Сказки о природе
классный час по окружающему миру
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Природа может научить человека красоте и музыке, раскрыть в нем художника или поэта. Именно на раскрытие творческих способностей ребенка направлены 43 разработанных примерных урока, вопросы и задания.
Фрагмент из книги о Природе:
ФИЛОСОФСКАЯ СКАЗКА: ЦВЕТОК КАКТУСА
Мария Скребцова
Однажды утром в жаркой пустыне, где утро и день одинаково знойные, родился цветок. Это был кактус. Он стал десятым ребенком в большой семье. Все дети в этой семье получали железное воспитание. Им полагалась лишь капелька влаги в неделю. Такое воспитание давало свои плоды. Кактусы вырастали выносливыми и молчаливыми. Они умели терпеть, не задавая лишних вопросов.
Десятый ребенок был другим. Он задавал вопросы. Сначала своей матери и братьям, а затем, так и не дождавшись их ответа, всем, кого видел вокруг. “Интересно, можно ли утонуть в песках? — думал кактус. “А небо — это тоже песок? Но почему оно другого цвета? Почему оно так редко плачет, ведь его слезы дают нам столько свежести!?
Его мать сердилась и ворчала: “Ты спрашиваешь слишком много... для кактуса. Ты должен молчать и терпеть..., как все мы!”
Но кактус не хотел терпеть. Непереносимая холодность, исходившая от его гордо молчавших, таких неуязвимых собратьев, томила и жгла его сердце. И он разговаривал с солнцем и песками, ветром и редким дождем, а ночами — с далекими звездами. Все они пели ему свои песни о земных и небесных мирах, о жизни других...
“Другие! Вот бы увидеть их!” — мечтал кактус.
Пески рассказали ему о людях. О людях они знали бесконечно много! Это были увлекательные истории: веселые и печальные, тревожные и даже страшные.
“Люди! Как они выглядят? Вот бы дотронуться до них иглами”, — вздыхал мечтатель.
“Ха-ха-ха”, — смеялись звезды. “Люди не любят колючих. Они убегают от того, кто делает им больно... Им нужно светить, тогда они тоже светятся и остаются с тобой... навсегда”, — так говорили звезды.
“Пески рассказывают, что люди знают все на свете. Они не молчат, как мы...”, — размышлял кактус.
“Да, они не молчат... Если безмолвствует их язык, то говорят их глаза, сердце и душа”, — говорили кактусу звезды.
“Душа! Что это? Есть ли это, у нас, кактусов?!” — спрашивал кактус.
И вот однажды случилось чудо. Кактус увидел людей и расслышал их слова: “Что за создание, пустыня! Суровое царство однообразия и безмолвия! Она приветствует лишь колючками растений, да и то, если расценивать это как приветствие. Сравнимы ли благоухающие цветы лугов с этими уродливыми...”
Кактус понял, что говорят о нем. Он впервые узнал, что некрасив и уродлив. Ему захотелось плакать. И на нем действительно выступили капли слез, просочившиеся через частые иглы. “Смотри-ка, плачущий кактус! — заметил один из людей и прикоснулся к нему. — Его иглы совсем не колются, это, наверно, какой-либо новый вид неколючих кактусов. Интересно, много их тут?” — и люди посмотрели вокруг себя. В стороне росли другие кактусы. Люди подошли к ним, нагнулись и тут же одернули руки — острые иглы больно поранили их пальцы! “Да, видно он один здесь такой, нежный!” — говорили люди, возвращаясь к удивительному кактусу.
Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей. По мере того как они приближались, лица их озарялись неописуемым восторгом: “Смотри! Чудо красоты! Белоснежное чудо! Сокровище! Благоухание всех цветов земли не сравнится с его чарующим ароматом. Боже, не снится ли это нам!” — и люди замерли перед кактусом в безмолвном восхищении.
“О чем это они? Да, люди очень странные: то они называют меня уродом, то замирают перед чем-то во мне в восхищении”, — удивлялся кактус. А прекрасный цветок — чудо красоты, неумолимо рос и рос из него. Все пространство вокруг благоухало. И дивный свет исходил от белоснежного чуда, рожденного кактусом.
Была ночь. Небо, усыпанное звездами, как бы раскрыло свои объятия волшебному цветку кактуса. При звездном мерцании он выглядел божественно прекрасно. Звезды говорили кактусу: “Теперь ты увидел душу... Твой цветок открыл ее в людях... Ты счастлив”.
:.: :.: :.:
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К СКАЗКЕ:
- Чем цветок кактуса отличается от других цветов?
- Что изменилось в людях при виде цветущего кактуса?
- Представьте, что кактус попросил вас рассказать ему какую-либо увлекательную историю о людях. Придумайте эту историю и расскажите ее кактусу. Дети могут рассказать кактусу историю из своей жизни или из жизни своих друзей.
- Что в природе “открывает вашу душу” и заставляет вас плакать?
- Представьте, что кактус из сказки поселился у вас на окне, и вы с ним подружились. Нарисуйте его и расскажите о том, как вы будете за ним ухаживать.
:::
Сказка "Цветок кактуса" на аварском языке
:::
ПРИМЕРНЫЙ УРОК
"ЧЕМУ НАС УЧИТ СОЛНЦЕ"
• Под музыку прочитайте детям стихотворение «Солнце»
ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ:
• Были ли в вашей жизни моменты, когда какой-нибудь человек своим поступком согрел вас, подобно солнцу?
• Посмотрите вокруг себя и расскажите где, в чем и какое солнце прячется.
• Педагог рисует на доске солнце класса. Дети рассказывают, от каких лучей солнце их класса засияет. Например, солнце, класса может иметь лучи дружбы, веры, доброты и т.д.
• Представьте, что внутри вас появился светлый луч, который стал медленно двигаться сверху вниз, и по пути движения осветил вас изнутри теплым светом. Опишите свои ощущения.
РИСУНОК "МОЙ СОЛНЕЧНЫЙ ПОРТРЕТ"
• Нарисуйте себя в виде солнца. Лучей у этого солнышка, должно быть столько, сколько у вас хороших качеств. На лучах солнышка можно подписать всех, кого вы любят.
ИГРА "ГЛАЗА СОЛНЦА"
• Подумайте, какими глазами солнце на землю смотрит. (Добрыми, светлыми, прощающими и т.д.) Посмотрите на своего друга глазами солнца. Расскажите обо всем, что вы увидели в своем друге.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ
• Представьте, что вы разговариваете с солнцем, о чем бы вы спросили его, что рассказали бы ему о себе? Напишите сказку о том, как вы разговаривали с солнышком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Окно в природу. Весенняя сказка»
Классы:1-4 специальные (коррекционные) классы VIIIвидаПредметы: литературное чтение, ИЗО, ритмикаТип занятия: комбинированное коррекционно – развивающее занятие...
Урок литературного чтения во 2-м классе по теме: "Мир природы в авторских сказках. Л.А. Чарская «Зимняя сказка»" (по системе Д.Б. Эльконина–В.В.Давыдова)
Комбинированный урок литературного чтения...
Разработка урока литературного чтения на тему: «Э. Шим. Рассказы и сказки о природе»
Урок сообщения новых знаний. Одними из задач данного урока являются формирование представлений об отличительных особенностях жанра рассказа и сказки. Учить видеть необычное в обычном. ...
Сказки о природе. В. Белов «Родничок».
Предмет: _литературное чтение Класс __1__Тема урока: _Развитие восприятия художественного произведения В. Белов «Родничок».Программа...
Технологическая карта урока. Литературное слушание. Сказка о природе. Э. Шим «Всем вам крышка».
Технологическая карта составлена для обучающихся 2 класса по программе "Начальная школа 21 века"....
Тема: «Роль природы в жизни человека» Сказка А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»
ЦеЦель: способствовать формированию первоначального представления о взаимодействии человека и природы; влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека; знакомство с творчеством русского...
УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Мы идем в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.»
Тема: «Мы идем в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.»Цели деятельности учителя: познакомить с творчеством В. Бианки.Планируемые результаты:-Предметные:знать:содержание произ...