34 и прочитайте тему урока?

-Кто же такие рыбы?
-Ребята, сейчас мы отправляемся в удивительный подводный мир. Вы побываете в роли исследователей, узнаете много нового и интересного.
- В мире существует огромное количество самых разнообразных рыб, но всё-таки мы можем обнаружить много общего в их строении. Давайте приступим к исследованиям. Рассмотрите рисунок и назовите из каких частей состоит тело рыбы?

- Ребята, как вы думаете, для чего рыбам нужны плавники?

- А для чего рыбам нужен хвост?

- Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

- Скажите, а для чего рыбам нужны жабры?

- Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь.

- Для чего рыбам нужна чешуя?

- Наличие чешуи-одна из отличительных особенностей этих животных. Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.

-Рассмотрите рисунок и скажите какая часть тела не покрыта чешуей?

-Как чешуйки расположены друг к другу?

Открывают учебник, высказывают свои догадки.

Слушают учителя, задают вопросы.

Перечисляют части тела рыбы.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Высказывают предположения.

Слушают ответ.

Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД:

осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Коммуникативные УУД:

Слушать собеседника; строить понятные для собеседника

высказывания.

Регулятивные УУД:

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Личностные УУД:

проявляют интерес к новому учебному материалу.

Первичное закрепление

Физкультминутка

Откройте рабочую тетрадь на с.24, давайте нарисуем рыбку по примеру сбоку.


-Если бы у вас в руках были живые рыбки, куда бы вы их отпустили?
- Ребята, в любой ли воде могут жить рыбы? А в какой воде им трудно будет жить, где они могут погибнуть?

Что должен сделать человек, чтобы рыбы не погибли?

 

-А кто из вас ловил рыбу? Какая рыба водится в нашей местности?

Ребята, вспомните, а каких рыб вы ещё знаете.

- Молодцы! Столько рыб назвали!

Рыбы плавают в реке,

В Черном море, в озерке.

Окунь, ерш, карась, налим -  

Все относятся к речным.

А еще есть щука, лещ -

В общем всех не перечесть.

О морских заводим речь.

В море плавают акулы,

Веслоносы, рыба – лист.

Они плавать не боятся,

Они плавают,  резвятся.

Все, что связано с водой,

Это рыбам – дом родной.

Открывают рабочую тетрадь, выполняют задание.

-В чистую, пресную воду.

-Нет. В грязной, с мусором.

Убирать за собой, очищать воду от грязи.

Отвечают на вопросы, называют рыб.

Повторяют за учителем.

Коммуникативные УУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Работа по теме урока, контроль усвоения

-Посмотрите на экран.

Назовите рыб, которых вы здесь видите. Всех этих рыб можно разделить на 2 группы, в зависимости от того, где они обитают. Подумайте, как?

- Почему рыбы называются речными?

- Почему рыбы называются морскими?

-Тогда к какой группе будет относиться наша золотая рыбка?

- Давайте сделаем задание в рабочей тетради. Откройте страницу 24. По силуэтам узнайте рыб. Какие из них речные, а какие-морские? У речных рыб закрасьте кружочки зелёным цветом, а у морских-синим. После выполнения задания поменяйтесь тетрадями со своим соседом и проверьте правильность выполнения задания. Если задание выполнено правильно, то нарисуйте зелёный кружок. А если задание выполнено неправильно, то красный.

Отвечают на вопросы. (Потому что речные рыбы живут в реке, а морские в море)

К группе морских рыб, потому что она жила в море.

Самостоятельно выполняют задание в тетради, после проверяют соседа по парте.

Коммуникативные УУД: оформляет свои мысли в устной и письменной форме; слушает и понимает речь других.

Личностные УУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определяет и формулирует цель для дальнейшей работы с помощью учителя.

Подведение итогов урока

Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили.

-О ком сегодня говорили на уроке?

- Что общего у всех рыб?
- Из каких частей состоит тело рыбы?

- На какие группы мы разделили рыб?

- Приведите примеры рыб.

Вспоминают, отвечают на вопросы.

Познавательные УУД: умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД: оценивает  правильность выполнения действия         Личностные УУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Рефлексия

-Сейчас я прошу вас оценить свои достижения на уроке: если вы хорошо запомнили  рыб, их строение и основные признаки, то возьмите зелёный карандаш. Если вы допускали несколько ошибок, то жёлтый. А если на уроке вам было трудно, то красный.

-У кого остались вопросы, можете задать их.

-Вы большие молодцы! Спасибо всем за урок.

Оценивают свою работу и достижения на уроке.

Задают вопросы.

Регулятивные УУД: оценивают  правильность выполнения действия на уровне адекватной   оценки.          

Личностные УУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Что такое экономика?"

Работа на уроке открытия новых знаний проходит в группах. Раскрывая понятие "экономика", дети создают  коллективный проект, частичным материалом которого являются групповаые проекты....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Что такое деньги?"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опре...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Такие разные праздники", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о праздниках в России, их различиях и особенностях.Задачи урокаДидактические:Познакомить с праздниками, которые отмечают ...