Урок окружающего мира 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Урок-исследование «Почва. Что такое почва» 3 класс.
Цель: на основе проведения опытов познакомиться с составом почвы
Предметные задачи урока:
1.выяснить понятие почва
2. в процессе опытов установить основной состав почвы
3. развивать наблюдательность, умение анализировать и делать выводы
4.формировать интерес к познавательной практической деятельности (опыты)
5. воспитывать любовь к природе
Формирование УУД.
Познавательные УУД. Осуществлять запись информации; использовать модели и схемы для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать, анализировать, обобщать.
Регулятивные УУД. Умение планировать деятельность; оценивать правильность выполнения действия; проявлять познавательную инициативу.
Коммуникативные УУД. Строить высказывания в устной и письменной форме понятные окружающим; уметь слушать и принимать умения других , вести друг с другом диалог, проявлять уважения друг другу.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу способам решения; способность к самооценке.
Оборудование: почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, салфетки бумажные, карточки со словами. Компьютер, экран, презентация.
I.Вводно-мотивационный этап.
Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро
Улыбчивым лицам!
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!
Наши глаза внимательно смотрят и всё ... (видят).
Уши внимательно слушают и всё ... (слышат).
Голова хорошо ... (думает).
Актуализация знаний, постановка цели.
-Разгадайте кроссворд и узнайте ключевое слово.
1.о | з | е | р | о | ||||||||||
2.в | е | т | е | р | ||||||||||
3.к | а | м | н | и | ||||||||||
4.г | л | и | н | а | ||||||||||
5.р | а | с | т | е | н | и | я |
1.Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои поправляя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды –
В нем все отражается,
Как это зеркало называется? (Озеро)
2.Бежал по тропке луговой,
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой,
Речка сделалась рябой. (Ветер)
3.Из земли на опушке
Торчит лысая макушка.
Вырос на макушке мох,
А вокруг – чертополох. (Камень)
4.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
5.Дышит, растет,
А ходить не может. (Растения)
- Какое ключевое слово получилось? (земля)
- Ребята, а вы знаете, что землю еще называют кладовой? Послушайте рассказ.
- Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров, моркови, редиса. Такая чудесная кладовая действительно есть.
Вы, должно быть, догадались, как она называется? (ответы детей)
-О какой земле идёт речь? (О почве)
- Сейчас поработаем в группах. Найдите в словаре определение слова Почва.
Работа со словарем. Почва – верхний плодородный слой земли. Толщина почвенного слоя бывает разная: от 2-3 см до 150-200 см.
Как будет звучать тема нашего урока: Почва. А Что мы можем узнать о почве? (что такое почва? Зачем нужна? Из чего состоит почва?)
-Сегодня вы будете учеными–исследователями. Проведем несколько опытов и выясним состав почвы. Таким образом, тема урока: Почва. Состав почвы.
III.Операционно-содержательный этап.
- У вас на партах в тарелочках – почва. Посмотрите внимательно, можно ли по одному взгляду определить состав почвы? (нет).
- Так давайте приступим к опытам, и узнаем, из чего состоит почва?
Карточки – описание опытов.
Опыт 1.
ЛИСТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ | |
Опыт 1 | Результаты исследования |
Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Внимательно наблюдайте. Что вы видите? Какой вывод можете сделать? Запишите результат. |
Вывод: В почве есть воздух
Опыт 2.
ЛИСТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ | |
Опыт 2 | Результаты исследования |
Возьмите другой комочек, положите между слоями бумажной салфетки. Сожмите. Что вы видите? Чем можно объяснить влажность салфетки? Какой вывод можно сделать? Запишите результат. |
Вывод: В почве есть вода
Физкультминутка. ( под музыку сидя выполняют движения)
Положите мешочки на голову, расслабляем мышцы спины и шеи, корректируем осанку. Снимите мешочки. Мы не просто провели именно эту ф-ку, она связана с нашей темой. Определите на ощупь, что находится в мешочках? (соль).
Да, это соль, это еще один компонент состава почвы, т.е. в почве находится соль. Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.
Опыт 3. Вместе со мной будем делать опыт. Я заранее подготовила стакан с водой и почвой. Что вы видите на дне стакана? (песок и глину) На поверхности? (перегной)
(Перегной- перегнившие остатки растений и животных)
- Мы только что перечислили продукты, которые необходимы для жизни растений.
Закрепление.
-Попробуйте обобщить понятия. Части чего, какого целого мы назвали? (Состав почвы)
Что содержится в почве?
Вывод. В почве содержится воздух, вода, перегной, глина, песок, соли.( на доске клею- слова)
-Что такое почва? (Почва – верхний плодородный слой земли)
III. Рефлексивно-оценочный этап.
Подводим итог урока.
-Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в дальние странствия, потому что они считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда относились бережно к земле. 2017 год объявлен годом экологии. Давайте всегда будем любить, ценить землю, заботиться о ней, тогда и она будет радовать нас. Богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
-На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа со словарем, опыт 1, опыт 2, опыт 3, физкультминутка). У каждого из вас на столе - бабочка. Прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности вам понравился больше всего. Объясните, почему.
Домашнее задание. Подберите пословицы о почве и подготовьте рисунки- плакаты «Берегите почву».
Учитель. Спасибо за работу. Желаю вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"
Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...