Тема: «Роль природы в жизни человека» Сказка А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

ЦеЦель: способствовать формированию первоначального представления о взаимодействии человека и природы; влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека; знакомство с творчеством русского кла классика А.С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx19.23 КБ
Файл skazka_o_zolotom_petushke_1.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Роль природы в жизни человека»

Сказка А.С. Пушкина

«Сказка о золотом петушке»

Цель: способствовать формированию первоначального представления о взаимодействии человека и природы; влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека; знакомство с творчеством русского классика А.С. Пушкина.

Задачи урока:

1.обучающие:

-определить способы взаимодействия человека и природы

- проследить отношение автора сказки к окружающему миру через его произведение;

- продолжить формирование научных представлений об окружающем мире.

2.воспитывающие:

– содействовать экологическому воспитанию; осознанию своей причастности к окружающему миру;

– воспитывать чувство красоты, интерес к природе.

3.развивающие:

развивать память,внимание, воображение, наблюдательность, сообразительность,творческие способности, речь учеников.

Оборудование урока:

Фотографии природы

Презентация (иллюстрации сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке», портреты, сюжетная картинка)

Рисунки учащихся.

Ход урока.

Слайд 1

I. Орг. момент.

Дети, к нам на урок сегодня пришли гости. Поприветствуем их, подарим свои улыбки и хорошее настроение.

Слайд 2

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце,

дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нём.

ПРИРОДОЮ родной земли

Зовётся этот дом. (Л. Дайнеко)

II. Актуализация знаний.

Слайд 3

Мы продолжаем наше путешествие в мир сказок А.С. Пушкина. И сегодня мы побываем в тридесятом государстве царя Дадона.

Слайд 4

Сказка «О золотом петушке» была написана 20 октября в 10 часов и 53 минуты в 1834 году. А.С. Пушкин специально поставил в конце сказки точное время и дату. Это была его последняя, пятая сказка, и поэт хотел это показать.

Кто мне сможет рассказать, о чем эта сказка?

Сказка, в стихотворной форме, повествует о грозном Царе Дадоне, которого утомили войны с соседними государствами. Хитрый царь заключает сделку с мудрецом. Тот дает ему золотого петушка, который должен охранять границы его владений, оповещая о нападениях непрошеных гостей. Но мудрец требует от царя плату – выполнить любое его желание. Вскоре мудрец просит отдать ему Шамаханскую царицу. Царь отказывается, ударяет старика жезлом, отчего тот падает замертво. Золотой петушок клюет царя в темя, и царь Дадон расплачивается жизнью за свой обман и неблагодарность.

III. Работа по теме урока

Эта сказка очень мудрая, но сегодня мы не будем ее анализировать.

Мы совершим военные походы вместе с царем Дадоном и его армией. По пути увидим природу тридесятого царства и сравним с нашей.

Начнём работу с повторения необходимых знаний.

- Что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает, но не сделано руками человека).

- Какая бывает природа? (Живая и неживая).

- Назовите признаки живой природы. (Всё, что рождается, растёт, питается, дышит, приносит потомство и умирает).

- Что относится к живой природе? (Мир растений и животных).

Слайд 5

1.Войско в горы царь приводит

И промеж высоких гор

Видит шёлковый шатёр

Что такое горы? Есть ли они в нашей области? Какие животные живут в горах?

Давайте нарисуем в наших тетрадях горы.

Мы можем долго любоваться горами, но должны помнить о том, что люди могут причинить вред окружающей природе (охота, вырубка леса, осушение болот, мусор).

Природные явления: извержение вулканов, пожары, засуха, наводнения.

Слайд 6

2.Бродят кони их средь луга

По притоптанной траве,

По кровавой мураве...

Дайте определение понятию «луг». Бывали вы на лугу? Какие растения там произрастают? Назовите отличия луговых цветов от садовых.

Прошу изобразить в тетрадях несколько луговых растений.

Луг требует к себе тоже бережного отношения.

Слайд 7

3.Ждут, бывало, с юга, глядь, -

Ан с востока лезет рать!

Справят здесь, - лихие гости

Идут от моря...

Какие водоемы вы знаете? Чем они отличаются друг от друга? Какие из них есть в нашем крае?

Нарисуйте обитателей любого водоема.

Чем мы можем помочь водоему?

Физкультминутка «Весело в лесу»

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)

Вот лиса идёт по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Бег на месте.)

Вот голодная лиса (Ходьба на месте.)

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)

Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)

Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты.)

Молодцы, ребята! А кто подскажет мне, где живут веселые зверята – зайцы, лисонька? В лесу.

Слайд 8

В «Сказке о золотом петушке» о лесах не сказано ничего, поэтому мы не знаем, были ли они в Царстве Дадона. А у нас леса есть? Назовите мне зверей и птиц, для который лесная чаща – родной дом.

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.  

Эти строки написал поэт С. Никулин в стихотворение «Русский лес»

 Вы любите гулять по лесу? Какие подарки можно принести из леса?

Давайте нарисуем картинку: «Мы в лесу».

Что может произойти от оставленного в лесу стекла?

(В жаркую погоду стекло отражает солнечные лучи, и от солнечного зайчика может загореться сухая трава)

Слайд 9

Ребята, послушайте строки стихотворения Николая Старшинова и подумайте, к чему призывает нас автор:

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте.

Давайте сохраним ромашки на лугу

И белочку в тайге, и цаплю на болоте.

- Мы должны бережно относиться к природе, охранять и защищать ее.

IV. Итог

Какая была тема урока?О чем мы говорили?Что вам особенно запомнилось на уроке?

V. Рефлексия

Слайд 10

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Если вам на уроке всё было понятно, то нарисуйте солнышко, если вы затруднялись в выполнении некоторых заданий - елочку, ну а если вам было очень трудно и неинтересно - изобразите тучку.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Елистратова Лидия Константиновна, учитель высшей квалификационной категории МБОУ г. Костромы «Средняя общеобразовательная школа №26 имени Героя Советского Союза В.В.Князева» Урок по окружающему миру. 1 класс По сказке А.С Пушкина «Золотой петушок»

Слайд 3

Александр Сергеевич Пушкин 220 лет со дня рождения

Слайд 5

Задание 1 Войско в горы царь приводит И промеж высоких гор Видит шёлковый шатёр.

Слайд 6

Задание 2 Бродят кони их средь луга По притоптанной траве, По кровавой мураве...

Слайд 7

Задание 3 Ждут, бывало, с юга, глядь, - Ан с востока лезет рать! Справят здесь, - лихие гости Идут от моря...

Слайд 8

Задание 4 Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес.

Слайд 9

Нам жить в одной семье, Нам петь в одном кругу, Идти в одном строю, Лететь в одном полёте. Давайте сохраним ромашки на лугу И белочку в тайге, и цаплю на болоте.

Слайд 10

Рефлексия

Слайд 11

Спасибо за внимание ! Все материалы из свободного доступа сети Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по окружающему миру в 3 классе на тему: "Роль растений в жизни человека"

изучение особенностей одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводстве....

Викторина по сказке А. С. Пушкина "Сказка о золотом петушке"

Предлагаю викторину по сказке А. С. Пушкина "Сказка о золотом петушке" для учащихся 1-4 класса, родителей, воспитателей, учителей, которую можно использовать как на уроке, так и во внеу...

Родительское собрание по теме: "Роль чтения в жизни человека"

В наше время чтение считается делом не модным. Люди редко посещают библиотеки, месяцами не заглядывают в книжные шкафы, получая информацию в основном из электронных источников. Хотя информационное про...

Тест по сказке А.С.Пушкина "Сказка о золотом петушке"

Тест подготовлен и проведен для учащихся 4 класса, которые занимаются в кружке "Эрудиты"...

Викторина по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»

Викторина по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»...

Презентация на тему: "Роль кошек в жизни человека", 3 класс

Презентация к исследовательской работе на тему: "Роль кошек в жизни человека"...