Тема урока: Великая война и великая Победа. 4 класс, УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Тип урока: урок-исследование
Цель урока: формировать понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, победы; уважительное отношение к истории России, своей семьи.
Образовательные:
- актуализировать первичные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г;
- расширить знания о военных действиях в начале Великой Отечественной войны;
- систематизировать знания о героическом прошлом своей страны и своего народа;
Воспитательные:
- воспитывать человека-гражданина и патриота, готового защищать мир и своё Отечество;
- уважение к себе в результате достижений целей, поставленных на уроке.
Развивающие:
1. Развивать личностные умения:
- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
2. развивать предметные умения:
- понимания особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
3. развивать надпредметные УУД:
Развивать познавательные умения:
-поиска и выделения необходимой информации из различных источников;
-извлекать необходимую информацию из текста;
-находить определённые понятия.
-использовать знаково-символические средства, овладения моделированием;
Развивать регулятивные умения:
- самостоятельно выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы;
-формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера;
-контроля, оценки и результата собственной деятельности.
Развивать коммуникативные умения:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстникам;
- управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Оборудование:
- Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова (1CD) 4 класс
- Аудиозаписи : «Священная война» (слова В.И.Лебедева-Кумача , музыка А.В.Александрова)
«День Победы» (слова В.Харитонова , музыка Д.Тухманова)
- Притча о Родине.
- Эталон для проверки работы
- Опорный лист . Таблица «Знаю - хочу узнать - узнал»
- Учебники : «История» 5 класс / стр.219-223/
«История» 9 класс / стр. 188 – 193, стр.201-205/
- Индивидуальные листы
- Плакат 9 Мая – День Победы.
- Интеллект-карты
- Карточки с вопросами
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
| Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала
| Посмотрите в окно. Прекрасна весна. Весеннее солнышко своими лучами пробуждает природу к жизни, нежной зеленью покрываются луга и леса . - Посмотрите друг на друга и пожелайте мысленно удачной работы на уроке. - Что же нужно Человеку для счастья? - Давайте попытаемся ответить на данный вопрос. - Работа в паре: прочитайте притчу о Родине /РМ/ | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
II. Актуализация опорных знаний | Работа по карточкам | - Какая проблема встала перед человеком? / - Сформулируйте советы для Человека, которые помогут ему обрести счастье. Для этого используйте предложенный текст и слова для выбора.
1. На чужой земле долго ____________ __не будешь, потому что Родину, как и _____________на чужбине _______________. 2. Больше всего человек скучает _______________, потому что _________ край — это сердцу _______.
3. Расставшись с ___________, скучают семь лет, расставшись с ____________ тоскуют всю жизнь.
Слова для выбора: счастлив, не найдёшь, рай, Родина, по дому, родной, с другом, родителей. Оценка: нет ошибок – 5 1-3 ошибки – 4 4 – 5 ошибок -3 6-… ошибок - 2
Эталон для проверки работы 1. На чужой земле долго счастлив не будешь, потому что Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь. 2. Больше всего человек скучает по дому, потому что родной край —это сердцу рай. 3. Расставшись с другом, скучают семь лет, расставшись с Родиной, тоскуют всю жизнь. Учитель делает вывод: Итак, что нужно для счастья ? В разные времена нашему Отечеству приходилось подниматься всем миром на защиту от врагов. | Выполняют задания в парах Формулируют проблему и советы
Проверяют и оценивают свою работу по эталону.
Делают вывод: /родина, родной дом, родители. Мир.,.друзья../ | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Регулятивные: ориентируются в тексте; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе |
III. Изучение нового материала | Рассказ учителя с элементами беседы. | Включает аудиозапись песни «Священная война» (слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова)./РМ/ – Кто узнал песню? Каким событиям она посвящена? (Великой Отечественной войне.) – К чему призывает песня? (К борьбе с фашизмом.) – Песня была создана в первые дни войны композитором А. В. Александровым и поэтом В. И. Лебедевым-Кумачом. Слова этой песни в те военные годы знали все. Эта песня называется «Священная война». – Что значит «священная»? – Подберите эпитеты к этой войне. Какой была эта война? (Жестокая, страшная, героическая…) – Почему войну назвали Великой? (1418 дней и ночей.) – Отечественной? (На борьбу с врагом вступила не только Красная Армия, но и весь советский народ.) - А почему прозвучала именно эта песня? /Тема урока/ – В истории России, было немало войн, но самая тяжёлая из них Великая Отечественная война. - Какую цель вы поставите перед собой? -Поработайте с таблицей (опорный лист) и заполните 1 и 2 столбцы. О Великой Отечественной войне 1941- 1945 г… - Давайте сформулируем девиз нашего занятия.
| Отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока
Заполняют опорный лист 1 и 2 столбцы
«Знаю, но не всё; хочу узнать – узнаю!»
|
1V.Физминутка /2мин./ |
| - Давайте спланируем нашу работу. Скажите, где мы можем найти информацию о Великой Отечественной войне - «Посмотреть по телевизору»
- «Посмотреть в книгах»
- «Спросить у другого человека»
- «Получить информацию из компьютера»
-Извлекаем информацию из ЭОР. ПРОСМОТР ролика по диску /6мин./ /ЭОР/
/РМ/ |
|
|
V. Практическая деятельность | Исследовательская работа в группах.
| - Предлагаю вам стать историками-исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой страшной войне. Для дальнейшей работы мы разделимся на группы. Извлекаем информацию из книг.
1-я группа – битва под Москвой. /РМ/ Вопросы: – В каком году произошла битва под Москвой? – Что было сделано для победы в битве под Москвой? – Кто командовал в битве советскими войсками? | Группам раздаются учебники с дополнительной информацией , листы с вопросами, листы для ответов. Выполняют задания. | Познавательные: осуществляют логические действия, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов (схемы) |
|
| – Чем закончилась битва? 2-я группа – Сталинградская битва. Вопросы: – Почему фашисты стремились захватить Кавказ и Кубань? – Каким образом советскому командованию удалось развернуть ход войны в свою пользу? – С какими результатами закончилась битва? 3-я группа – блокада Ленинграда. Вопросы: – Что такое блокада Ленинграда? – Как ленинградцы жили во время блокады, как они смогли справиться с трудностями осаждённого города? – Что такое «Дорога жизни»? – Когда Ленинград был освобождён от вражеской блокады? – Сколько времени находился Ленинград в блокаде? 4-я группа – Курская битва. Вопросы: – Где и как проходила Курская битва? – Каковы результаты Курской битвы? - Где проходило грандиозное танковое сражение? 5-я группа /индив.работа/ - города- герои
|
Выполняют задания.
|
| ; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение и позиции в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции. |
|
|
| Защита работы и составление интеллект-карт./оценивание работы групп в индивидуальных листах- работа в парах – сдают учителю/ - Вывод: одержали Великую победу. | В парах оценивают работу групп, заполняют инд.листы в баллах.
|
| Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело |
|
V1. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.
| – На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР? – Какой праздник отмечает наша страна 9 мая? – Какой была цена Победы? – У вас в семье есть ветераны и труженики тыла? – Что же нужно делать, чтобы не допустить подобной войны? - Хочу вернуться к началу урока – солнце светит….. - Заполните в опорном листе 3 столбик. - Какой песней вы бы закончили урок? Звучит песня «День Победы» (слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова). -- Доп.\з стр.140-146 Дом.задание – творческое поздр.открытку – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? - Если получили новые знания и есть что рассказать дома , то /ВСТАВАНИЕ/ - Спасибо за урок. | Отвечают на вопросы |
| Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний |
|