Конспект урока, тест, классный час
классный час по окружающему миру (1 класс)
В порфолио включены мои работы, разработки уроков, презентаций, программ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 15.21 КБ |
Итоговый тест | 59.5 КБ |
klassnyy_chas_pomozhem_ptitsam.docx | 41.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 14
Тема: Признаки осени Человек и природа. Природа и предметы, созданные человека
Цель урока: Создать условия для ознакомления с понятием осень.
Закрепить представления о приметах осени.
Задачи:
-закрепить элементарные представления о приметах осени;
- уточнение понятий сентябрь, октябрь, ноябрь
-воспитывать уважение к труду на земле
-воспитывать позитивное отношение друг к другу, умение работать в коллективе
- способствовать формированию положительной мотивации учения
Оборудование: компьютер, рабочая тетрадь, раздаточный материал.
Ход урока.
1.Организационный момент: Физкультминутка
2.Повторение. -_Какой урок по счёту? Как называется? Чему учимся?
3. Подготовка к восприятию нового материала.
-Ребята, сегодня мы буде говорить о времени года. Чтобы узнать о каком, отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек
Я ______ (осень)
Давайте вспомним, как называются три осенних месяца.
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! - сентябрь -
***
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй? - октябрь -
***
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? - ноябрь –
- Молодцы. Мы с вами отправимся в путешествие по осени. Но на чем мы поедем? Посмотрим, что у вас лежит на партах? (Листки бумаги и карандаши)
4.Работа по теме урока.
Нам надо дорисовать дорогу. Взяли листики, положили перед собой. Нам надо написать прямые линии. Взяли карандаши, пишем. (прямые линии)
- Посмотрим, что у нас получилось? (вывешиваются листы на доску и получаются рельсы) У нас получились рельсы. А какой транспорт может проехать по рельсам? Посмотрите, на чем мы поедем? ( на доске висит – поезд, машина, самолет)
-Мы поедем на поезде.
На доске появляется поезд, но на нем нет колес.
- Посмотрите, мы сможем поехать на этом поезде? (нет)
- Почему, нет? (нет колес)
- У меня есть тут несколько колес. -Какие подойдут для нашего поезда?
На доске несколько геометрических фигур. Учащиеся должны выбрать круг.
- Правильно, колеса круглые.
- Возьмите конверты. Достаньте круги. Разложите их на большие и маленькие круги.
-Покажите мне большой красный круг, маленький желтый круг, большой желтый круг, маленький красный круг.
- Молодцы. Сложите круги в конверты. Я не случайно выбрала эти два цвета – красный и желтый. Это мои любимые цвета. Осенью много желтого и красного. А что желтеет и краснеет осенью. (подсказка – дерево с листьями)
- Правильно, листья на деревьях осенью желтеют, краснеют. Отправляемся на нашем поезде.
Физкультминутка.
Дети встают друг за другом (Проходим круг, встаем посередине класса)
-Мы приехали в лес. Поднялся ветер( запись шума ветра)
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо!
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
Работа по учебникус.24-27
-Рассмотрите рисунки. Какое сейчас время года? Покажи рисунок с этим временем года.
-Нади различия на следующих рисунках.
Учитель: Летом солнце светит ярко, даёт много тепла и света. Осенью солнце светит меньше, становится холодно. Листья на деревьях желтеют и опадают. Это явление называется листопадом.
Работа в Рабочей тетради с.8-9
-Подумайте, почему осенью начинается листопад?
-Раскрась рисунок . Какие надо взять карандаши, чтобы на рисунке получился осенний лист? (Индивидуальная помощь в раскрашивании Паше, Юре)
-Найди в приложении, вырежи и наклей рисунки предметов, которые дети нашли в лесу осенью. (Гриб, осенний листок)
Индивидуальная помощь в вырезании Владу, Паше.
Итог - О каком времени года говорили на уроке?
-Назовите признаки осени.
-Назовите осенние месяцы.
.Похвала.
Предварительный просмотр:
Итоговый тест по окружающему миру 1 класс
Вариант 1
А 1. Укажи столицу нашей Родины.
- Санкт-Петербург
- Москва
- Самара
- Новгород
А 2. Какая часть растения находится под землёй?
- корень
- стебель
- цветок
- листья
А 3. Чем звери отличаются от других животных?
- они большие
- они покрыты шерстью
- они умеют хорошо бегать
- они хорошо плавают
А 4. Какая птица зимующая?
- аист
- стриж
- поползень
- ласточка
А 5. Сколько ног у насекомых?
- 4 ноги
- 6 ног
- 8 ног
- 2 пары
А 6. Что такое туча?
- густое облако
- пар
- роса
- туман
А 7. Во что превращается снег в тепле?
- в туман
- в град
- в воду
- в пар
А 8. Как человек получает электричество?
- от молнии
- из природы
- оно вырабатывается на электростанциях
- из реки
А 9. Почему на Луне не могут жить люди?
- там очень холодно
- там нет воды
- там опасно
- там нет воздуха
А 10. Какой звук вреден для ушей?
- громкая музыка
- щебет птиц
- шум дождя
- шум ветра
В 1. Что такое Солнце?
- планета
- звезда
- комета
- спутник Земли
В 2. Как называются открытые жаркие районы Земли, покрытые травой и кустарниками?
- пустыни
- поля
- саванны
- тундра
В 3. Какой витамин помогает реже простужаться?
- витамин С
- витамин А
- витамин В
- витамин D
Вопросы категории С 1 и С 2 имеют несколько вариантов ответов.
С 1. Как ты можешь сберечь воду?
- закрывать кран
- реже мыть руки
- не выбрасывать мусор в реку
- не купаться в реке
С 2. Если почувствовал запах газа, нужно:
- открыть окно
- позвать взрослых
- позвонить по телефону 04
- включить свет
Вариант 2
А 1. Кто управляет нашей страной?
- царь
- мэр
- президент
- король
А 2. Где надо ставить большинство комнатных растений?
- в тени
- ближе к свету
- в затемненных местах
- в прохладное место
А 3. Какое из животных самое крупное?
- слон
- крокодил
- бегемот
- белый медведь
А 4. Какая птица не остаётся зимовать?
- воробей
- сорока
- синица
- ласточка
А 5. Кто не является насекомым?
- паук
- бабочка
- стрекоза
- муха
А 6. Что такое ветер?
- циклон
- движение туч
- ураган
- движение воздуха
А 7. Какой лёд по цвету?
- белый
- серый
- бесцветный
- голубой
А 8. Как доставляется электричество к домам?
- на машинах
- по проводам
- по воде
- в железных ящиках
А 9. Почему звёзд не видно днём?
- они затухают
- они на другой стороне Земли
- свет Солнца ярче
- ночью они горят ярче, чем днём
А 10. В каком возрасте можно выезжать на велосипеде на проезжую часть?
- в 10 лет
- в 12 лет
- в 14 лет
- в любом
В 1. Что такое Луна?
- одна из планет Солнечной системы
- самая яркая звезда
- самая горячая звезда
- спутник Земли
В 2. Как называется самый холодный участок суши на Земле?
- Арктика
- Антарктида
- Африка
- Южный полюс
В 3. Как часто надо чистить зубы
- через час
- один раз в день
- два раза в день
- после еды
Вопросы категории С 1 и С 2 имеют несколько вариантов ответов.
С 1. Что ты можешь сделать, чтобы было меньше мусора?
- не оставлять мусор в лесу
- сортировать мусор
- не выносить мусорное ведро
- закапывать мусор
С 2. Что должен делать человек в природе?
- разорять птичьи гнезда
- выжигать траву
- лечить раненых животных
- слушать пение птиц
Ключи итоговым тестам по окружающему миру
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | В1 | В2 | В3 | С1 | С2 | |
1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1,3 | 1,2,3 |
2 | 3 | 2 | 1 | 4 | 1 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 1,2 | 3,4 |
Рекомендации по оцениванию результатов:
Каждое выполненное задание уровня А оценивается в 1 балл, уровня В – в 2 балла, уровня С - в 3 балла.
Оценивание осуществляется в процентах от максимальной суммы баллов:
80 - 100% - отлично (высокий уровень)
60 – 80% - хорошо (выше среднего уровня)
40 – 60% - удовлетворительно (средний уровень)
0 – 40% неудовлетворительно (ниже среднего, низкий уровень)
Предварительный просмотр:
Классный час «Поможем зимующим птицам »
Задачи мероприятия:
- Обратить внимание на трудное существование птиц зимой;
- Прививать любовь к природе и воспитывать гуманность, рассказать о пользе птиц, об их охране
- Познакомить с многообразием и особенностями зимующих в наших краях птиц;
- Показать необходимость и способы оказания помощи птицам зимой.
Оборудование:
- Грамзапись "Голоса птиц", фотографии птиц, карточки с пословицами.
Ход мероприятия
Звучит фонограмма "Голоса птиц"
Учитель:
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
- А как вы думаете, можно сейчас услышать такое чудесное птичье пение?
- Почему?
- Когда поют птицы?
Учитель: - Сегодня мы с вами будем говорить о том, как бы птицам пережить трудное зимнее время. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм съеден. - А как называются птицы, которые улетают на юг?
- А почему они улетают?
- А как называются птицы, которые не улетают?
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас своей красотой и необычными звуками. Но им очень трудно.
Голодно зимой в лесу и зверям, и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут. Поэтому мы должны их подкармливать, т.е. вешать кормушки и насыпать туда корм. На доску повесим нашу кормушку. (Вешается кормушка)
Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.
Все наши ребята развесили кормушки для птиц около своих домов. И каждый день они подсыпают корм для них. Давайте посмотрим.
(Учитель показывает фоографии)
Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в "столовую".
(дети читают стихи)
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Но если долго снег идёт
Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки.
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.
Но если долго снег идёт
И долго длится вьюга.
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
Кормите их, согрейте,
Повесьте домик на суку.
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки
И оживут бедняжки
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
«Спасибо вам великое!»
Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку птицам без вреда для их здоровья.
1. Рябина.
2. Макароны
3. Семечки.
4. Ягоды шиповника
5. Ржаной хлеб.
6. Белый хлеб
7. Шоколадные конфеты
8. Яблоко
9. Пшено (крупа)
10. Гречневая каша
11. Сало соленое
12. Кусочки сырого мяса и др.
«Кто что ест?»
- Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
- Пшено и просо любимая еда овсянок и воробьев.
- Семена репейника – основной корм щеглов.
- Семена лебеды, полыни, крапивы репейника охотно едят все зерноядные птицы.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сырое (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.
- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.
Значение птиц.
- Ребята, какую пользу приносят птицы садам, огородам, лесу? (Выслушиваются мнения учеников.)
1.Пара синиц может оберегать от вредителей сад в 40 фруктовых деревьев.
2. Мухоловка-пеструшка каждый день ловит по 300 мух и комаров.
3. Грач, следуя за плугом способен уничтожить за день 400 червей.
4. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредителей.
5. Сова способна съесть за ночь 7-8 мышей. Только дна семья может уничтожить за год 10 тысяч мышей и таким образом спасти 20 т зерна.
6. А кукушка за день съедает 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы,5 личинок майского жука, 4 паука и много муравьиных яиц.
7. Многие птицы - санитары. Вороны, галки, коршуны, сороки и некоторые другие, питаясь на свалках и помоях, способствуют оздоровлению местности.
А сейчас позовем в гости наших пернатых, попробуем покормить и расскажем о них
Рассказы детей про птиц
А вот и первая птица прилетела к нашей кормушке. Узнай её, отгадав загадку.
Синица
Спиной зеленовата,
Брюшком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
Выступление учащегося:
Синица – очень подвижная и вертлявая птичка: не усидит на месте. Клюв у неё острый и сильный, а лапки очень цепкие, что позволяет птице цепляться за ветку и висеть вниз головой. Поёт звонко: «Синь-синь, пинь-пинь», умеет свистеть и трещать. За своё пение она и получила название «синица». Синицы любят сухофрукты, ягоды, орехи, семена подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, тертый желток крутого яйца, масло, несоленое сало ), малосоленый сыр, нарезанный мелкими кубиками . Ягоды: красной и черной рябины, боярышника, ирги. Семена подсолнечника, ржи, кукурузы, пшеницы, овса. Семена деревьев: сосны, ели, липы, клена, сирени, березы.
Дополнение учителя: Синички — жительницы лесные, им приспособится зимой сложнее и поэтому зимой синицы летят поближе к человеку. Из 10 синиц до весны доживает только 2-3.
Воробей
В серой шубке перьевой
И в морозы он герой
Скачет на снегу, резвится
Не орел, но всё же птица.
Выступление учащегося:
Частым гостем наших кормушек бывают весёлые воробьи. Прилетают на зиму ближе к жилищу человека. Они создают свои гнезда под крышами домов, в заброшенных зданиях, в трещинах жилых домов и даже в пустых скворечниках. Зимой они кормятся отходами на городских свалках, остатками пищи, брошенными на улице или у магазинов, греются под крышами домов или на теплотрассах.
Дополнение учителя
Воробьи на зиму строят свои гнезда за очень короткий срок, поэтому они получаются неряшливыми и не имеют правильной формы. Во время сильных холодов воробьи расправляют все свои перышки, что делает их похожими на маленькие пушистые комочки. Воробей — птица самостоятельная: в обиду себя не даст и голодным не останется. Ночью сбиваются мелкие птички в плотную стайку и греют друг друга: те, кто внутри согрелись, наружу перемещаются, а те, кто снаружи озяб, глубже протискиваются.
Сорока
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая
Самая болтливая
Птица говорливая
Верещунья- белобока
А зовут её ….
Выступление учащегося: Сороки относятся к тем птицам, которые остаются и не покидают родные места, то есть там же проводят зиму, где были. Это всем известные и довольно популярные птицы, которых все видели. Сорока известна своим черно-белым оперением. Сороки могут быть там, где есть возможность прокормиться.
Дополнение учителя: Сороки держатся сообща, совместно и пропитание проще добыть. Сороки известны своей хитростью. Даже у собаки могут украсть еду.
Серая ворона
Окраска сероватая,
Повадка вороватая.
Известная персона
Кто она? (ворона)
Выступление учащегося: Ворона - всеядная птица. Туловище у серой вороны пепельно - серое, а голова, крылышки, хвост, клюв, ноги, передняя часть горла - сине-черного цвета. Всякого рода пищевые отходы — привычная и излюбленная пища вороны, поэтому большое скопление этих птиц часто наблюдается на городских свалках. В отсутствии животной пищи ворона ест растения и их семена, фрукты и овощи. Современная городская ворона может распечатать пакет молока, разбить грецкий орех, размочить в луже сухарь, вскрыть консервную банку.
Дополнение учителя: Понаблюдав за этими птицами, ученые выяснили, что весной и осенью вороны совершают регулярные перелеты. Осенью они улетают в более южные края, а весной возвращаются. Так, к примеру, вороны из Подмосковья улетают под Харьков или Киев, а в Подмосковье селятся архангельские вороны. Поэтому, вороны, которые встречаются зимой у нас, совсем не те, которые изначально построили здесь свои гнездышки и вывели птенцов. А те, которые прилетели из мест с более суровыми морозами. Однако перелеты совершают только молодые вороны. Старые вороны на весну улетают подальше от человеческого жилья, а зимой вновь возвращаются и примыкают к стаям пришлых молодых ворон и галок.
Снегирь
Чернокрылый, красногрудый.
Он везде найдёт приют.
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут.(снегирь)
Выступление учащегося: За свойство появляться с первым снегом - и назвали его снегирём. У самцов вся грудь ярко-красного, почти алого цвета. Самочки окрашены скромнее. У них грудка коричневатая. Ягоды рябины — их излюбленный корм. Причем мякоть они не едят, а выклевывают только семена. Из-за этого под деревом на снегу всегда рассыпаны распотрошенные красные крошки ягод. А вообще питание их, несмотря на то, что только растительного происхождения, довольно разнообразно. Зимой это семена ольхи, клена, ягоды рябины.
Дополнение учителя: А вот летом их заметить трудно, поэтому некоторые люди думают, что снегири улетают в другие края. Они действительно перелетают, но только вглубь глухой еловой чащи, где будут строить свои гнезда.
Большой пестрый дятел
Он в своей лесной палате,
Носит чёрненький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит и легче (дятел)
Выступление учащегося: Самый распространенный в европейских лесах – это большой пестрый дятел. Клюв у этих птичек толстый, длинный и крепкий. Они способны выдалбливать дупло в любом дереве, хотя чаще выбирают для этих целей стволы больные. Хорошо лазить по стволам деревьев дятлам помогают короткие ноги с цепкими пальцами и крепкий хвост. Эта лесная птица встречается везде, где деревья и предпочитает одиночество. Но могут жить и рядом с человеком, например, в городских парках и скверах. Он редко улетает далеко от места проживания. Большинство из них всеядны и легко переносят морозы. Не изменяется образ жизни этой птицы даже зимой. Зимой дятел питается, в основном, семенами сосны и ели, плодами растений. Он искусно вынимает клювом семена из шишек и даже используют для этого постоянные станки - развилки веток. Также зимой он отлично находит жуков - короедов и жуков - древоточцев, которые в спячку прячутся под кору деревьев и выдалбливает их.
Чечётка
Звонкий крик: -Ячет-чета.
Все в лесу услышат чётко
Щебетанье, суета-
Это ведь
(че…ка).
Выступление учащегося: Это довольно небольшие птахи, их размер всего лишь около 5 сантиметров, а весят они – 30 граммов! Глядя на эту птичку, можно назвать ее «красной шапочкой», потому что в передней части головы у них находятся красные перышки, образующие круглое пятнышко. А у самцов - отличительный знак есть не только на голове, но еще и на груди, Во время зимних кочевок чечетки кормятся исключительно семенами деревьев и сорных трав. Особенно привязаны они к березе.
Дополнение учителя: Несмотря на свой маленький размер, чечетки не привыкли вести себя осторожно. Они быстро адаптируются к обитанию вблизи людей. Необыкновенно интересно наблюдать, как эти маленькие пташки кормятся. Они буквально облепляют ветки дерева, и, зависая в разных позах, клюют ягоды, шишки, сережки.
Поползень
Ловко лазит по стволам:
Вверх и вниз и тут и там?
Кто мелькает целый день?
Это птица…(Поползень)
Выступление учащегося: Поползень- такое название говорит само за себя, значит, кто-то ползает. Но так может сказать про эту птичку только человек ненаблюдательный. Поползень не ползает, а бегает, притом очень ловко. Это единственная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой так же хорошо, как и вверх головой. Ноги у поползня сильные. Спинка голубовато- серая, брюшко белое с примесью рыжеватых тонов. От клюва к затылку проходит черная полоса, а хвост словно разлинован белыми тонкими полосками. Для того чтобы пережить голодный период эта неугомонная птаха запасает еду впрок. Начиная с ранней осени, поползень засовывает кедровые орешки, желуди, а также плоды липы, лещины и бука в трещины и ниши, находящиеся в стволах деревьев или же бережно складывает в просторном гнезде. Гнездо поползня – это кладовая, в которой может уместиться до 2 кг провизии.
Дополнение учителя: А устроено гнездо в дупле и отличается оно тем, что вход, а нередко даже потолок и стены в нём до блеска отштукатурены размоченной слюной или же простой водой и глиной. В таком уютном домике, особенно когда «под рукой» богатые запасы пищи, нипочем и лютый мороз. Ведь сытой птице не страшны холода.
Клёст
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым —
Клё! клё! кпё — поёт со свистом. (Клёст)
Выступление учащегося: Клюв у птицы той не прост - крепкий,
загнут и внахлёст,
Невелик той птицы рост, а зовут ту птицу -…(клёст).
Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь!
Клесты очень дружные птички. Они любят летать стайками и всегда строят гнезда там, где много шишек с семенами. А еще клесты могут лазать по веточкам, даже висеть вниз головой! Висят на ветке вниз головой и семена едят!
Клесты до конца семена из шишек никогда не выклевывают. Чуть-чуть семян склюют, а остальные оставят в шишке. А шишку после еды на землю роняют. И поэтому можно сказать, что клесты очень полезные для леса птички. Они как лесники лес сажают.
Дополнение учителя: Если в кормушку положить мелкие орешки, подвесить шишку, то может быть, к вам в гости заглянет редкая птичка – клёст.
Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. Строят клесты свое гнездо из сухих еловых веточек, мха и лишайников, мягких корешков. А чтобы теплее оно было, выстилают внутри шерстью и перышками. А когда появляются на свет клестята, мама от них не отходит ни на минутку – сидит на птенчиках и согревает их своим телом.
Почему же птенцы у клестов появляются зимой? А потому что для клестят нужна особая еда! Конечно же, особая еда — детская — ту, что детям дают, чтобы они хорошо росли. Клестятам нужна каша, но другая - птичья – еловая каша! И такой каши много бывает только зимой, ведь получается она из … шишек! Долго приходится родителям выкармливать своих малышей, потому что те еще маленькие и сами еду из шишек добывать не умеют. Ведь у взрослых клестов клюв крестиком, а у птенчиков клюв прямой. Прямым клювом ни одного семечка из шишки не достанешь! А вот как подрастут малыши, начнут учиться семечки из шишек добывать, клюв у них тоже загнется и станет как крестик. Тогда и станут они сами себе еду добывать, клювом-крестиком чешуйки шишки раздвигать и доставать семена.
Сойка
Не молчунья, а болтушка-
Скачет, тараторит бойко.
Дубу верная подружка,
Дуб посеет новый
(с…а).
Выступление учащегося: По своим размерам сойка похожа на галку.
На голове у сойки есть широкой хохолок. Перья над хвостом белые, клюв, крылья, хвост — черные. Цвет оперенья ржаво-коричневый, а перья на плечах ярко-голубые с узенькими черными полосками. Смотрится птица в своем наряде очень ярко и красиво. Однако разглядеть ее не так-то просто, ведь сойки очень пугливые птицы.
Зимой, когда снежный покров препятствует добыче корма, эти птицы выбираются из леса на более открытые участки и появляются возле жилища людей. Питаются семенами и ягодами. Сойка – очень сообразительная птица. Она делает запасы: собирает и прячет желуди. Птица может запасти до 4 кг желудей. Запасы соек часто находят другие птицы, вездесущие белки и съедают их.
Дополнение учителя: Птицы данного вида умеют подражать пению других птиц и человеческому голосу. В зимнюю бурю или метель, птицы забиваются под еловые ветки и там пережидают непогоду.
Свиристель
Посмотрите, к нам на ели
Прилетели и запели,
С хохолками прилетели
И запели, как свирели.
(Свиристели)
Выступление учащегося: Есть у наших обычных воробьев ближайший родственник – птица свиристель. Название свое они получили от звуков, которые издают при пении: сви-ри-ри. Но природа дала свиристелям красивый наряд: торчащий розовый хохолок на голове и своеобразная окраска: основной цвет туловища нежного розового цвета с серыми оттенками, а вот крылья разноцветно-расписные, с черными, желто-оранжевыми и белыми полосками. На кончике хвоста также полоски. Зимой основная их пища – это ягоды. Свиристели кормятся в рябинниках, любят ягоды калины, шиповника, брусники, да и вообще любых ягодных кустарников.
Дополнение учителя: Едят свиристели много, набивают желудки плотно. Но большинство из этих ягод не переваривается, поэтому зимой место, где пировали хохлатые красавцы, узнать легко. Под голым деревом снег бывает весь усыпан яркими пятнами полупереваренных ягод с семенами и расклеванной кожурой. В природе это имеет большое значение: упавшие семена затем прорастают в новое растение. Люди строят для них в парках и в лесу кормушки и подкармливают этих красивых и ярких птиц, радующих взгляд. Несмотря на осторожность и скрытность, к кормушкам свиристели прилетают охотно.
Учитель: Если вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зёрна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, пока не появится первая зелень. Подкармливая птиц, до весны их доживёт значительно больше. Богаче будут их леса и парки. Кроме того, не стоит забывать об эстетической и моральной стороне. Какое удовольствие для любителя природы наблюдать за птицами возле кормушки. Тем более, что зимой они лучше идут на контакт с человеком. Они будут даже брать пищу с рук. Помощь птица зимой помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость.
Игра “Узнай птицу!” (По словесному описанию нужно узнать, что это за птица.)
Воробей: подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Синица: очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.
Дятел: красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.
Снегирь: верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.
Клёст: небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.
Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.
«Сложи пословицу» (пословицы разрезаны)
Где птица не летает - своё гнездо знает.
Слово не воробей – вылетит: не поймаешь.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Птицы сильны крыльями, а люди - дружбой.
Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет
Конкурс знатоков птиц.
1. Кто кормит птенцов «молочком» и умеет точно находить дорогу домой? (Голубь).
2. Какая хищная птица гнездится на скалах? (Орел).
3. Кто из птиц с древних времен служит символом красоты и нежности? (Лебедь).
4 Кто из птиц селится на крышах домов и по преданию приносит счастье? (Аист).
5 Кто подражает человеческой речи? (Попугай).
6. У кого самая длинная шея? (Журавль).
7. Какая птица является символом мудрости? (Сова).
8. Какая птица весь день по дереву клювом стучит? (Дятел).
9.Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)
Игра «Прилетели птицы»
Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, то нужно хлопать. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Учитель: Что неправильно?
Почему? Муха - насекомое.
Продолжаем: Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
галки и стрижи,
Комары, кукушки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы
Все, вы, молодцы!
Учитель: Сегодня мы поговорили о разных зимующих птицах. С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом, насыпая корм в кормушки.
Покормите птиц зимой!
Путь со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть,
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз,
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Песня Птицам холодно зимой
Учитель: Давайте не забывать о зимующих птицах, будем помогать выживать в холодное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разноуровневый интерактивный тест по русскому языку "Правописание парных согласных в корне", конспект урока 3 класс
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-21770-20...
Конспект урока "Изготовление розы из цветного солёного теста" 2 класс по программе Т.Н.Просняковой.
Данный урок проводится в развивающей системе Л.В.Занкова по учебнику "Уроки творчества" (Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова)....
Конспект урока труда "Новогодние игрушки из соленого теста"
конспект урока труда класс ОР...
Конспект урока по занимательному труду в 4 классе (сложная структура дефекта). Лепка из соленого теста.
Учить детей раскатывать тесто круговымии прямыми дважениями; преобразовывать форму шара в конус, столбик, сплющивать, раскатывать. Формировать умение передавать выразительные особенности, прпорциональ...
конспект урока по занимательному труду в 4 классе (сложная структура дефекта). Лепка из соленого теста "Ёжик"
Учить детей видеть в лепке реальное отражение предмета (ежа)....
Конспекты уроков и классные часы
Конспекты уроков и классные часы...
Конспект урока по классному часу на тему: «Подвиг во имя жизни»
Рассказать что такое Подвиг во имя жизни...