Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Довгань Ольга Андреевна

Конспект урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okr_mira_istoria.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

4 класс

Учитель: Петрова Ольга Владимировна

Методист: Лукьяненко Таисия Ивановна

Студентка: 941 группы Васильева В. А.

Тема урока: «Иван III»

Цель урока:

Формирование представлений у учащихся о Москве времен Ивана III.

Задачи урока: 

  • Познакомиться с особенностями правления Ивана III;
  • Узнать историю возникновения единого независимого Российского государства со столицей в Москве.

Планируемые результаты: 

Личностный: учить положительному отношению к предмету;

Метапредметные:

Регулятивный: учить организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

Коммуникативный: формировать умение слушать и понимать речь других;

Предметные: узнать, о возникновении единого Российского государства; о особенностях правления Ивана III.

Оборудование:

Для учителя: учебник «Окружающий мир» («Школа России», 4кл., 2ч.), презентация, видеоролик, физминутка, кроссворд на доску, план урока, иллюстрация Кремля.

Для ученика: кластер, учебник «Окружающий мир» («Школа России», 4кл., 2ч.),

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Здравствуйте.

Меня зовут Вероника Андреевна,

сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Садитесь.

Поздоровались, сели.

Актуализация знаний

Перед тем, как приступить к изучению новой темы, повторим предыдущую.

На прошлом уроке вы изучали Куликовскую битву.

Откройте учебники на странице 70.

Если затрудняетесь ответить на него, то ищите ответ в учебнике.

Когда один отвечает, все остальные слушают и после того как он ответит – дополняют.

1.Расскажите о Куликовской битве, кто бросил вызов Золотой Орде, в чем выражался этот вызов, что сделал Дмитрий, готовясь к борьбе с ордой, когда Мамай пошел с войском на Русь.

Кто бросил Золотой Орде открытый вызов?

Дмитрий Иванович бросил Золотой Орде открытый вызов.

В чем выражался этот открытый вызов?

Открытый вызов выражался в неуплате ненавистной дани.

Что сделал князь Дмитрий, готовясь к борьбе с Ордой?

Готовясь к борьбе, князь Дмитрий приказал возвести вокруг Кремля белокаменные стены.

Когда Мамай пошел с войском на Русь?

Мамай пошел с огромным войском на Русь летом 1380 г.

2.Когда началась Куликовская битва, с чего началась битва, как происходила битва, чем закончилась Куликовская битва.

Когда началась Куликовская битва?

Куликовская битва началась 8 сентября 1380 года.

С чего началась битва?

Куликовская битва началась с поединка богатырей Пересвета и Челубея.

Чем закончилась Куликовская битва?

Победой русских войск.

Дмитрий Иванович.

Отказался платить дань Орде.

Приказал возвести вокруг Кремля белокаменные стены.

Летом 1380 года.

8 сентября 1380 г.

С поединка богатырей Пересвета и Челубея.

Победа русских войск.

Определение темы урока

Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно разгадать кроссворд, ответив на вопросы.

Отвечаем по поднятой руке, полным ответом.

  1. Кто благословил князя Дмитрия Ивановича для борьбы с врагами?

  1. Как называлось поле, на котором состоялась Куликовская битва?

  1. Кто был во главе Золотой Орды?

  1. Как стали звать князя Дмитрия Ивановича после Куликовской битвы?

(на доке висит кроссворд, открываю по слову)

                      СЕРГИЙ

                КУЛИКОВО

                       МАМАЙ

                           ДОНСКОЙ

Обратите внимание на доску, у нас получилось ключевое слово «Иван».

Но чтобы узнать, про какого Ивана мы будем говорить, откройте учебник на странице 75.

Кто назовет тему урока?

Верно!

Тема нашего урока:

«Иван Третий»

Сергий Радонежский.

Куликово.

Мамай.

Донской.

«Иван Третий»

Постановка целей и задач

Планирование

(план на доске)

Сегодня на уроке мы рассмотрим такие вопросы, как:

1. Положение Руси и Золотой Орды в 15 веке;

2. Кремль при Иване III;

3. Поговорим об Иване IV Грозном;

4. Заполним кластер.

Слушают.

Практическая деятельность

Вспомним, какой князь сумел войти в доверие к хану Золотой Орды и ему самому разрешили собирать дань для Орды?

Верно, это Иван Калита.

На парте у вас лежит кластер, который мы будем заполнять на протяжении всего урока.

Прочитайте 1 задание.

Что нам необходимо сделать?

Верно, написать, какой князь вошел в доверие к хану Золотой Орде.

Записываем. Мы только что о нем говорили.

Кто помнит его годы рождения?

1288 – 1340г.р. (КЛИК)

А кто помнит, с какого по какой год он правил?

1325 – 1340 г. п.

Молодцы! Запишем эти даты в наш кластер, в задание № 2, где представлена родословная. Обратите внимание на экран, здесь представлен образец, как нудно заполнять родословную.

Кто правил после Ивана Калиты?

Он был внуком Ивана Калиты, и он бросил вызов Золотой Орде.

Верно, это князь Дмитрий Иванович.

Кто помнит годы рождения?

1350 – 1389 г. р. 12 СЛАЙД

А годы правления?

1359 – 1389 г. п. 13 СЛАЙД

Записываем в наш кластер эти данные.

Молодцы. Вы все верно ответили!

Как народ прозвал Дмитрия Ивановича?

Дмитрий Донской, верно!

Вспомните, почему его так прозвали?

Прозвали его так, за победу в Куликовской битве, в верховье реки Дон.

Молодцы!

8 сентября 1380-го года на Куликовском поле во главе с Дмитрием Донским русские войска одержали победу над войском Ордынцев, это был важный шаг освобождения Руси.

Потребовалось ещё 100 лет, чтобы совсем освободиться от ордынской зависимости.

Тогда на Руси (с 1462 по 1505 год) правил Иван Третий - умный и дальновидный человек. 14 СЛАЙД

Он отказался платить дань хану Ахмату.

В 1480-м году во главе огромного войска хан двинулся в русские пределы.

Князья, бояре, простые люди, единодушно просили Ивана Третьего быть непреклонным в борьбе с врагами.

Противники встретились на реке Угре.

Ордынцы пытались переправиться через Угру, но безуспешно. Русские обстреливали их луков и пушек. И тогда Хан Ахмат отступил. Увёл свое войско.

Так и закончилась зависимость Руси от Орды.

К этому времени вокруг Москвы были объединены многие княжества и земли, прежде входившие в состав Древней Руси. Сложилось единое независимое государство.

Сам правитель стал именоваться ГосудАрем всея Руси.

Управлять госудАрю помогала Боярская Дума – это совет из знатных людей.

15 СЛАЙД

Кто прочитает задание №3 в кластере.

Что нужно сделать? Верно, нужно написать, что такое боярская дума. Записываем.

Единое Российское государство было многонациональным, как и сейчас.

Некоторые народы входили ещё в состав Древней Руси.

Сколько лет потребовалось, чтобы полностью освободиться от ордынской зависимости?

Верно! Потребовалось 100 лет.

Кто назовет годы правления Ивана Третьего?

Правильно! Записываем в кластер, в задание №2.

В каком году хан двинулся в русские пределы?

Верно! Хан двинулся в русские пределы в 1480 году.

Сейчас посмотрим фильм про стояние на Угре.

Слушаем внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.

(включаю видео)

Итак, расскажите, что вам запомнилось?

Каким был Иван 3?

Как они собирались на бой?

Каким стало положение Русского государства после стояния?

Русское государство полностью освободилось от власти Золотой Орды.

Молодцы!

Все встаем из-за парт, проведем физминутку. Смотрим на экран, повторяем движения.

Молодцы! Садитесь на свои места, успокаивайтесь, настраивайтесь на работу.

Мы узнали про Ивана 3, про положение Руси и Орды.

А теперь узнаем, каким же было положение Кремля при Иване 3.

Открываем учебники на странице 76, поставили пальчики на начало предложения, на кого показываю, тот читает, остальные следят внимательно, в любой момент могу остановить и попросить другого продолжить.

После прочтения обсудим, что прочитали.

Начинаем читать.

Читаем 76 страницу.

Достаточно.

О чем еще заботился Иван 3?

Верно, об укреплении Москвы.

16 СЛАЙД

Как была укреплена Кремлевская крепость?

Верно, были возведены новые кирпичные стены и башни. Вокруг кремлевских стен были выкопаны рвы. Об опасности предупреждали колокола.

Обратите внимание на рисунок внизу страницы, что изображено?

Верно, крепость.

Читаем дальше.

Чем стали Кремлевские стены и башни?

Верно, символом Москвы и России.

Чем занимались люди зимой?

Зачем приезжали посланцы иностранных государств?

Какие сооружения возведены в самом сердце Московского Кремля?

Обратите внимание на экран. 17 СЛАЙД

Здесь изображен Успенский собор, какой он?

Опишите его.

Для чего служило это здание?

18 СЛАЙД

Успенский собор - это главный собор Москвы, где происходило венчание князей, а позже русских царей на трон.

19 СЛАЙД

Посмотрите на Грановитую палату, какое это здание?

Опишите его.

Для чего нужно это здание? 20 СЛАЙД

Грановитая палата - это место заседания князей, царей и Боярской думы.

Они и сейчас находятся в кремле, в соборе проходят службы, а Грановитая палата стала музеем.

Кто прочитает задание№4 в кластере?

Что нужно сделать? Верно, нужно установить соответствия.

Выполняем.

21 СЛАЙД

Обратите внимание на герб при Иване 3.

Опишите его.

Посмотрите на слайд, вам представлен Герб при Иване 3 и Герб нашего времени.

22 СЛАЙД

Чем они похожи, а чем различаются?

Молодцы!

23 СЛАЙД

Иван IV Грозный (если будет время)

После Ивана III, правил князь Иван Васильевич по прозванию Грозный.

Правил он с 1533 по 1584 год.

Он был внуком Ивана Третьего.

24 СЛАЙД

Иван 4 оставил о себе не добрую память. Он был лют и скор на расправу, чем и заслужил прозвище Грозный.

Иван Грозный рано лишился отца и матери. И ему, как круглому сироте, выпало в детстве немало горьких испытаний.

Иван Грозный стал первым в истории России царем.

Венчание на царство -  это важное событие и произошло оно в 1547-м году. В Успенском соборе московского Кремля. И с этого времени правителей в России стали называть царями.

Так же появились такие символы власти, как:

25 слайд

Ша́пка Монома́ха — главная царская шапка великих князей и царей, символ самодержавия на Руси.

Внешне представляет собой золотой головной убор с соболиной опушкой, украшенный жемчугом и драгоценными камнями, увенчана крестом.

26 слайд

Держа́ва — символ государственной власти монарха, представлявший собой золотой шар с короной или крестом. Держава (державное яблоко) представляет собой символ владычества над землёй.

27 слайд

Скипетр представляет собой фигурный жезл. Его выполняли из серебра, слоновой кости, золота, обрамляли самоцветами.

В истории России скипетр – это преемник царского посоха, являющийся символом власти великих князей и царей.

При Иване 4 состоялся первый земский собор, то есть собрание представителей от всей земли. На этом собрании царь советовался с боярами, руководителями церкви, дворянами по всем важнейшим государственным делам. 28 слайд

В дальнейшем царю стало казаться, что его окружают изменники и предатели. Поэтому всегда с ним находились опричники - это вооруженные слуги, которые выполняли любой его приказ.

Иван 4 находился на троне 50 лет. При нем началось освоение русскими людьми Сибири.

Кто может рассказать, каким был Иван IV Грозный?

Что состоялось впервые при Иване 4?

Сколько лет царь находился на троне?

Какие земли начал осваивать российский народ?

Молодцы! Все верно ответили.

Иван Калита.

Написать какой князь вошел в доверие к Золотой Орде.

1288-1340 г.р.

10 СЛАЙД

1325-1340 г.п.

Дмитрий Иванович.

11 СЛАЙД

1350-1389 г.р.

1359-1389 г.п.

Дмитрий Донской.

Осуществление контроля

Игра «Собери картинку»

Для того, чтобы нам собрать иллюстрацию «Московский Кремль» тех времён нам нужно ответить на вопросы урока.

Если вы отвечаете на вопрос верно, то переворачиваете листок. Если нет, то отвечает другой.

1.Сколько еще лет со времени Куликовской битвы потребовалось, чтобы совсем освободиться от ордынской зависимости?

Еще сто лет.

2. Кто тогда правил на Руси?

Иван III.

3. Каким Иван 3 был человеком? Дальновидным, осторожным и расчетливым.

4. Почему хан Ахмат двинул свои войска на Русь?

Иван III отказался платить дань.

5. Где встретились русская рать и ордынское войско? 

На реке Угре.

6. В каком году это произошло?

В 1480г.

7. Какие архитектурные сооружения были построены в Москве?

Главный храм Руси — Успенский собор Московского Кремля, Грановитая палата, построенная для почетных государевых приемов.

Кто назовет символы власти?
Шапка Мономаха, скипетр и держава.

Отлично, посмотрите, мы собрали иллюстрацию.

Назовите тему нашего урока.

Что вы узнали на уроке?

Оценивание учащихся

Ставлю оценки, кто работал на уроке.

Оценка «5» - активно отвечал на вопросы, отвечал полным ответом.

Оценка «4» - работал на уроке не очень активно, на вопросы отвечал не полным ответом.

В конце урока подойдите с дневниками.

Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы с вами узнали кто такой Иван 3, какой вклад он внес в Российское государство.

Самое главное -

при Иване III произошло освобождение Руси от татаро-монгольского ига.

Возникло единое независимое Российское государство.

Новый облик приобрела столица – Москва.

Открываем дневники и записываем домашнее задание.

Читать, пересказ страницы 75-79.

Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать. До свидания!

Методист: Лукьяненко Т. И. __________(подпись)

Учитель: Петрова О. В. .__________ (подпись)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...