Технологическая карта урока
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Вороная Светлана Арсентьевна

   Урок-исследованиие. Великая война и великая Победа. 4 класс. УМК "Школа России". Окружающий мир. Плешаков А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Великая война и великая Победа. 4 класс, УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Тип урока:  урок-исследование

Цель урока: формировать понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, победы;  уважительное отношение к истории  России, своей семьи.

Образовательные:

  1. актуализировать первичные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г;
  2. расширить знания о военных действиях в начале Великой Отечественной войны;
  3. систематизировать знания о героическом прошлом своей страны и своего народа;

Воспитательные:

-  воспитывать человека-гражданина и патриота, готового защищать мир и своё Отечество;

-  уважение к себе в результате достижений целей, поставленных на уроке.

Развивающие:  

1. Развивать личностные умения:

- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

- эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им.

2. развивать предметные умения:

- понимания особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

3. развивать надпредметные УУД:

Развивать познавательные умения:

-поиска и выделения необходимой информации из различных источников;

-извлекать необходимую информацию из текста;

-находить определённые понятия.

-использовать знаково-символические средства, овладения моделированием;

Развивать регулятивные умения:

- самостоятельно выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы;

-формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера;

-контроля, оценки и результата собственной деятельности.

Развивать коммуникативные умения:

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстникам;

- управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Оборудование:

  1. Электронное приложение  к учебнику А.А.Плешакова (1CD) 4 класс
  2. Аудиозаписи :  «Священная война» (слова В.И.Лебедева-Кумача  , музыка А.В.Александрова)

                            «День Победы» (слова В.Харитонова , музыка Д.Тухманова)

  1. Притча  о Родине.
  2. Эталон для проверки работы
  3. Опорный лист . Таблица «Знаю - хочу узнать -  узнал»
  4. Учебники  : «История»  5 класс / стр.219-223/

                      «История»  9 класс / стр. 188 – 193, стр.201-205/

  1. Индивидуальные листы 
  2. Плакат 9 Мая – День Победы.
  3. Интеллект-карты
  4. Карточки с вопросами

                                                            Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

1

2

3

4

5

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

 Посмотрите в окно. Прекрасна весна. Весеннее солнышко своими лучами пробуждает природу к жизни, нежной зеленью покрываются луга и леса .

- Посмотрите друг на друга и пожелайте мысленно  удачной работы на уроке.

   - Что же нужно Человеку для счастья?

 - Давайте попытаемся ответить на данный вопрос.

  - Работа в паре: прочитайте притчу о Родине /РМ/

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.
 

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

 II. Актуализация  опорных

знаний

Работа
по карточкам

-  Какая проблема встала перед человеком? /

 -  Сформулируйте советы для Человека, которые помогут ему обрести счастье. Для этого используйте предложенный текст и слова для выбора.

1. На чужой земле долго ____________ __не будешь, потому что Родину, как и _____________на чужбине _______________.

2. Больше всего человек скучает _______________, потому что _________ край — это сердцу _______.

3. Расставшись с ___________, скучают семь лет, расставшись с ____________ тоскуют всю жизнь.

Слова для выбора: счастлив, не найдёшь, рай,  Родина,  по дому,  родной,  с другом,  родителей.

Оценка:    нет ошибок – 5

1-3 ошибки – 4

4 – 5 ошибок -3

6-… ошибок - 2

Эталон для проверки работы

1. На чужой земле долго счастлив не будешь, потому что Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.

2. Больше всего человек скучает по дому, потому что родной край —это сердцу рай.

3. Расставшись с другом, скучают семь лет, расставшись с Родиной, тоскуют всю жизнь.

Учитель делает вывод:

  Итак, что нужно для счастья ?

    В разные времена нашему Отечеству приходилось подниматься всем миром на защиту от врагов.

Выполняют
задания в парах

Формулируют  проблему и советы

 Проверяют и оценивают свою работу по эталону.

Делают вывод: /родина, родной дом, родители. Мир.,.друзья../

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Регулятивные: ориентируются в тексте; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.
 

Коммуникативные:

обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе

III. Изучение
нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы.

Включает аудиозапись песни «Священная война» (слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова)./РМ/

– Кто узнал песню? Каким событиям она посвящена? (Великой Отечественной войне.)

– К чему призывает песня? (К борьбе с фашизмом.) 

– Песня была создана в первые дни войны композитором А. В. Александровым и поэтом В. И. Лебедевым-Кумачом. Слова этой песни в те военные годы знали все. Эта песня называется «Священная война».

– Что значит «священная»?

– Подберите эпитеты к этой войне. Какой была эта война?  (Жестокая, страшная, героическая…)

– Почему войну назвали Великой? (1418 дней и ночей.)

– Отечественной? (На борьбу с врагом вступила не только Красная Армия, но и весь советский народ.)

- А почему прозвучала именно эта песня?

/Тема урока/

– В истории России, было немало войн, но самая тяжёлая из них Великая Отечественная война.

- Какую цель вы поставите перед собой? -Поработайте с таблицей (опорный лист) и заполните 1 и 2 столбцы.

О Великой Отечественной войне 1941- 1945 г…

- Давайте сформулируем девиз нашего занятия.

Отвечают
на вопросы.

Формулируют тему урока

Заполняют опорный лист 1 и 2 столбцы 

 «Знаю, но не всё; хочу узнать – узнаю!»

 

1V.Физминутка /2мин./

- Давайте спланируем нашу работу.

 Скажите, где мы можем найти информацию  о Великой Отечественной войне

  1. «Посмотреть по телевизору»
  2. «Посмотреть в книгах»
  3. «Спросить у другого человека»
  4. «Получить информацию из компьютера»

-Извлекаем информацию из ЭОР.

ПРОСМОТР ролика по диску /6мин./ /ЭОР/

 /РМ/

V. Практическая деятельность

Исследовательская работа в группах.

  • Предлагаю вам стать историками-исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой страшной войне. Для дальнейшей работы мы разделимся на группы. Извлекаем информацию из книг.

1-я группа – битва под Москвой. /РМ/

Вопросы:

– В каком году  произошла битва под Москвой?

– Что было сделано для победы в битве под Москвой?

– Кто командовал в битве советскими войсками?

Группам раздаются учебники  с дополнительной информацией , листы с  вопросами, листы для ответов.

Выполняют
задания.

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели

разных типов (схемы)

 

– Чем закончилась битва?

2-я группа – Сталинградская битва.

Вопросы:

– Почему фашисты стремились захватить Кавказ и Кубань?

– Каким образом советскому командованию удалось развернуть ход войны в свою пользу?

– С какими результатами закончилась битва?

3-я группа – блокада Ленинграда.

Вопросы:

– Что такое блокада Ленинграда?

– Как ленинградцы жили во время блокады, как они смогли справиться с трудностями осаждённого города?

– Что такое «Дорога жизни»?

– Когда Ленинград был освобождён от вражеской блокады?

– Сколько времени находился Ленинград в блокаде?

4-я группа – Курская битва.

Вопросы:

– Где и как проходила Курская битва?

– Каковы результаты Курской битвы?

- Где проходило грандиозное танковое  сражение?

5-я группа /индив.работа/ - города- герои

Выполняют

задания.

; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение и позиции в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции.

 

Защита работы и составление интеллект-карт./оценивание работы групп в индивидуальных листах- работа в парах – сдают учителю/

- Вывод: одержали Великую победу.

В парах оценивают работу групп, заполняют инд.листы в баллах.

Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность
за общее дело

V1. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

– На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР?

– Какой праздник отмечает наша страна 9 мая?

– Какой была цена Победы?

– У вас в семье есть ветераны и труженики тыла?

– Что же нужно делать, чтобы не допустить подобной войны?

 - Хочу вернуться к началу урока – солнце светит…..

-  Заполните  в опорном листе 3 столбик. 

            - Какой песней вы бы закончили урок?

Звучит песня «День Победы» (слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова). 

-- Доп.\з стр.140-146

Дом.задание – творческое поздр.открытку

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

- Если получили новые знания и есть что рассказать дома ,  то /ВСТАВАНИЕ/

 - Спасибо за урок.

Отвечают
на вопросы

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся
к приобретению новых знаний


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...