Разработка урока-квеста по окружающему миру в 4 классе "Природные зоны России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Алексеева Юлия Викторовна

 Разработка урока-квеста по окружающему миру в 4 классе "Природные зоны России" является заключительным уроком в теме. Проведение данного урока выходит за рамки классного кабинета, ребята по ходу урока выполняют задания для спасения неизвестного животного.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Инструкция для учителя:

Команду участников разделить на команды по 4 человека путем жеребьевки. Дать каждой команде маршрутный лист, по которому  участникам нужно пройти и выполнить предлагаемые задания учеными. Очередность посещения ученых  команды составлена так, чтобы избежать встречи с соперником. Команды встречаются только лишь у эколога, где работают с картой природных зон России. Основная задача детей: у каждого ученого выполнить задание по природным зонам, собрать карандаши и подсказки о котенке, на последнем этапе получить ключевую подсказку, соединить все сведения о зверьке и определить природную зону его обитания. Для благополучного завершения легенды учащиеся по группам выполняют творческое задание СМИ, в котором должны создать любой продукт для привлечения общественности к проблеме исчезающих видов животных России.

Учитель знакомит игроков с правилами, границами территории игры и всеми нюансами только в начале квеста, следит, чтобы время нахождения на станции было не более положенного времени. Помогает работать некоторым командам, фиксирует результаты .


Приложение 1

Описание легенды квеста: 

Ребята, сегодня вам предстоит нелегкая и ответственная работа. Дело в том, что одна одинокая пожилая женщина решила завести себе домашнего питомца. На птичьем рынке она купила котенка. Сначала все было хорошо, но позже хозяйка стала замечать, что питомец ведет себя странным образом. Женщина поспешила на рынок, узнать у продавца про особенности породы котенка, но его там не оказалось. Еще какое-то время наблюдений женщина пришла к выводу, что это какое-то дикое животное, которое не может приспособиться к жизни в домашних условиях. Ей необходимо как можно скорее выпустить питомца на волю, но она совершенно не знает в каких условиях должен обитать зверек. Женщина решила обратиться к вам. Ведь вы уже изучили все природные зоны, знаете их обитателей. Но она хочет убедиться, что вы сможете выпустить котенка в подходящую для него природную зону и спасете от гибели.

Ребята, вы готовы помочь?


Приложение 2

Маршрутный лист

Название команды

Члены команды

Роль в группе

Капитан команды

Секретарь

Чтец

Хранитель времени

Ученые

Природная зона

Отметка о выполнении задания

Цвет карандаша

Сведения о котенке

Физиолог

2 минуты

Териолог

1 минуту

Этолог

3 минуты

Ботаник

1 минута

Морфолог

2 минуты

Зоолог

2 минуты

Зоогеограф

3 минуты

Эколог

3 минуты

СМИ

5 минут

Инструкция для учащихся

Ребята, вам необходимо пройти по своему маршруту, не нарушая последовательности. У каждого ученого вам предстоит выполнить правильно задание, вписать в маршрутный лист угаданную природную зону, получить за это цветной карандаш для выполнения работы у эколога и подсказку о котенке, по которой вы можете определить природную зону, в которой он обитает.

Если вы дали неверный ответ, то можете попросить о помощи. На это у вас 3 подсказки:

1 подсказка ученого

1 раз найти информацию в учебнике

1 раз найти информацию в сети Интернет

У вас есть возможность отказаться от использования подсказки, в этом случае вы не получаете  информацию о котенке.

Поэтому старайтесь выполнять задания правильно, осознанно и ответственно.

Не забывайте про свои роли в команде.

Приложение 3

Оценочный лист учащегося

Знаю без подсказок,

уверен в ответе

Знаю, но требуется подсказка

Не знаю, нужно выучить

Физиолог

Териолог

Этолог

Ботаник

Морфолог

Зоолог

Зоогеограф

Эколог

СМИ

Поставь один любой знак (оцени свою работу у ученого) в каждой строке.


Приложение 4

Для ученых

ЗООГЕОГРАФ 3 минуты

Я зоограф – занимаюсь изучением распространения животных на Земле.

Исправьте ошибки в тексте. Сдайте на проверку работу зоографу. За правильно выполненную работу получите сведения о котенке и карандаш.

Дремучий лес, непроходимые тропы, дикие животные, суровый климат, – это все характерно для степи. Среди всех лесов планеты, она занимает самую большую часть планеты. Почвы богатые. Из-за сурового климата плодородный слой очень толстый, здесь не могут удержаться большие хвойные  деревья. Зимы холодные, сухие, длятся 7-8 месяцев. Лето, хоть и не продолжительное, но теплое. Характерные представители: сосна, ель, пихта, лиственница, дуб. В таких лесах встречается много грибов. На земле растут мхи, лишайники, невысокие кустики. 

Подсказка:

В задании 5 ошибок

Живет в норах, оставленных лисицами, сурками и барсуками, прячется в расщелинах скал и под камнями. Природными врагами являются волки, лисы, орлы и соколы

ТЕРИОЛОГ 1 минута

Я териолог – занимаюсь изучением млекопитающих

Ответ: (Степь.) 

Ведет одинокий образ жизни. Раз в год весной появляются до 5 детенышей. Продолжительность жизни 10-12 лет.

ЭТОЛОГ 3 минуты

Я этолог – занимаюсь изучением поведения животных

Разрезные карточки

Эта зона расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России

Юго-запад страны по берегам Каспийского моря, на карте она обозначена оранжевым цветом.

Лето короткое, холодное. Зима долгая, полгода - день, полгода -  ночь

Зона с постоянно сухим и жарким климатом, здесь два хозяина — солнце и ветер. Днем температура поднимается           до + 70.

 Тюльпан, ирисы, ковыль, пион тонколистный, полынь.

Верблюжья колючка, саксаул, джузгун, колосняк.

 Суслики, хомяки, мыши-полевки, степная гадюка, кузнечики, кобылки.

Песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка. Лисичка-корсак, ушастый еж, тушканчики, сайгаки, скорпионы, кобылки, скарабеи.

Саджа, утки, гуси, лебеди.

Чистик, кайра, тупик, гагарка

Охота, лесозаготовка, земледелие, животноводство, добыча полезных ископаемых, изготовление товаров на фабриках и заводах

Земледелие, охота, разведение скота, изготовление товаров на фабриках и заводах.

 Строительство каналов, орошение земель, садоводство, разведение скота, охота, добыча полезных ископаемых.

Строительство каналов, орошение земель, садоводство, разведение скота, охота, добыча

ответ

Характеристика зоны

Природная зона

Пустыня

Положение зоны

Юго-запад страны по берегам Каспийского моря, на карте она обозначена оранжевым цветом.

Климат

Зона с постоянно сухим и жарким климатом, здесь два хозяина — солнце и ветер. Днем температура поднимается           до + 70.

Растения

Верблюжья колючка, саксаул, джузгун, колосняк.

Звери

Песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка. Лисичка-корсак, ушастый еж, тушканчики, сайгаки, скорпионы, кобылки, скарабеи.

Птицы

Саджа, утки, гуси, лебеди.

Занятия населения

Строительство каналов, орошение земель, садоводство, разведение скота, охота, добыча полезных ископаемых.

Очень осторожное животное, которое в случае опасности редко убегает, а затаивается в траве и сидит бесшумно длительное время

Зоолог. 3 минуты

Я зоолог - занимаюсь глубоким и всесторонним изучением животного мира

Ответ:

Северный олень, обитает в тундре. Имеет особую форму рогов, средний размер туловища. Длинный и плотный зимний волосяной покров не пропускает холод и позволяет оленям легко переносить зиму. Основными источниками пищи для оленей выступают лишайники.

Охотится на мышей, мелких сусликов, небольших зайцев и птиц.

ФИЗИОЛОГ 2минуты

Я физиолог – изучаю жизнедеятельность животных.

1

ч

а

й

к

а

2

м

о

р

ж

3

К

а

й

р

а

4

Т

ю

л

е

н

ь

5

л

И

ш

а

й

н

и

к

6

К

и

т

7

р

а

ч

к

и

Это самая маленькая дикая кошка в России. По размеру схож с домашней кошкой: длина тела около 50см, вес до 5 кг.

Морфолог 2 минуты

Я морфолог – изучаю внешнее строение животных

1

2

3

4

5

6

7

+

-

+

+

-

+

+

Очень густая и пушистая шерсть, массивное тело и короткие сильные лапы, голова слегка приплюснута, уши маленькие.


БОТАНИК 2 минуты

Я ботаник – я занимаюсь изучением мира растений.

Описание: https://static8.depositphotos.com/1424692/976/i/950/depositphotos_9767577-stock-photo-spring-blossoming-magnolia-tree.jpgОписание: https://greensotka.ru/wp-content/uploads/2019/10/ris.-1.-cvetushchij-rododendron.jpg   Описание: https://zelengorizont.ru/media/shop/265_601nz.jpg

Могнолия                                             рододендрон

Описание: https://greengarden31.ru/upload/iblock/447/447602def786b947613403dbce0161b4.jpg                Описание: https://domashniecvety.ru/wp-content/uploads/2/e/a/2eafa225d9fda13fc4ef7ed0bbcdc18c.jpg       Описание: https://cdn.pixabay.com/photo/2017/10/11/18/05/firs-2841957_1280.jpg

Каштан                              кипарис

В неволе почти не размножается, так как подвержены сильным стрессам и заболеваниям.

Эколог  3 минуты

Я эколог – изучаю связь животных со средой обитания

Описание: https://ykl-res.azureedge.net/7824d45b-addb-4c08-badd-474376d70800/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%8B%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8.png


Приложение 5

для учащихся

ЗООГЕОГРАФ 3 минуты

Исправьте ошибки в тексте. Сдайте на проверку работу зоогеографу. За правильно выполненную работу получите сведения о котенке и карандаш.

Дремучий лес, непроходимые тропы, дикие животные, суровый климат, – это все характерно для степи. Среди всех лесов планеты, она занимает самую большую часть планеты. Почвы богатые. Из-за сурового климата плодородный слой очень толстый, здесь не могут удержаться большие хвойные  деревья. Зимы холодные, сухие, длятся 7-8 месяцев. Лето, хоть и не продолжительное, но теплое. Характерные представители: сосна, ель, пихта, лиственница. В таких лесах встречается много грибов. На земле растут мхи, лишайники, невысокие кустики. 

ТЕРИОЛОГ 1 минута

Определите природную зону по описанию. За правильный ответ получите информацию о котенке и карандаш.

 С приближением лета с каждым днем становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы — пожелтела, выгорела, будто огонь спалил ее: остались только травы с узкими листьями.


ЭТОЛОГ 3 минуты

 Заполните таблицу, уберите лишние карточки. Определите по описанию название природной зоны. Сообщите свой ответ  этологу. За правильный ответ получите новые сведения о котенке и получите карандаш.

Характеристика зоны

Природная зона

Положение зоны

Климат

Растения

Звери

Птицы

Занятия населения


Зоолог. 3 минуты

Опишите по плану  животное, расскажите зоологу о нем и за правильный ответ получите сведения о котенке и карандаш.

Описание: Северный олень

Опиши животное

План рассказа о животном

1. Как называется животное?

2. В какой природной зоне он живет?

3. Внешний вид животного

4. Чем питается?


ФИЗИОЛОГ 2минуты

Разгадайте кроссворд, назовите физиологу разгаданную природную зону и получите подсказку о котенке и цветной карандаш.

1

2

3

4

5

6

7

  1. Эти птицы, собираясь на скалистых берегах, образуют «птичьи базары». Этих птиц можно считать обитателями морей.
  2. Близкий родственник тюленя.
  3. Птицы, откладывающие яйца на голые камни.
  4. Это животное бывает добычей белого медведя.
  5. Основной корм оленей.
  6. Самый крупный обитатель морей и океанов.
  7. Пища рыб северных морей.

Морфолог 2 минуты

Прочитайте характерные черты смешанных лесов  и широколиственной природной зоны.

Заполните таблицу. Отметьте знаком «+» те высказывания, которые верны и знаком «-», неверные высказывания.

Выполненную работу сдайте на проверку морфологу. За правильно выполненное задание получите сведения о котенке и карандаш.

  1. Широколиственные леса образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями.
  2. Деревья дуб, клён, липа, ясень, вяз имеют узкие листья.
  3. Зимой впадают в спячку животные, которые не могут покинуть холодное место своего обитания
  4. Смешанные леса — это как бы смесь хвойных и лиственных деревьев.
  5. Для смешанных и широколиственных лесов не  характерна многоярусность.
  6. В смешанных лесах водятся: ласка, косуля, горностай, рысь, белка, кабан, соня, благородный олень и другие животные. 
  7. В смешанных лесах водится большое количество птиц. Среди них сойка, зяблик, сова, иволга, кукушка и другие.

1

2

3

4

5

6

7

БОТАНИК 2 минуты

Выбери из предложенных картинок только те растения, которые произрастают в субтропической природной зоне, подпиши их название.

За правильный ответ получите сведения о котенке и карандаш.

Описание: https://static8.depositphotos.com/1424692/976/i/950/depositphotos_9767577-stock-photo-spring-blossoming-magnolia-tree.jpgОписание: https://greensotka.ru/wp-content/uploads/2019/10/ris.-1.-cvetushchij-rododendron.jpg   Описание: https://zelengorizont.ru/media/shop/265_601nz.jpg

Описание: https://greengarden31.ru/upload/iblock/447/447602def786b947613403dbce0161b4.jpg                Описание: https://domashniecvety.ru/wp-content/uploads/2/e/a/2eafa225d9fda13fc4ef7ed0bbcdc18c.jpg       Описание: https://cdn.pixabay.com/photo/2017/10/11/18/05/firs-2841957_1280.jpg

Эколог  3 минуты

Перед вами контурная карта природных зон России. Раскрасьте  цветными карандашами природные зоны в соответствии с инструкцией (цвета вы обозначили в маршрутном листе). Проверьте свою работу по эталону

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-квест «Природные зоны России»

Слайд 4

Роли в группе Капитан – отвечает за работу в группе в целом и выступает с готовым решением Секретарь – записывает высказывания и идеи, собирает полученные сведения Хранитель времени – следит за временем Чтец – читает полученные инструкции к заданиям и задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 4 класс Школа России. Зона Арктических пустынь.

Урок составлен с использованием электронных образовательных ресурсов. Тип урока комбинированный....

Технологическая карта. урок окружающего мира 4 класс Школа России "Зона Арктических пустынь"

Климат, растительный и животный мир Арктики. Экологические проблемы Арктики....

Урок окружающего мира по теме: \'\'Зона степей\'\' 4 класс (УМК «Школа России»)

Урок окружающего мира по теме:''Зона степей'' 4 класс (УМК «Школа России»)Цели: Развитие умений учащихся привлекать имеющиеся знания и личный опыт, выполнять практичес...

Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России.

Конспект составлен в соответствии с учебником УМК "Школа России"...