Сказки о природе. В. Белов «Родничок».
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

 

Предмет: _литературное чтение                  Класс __1__

Тема урока: _Развитие восприятия художественного произведения В. Белов «Родничок».Программа "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_kurbatova.docx96.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по программе «Начальная школа 21 века»

Предмет: _литературное чтение                  Класс __1А___

Тема урока: _Развитие восприятия художественного произведения. Сказки о природе. В. Белов «Родничок».

Цель: обучать искусству слушать художественное произведение, воспринимать и понимать прочитанное.

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков, необходимых для проведения урока по данной теме:

  1. Учащиеся владеют слоговым чтением.
  2. Учатся моделировать обложку произведения, пользуясь «заместителями».
  3. Любят выполнять творческие работы по тексту.
  4. Учатся работать в парах, в мини-группах.

Учебные задачи:

образовательные

  1. Ввести в круг чтения новую авторскую сказку;
  2. Учить слушать и слышать текст сказки;
  3. Формирование первоначальных читательских умений;
  4. Включить обучающихся в активно-познавательный процесс и эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;

развивающие:

  1. Развивать творческое воображение;
  2. Развивать диалогическую и монологическую устную речь, коммуникативные умения;

воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к мнению других;
  2. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки;
  3. Воспитывать экологическую культуру обучающихся

Учебные умения:

  1. Правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие);
  2. Определять жанр и тему;
  3. Моделировать обложку;
  4. Прогнозировать содержание на основе заголовка;
  5. Выявлять авторскую точку зрения и выражать свою;
  6. Введение «заместителей» героев;
  7. Составление цепочки событий (схематического плана) с использованием «заместителей»;
  8. Редактировать деформированный схематический план;
  9. Разыгрывать диалог;
  10. Создавать продолжение сказки.

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу;

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративны

Организация класса.  Слайд №1

- Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

-Каким вы хотите видеть наш урок?

-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение  радости.

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. Покажите карточки настроения, с которым вы начинаете урок.

2

Изучение учебного материала

А)Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить и закрепить первоначальные читательские умения: выделять и называть фамилию автора и заголовок, правильно называть произведение.  

Рубрика «Книжная полка»

-Наш урок литературного слушания мы начинаем с выставки книг.

Покажите книгу и правильно её назовите.В каком порядке надо верно называть произведение? (книгу?)

Введение алгоритма ответа:

  1. Сказка , рассказ ,стихотворение
  2. Фамилия автора
  3. Заголовок
  4. Тема

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению и закреплению первоначальных читательских умений, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные, побуждающий от проблемно-игровой ситуации диалог.

Б) Постановка учебной задачи

Цель: обсудить затруднение и сформулировать  цель урока.

В)Открытие новых знаний.

Цель: обсудить проект решения учебной задачи, формировать первоначальные читательские умения по прослушиванию нового произведения, включить обучающихся  в  активно-познавательный процесс .

Методы: учебный диалог, моделирование.

Разложите книжки в стопки. Как вы предлагаете их разложить?

Одна группа выбирает стихи, вторая – сказки, третья – рассказы.

На уроках литературного слушания мы уже знакомились с произведениями разных жанров, тем, авторов.

– на доске модели обложек произведений разных жанров и тем:

– расскажи по моделям обложек о жанре и теме произведения.

      Узнайте жанр произведения по отрывку, который я вам прочитаю. И покажите,

       какой фигурой вы его обозначите.

  1. Привет, тебе, мой край родной,

С твоими тёмными лесами…

(Стихотворение о Родине, автор Дрожжин «Привет»)

  1. Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь бывало в лес на лыжах – дышишь – и не надышишься.

(Рассказ о природе, автор Соколов – Микитов «Русский лес».)

  1. У меня есть родной

Удивительный дом:

Нет стены ни одной

В этом доме моем.

( Стихотворение о Родине, автор Серова «Мой дом»)

Сегодня на уроке литературного слушания вас ждет встреча с новым произведением. Заголовок вы сможете узнать, если прочитаете по стрелке и запишете слово.

Работа в парах по карточкам.

-Какое слово у вас получилось?

-Назовите заголовок нового произведения?

Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –

Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.

Заголовок – это не просто слова.

Эти слова – всему голова!

- О чём может быть текст с таким названием? (О родничке, о маленьком родничке)

- Что надо сделать чтобы разрешить ваши предположения? (Прослушать, прочитать)

--После чтения мы узнаем, оправдались ли ваши предположения. Откинули спинки на стульчик, ручки положили свободно.  Слушаем, я читаю

 Проверка первичного восприятия.

-Понравилось произведение?

-Что вам понравилось?

-Что вам не понравилось?

-Когда вам было весело? А грустно?

-Оправдались ли ваши предположения?

Офтальмологическая минутка.

Моделирование обложки. Слайд 5

Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала? (Сказку)

Почему вы так решили? Докажите.

Как мы обозначаем сказку? Слайд 6

Какой фигурой?

Покажите на своей модели, что я вам прочитала сказку.

Подумайте, о ком? - о чем? сказка, которую вы сегодня слушали?

Правильно, покажите это на своих моделях.

Выберите, какая модель подходит к данной сказке?

(Учащиеся закрашивают круг зеленым цветом.)

-Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто написал эту сказку? (В. Беляев)

- Значит, какая это сказка?- (Авторская (литературная).

-Укажите на модели фамилию автора.

- Какой заголовок у этой сказки? (Родничок)

- Обозначьте заголовок в модели. Сравните с моей моделью. (Слайд №7)

-Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке.

(В. Беляев «Родничок». Это сказка о природе.)

3

Закрепление учебного материала

Цель:  учиться работать с содержанием прослушанного текста;

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования первоначальных читательских навыков

Задачи:

- учится из нового текста выявлять авторскую точку зрения и выражать свою;

-включить обучающихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;

- развивать способность давать адекватную самооценку

Методы: репродуктивные

 Работа с произведением: анализ  содержания, определение темы чтения.

-Вам встретились такие слова, значение которых вам было непонятно? (Шибче забулькал, дедушка с котомкой, зеленая ряска. Занесем эти слова в  «Словарь нашего класса»)

-Кто главные герои в сказке?   Слайд № 8

-Прочтите в учебнике с. 8

-Введем «заместителей» героев:

-Составление плана- схемы.

Р          М

Р          Д

Р          З

Р          С

Р          П

-Составим цепочку событий: кто и в каком порядке встречался с родничком.

-Давайте вновь вернёмся к сказке. Как начинается сказка? (Родился в поле родничок)

- Каким он был  в начале сказки? (маленьким)

- Давайте проследим  по цепочке событий, что происходит с нашим маленьким  

  родничком после встречи с каждым героем,

Р          С

Р          П

                  -   веселее забулькал                                         еще глубже стал

   

Р          М

Р          З

                                      шире стал                                                        совсем глубоким

   

Р          Д

                                     шибче забулькал

                                 

   - Какой вывод можно сделать? (Родничок растет)

- Почему с каждой встречей становился родничок больше? (От добрых слов «Пейте

   досыта, пожалуйста!» И каждый отвечал: «Спасибо, родничок!»)

- Какое настроение  в начале сказки?

-Все ли герои встречали родничок волшебными словами доброты?

- Назовите этого героя. (Болотный комар)

Р     К Посмотрите на модель. Почему я поставила двустороннюю стрелку?

 (Родничок и комар разговаривают, ведут диалог.)

Слайд 9

Воспитанный                    Невоспитанный

     Вежливый                       Грубый

     Добрый                           Злой

     Щедрый                          Скупой      

   Трудолюбивый              Ленивый

- Что стал советовать комар? (На всех воды не напасешься, береги для себя воду!)

Изменился ли родничок после встречи с комаром?

-Как автор относится к родничку? К комару?

-Кто вам понравился больше и почему?

 -Как изменилось настроение в конце сказки? Почему? Что произошло с родничком? («Буль»,- сказал родничок и заглох)

- Почему заглох родничок?

-Родники - природное богатство. Оберегайте их! Слайд 10

Физ. минутка «Лес». 

Сейчас мы с вами немного  отдохнём и побываем в лесу.

Только в лес мы вошли, появились комары.

Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем.

Снова дальше мы идём, перед нами водоём

Раз, два, раз, два – позади теперь вода.

Дифференцированное задание.

У кого на партах лежат листочки – выполняют задание 2 на странице6 в р.т.

Посмотрите внимательно на картинки и точно изобразите героев.

У кого на парте лежат грибочки – выполняют задание в тетради №3 на странице 7 в р.т.

Рассмотри цепочку событий найди ошибки

Творческая работа в группах.

-Сейчас будем работать по группам.

1 группа  «Мишки»– составить книжку – малышку по цепочке событий.

2 группа «Белочки»- проинсценировать диалог главных героев: родничка и комара.

3 группа «Лисички»– придумать продолжение сказки от имени Родничка.

Вопросы учащимся после инсценирования сказки:

-Представьте, что перед вами настоящие герои сказок. Какие вопросы вы им хотите задать?

-Что посоветуете Родничку? 

4

Рефлексия

Мой добрый друг, пожалуйста,

 Добро совершать не бойся.

 Помог кому – то – и радуйся,

 Награды не нужно большей.

-Дарите людям добро!

-Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок? Что понравилось? Что не понравилось? Покажите карточки вашего настроения.

5

Итог

С каким произведением мы сегодня работали? Слайд 11

Чему научились?

-Как произведение помогло вам?

Давайте все вместе прочтём волшебные слова доброты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по сказке "Бурый медведь и белый медведь".

На занятии ребята совершили путешествие на север нашей страны, в места проживания белого медведя и в зону лесов в гости к бурому медведю, для знакомства с условиями их проживания. Затем ребята прослуш...

Год охраны окружающей среды «Природа – наш дом родной».

Словно крыша над землёю,Голубые небеса.А под крышей голубою – Горы, реки и леса,И поляны, и цветы, и, конечно, я и ты....

Сценарий мероприятия «Природа - наш дом родной»

Внеклассное мероприятие по теме:«Природа - наш дом родной»   Цели:·         расширить знания детей о природе;·...

Внеклассное мероприятие "Природа - наш дом родной"

Цель: - научиться понимать взаимозависимость в системе «человек – природа – общество»; осознать необходимость выполнения правил поведения в «зеленом доме». Задачи: - получить начальные навыки экол...

Урок литературного чтения. Разновозрасный урок в 1 и 3 классах по теме: В. Белов "Родничок"

Урок литературного чтения по теме: В. Белов "Родничок". Материал расчитан на обучающихся 1 и 3 классов.  Дети знакомятся с творчеством В Белова, учатся  определять отношение автора...

Рабочие программы по "Доноведению" (Природа и история родного края)

Рабочие программы по "Доноведению", помогут учителю правильно организовать учебный процесс. К данному курсудля 1 класса необходимо следующее обеспечение:1.       Сухаревс...

Сборник программ вариативных курсов "Литература Дона", "Природа и история родного края", "Культура Дона" учебно-методического комплекса "ДОНОВЕДЕНИЕ"

В сборнике представлены программы вариативных курсов, входящих в учебно-методический комплекс "Доноведение". Данное пособие позволит учителю  представить всю палитру вариативных курсов и выбрать ...