Тема: «Папоротники, мхи и водоросли»-2 кл ПНШ
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
во 2 классе по УМК « Перспективная начальная школа»
Тема: «Папоротники, мхи и водоросли»
Цель урока: Учить группировать растения по их признакам и свойствам, работать с учебником, со словарём.
Планируемые результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: самоопределение (оформлять свои наблюдения); нравственно-этические (уметь наблюдать, видеть красоту природы); смысло-образование (называть наблюдаемые растения); воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы; работать с учебником, со словарем);
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД: уметь группировать растения по их признаками свойствам, работать с учебником .
Тип урока: комбинированный
Технология: Системно-деятельностный подход. Формирование новых знаний.
Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно—иллюстративный, частично—поисковый.
Формы работы: фронтальная , работа в парах.
Оборудование: учебник, презентация, мультимедийная установка, карточки с таблицей, карточки-опоры, Окружающий мир : 2 кл. : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. : Академкнига/Учебник, 2012 Окружающий мир [Текст] : 2 кл. : Методическое пособие / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.— М.: Академкнига/ Учебник, 2012. — 200 с. Окружающий мир : 2 кл. : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. : Академкнига/Учебник, 2012. Окружающий мир : 2 кл. : тетрадь для самостоятельной работы № 1,2/ О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. -М.: Академкнига/Учебник, 2012
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема «Папоротники, мхи и водоросли» | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
во 2 классе по УМК « Перспективная начальная школа»
Тема: «Папоротники, мхи и водоросли»
Цель урока: Учить группировать растения по их признакам и свойствам, работать с учебником, со словарём.
Планируемые результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: самоопределение (оформлять свои наблюдения); нравственно-этические (уметь наблюдать, видеть красоту природы); смысло-образование (называть наблюдаемые растения); воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы; работать с учебником, со словарем);
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД: уметь группировать растения по их признаками свойствам, работать с учебником .
Тип урока: комбинированный
Технология: Системно-деятельностный подход. Формирование новых знаний.
Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно—иллюстративный, частично—поисковый.
Формы работы: фронтальная , работа в парах.
Оборудование: учебник, презентация, мультимедийная установка, карточки с таблицей, карточки-опоры, Окружающий мир : 2 кл. : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. : Академкнига/Учебник, 2012 Окружающий мир [Текст] : 2 кл. : Методическое пособие / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.— М.: Академкнига/ Учебник, 2012. — 200 с. Окружающий мир : 2 кл. : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. : Академкнига/Учебник, 2012. Окружающий мир : 2 кл. : тетрадь для самостоятельной работы № 1,2/ О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. -М.: Академкнига/Учебник, 2012
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний обучающихся.
слайд 1
Целеполагание
Мы продолжаем с вами путешествие по самому удивительному и разнообразному царству—царству растений. Растительный мир огромен и разнообразен. Трудно представить себе жизнь на Земле без растений. Растения на Земле встречаются повсюду. Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной. В царстве растений ученые насчитывают около 500 000 видов. Все они в зависимости от строения объединены в группы.
-Расскажите, какие растения живут на нашей планете?
- Какие группы растений знаете вы? (деревья, кустарники, травы)
У вас есть лист самооценки, если вы считаете, что умеете различать растения по группам поставьте +, если нет –
слайд 2
-Распределите данные растения по группам
На экране иллюстрации: ель, берёза, сосна, ромашка, одуванчик, травы.(УСТНО)
-Разделим на ДВЕ группы, какие? (хвойные, цветковые)
Игра «Узнай в какой группе растение ?» на доске работают 2 ученика
(создание ситуации успеха и интереса к учению)
Предлагаю проверить свои знания в игре. Играть будем в паре. Перед вами игровое поле, клетки раскрашены в два цвета: жёлтый и зелёный. Игроки по очереди берут карточки – цветковые растения помещают на жёлтые клетки, а хвойные на зелёные.
-Договоритесь, кто будет обозначать цветковые растения, а кто хвойные растения.
сосна | малина | пихта | слива |
шиповник | ель | рябина | лиственница |
Проверка. Пара, которая выполняла задание на доске, представляет результат своей работы.
-Кто также выполнил задание?
-У кого другой вариант?
- Назовите признаки растений: корень, стебель, листья, цветы, плоды)
-Значит, вы сможете назвать особенности строения цветковых и хвойных растений? (Корень, стебель, лист, цветок, плоды и семена – у цветковых; Корень, стебель, лист, плоды и семена – у хвойных).
-В чём сходство и различие цветковых и хвойных растений?
На доске таблица:
Сходства | Различия |
Наличие семян | Нет цветка и плода |
Рабочая тетрадь стр 32 №44
3.Постановка проблемы.
Учитель показывает слайд 3 с изображением 3 иллюстраций: мох, водоросли, папоротник.
- К какой группе отнести эти 3 иллюстрации? (предположения детей)
- А чтобы точно нам это узнать, необходимо подробнее изучить эти виды.
Итак, приступим. –
-С какой группой растений мы познакомимся сегодня на уроке?
Рассмотрим иллюстрации учебника на стр.76-78
-Сформулируйте тему урока. Тема: «Папоротники, мхи и водоросли»
-Прочитайте еще раз тему нашего урока. Тема: «Папоротники, мхи и водоросли»
Постановка учебной задачи.
-Давайте определим задачи, которые нам нужно решить на уроке.
-В этом нам помогут пиктограммы.
Рассмотрите их и скажите, что они обозначают.
-Первая пиктограмма обозначает, что нужно повторить пройденное о растениях
Значит 1 задача – повторить пройденное о растениях.
-Что обозначает вторая пиктограмма? ( Выскажи предположение.)
-Как вы думаете, исходя из темы урока, о чем нам нужно высказать предположение?
(- О том, какие растения называются мхами, папоротниками, водорослями)
-Значит 2 задача на уроке – узнать какие растения называются мхами, папоротниками, водорослями.
-Когда мы узнаем, какие растения называются мхами, папоротниками, водорослями, сможете вы отличить их друг от друга?
Какую еще задачу мы поставим на уроке?
3 задача – узнать общие и отличительные признаки этих растений.
Самый важный из них признак Что общего между водорослями, лишайниками, мхами, папоротниками? Сделаем выводы о каждой группе.
Помните, когда все расскажут свой материал, вы вместе обсудите ответ на вопрос: Что общего между водорослями, лишайниками, мхами, папоротниками?
4.Изучение нового материала.
1.Водоросли.
С головой уйдя под волны, зеленеем меж камней,
Нет у нас цветков и листьев, если честно, нет корней.
Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем. ВОДОРОСЛИ
-Что изображено на слайде 4? (фото водорослей) выступление ученика:
-А ____ расскажет нам о водорослях.
- К какому царству живой природы оно относиться? (растение)
- докажите, что это растение Работа с учебником стр 79-80
Появляется название «водоросли»
- давайте проанализируем слово «водоросли». От каких двух слов оно образовано. (вода и расти).
- т.е. растёт в воде. Ребята, это растения, которые растут в воде. Им в водной среде не нужны части растений.
Посмотрите на представителей этой группы (слайд 5 )
Сделаем вывод: водоросли не имеют корня, стебля, листьев, размножаются спорами, они никогда не цветут.
Запишем в тетрадь Рабочая тетрадь № 44 стр 32
Водоросли – это растения, которые чаще всего живут в воде, у них нет корней, стеблей, листьев, листьев, цветков и плодов с семенами.
2.Мхи.
Меж клюквы и морошки, среди лесных болот,
Всегда на влажной почве мой родственник растет.
Он может быть зеленым или почти седым,
Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним.
В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда,
Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода. МХИ
-Что изображено на слайде 6 ? (фото мха ) выступление ученика:
-А ____ расскажет нам о мхе.
-Рассмотрите внимательно мох на рисунке в учебнике стр 78.
-Каких частей у мха не обнаружили? корней и цветков- нет
-Какая особенность мхов? Удерживается в почве с помощью маленьких выростов стебля.
Посмотрите на представителей этой группы слайд 7
У. - После водорослей на земле появились мхи. У них уже есть стебель и листья, но они не имеют настоящего корня. Поэтому мхи в основном растут там, где большая влажность и можно листьями впитывать воду с растворенными в ней питательными веществами. Размножаются мхи спорами, которые образуются в специальных органах спорангиях. Цветков у них нет.
– Мхи чутко реагируют на загрязнение воздуха. При сильном загрязнении воздуха они погибают. Т.е мхи живут только там, где чистый воздух.
Сделаем вывод: Мох – это растение, у которого есть стебель и листья, а корней и цветков- нет. Удерживается в почве с помощью маленьких выростов стебля.
Запишем в тетрадь Рабочая тетрадь № 44 стр 32
Физкультминутка
3.Папоротники.
Люблю я тоже влагу.
В тени, в лесной глуши,
Мои резные листья, конечно, хороши.
Но я горжусь не ими!
Наш очень древний род
Из прошлого планеты тепло и свет несет. ПАПОРОТНИК
А теперь рассмотрите растение на столе. Как вы думаете, как оно называется?
- Дети, это папоротник, вернее его одомашненный вид. А какие бывают папоротники нам расскажет _________________________________________
- а на какой же стр. нашего учебника мы можем прочитать о папоротниках. Откройте оглавление учебника, найдите тему нашего урока. На какой же стр.будем работать?(стр.76-77).
-Самостоятельно каждый читает текст о папоротниках.
- что узнали о папоротниках?
Практическая работа
-Рассмотрите листья папоротника в учебнике на стр 76 под лупой, найдите коричневые бугорки на обратной стороне листа.
-Что в них находится? Для чего папоротнику споры? В них находятся споры -мельчайшие частички. С их помощью папоротник размножается.
Вопросы к тексту:
1.Где растут папоротники?
2.Какие части растений есть у папоротников?
3.Каких частей растений нет у папоротников?
4.Как размножаются папоротники?
5.Во времена динозавров, какой высоты достигали папоротники?
Посмотрите на представителей этой группы слайд 8
Сделаем вывод: Папоротник – это растение, у которого есть корень, стебель, листья, но нет цветов, т.е. не бывает плодов и семян.
Запишем в тетрадь Рабочая тетрадь № 44 стр 32
5.Обобщение полученных знаний. Работа в группах.
-На этом наше путешествие подошло к концу. А теперь вернёмся к началу нашего урока, на какие же группы ещё делятся растения? доска
— Чем интересны растения, с которыми сегодня встречались? А вы можете их отличить друг от друга? ПРОВЕРЯЕМ ЗНАНИЯ ТЕСТЫ стр
- заполнить таблицу вам поможет словарик в конце учебника на стр 123,125.
- Что же объединяет эти группы растений? (нет цветков, плодов семян; размножаются спорами)
2) Помогите Маше и Мише решить спор: кто прав, кто нет.
Миша говорит, что он в интернете нашёл фотографию цветущего папоротника, а Маша говорит, что такого цветка не существует. Кто прав?
- Действительно, цветов у папоротника не бывает.
- Составление синквейна о наиболее понравившейся группе растений (примеры синквейнов, составленных учащимися на уроке)
6. Рефлексия
Итак, мы познакомили с группой «загадочных» растений.
- Мы уточнили свои знания, пополнили их.
-Что интересного вы теперь расскажете об этих интересных, особенных растениях?
- Что вас особенно удивило? Так в чем же их «загадочность», особенность (в том, что они никогда не цветут).
-Я благодарю вас за урок, вы сегодня заслуживаете похвалы и отличных оценок, потому что плодотворно поработали дружно и сообща, молодцы!
Возьмите свои оценочные листы, найдите строчку я сумею отличить группы растений и оцените себя.
В вашем листе самооценки осталась последняя строчка «мое участие в уроке»
Три смайлика: закрасьте зелёный -если считаете, что вы активно работали на уроке, желтый – мог был больше, красный – недоволен своей работай.
Отметки за урок.
7.Итог урока. Домашнее задание Учебник стр 76-80 Р.ТСтр 33 №46
По желанию – найти дополнительный материал об изучаемых группах растений.
Подведем итог работы по оценочному листу. Если ты набрал за урок 12 -15 баллов-получаешь за урок «5», 9-10 баллов «4», меньше 9 баллов «3». Сделай вывод, как ты работал? В последней строчке нарисуй смайлик, соответствующий твоему настроению.
1. Самостоятельная рефлексия.
- Попробуйте вспомнить всё, что вы узнали и ответьте на вопросы, которые написаны на карточках и на слайде 3
1. Где растут водоросли? 2. Какие части растений есть у водорослей? 3. Какие два организма живут в лишайниках? 4.Каких частей растений нет у лишайников? 5. Где можно встретить лишайники? 6. Где встречаются мхи? 7. Какие части растений есть у мхов? 8. Какие части растений есть у папоротников? 9.Что общего… |
2. Обобщение полученных знаний.
- Что же объединяет эти группы растений? (нет цветков, плодов семян; размножаются спорами)
Написать ответ одним словом (слайд 30)
- Эти растения часто называют тиной? (водоросли)
- Эти растения являются первопроходцами суши, у них есть стебли и листья, но нет корней (мхи)
- Растения, которые появились на планете ещё со времён динозавров (папоротники)
- Растения – загадка для ученых, в них живут в тесном переплетении гриб и водоросль (лишайники)
- Растения – долгожители, корм северных оленей (лишайник ягель)
- Древнейшие растения, которые можно встретить везде, где есть хоть капля влаги (водоросли)
- Водоросли, мхи и лишайники размножаются (спорами)
- Составление синквейна о наиболее понравившейся группе растений (примеры синквейнов, составленных учащимися на уроке)
Вывод: папоротники имеют корень, стебель, листья, размножаются спорами, они никогда не цветут.
Вывод: мхи не имеют корня, у них есть стебель, листья, размножаются спорами, они никогда не цветут.
Вывод: водоросли не имеют корня, стебля, листьев, размножаются спорами, они никогда не цветут.
Мхи
Маленькие, необычные
Растут, удивляют, размножаются спорами.
Мхи – показатели экологии.
Первопроходцы суши.
Лишайники
Необыкновенные, странные
Растут, очищают воздух, размножаются спорами
Лишайники - корм северных оленей
Долгожители.
Папоротники
Высокие, красивые
Не цветут, растут в лесу, удивляют
Папоротники ищут на Ивана Купала
Современники динозавров
Папоротники
Мхи
Водоросли
ПРИРОДА
ЖИВАЯ
НЕЖИВАЯ
Животные
Растения
Грибы
Бактерии
сосна | малина | пихта | слива |
шиповник | ель | рябина | лиственница |
сосна | малина | пихта | слива |
шиповник | ель | рябина | лиственница |
сосна | малина | пихта | слива |
шиповник | ель | рябина | лиственница |
сосна | малина | пихта | слива |
шиповник | ель | рябина | лиственница |
сосна | малина | пихта | слива |
шиповник | ель | рябина | лиственница |
сосна | малина | пихта | слива |
шиповник | ель | рябина | лиственница |
сосна | малина | пихта | слива |
шиповник | ель | рябина | лиственница |
сосна | малина | пихта | слива |
шиповник | ель | рябина | лиственница |
сосна | малина | пихта | слива |
шиповник | ель | рябина | лиственница |
сосна | малина | пихта | слива |
шиповник | ель | рябина | лиственница |
сосна | малина | пихта | слива |
шиповник | ель | рябина | лиственница |
сосна | малина | пихта | слива |
шиповник | ель | рябина | лиственница |
сосна | малина | пихта | слива |
шиповник | ель | рябина | лиственница |
сосна | малина | пихта | слива |
шиповник | ель | рябина | лиственница |
сосна | малина | пихта | слива |
шиповник | ель | рябина | лиственница |
с | м | п | с |
ш | е | р | л |
с | м | п | с |
ш | е | р | л |
с | м | п | с |
ш | е | р | л |
с | м | п | с |
ш | е | р | л |
с | м | п | с |
ш | е | р | л |
с | м | п | с |
ш | е | р | л |
с | м | п | с |
ш | е | р | л |
с | м | п | с |
ш | е | р | л |
с | м | п | с |
ш | е | р | л |
с | м | п | с |
ш | е | р | л |
с | м | п | с |
ш | е | р | л |
с | м | п | с |
ш | е | р | л |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Растения,мхи, лишайники,водоросли".
конспект урока...
"Папоротники,мхи и водоросли"
Конспект урока по предмету "Окружающий мир", 2 класс, ПНШ...
Презентация к уроку "Папоротники,мхи и водоросли". Окружающий мир.2 класс
Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе УМК ПНШ ...
Конспект урока окружающего мира во 2 классе на тему " Папоротники, мхи, водоросли"
Урок с применением ЦЛО по ФГОС....
Конспект урока по предмету « ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» во 2 классе по УМК « Перспективная начальная школа» Тема: «Папоротники, мхи и водоросли»
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: самоопределение (оформлять свои наблюдения); нравственно-этические (уметь наблюдать, видеть красоту природы); смысло-образование (называть наблюдаемые растения); воспринимать речь учит...
Презентация «Папоротники, мхи и водоросли»
Планируемые результаты:ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: самоопределение (оформлять свои наблюдения); нравственно-этические (уметь наблюдать, видеть красоту природы); смысло-образование (называть наблюдаемые растения)...
Конспект занятия на тему «Подводный мир. Изображение водорослей»
Цель: выполнение рисунка водорослей, передав их характерные особенности.Задачи: Образовательные: Познакомить с образами водорослей. Научить легко работать простым карандашом при рисовании эскиза....