Семейный бюджет
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру 3 класс Школа России "Семейный бюджет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_byudzhet.docx | 21.66 КБ |
semeynyy_byudzhet.pptx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №2 ИМЕНИ В.В. ТИХОНОВА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
_________________________________________________________________
Конспект урока окружающий мир
на тему: «Семейный бюджет»
(3 класс)
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Барабанова Ольга Андреевна
г.о. Павловский Посад
2022г.
Тема: «Семейный бюджет».
Цель: подготовка обучающихся к овладению элементарными практическими навыками по планированию семейного бюджета, воспитание гражданской компетенции в области экономических знаний.
Задачи:
Образовательные:
-создать условия для ознакомления обучающихся с понятием «семейный бюджет»;
-закрепить понятия «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги», «денежные единицы».
Развивающие:
-способствовать развитию познавательного интереса, речи, логического мышления обучающихся;
-способствовать овладению практическими навыками распределения семейного бюджета.
Воспитательные:
-содействовать воспитанию мотивации к обучению, экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия, умений выслушивать мнения товарищей, работать в группах и в коллективе.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, памятки, плакат для рефлексии.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать с игры «Добрый день». Мне очень хочется пожелать доброго дня всем и каждому. Я буду говорить слова «добрый день», назову кого-то из нашего класса, а те, кого я назову помашут мне рукой. Это будет означать, что вы меня услышали и ответили на моё приветствие. Попробуем:
- Добрый день девчонкам!
- Добрый день мальчишкам!
- Добрый день всем, кто любит помогать друзьям!
- Добрый день всем, кто будет сегодня внимательным, старательным, сообразительным!
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
– Какое слово в переводе с греческого языка означает «правила ведения домашнего хозяйства»? (Экономика.)
– А какие темы мы с вами изучили в разделе «Что изучает экономика»?
– О чём мы говорили на прошлом уроке окружающего мира? (О государственном бюджете.)
– Что такое бюджет? (Это план расходов и доходов.)
– Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.)
– Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? (Расходы.)
– Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.)
– На что расходуется государственный бюджет? (На образование, здравоохранение, на содержание армии и полиции, на науку и культуру, на охрану природы, на выплату пенсий и пособий.)
III. Введение в тему.
-Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вы сейчас поработаете в парах и разгадаете кроссворд, узнаете ключевое слово.
Вопросы:
1.Деньги, которые тратят, на те или иные нужды (расход).
2.Стоимость одной вещи (цена).
3.Правила, законы ведения хозяйства это – (экономика).
4.Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги (деньги).
5.Слово “бюджет” в переводе с английского языка означает (денежная) сумка.
После работы в группах обсуждение правильных ответов обучающихся.
Эталон кроссворда открывается на доске.
IV. Изучение нового материала.
-Назовите слово, которое получилось у вас ключевым! (семья)
-Что такое семья? (Группа, живущих вместе родственников).
-Как вы думаете, есть ли бюджет у каждой отдельной семьи? (Да).
-Ребята, как вы думаете, с каким бюджетом мы сегодня познакомимся? (Семейный бюджет).
-Чтобы правильно вести семейное хозяйство, нужен план расходов и доходов, что и называется «Семейный бюджет»
-Кто из взрослых в вашей семье зарабатывает деньги? Каким образом?
-Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет?
-А как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет? (Доходов и расходов).
-Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? (Заработная плата, пенсия, стипендия пособие).
-Ребята, кроме перечисленных доходов есть еще, доходы, которые могут поступать в семью: прибыль, гонорар, рента. Значение этих слов и их понятие вы найдете в толковом словаре.
- Давайте, ребята, распределимся в группы, работу продолжим в группах.
Задание: найти в толковом словаре прибыль– 1группа, гонорар– 2 группа, рента -3 группа. Каждая группа зачитывает из словаря определение. На доску вывешиваются новые термины:
Прибыль - получает работник от работы фирмы или своего частного хозяйства
Гонорар – это вознаграждение, которое получает писатель за свои книги или артист за свои выступления
Рента – это доход за собственность, отданную на временное пользование другому лицу за регулярную выплату (это может быть сдача квартиры в аренду, машины, мебели и т.д.)
-Какие расходы обязательны ежемесячно?
-Сделайте вывод, из чего складывается семейный бюджет.
-Чтобы лучше понять тему урока мы поиграем в семейный бюджет.
V. Практическая работа. (Работа в группах.)
Физминутка.
Учитель называет статьи расходов – дети приседают, статьи доходов – хлопок руками.
(Заработная плата, ремонт, мойка автомобиля, пенсия, пособие, новая кукла, плейстейшен 5, стипендия).
– А на что семья тратит деньги?
- Какие у семьи расходы? Это предстоит вам выяснить, выполняя практическую работу.
Класс делится на группы – «семьи».
– У вас, у каждой «семьи», на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их надо обязательно включить в расходы.
А теперь посмотрите на карточки, где проставлены цены товаров и услуг в сказочных «денежках». На своих листах проставьте цены выбранных вами товаров и услуг.
Лекарства – 3 д.
Продукты – 40 д.
Одежда – 20 д.
Обувь – 10 д.
Бытовая химия – 2 д.
Транспорт – 10 д.
Велосипед – 40 д.
Музыкальная (спортивная) школа – 5 д.
Книги – 2 д.
Компьютер – 70 д.
Игрушки – 3 д.
Платежи и налоги – 20 д.
Видеокассеты (диски) – 3 д.
Посещение театра, цирка – 5 д.
Туристическая поездка – 20 д.
– Сложите все денежки. Какая сумма у вас получилась?
– А теперь я вам скажу, что бюджет вашей семьи рассчитан на 100 денежек в месяц.
– У кого сумма больше этой цифры?
– Что образовалось в вашем бюджете? (Дефицит, нехватка средств, денег.)
– У кого сумма меньше 100 денежек? Что вы смогли сделать? (Отложить сбережения.)
– Конечно, это всё условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить?
Памятка для сохранения семейного бюджета:
– Чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят: «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда».
VI. Продолжение изучения нового материала.
Обобщающая беседа.
– Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать.
Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке, – они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнена или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких-то покупок. А может быть, родителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде, чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.
У нас с вами появился небольшой опыт составления семейного бюджета.
– Бывает очень приятно, когда на работе дают премию. За что ваши родители могут получить премию?
– Бывает, что на день рождения гости дарят человеку деньги. Это является доходом?
– Представьте, что на день рождения вы получили довольно большую сумму денег. Как бы вы их потратили? Составьте план своих расходов.
Больше работаешь – лучше живёшь,
Лучше живёшь – больше людям даёшь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить её? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути.
VII. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником (с. 75–77).
VIII. Итог урока.
-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
-Чему научились?
-Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет?
Чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет.
IX. Рефлексия.
-А теперь оцените свою работу на уроке с помощью наших смайликов:
зеленый – я все понял! У меня все получилось!
желтый – мне многое было понятно!
красный – мне нужна помощь! Я многое не понял!
X. Домашнее задание: А дома вы теперь поможете родителям составить семейный бюджет своей семьи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. ЗАГОЛОВОК КРОССВОРД 1. 2. 3. 4. 5.
. ЗАГОЛОВОК КРОССВОРД 1. Р А С Х О Д 2. 3. 4. 5.
. ЗАГОЛОВОК КРОССВОРД 1. Р А С Х О Д 2. Ц Е Н А 3. 4. 5.
. ЗАГОЛОВОК КРОССВОРД 1. Р А С Х О Д 2. Ц Е Н А 3. Э К О Н О М И К А 4. 5.
. ЗАГОЛОВОК КРОССВОРД 1. Р А С Х О Д 2. Ц Е Н А 3. Э К О Н О М И К А 4. Д Е Н Ь Г И 5.
. ЗАГОЛОВОК КРОССВОРД 1. Р А С Х О Д 2. Ц Е Н А 3. Э К О Н О М И К А 4. Д Е Н Ь Г И 5. Д Е Н Е Ж Н А Я
СЕМЬЯ .
СЕМЕЙНЫЙ БЮЖДЕТ .
ДОХОДЫ, О КОТОРЫХ НАМ НУЖНО УЗНАТЬ… 1 ГОНОРАР 2 РЕНТА 3 ПРИБЫЛЬ .
Физкультминутка .
Список: Лекарства – 3 д. Продукты – 40 д. Одежда – 20 д. Обувь – 10 д. Бытовая химия – 2 д. Транспорт – 10 д. Велосипед – 40 д. Музыкальная (спортивная) школа – 5 д. Книги – 2 д. Компьютер – 70 д. Игрушки – 3 д. Платежи и налоги – 20 д. Видеокассеты (диски) – 3 д. Посещение театра, цирка – 5 д. Туристическая поездка – 20 д. .
ПОМНИ… Больше работаешь – лучше живёшь, Лучше живёшь – больше людям даёшь, Старым и малым, и тем, кто в нужде. А будет нужно – помогут тебе. Помни, мой друг, – в делах не зевай, Прибыль свою и страны умножай. Прибыль – трудам и уменью награда. Как получить её? Думать тут надо. Сложно? Не просто! Но ты уж прости, В жизни у нас нет другого пути.
ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ зеленый – я все понял! У меня все получилось! желтый – мне многое было понятно! красный – мне нужна помощь! Я многое не понял!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час. Семейный бюджет
Классный час о сохранении семейного бюджета для уч-ся начальной школы...
презентация " Семейный бюджет"
Материал к классному часу о семейном бюджете...
Урок по теме "Семейный бюджет"
Урок по окружающему миру в 3 кассе по учебно-методическому комплекту "Школа России". На уроке используется презентация и мультимедиа. Урок посвящается изучению нового материала. Цель урока...
Урок окружающего мира в 3 классе Тема : Семейный бюджет
Тема урока: Семейный бюджет(3 класс)Цели урока:- познакомить с понятием «семейный бюджет»; выявить правила сложения многозначных чисел.- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бю...
Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Семейный бюджет"
Главной целью данного урока является - знакомство детей с понятием "семейный бюджет"....
Презентации к урокам окружающего мира в 3 классе по темам "Государственный бюджет" и "Семейный бюджет"
Данные презентации созданы для учеников 3 класса, занимающихся по учебнику А.А.Плешакова "Окружающий мир" с целью: создание условий для знакомства с новыми терминами: бюджет, расходы, доходы...
Конспект и презентация открытого урока по теме: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».
Тема: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.Задачи: сформировать у обучающихся первоначальное...