урок окружающего мира по теме "Зона лесов"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Смирнова Ирина Викторовна
На данном уроке формируется  представление о лесе как природной зоне России. Дети учатся  обнаруживать взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе на примере представления о лесе как природной зоне.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr_mir.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  

урока окружающего мира

4класс, УМК «Планета Знаний»

Тема урока: «Зона лесов»

Учитель:

Рыжова Ирина Викторовна

учитель начальных классов                                    МБОУ СОШ № 7   г.Мантурово

                                                                             

        

Урок «открытия нового знания», построенный  на основе  деятельностного, исследовательского  метода

Тема

Зона лесов

Цель  

Формировать представление о лесе как природной зоне России.

Учить обнаруживать взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе на примере представления о лесе как природной зоне.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

  • Распознавать цепи питания, характерные для обитателей каждой природной зоны.
  • Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире.

Личностные:

- проявлять интерес к изучению темы;

- формирование уважительного отношения к иному мнению

- формирование

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные:

- умение контролировать последовательность выполнения действий, осуществлять самоконтроль, исправлять ошибки, понимать, что получилось, что не получилось

- выполнение заданий в соответствии с целью и планом работы, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

- формирование умения общаться в паре.

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- передача информации другим людям и рефлексия

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная

Фронтальная

в группах

Работа в парах

  1. Учебник « Окружающий мир» 4 класс,  ч.1, 139-145 стр.,
  2. Методическое пособие Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир». 
  3. Рабочая тетрадь Коваленко Л.И. «Окружающий мир» 4 класс, 1 ч., изд-во «Лицей»
  4. Презентация к уроку.
  5. Дополнительная литература по теме.
  6. Проектный лист.
  7. Карточки с письменным домашним заданием.
  8. Цвет-карточки для оценивания своей работы.

Этап урока

Характеристика деятельности учителя

Характеристика

деятельности учащихся

 Оргмомент

Мотивационно-целевой этап

- Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли готово к уроку.

- С какой большой темой мы работаем? (слайд №1)

- О каких зонах мы узнали?

-Давайте оценим свои знания. Как мы это можем сделать ?

- Верно, с помощью теста.(учитель выдаёт тест)

Дети работают с тестом.

Тест.

1. На островах Арктики расположена

А) зона тундры

Б) ледяная зона

2.Найдите верное высказывание о тундре:

А) лето долгое, зима короткая

Б )зима короткая и лето короткое

В) лето короткое, а зима долгая

3.Продолжите высказывание: «Животных Арктики кормит …»

А) человек

Б) ноги

В) море

4. по каким причинам в тундре много болот и озёр?

А) постоянно идут дожди

Б) многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину

В)почва бедна перегноем

5. Определи цепь питания, которая характерна для тундры:

А) солнце-морошка-лемминг-песец

Б) солнце-водоросли-рачки-сайка-гагарка

В) солнце-осина-заяц-лисица

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

После проведения теста проводится его проверка с помощью ключа (слайд №2)

- какой вопрос вызвал у вас затруднение?

- в каком вопросе была избыточная информация?

- кто справился с этим вопросом?

- как вы рассуждали?

- что можете сказать о теме сегодняшнего урока?

-Итак, тема нашего урока «Зона лесов».

Учащиеся работают над тестом.

Проверяют тест с помощью ключа.

Делают предположение о причине затруднения ответа на пятый вопрос.

Формулирование цели урока самостоятельно или (при затруднении) с наводящими вопросами учителя

Формулируют тему урока

Поисково-исследовательский этап

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 

Этап включения в систему знаний и повторения.

        

- Посмотрите на экран. (слайд №3)

- В виде чего мы построим сегодняшний урок?

- Какие слова подсказали вам, что урок – проект?

- В какой последовательности нужно расставить слова, чтобы соблюсти все этапы и достичь цели? (слайд №4)

  1. Тема
  2. Цель
  3. Гипотеза
  4. План
  5. Исследование
  6. Вывод
  7. Продукт исследования

- Итак, давайте проверим (слайд №5)

Тема: зона лесов.

Цель: познакомиться с лесом как с природной зоной.

Гипотеза: лесная зона  находится в более благоприятных условиях, чем зона тундры, а значит, имеет более благоприятные условия для жизни организмов, а, следовательно,  животный и растительный мир здесь гораздо разнообразнее.

Работа с планом

- Какие аспекты мы должны изучить?

1.Местоположение

2.Климат

3.Растительный мир

4.Животный мир

-Что же мы будем исследовать?

-Исследование будет проходить на основе литературных источников.

- На форзаце учебника рассмотрим карту и определим местоположение зоны лесов.

- На стр. 139 учебника прочитаем текст о лесе.

- Итак, что мы можем сказать по первому пункту плана?

(Лес находится южнее зоны тундры)

-Какую часть гипотезы мы сейчас подтвердили?

-Запишите в проектный лист данные о местоположении зоны.

- Что из текста нам важно для подтверждения гипотезы? (солнце поднимается выше – значит, тепло, испарение больше – значит, влажно, лето длиннее, чем в тундре, а зима короче и мягче)

-Зафиксируйте климатические условия в проектном листе.

- Работаем со следующим пунктом плана.

- Нам нужно познакомиться с растительным и животным миром  леса.

        ФИЗМИНУТКА

- Все ли леса одинаковые?

- Какие леса бывают? (тайга, смешанные и широколиственные)

- Как же нам изучить флору лесов за урок?

- Предлагаю разделиться: 1 ряд изучает тайгу; 2 ряд – смешанные леса, 3 ряд – широколиственные.

- Читаем учебник и дополнительную информацию (заранее выдана на парты).

- Итак, расскажите о флоре тайги.

- Какие растения растут в смешанных лесах, широколиственных?

- Запишите полученную информацию в проектный лист.

- Назовите животных тайги, смешанных лесов, широколиственных лесов.

-Работаем в проектных листах, заполняем четвёртый пункт плана.

-А к какой зоне относится наша Костромская область?

-А именно?

-Назовите растения и животных нашей области.

- Вернемся к нашей гипотезе. Она подтвердилась или нет?

- К какому выводу мы пришли?

- Пользуемся записями из проектного листа.(после ответов детей на экране - слайд №6)

Вывод: лесные зоны расположены южнее тундры, в них достаточно тепла и влаги деревьев. Растительный мир здесь гораздо разнообразнее и богаче.

- Вернёмся к плану урока. Следующий пункт – продукт исследования.

-Наш проектный лист может быть продуктом?

- Все ли задания мы выполнили?

-Для чего осталось место?

- Работаем в парах. Запишите, какие мероприятия по охране лесов проводят в нашей области.

- Как вы считаете, достиг ли цели наш проект?

- А мы с вами достигли цели?

-Достаточно ли теперь у нас знаний по данной теме?

Дома вы продолжите работать над этой темой.

Определяют тип урока, последовательность этапов проекта

Отвечают на вопросы учителя.

Заполняют проектный лист.

Выполняют упражнения физминутки.

Изучают информацию учебника и дополнительную литературу.

Выступление групп по заданной теме.

Заполнение проектного листа.

Обобщают полученную информацию и делают вывод.

Работают в парах.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

- Урок наш заканчивается. Оцените свою работу на уроке с помощью цвет-карточек.

А) отлично (зелёная)

Б) хорошо (синяя)

В) сегодня мне не все удалось (красная)

Учитель  даёт инструктаж  по подготовке к следующему уроку, предлагает вторую часть домашнего задания взять на выбор,  наблюдает за выбором детей. Ученики выбирают посильное для себя письменное задание, которое  будут выполнять дома.

- Итак, домашнее задание. Учебник с. 142-143, ответить на вопросы после параграфа(слайд №7).

Дети проводят самооценку с помощью цвет-карточек. Делают выводы о границе своего знания по теме.

Так же делаются выводы о необходимости еще раз повторить теоретические материалы по теме, ответив на вопросы учебника на стр.142-143.

Выбирают посильное для себя письменное задание.

 


Приложение 1

Проектный лист по теме «Зона лесов»

План

Результаты исследования

1

Местоположение

2

Климатические условия

3

Флора (растительный мир)

4

Фауна (животный мир)

5

Охрана лесов

Приложение 2

Карточка 1

Заполни таблицу «Экологические проблемы лесов»

Причины проблем

Последствия

Неконтролируемая охота и браконьерство.

Лишение животных и растений их исконных мест обитания.

Загрязнение лесов бытовыми и промышленными отходами.

Нарушение правил сбора ягод, грибов, лекарственных растений.

Осушение болот в зоне лесов.

Карточка 2

Восстанови пропущенные звенья в схемах цепей питания.

А) кора веток и стволов --- ?________________________________ --- филин.

Б) плоды, семена --- лесная мышь --- ?_______________________________ .

В) нектар цветов --- ?___________________________ --- ?___________________________ --- ?____________________________ .

Для какого типа леса они характерны?

А) _________________________________________________

Б) _________________________________________________

В) _________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Окружающего мира "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?"

Слайды с описанием того, как следует себя вести в лесу и почему....

Открытый урок окружающего мира "Природные зоны. Леса России"

Программа А. А. Плешакова. Окружающий мир. 4 класс. 1 четверть. тема: " Природные зоны. Зона лесов."...

Урок окружающего мира "ТАЙНЫ ЗИМНЕГО ЛЕСА"

Конспект урока окружающего мира в 1 классе....

Урок окружающего мира "Животные нашего леса"

На данном уроке дети закрепят свои знания о лесе, его обитателях. Открывать новые знания будут, работая в группах....

урок окружающего мира по теме "Леса умеренного пояса. Тайга"

конспект урока окружающего мира во 2 классе по программе "Школа 2100"...

Урок окружающего мира по теме "Леса России".

Урок с использованием оборудования ФГОС....