Конспект урока по окружающему миру "В гости к Весне"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Задача - познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Урок окружающего мира "В гости к весне"- 2 класс. 

                                           .       

Тип урока: комбинированный, интегрированный урок ( литературное чтение,  музыка и технология) с использованием ИКТ.
Общедидактическая цель урока: 
• создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации – «явления природы весной»;
• применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через фронтальную, групповую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности;

Задачи:

Образовательная: 
• познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе;
• формирование целостного образа весны средствами предметов окружающего мира, литературного чтения, музыки.
• научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;
• показать связь изучаемых предметов с жизнью;
• обогащать и расширять словарный запас;
Развивающая: 
• развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
• воспитывать эстетический вкус детей;
• развивать чувство прекрасного;
• чувство радости от наблюдения за жизнью растений и животных;
• развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
• стимулировать интерес к познанию мира живой природы;
• воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
• формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;
Воспитательная: 
формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы;

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: планирование,целеполагание, корректироватьдеятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.


Методы обучения: 
• словесный (беседа, рассказ, объяснения);
• наглядный;
• практический (карточки);
• частично-поисковый;
Форма работы: 
• Фронтальная;
• индивидуальная;
• групповая;
Оборудование: на уроке используется мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений, раздаточный материал.

Методическая литература: УМК «Школа России», Учебник «Окружающий мир» А..А. Плешаков 2 кл, 2ч, Рабочая тетрадь.

Технологии: групповая, личностно-ориентированная, игровая, здоровьесберегающая.
Домашнее задание к открытому уроку: 
Выучили песню «Веснянка», заполнили в рабочей тетради таблицу о собственных наблюдениях, повторяли стихи о весне.

                                 

  Ход урока.


1. Организационный момент.

--Прозвенел звонок,

    Начинаем наш урок

    Книжки, тетрадки – все у нас в порядке.

    Поприветствуем наших гостей!

    Пусть это день принесет нам радость общения.

    И работать мы будем сегодня под девизом «Успех дарит радость!

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

-Ребята, давайте вспомним, чем отличается живая природа и  неживая природа? (Дышит, питается, растет, размножается, умирает).

-Сейчас мы будем работать в группе. Какие правила работы в группе мы знаем? (убедись, что в разговоре участвует каждый, говори спокойно, вполголоса, только по делу)

- Откройте красные конверты, разделите рисунки на две группы. (Групповая технология)

Картинки – небо, солнце, поле, речка, трава, лиса, человек, береза, гора

 - По какому признаку разделили?

-Проверь себя по доске. (СЛАЙД №1)

- Назовите объекты живой природы. Неживой природы.

Дома Вы должны были заполнить таблицу о своих наблюдениях в неживой и живой природе… в какое время года?

 - Весна.

Давайте попробуем воспроизвести схему на доске, используя таблички. (СЛАЙД №2)

                                 ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА                        ЖИВАЯ ПРИРОДА

Потепление                                          Набухание почек

Солнце ярче светит                             Изменение окраски у животных

Небо голубое                                    Появление насекомых

День длиннее                                    Прилет птиц

Проталины                                        Цветение у растений

Таяние снега                                    Появление детенышей

Ледоход                                             Распускание листьев

Половодье

- Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке? (предположения детей) (СЛАЙД №3)

- Цель нашего урока: повторить и привести в систему знания о весне, которые мы получили раннее.  А именно, ответить на вопрос: какие изменения происходят в природе весной и почему? (показ на слова темы).

3.Работа над новым материалом.

1) Беседа о неживой природе.

- Начнем урок с умственной разминки. (СЛАЙД №4)

- Прочитайте  слова. Что это?(названия месяцев- март, февраль, май, апрель)

-Какое слово лишнее? Почему? Назовите их по порядку.

-  Март, апрель, май - месяцы какого времени года? (Весны.)

-Давайте послушаем несколько ребят подготовили сообщения о месяцах. (СЛАЙДЫ №5,6,7)

(Март - первый месяц весны, начало весны - весна света. Солнце светит ярче, увеличивается световой день. Все короче становится ночь - длиннее день. От солнечного тепла снег тает, темнеет, становится рыхлым, появляются проталинки. По утрам и вечерам ещё холодно. Погода в марте переменчивая: то холодно и небо закрыто тучами, то ярко светит солнце. Образуется много сосулек, слышна капель.Название месяца «март» пришло на Русь поздно и выводится от римского бога войны – Марса, считавшегося покровителем земледельцев. Однако в народе всегда продолжали бытовать древнеславянские названия месяца: протальник, солцегрей, водотек, капельник, грачевник.

Апрель - второй месяц весны, середина весны - весна воды. Признаки апреля: бурно тает снег, бегут ручьи, на реках начинается ледоход, разлив рек, на озёрах треснул лёд, ходить по нему опасно. Ночи ещё холодные, лужи покрываются корочкой льда. Но с приходом весны: набухают почки, прилетели грачи, скворцы, жаворонки; появляются первоцветы и трава. Улетают на север снегири, синицы и свиристели. Из берлоги вылезают медведи, выводят медвежат. Люди строят птицам скворечники. Народные названия: снегогон, березозол, цветень.

Май - третий месяц весны, конец весны - весна травы. Кругом растёт трава, первые весенние цветы. Зашевелились ожившие муравьи, вылетают бабочки и пчёлы. На лесных пригорках на солнышке греются ящерицы. Распускаются листочки на деревьях и кустах. Цветут деревья: яблони, черемуха, сирень. Птицы высиживают яйца в гнездах, выводят птенцов. Люди работают в поле, на огороде: копают землю, высаживают семена овощей. В поле сеют пшеницу, рожь. Народные названия: травень, светозарник, соловьинный         месяц, цветень.)


- Многие поэты и  писатели писали и пишут в своих произведениях о весне.

- Давайте вспомним, какие стихотворения про весну мы учили?

(Читают выразительно наизусть Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», Ф. И. Тютчев «Весенние воды», А. Плещеев «Весна»)

 -Назовем еще раз изменения, происходящие в неживой природе? (Сильнее светит солнце,  небо голубое, проталины на снегу, тает снег, на крышах сосульки, ледоход) 


2) Изменения в живой природе.

- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

  • Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются серёжки, серебристые барашки. Цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры.)

- Что происходит с травянистыми растениями с приходом весны? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести.)

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Ответы детей)

 (Слайд №8)

- Обычно раннецветущие растения называют подснежниками или первоцветами. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести)

Послушаем доклад об одном из первоцветов – мать-и мачехе

Это небольшое травянистое растение высотой 10-15 см. Как только растает снег, с середины апреля до середины мая появляются желтые соцветия на недлинных стебельках. Листья появляются позже. Из-а листьев растение и получило свое название: верхняя сторона их гладкая и холодная, как злая мачеха в сказках, а нижняя сторона нежная и теплая, как родная мать.

Латинское название растения – туссилаго – означает «выводящий кашель». Действительно высушенные листья и соцветия применяют для лечения легочных болезней.

Физкультминутка. Игра «Да – нет». (Здоровьесберегающая технология, игровая технология)

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет! (поворот головы)

Говорила Катя Пете:

«Принеси ты мне букетик!

Я люблю цветы лесные,

Желтые и голубые!»

Это правильный совет?

Нет, нет, нет!

Если ты в лесу гуляешь,

Кусты и ветки не ломаешь.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Как-то Марина просила у Светы:

«Ты назови мне все первоцветы».

«Ромашки, тюльпаны и васильки,

Лютики, кашки – вот эти цветы».

Правильный Света дала ей ответ?

Нет, нет, нет!

Если ты не рвёшь цветы,

Садишь первоцветы,

Наблюдай за ними ты

Береги при этом.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

- В старину на Руси, когда лес только- только начинал оживать ото сна, люди собирались на полянке и  пели песни- заклички «ВЕСНЯНОЧКИ», таким образом  зазывая весну в свой край. Давайте сейчас тоже попробуем спеть такую веснянку.

                    Веснянка

1. Ой, бежит ручьём вода,
Нет ни снега, нет ни льда.
Ой, вода, ой, вода,
Нет ни снега, нет ни льда.

2. Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.


3. Мы весняночку поём,
Весну красную зовём.
Ой, поём, ой, поём,
Весну красную зовём.

-Ребята, а кто приносит весну ? Кого называют вестниками весны? (птицы)

- Почему птицы улетают от нас осенью?

- Почему возвращаются весной?

-Что происходит раньше, появление насекомых или возвращение перелётных птиц? Почему?

 - Попробуйте отгадать загадки, назвать птиц. (СЛАЙДЫ 9,10,11,12,13)

С хохолком, маленький,

Ходит по проталинке.

У межи, за васильками,

Рос он малым птенчиком,

А весной под облаками

Зазвенит бубенчиком.

Есть пташка –поднебесница,

Весны желанной вестница,

Полей раздольных песенница.

Она взовьется в высоту

И поет там на лету. (Жаворонок )

На черемухе весной

Свил гнездо певец лесной:

Чем пышней куста цветенье,

Тем слышней солиста пение.

Хоть воробышком одет,

Зато песня – на весь свет.

Он певец лесной и солист ночной:

Горлышко трясется – песенка несется:

«Чу-ить!Чу-ить! Чу-ить!

Тио! Тио! Тио!» (Соловей )

Всех перелетных птиц черней,

Чистит он пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица….. (Грач)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет,

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет… (Скворец)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепет домик под окном

Из травы и глины….. (Ласточка)

- Кому из перечисленных птиц человек помогает – строит домик? ( скворец- скворечник). Зачем птицам нужны гнёзда?( Птицы строят или ремонтируют гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов.)

-  Как встречают весну звери? Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детёныши. Звери линяют. Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве.

- Ребята, а что вы можете сделать для охраны животных, птиц, растений? (ответы детей).

Поиграем в игру «Друг и недруг природы» (Игровая технология)

Я называю действие человек по отношению к природе. Если действие полезное, вы должны поднять руки вверх, если нет – хлопнуть в ладоши.

 - Посадка деревьев.

-Вырубка лесов.

-Охота на редких животных.

- Сбор первоцветов.

-Разведение костров в лесу.

- Не включать громкую музыку.

-Не вырывать грибы

-Ломать ветки

--Не разводить костры.

- Оставлять мусор.

- Не трогать яйца птиц.

- Разрушать муравейники.

-Не рвать охапками цветы.

-Старайтесь помнить и соблюдать эти правила, чтобы быть настоящими «друзьями природы».

4. Закрепление изученного материала.

- Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство.)

5. Обобщение и систематизация знаний.

- Откройте синие конверты, возьмите заготовки и лист А3. Ваша задача – сделать групповую аппликацию «Весна», используя все полученные знания на уроке. (Групповая технология)

  6. Итог урока и рефлексия.

- Прикрепите к панно желтые кораблики, кто хорошо усвоил материал и красные – у кого возникли затруднения…

 - Как вы думаете, мы сегодня выполнили поставленную цель?

Оценивание.

- А мне сегодня было интересно с вами работать. Я хочу сказать вам спасибо! Я думаю, что после сегодняшнего урока вы будете еще внимательнее относиться к природе.

7. Домашнее задание:  выполнить задания в рабочей тетради  №4-6.

- Урок закончен. Всем спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОМ тема «В гости к весне» 1класс

На данном уроке использовались различные технологии: ИКТ, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве....

Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"

Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне"...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "В гости к весне"

Данный урок можно провести во 2 классе по программе "Школа России", используя современную образовательную технологию "Обучение в сотрудничестве". Форма работы - групповая. Урок составлен в соответстви...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по теме "В гости к весне" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о весенних явлениях в живой и неживой природе. Планируемые результаты: Предметные: знать признаки живой и неживой природы весной; уметь...

конспект урока по окружающему миру «Чудесные цветники весной» (2 класс)

Конспект урока по окружающему миру с использованием технологии КСОТема: «Чудесные цветники весной»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с культурными растениями весенних цветнико...

УМК Перспектива 2 класс Конспект урока по окружающему миру «Чудесные цветники весной»

Тема: «Чудесные цветники весной»Цели деятельности учителя : ознакомление учащихся с культурными растениями, весенних цветников.Планируемые результаты:-Предметные:знать: названия культурных...