Разработка урока по теме «Охрана природы»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Кривогубова Светлана Александровна

Открытый урок по теме "Охрана природы". Цель которого: показать детям отрицательное воздействие человека на природу, формировать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_ohrana_prirody.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Охрана природы»

Цель: показать отрицательное воздействие человека на при­роду, формировать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать

ценность природы для жизни человека и для себя лично; знать

правила поведения в природе, формулировать выводы, отвечать

на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Оборудование: тема урока записана на доске.

Ход урока

Актуализация знаний

— В каких местах России вам хотелось бы побывать и почему.

(Рассказы детей.)

— Расскажите о природе своего края.

Самоопределение к деятельности

— Назовите, к каким последствиям может привести полное

исчезновение бабочек:

а) станет больше цветковых растений;

б) станет меньше цветковых растений;

в) станет меньше птиц;

г) станет больше птиц.

{Ответ' б, и.)

  • Назовите, к каким последствиям может принести исчезновение лягушек:

а). станет меньше комаров VI мошек;

б). станет больше комаров и мошек;

в). станет меньше цапель и аистов;

г). станет больше цапель и аистов,

{Ответ: б, в.)

  • Закончите предложения.
  • Не будем цветы... {срывать).
  • Не будем ветки... {ломать).
  • Не будем животных... {обижать).
  • Предположите, о чем будем говорить на уроке, (Наверное, об охране природы.)

- А теперь давайте вспомним, что надо делать, чтобы не по-

гибла рыба в реке. (Ответы детей.)

- Почему могут исчезнуть бабочки? Как их защитить?

- А что надо предпринять, чтобы был чистым воздух и людям было легко дышать?

Наш общий дом.

На одной планете Дружно жили дети.

Не разоряли гнезда птиц

Ради нескольких яиц,

Не ловили по дубравам

Рыжих белок для забавы,

Травку не топтали,

Рек не загрязняли!

Все старательно, с умом

Берегли свой общий дом

 Под названием Земля,

Где живем и ты, и я!

С. Крупина

Физкультминутка

Совушка-сова, большая голова,

На суку сидит, головой вертит.

Крыльями хлоп-хлоп.

Продолжение работы

1. Работа в парах по учебнику

—        Рассмотрите слайды. Обсудите друг с другом, как нужно охранять природу.

(Дети по каждому рисунку высказывают свои суждения.)

—        Как вы можете помочь природе? (Высказывания детей.) ,

—        Послушайте рассказ. Сделайте выводы.

Детский тропический лес

Однажды один шведский мальчик Роланд Тиендсуу смотрел телепередачу, где показывали гибнущие тропические леса и людей, которые, не считаясь с трудностями, пытаются их спасти. Мальчику было только 12 лет. Посмотрев эту передачу, он подумал, что когда он вырастет* то увидеть тропические леса ему уже не удастся. Мальчик понял, что взрослым тоже нужна помощь, но он не знал, как это сделать. ,

Мальчик долго думал, наконец-то ему в голову пришла идея, которую он мог воплотить только с помощью своих друзей-одноклассников. Придя в класс, он посоветовался со своими одноклассниками и учителем Всем идея пришлась по душе. Ребята рассказали о своей идее родителям. Родители их тоже поддержали. Школьники решили печь печенье и продавать его среди местных жителей, а вырученные деньги отправлять на спасение тропических лесов.

                                                        

  • (Показываются картинки о загрязнении природы).

 — Ребята, а кто виноват во всех этих проблемах? {Человек.) Ц — Приходилось ли вам наблюдать плохие и хорошие поступки человека по отношению к природе? Расскажите об этом. (Рассказы детей.)

  • Как связаны между собой человек и природа? {Мы зависим от воздуха, воды, растений, животных. Природа также зависит от нас.)

Используя природу для своих нужд, люди поняли, что ее законы надо уважать. Отходы предприятий могут уничтожить речную флору и фауну, вода в реке, в озере станет непригодной не только для питья, но и для купания. Если не восполнять вырубленные леса, исчезнут многие растения и животные. В природе все взаимосвязано.

Приведу пример: в одной стране расплодилось столько воробьев, что они стали наносить большой ущерб урожаю. Люди решили избавиться от прожорливой птицы. Это им удалось. Но нагрянула новая беда: урожай стал погибать от вредителей- насекомых, которых раньше уничтожали воробьи. В конечном счете пострадали люди — им стало нечего есть.

Чтобы сохранить природу, надо хорошо знать ее законы и уметь их использовать на благо человека, ведь она - источник его жизни.

Сказано  сделано. Накануне выходного дня, придя из школы, ребята не играли, как прежде, на улице. Они пекли печенье. Первое время им помогали родители, потом они сами успешно со всем справлялись.

Ребята работали не покладая рук. Каждый выходной они проводили ярмарки по продаже печенья под названием «Детский тропический лес». Спустя некоторое время на вырученные от продажи печенья деньги ребята смогли купить 4 гектара тропического леса для заповедника «Монтеверди» в Коста-Рике, в Южной Америке.

Пример ребят одной школы оказался заразительным для шведских ребят. Было создано общество «Детский тропический лес», которое объединило в своих рядах тысячи школьников. Вместе все ребята смогли собрать деньги для покупки 7 тысяч гектаров леса в Южной Америке.

Руководство заповедника в знак благодарности назвало этот лес в Южной Америке «Детский лес навсегда». К движению ребят из Швеции присоединялись ребята Японии, США и Германии. Вот такой спасительной и чудодейственной во взрослых делах может быть детская помощь.

  • Давайте проверим, как мы умеем охранять природу. Выберите один из предложенных ответов на каждый из вопросов и запишите соответствующее ответу количество очков.

1. Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?

а). полюбуюсь на него и пойду дальше  1 очко;

б). осторожно срежу и поставлю в красивую вазу  5 очков. ^ 2. Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?

а). покормлю птенца  3 очка;

б). позову ребят, чтобы они тоже посмотрели  5 очков;

в). буду наблюдать издали  1 очко.

3. ребята собрались в роту за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?

а). пойду, но буду собирать очень осторожно - 5 очков;

б). расспрошу об этом учительницу  2 очка;

в). не пойду  1 очко.

  • После привала в походе у вас осталось много пустых банок кульков. Как бы ты поступил с ними прежде, чем продолжил поход?

а). взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик  1 очко;

б). отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился - 5 очков;

в). закопал бы в землю  3 очка.

  • Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?

а). почти все знаю, но хотел бы знать больше  3 очка;

б). кое-что знаю, но хотел бы знать больше  1 очко;

в). я люблю природу, но мы этого еще не изучали  5 очков.

Итоги теста

Группа  1  те, кто набрал от 5 до 11 очков.

Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только много знаешь о природе, но и умеешь ее охранять. Но главное  не останавливайся, стремись узнать больше.

Группа  2 те, кто набрал от 11 до 18 очков.

Ты, безусловно, много знаешь о природе и хотел бы ей помочь. Но твои знания неполные, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми. И ты с твоей огромной энергией сможешь принести пользу.

Группа 3  те, кто набрал от 19 до 25 очков.

Ты, наверное, любишь природу. Это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь. Тебе нужно изучать жизнь растений, повадки животных.

Творческая работа

Давайте проведем в классе конкурс рисунков на тему «Чудесный мир природы».

(Дети под музыку рисуют. Учитель оформляет выставку рисунков.)

Любите родную природу  

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Рефлексия

  • Что вы должны запомнить с этого урока?
  • Какое задание вам понравилось больше всего?
  • Что вызвало затруднение?
  • Оцените свои достижения на уроке.

Берегите планету

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица.

И доверяли

Повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям!

Давайте будем

Беречь планету.

Во всей Вселенной

Похожей нету:

Во всей Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?..

Дополнительный материал

Что такое экологическое равновесие.

Вот какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А главное  никто не знал, почему это случилось.

Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились. А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. Рвали и распустившиеся цветы, и те, на которых были еще только бутоны. Словом, все подряд. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи  тахины. Когда приходило время, тахины откладывали яйца. Из яиц появлялись личинки, и именно эти личинки уничтожали гусениц, вредящих лесу.

Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. Не осталось тахин  неестественно, не вылупились личинки. Не вылупились личинки  и некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И все потому, что дети, сами того не зная, нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.

Экология  это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей природе. Все мы - люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы  живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы.

Экскурсия в лес

И вот мы идем в гости в лес. А зачем? Да мало ли зачем: чтобы услышать пение птиц; увидеть, как раскрывается тугой бутон колокольчика;

На траве валяются бумажки, пустые консервные банки, куски НИ Черной прогалиной зияет выгоревшая от костра площадка. Огонь сжег корни и ветви соседнего дерева. Вот так отдохнул гость природы. Сам-то отдохнул, а сколько вреда принес лесу и его обитателям! Сколько ошибок допустил! И еще посмотрите, какую "память" о своем походе оставил отдыхающий гость  сделал надпись ножом на белоствольной коре березы: "Здесь был Вова"! А по коре раненой березы потекли, как слезы, капли сока.

  • А если бы тебе пришлось отдохнуть на лесной поляне, как бы ты организовал свой бивак?

(Выслушиваются высказывания детей.)

  • Как правильно разжечь костер? (Нужно выбрать место подальше от деревьев, снять дерн и положить под куст подальше от огня. Когда костер будет залит водой, убрать головни, уложить дерн обратно на место и хорошо политы)
  • Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, брошенный окурок, удары молний, битые стеклянные бутылки, действующие как лупа)

7. Ситуация "Букет цветов"

Какое растение называют «цветок-букетик»? Медуницу. Сначала все цветки розовые, а через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветки. Со временем цветки меняют окраску.

  • Коль речь пошла о букетах, признаемся сразу: мы вовсе не против лесных и луговых цветов, стоящих в банке на подоконниках или в вазе на столе. Но нужны мера и вкус в их сборе. Как вы это понимаете: мера и вкус?

(Выслушиваются мнения детей.)

Конечно, не перечислить всех цветов, которыми одаривает нас лето, и все они просятся в букет. И если собирать все, что попадается на пути, получится огромный пестрый «веник», который вскоре завянет, и вы его выбросите. Так что собрать в букет можно совсем немного: по два-три цветка ромашки, василька, душицы, гвоздички...

  • Когда же лучше собирать букет лесных и луговых цветов: в начале прогулки или по пути домой? Почему? Какие цветы можно собирать: самые крупные и яркие или те, что только начинают распускаться?

(Выслушиваются ответы детей.)

Но помните: все меньше и меньше остается красивых цветов на наших полянах из-за бездумного сбора: сорванные в букеты лесные цветы быстро вянут и погибают. Поэтому старайтесь любоваться ими в природе нежели рвать, а потом выбрасывать охапками по дороге домой. В особой защите нуждаются растения, занесенные в Красную книгу. Сбор их запрещен!

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето.

набрать в лукошко ягод, орехов, грибов; насладиться свежим душистым воздухом; полюбоваться красотой леса. Но не забывайте: мы в гостях!

В лесу необходимо соблюдать определенные правила. Давайте вспомним некоторые из них.

  • Ситуация «На распутье»
  • Ты стоишь у кромки леса, оглядываешься и выбираешь направление: куда идти? Решение принято, и ты один (или с друзьями) начинаешь свое движение напрямик по лесным травам и невысоким кустарникам. Но стоп! Что-то ты сделал неправильно. Так себя в гостях не ведут! Заметили ли вы допущенную ошибку?

(Дети затрудняются с ответом.)

- Тогда послушайте одно изречение: «Один человек оставляет в лесу» след, сто человек  тропу, тысяча  пустыню». Теперь вам понятно, что за ошибку совершил гость природы?

(Выслушиваются мнения детей.)

Да, слой почвы в лесу очень тонкий, и его легко повредить, утрамбовать, а заодно и повредить корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от подобных гостей.

По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется 2000 лет.

 Какое важное правило поведения в природе можно сформулировать на основе рассмотренного примера?

Не топчи зря лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам!

  • Ситуация «Шум в лесу»
  • Ты любишь слушать музыку и взял с собой магнитофон. Ты идешь по лесу, и музыка гремит. Как хорошо! А хорошо ли? Почему? (Шум, громкая музыка, крики в лесу пугают птиц и зверей.) Сформулируйте правило.

Не шуми в природе, старайся передвигаться и отдыхать без шума.

  • Ситуация «Лесные зверята и птицы»

Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек искать укромные места, особенно весной и в начале лета. Весной и ранним летом в лесу много молодняка: здоровые и симпатичные птенцы, маленькие и пушистые зайчата, крошки-ежата. Ты не выдержал испытания и принес зверька домой. Вот пишет одна девочка:

«В августе мы нашли ежа и принесли его домой. Мы кормили его травой и цветами, поили молоком. А он взял да умер...» Не нашли, а похитили из леса. Ведь как можно найти животное в его собственном доме, в природе? Его никто не терял, и само оно тоже не потерянное. Лес, поле, луг — это родной дом животного, к жизни в котором оно приспособилось.

Запомните: красть из природы животных нельзя! Тащить домой все, что попадется под руку, может только тот, кто не любит, не понимает природу. Изъятие же животных, пусть и малышей, — это самое настоящее хищение природных богатств. Под влиянием человека площадь лесов сокращается и мест для обитания животных становится меньше. Достаточно полюбоваться зверьком в природе и принести с собой массу впечатлений от встречи, которая долго не забудется.

  • Ситуация «Муравейник»!

На летние каникулы Игорь приехал в деревню к деду Василию, Рядом с деревней — лес. Отправились Игорь с дедом в лес по грибы. Игорь бежал впереди.

  • Ой, какая высокая куча! — удивился малыш и воткнул в нее палку. По палке забегало множество муравьев. Подошел дедушка, вынул палку.

- Великая беда пришла в лес, — сказал он.

 - Где беда? У кого?

 — Да вон, у муравьев. Жил и жил себе маленький народец, с утра I до вечера трудился, хвоинки собирал, вредных гусениц с дерева снимал.

 Да вот пришел враг и разрушил сделанное великим трудом.

  • Где враг? — огладывается Игорь. — Где же враг?

- Да тут он, радом... -

- Кто же он, ребята?

(Выслушиваются ответы детей.)

Муравейники гибнут при лесоразработках. Разоряют их и бездельники, готовые ротозейничать на муравьиную суматоху. Уничтожают муравьев и различные лекари, вылавливая их для приготовления муравьиного спирта, и люди, заготавливающие «муравьиные яйца» на корм певчим птицам и аквариумным рыбам. Разоряют их и лесные звери: кабаны

и медведи...

Муравьи играют важную роль в жизни природы. Их нужно беречь

и охранять!

Отгадайте загадку.

На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего?

(Выслушиваются предположения детей.)

Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов —

 муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой.

— Сформулируйте правило.

Нельзя разорять муравейники!

  • Ситуация «По грибы»

Отправились Игорь и его дед Василий в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухоморы, которые Игорь сбивал палкой.

 Зачем ты это делаешь? — спросил дед.

  • Они же несъедобные, поганки! — ответил Игорь.

 - Прав ли он?

(Выслушиваются ответы детей.)

 — Вспомните правила сбора грибов. {Не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб выкручивают, ямку засыпают землей и прикрывают мхом. Нельзя собирать незнакомые и старые грибы; нельзя трогать ядовитые.)

  • Ситуация «Привал в лесу»

Ты долго ходил по лесу и проголодался. Хорошо бы пообедать. Лес расстелил полянку, словно зеленую скатерть. Посмотри, что осталось после отдыха на лесной полянке от других гостей.

Откровенье цветов луговых

 Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

Сформулируйте правило

"Не рви зря цветы!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира для 4 класса на тему «Охрана природы. Заповедники».

Форма проведения: урок- рассуждение. Тип урока: урок изучения и закрепление новых знаний.Цель урока: продолжить знакомство учащихся с правилами охраны природы....

Презентация к уроку природоведения в 4 классе ЗПР школы глухих по теме "Охрана природы"

Презентация к уроку природоведения в 4 классе ЗПР школы глухих по теме "Охрана природы"...

План-конспект урока по окружающему миру на тему : "Охрана природы. Экологическая безопасность"

ЧТО ТАКОЕ экология?Это защита окружающей среды от вредного воздействия.Люди, к сожалению, загрязняют окружающую среду: воду, воздух, почву.Сегодня мы и поговорим об охране окружающей среды , об эколог...

Урок окружающего мира. 1 класс. Тема "Охрана природы. Красная книга России".

Конспект урока и презентация по предмету "Окружающий мир" . 1 класс. УМК "Перспектива"   На уроке создаются условия для знакомства учащихся с существованием Красной книги, содержащей сведени...

презентация для учителей начальных классов по теме "Охрана природы "-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК

Презентация для учителей начальных классов,можно использовать на уроках окружающего мира....