урок окружающего мира по теме "Зона лесов"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr_mir.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока окружающего мира
4класс, УМК «Планета Знаний»
Тема урока: «Зона лесов»
Учитель:
Рыжова Ирина Викторовна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7 г.Мантурово
Урок «открытия нового знания», построенный на основе деятельностного, исследовательского метода
Тема | Зона лесов | |||
Цель | Формировать представление о лесе как природной зоне России. Учить обнаруживать взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе на примере представления о лесе как природной зоне. | |||
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | ||
| Личностные: - проявлять интерес к изучению темы; - формирование уважительного отношения к иному мнению - формирование - Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные: - умение контролировать последовательность выполнения действий, осуществлять самоконтроль, исправлять ошибки, понимать, что получилось, что не получилось - выполнение заданий в соответствии с целью и планом работы, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Коммуникативные: - формирование умения общаться в паре. -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - передача информации другим людям и рефлексия | |||
Организация пространства | ||||
Формы работы | Ресурсы | |||
Индивидуальная Фронтальная в группах Работа в парах |
|
Этап урока | Характеристика деятельности учителя | Характеристика деятельности учащихся |
Оргмомент Мотивационно-целевой этап | - Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли готово к уроку. - С какой большой темой мы работаем? (слайд №1) - О каких зонах мы узнали? -Давайте оценим свои знания. Как мы это можем сделать ? - Верно, с помощью теста.(учитель выдаёт тест) Дети работают с тестом. Тест. 1. На островах Арктики расположена А) зона тундры Б) ледяная зона 2.Найдите верное высказывание о тундре: А) лето долгое, зима короткая Б )зима короткая и лето короткое В) лето короткое, а зима долгая 3.Продолжите высказывание: «Животных Арктики кормит …» А) человек Б) ноги В) море 4. по каким причинам в тундре много болот и озёр? А) постоянно идут дожди Б) многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину В)почва бедна перегноем 5. Определи цепь питания, которая характерна для тундры: А) солнце-морошка-лемминг-песец Б) солнце-водоросли-рачки-сайка-гагарка В) солнце-осина-заяц-лисица Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы После проведения теста проводится его проверка с помощью ключа (слайд №2) - какой вопрос вызвал у вас затруднение? - в каком вопросе была избыточная информация? - кто справился с этим вопросом? - как вы рассуждали? - что можете сказать о теме сегодняшнего урока? -Итак, тема нашего урока «Зона лесов». | Учащиеся работают над тестом. Проверяют тест с помощью ключа. Делают предположение о причине затруднения ответа на пятый вопрос. Формулирование цели урока самостоятельно или (при затруднении) с наводящими вопросами учителя Формулируют тему урока |
Поисково-исследовательский этап Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Этап включения в систему знаний и повторения. |
- Посмотрите на экран. (слайд №3) - В виде чего мы построим сегодняшний урок? - Какие слова подсказали вам, что урок – проект? - В какой последовательности нужно расставить слова, чтобы соблюсти все этапы и достичь цели? (слайд №4)
- Итак, давайте проверим (слайд №5) Тема: зона лесов. Цель: познакомиться с лесом как с природной зоной. Гипотеза: лесная зона находится в более благоприятных условиях, чем зона тундры, а значит, имеет более благоприятные условия для жизни организмов, а, следовательно, животный и растительный мир здесь гораздо разнообразнее. Работа с планом - Какие аспекты мы должны изучить? 1.Местоположение 2.Климат 3.Растительный мир 4.Животный мир -Что же мы будем исследовать? -Исследование будет проходить на основе литературных источников. - На форзаце учебника рассмотрим карту и определим местоположение зоны лесов. - На стр. 139 учебника прочитаем текст о лесе. - Итак, что мы можем сказать по первому пункту плана? (Лес находится южнее зоны тундры) -Какую часть гипотезы мы сейчас подтвердили? -Запишите в проектный лист данные о местоположении зоны. - Что из текста нам важно для подтверждения гипотезы? (солнце поднимается выше – значит, тепло, испарение больше – значит, влажно, лето длиннее, чем в тундре, а зима короче и мягче) -Зафиксируйте климатические условия в проектном листе. - Работаем со следующим пунктом плана. - Нам нужно познакомиться с растительным и животным миром леса. ФИЗМИНУТКА - Все ли леса одинаковые? - Какие леса бывают? (тайга, смешанные и широколиственные) - Как же нам изучить флору лесов за урок? - Предлагаю разделиться: 1 ряд изучает тайгу; 2 ряд – смешанные леса, 3 ряд – широколиственные. - Читаем учебник и дополнительную информацию (заранее выдана на парты). - Итак, расскажите о флоре тайги. - Какие растения растут в смешанных лесах, широколиственных? - Запишите полученную информацию в проектный лист. - Назовите животных тайги, смешанных лесов, широколиственных лесов. -Работаем в проектных листах, заполняем четвёртый пункт плана. -А к какой зоне относится наша Костромская область? -А именно? -Назовите растения и животных нашей области. - Вернемся к нашей гипотезе. Она подтвердилась или нет? - К какому выводу мы пришли? - Пользуемся записями из проектного листа.(после ответов детей на экране - слайд №6) Вывод: лесные зоны расположены южнее тундры, в них достаточно тепла и влаги деревьев. Растительный мир здесь гораздо разнообразнее и богаче. - Вернёмся к плану урока. Следующий пункт – продукт исследования. -Наш проектный лист может быть продуктом? - Все ли задания мы выполнили? -Для чего осталось место? - Работаем в парах. Запишите, какие мероприятия по охране лесов проводят в нашей области. - Как вы считаете, достиг ли цели наш проект? - А мы с вами достигли цели? -Достаточно ли теперь у нас знаний по данной теме? Дома вы продолжите работать над этой темой. | Определяют тип урока, последовательность этапов проекта Отвечают на вопросы учителя. Заполняют проектный лист. Выполняют упражнения физминутки. Изучают информацию учебника и дополнительную литературу. Выступление групп по заданной теме. Заполнение проектного листа. Обобщают полученную информацию и делают вывод. Работают в парах. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | - Урок наш заканчивается. Оцените свою работу на уроке с помощью цвет-карточек. А) отлично (зелёная) Б) хорошо (синяя) В) сегодня мне не все удалось (красная) Учитель даёт инструктаж по подготовке к следующему уроку, предлагает вторую часть домашнего задания взять на выбор, наблюдает за выбором детей. Ученики выбирают посильное для себя письменное задание, которое будут выполнять дома. - Итак, домашнее задание. Учебник с. 142-143, ответить на вопросы после параграфа(слайд №7). | Дети проводят самооценку с помощью цвет-карточек. Делают выводы о границе своего знания по теме. Так же делаются выводы о необходимости еще раз повторить теоретические материалы по теме, ответив на вопросы учебника на стр.142-143. Выбирают посильное для себя письменное задание.
|
Приложение 1
Проектный лист по теме «Зона лесов»
№ | План | Результаты исследования |
1 | Местоположение | |
2 | Климатические условия | |
3 | Флора (растительный мир) | |
4 | Фауна (животный мир) | |
5 | Охрана лесов |
Приложение 2
Карточка 1
Заполни таблицу «Экологические проблемы лесов»
Причины проблем | Последствия |
Неконтролируемая охота и браконьерство. | |
Лишение животных и растений их исконных мест обитания. | |
Загрязнение лесов бытовыми и промышленными отходами. | |
Нарушение правил сбора ягод, грибов, лекарственных растений. | |
Осушение болот в зоне лесов. |
Карточка 2
Восстанови пропущенные звенья в схемах цепей питания.
А) кора веток и стволов --- ?________________________________ --- филин.
Б) плоды, семена --- лесная мышь --- ?_______________________________ .
В) нектар цветов --- ?___________________________ --- ?___________________________ --- ?____________________________ .
Для какого типа леса они характерны?
А) _________________________________________________
Б) _________________________________________________
В) _________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку Окружающего мира "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?"
Слайды с описанием того, как следует себя вести в лесу и почему....
Открытый урок окружающего мира "Природные зоны. Леса России"
Программа А. А. Плешакова. Окружающий мир. 4 класс. 1 четверть. тема: " Природные зоны. Зона лесов."...
Урок окружающего мира "ТАЙНЫ ЗИМНЕГО ЛЕСА"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе....
Урок окружающего мира "Животные нашего леса"
На данном уроке дети закрепят свои знания о лесе, его обитателях. Открывать новые знания будут, работая в группах....
урок окружающего мира по теме "Леса умеренного пояса. Тайга"
конспект урока окружающего мира во 2 классе по программе "Школа 2100"...
Урок окружающего мира по теме "Леса России".
Урок с использованием оборудования ФГОС....