Урок окружающего мира "Земля-наш общий дом"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Хабирьянова Елена Валерьевна

Данный материал подойдёт к уроку окружающего мира по теме "Земля-наш общий дом". При изучении данной темы у детей формируется понятие о защите планеты Земля, бережное к ней отношение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_habiryanova_e.v.docx48.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта              

Дата: 28.11.2018 г.

Предмет

Окружающий мир 2 класс

Учитель

Хабирьянова Елена Валерьевна

Тема урока

Земля-наш общий дом

Цель урока

Формировать  понимание  необходимости защиты Планеты, на которой мы живем, бережного отношения к природе и окружающей среде, создать условия для формирования у младших школьников представления о личной сопричастности окружающему миру

Тип урока

Открытие нового знания

Технология

Информационно-коммуникационные технологии, технология групповой деятельности

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: любознательно, активно и заинтересованно познавать мир; любить свой народ, свой край, свою Родину

Метапредметные: познавательные  получать информацию о состоянии природы в настоящее время;

-делать выводы в результате совместной работы;

 коммуникативные – формировать представление о том, как важно понимать друг друга;

-уметь договариваться и разрешать конфликты;

-уметь работать в парах, в группах.

регулятивные  развивать умение разрешать внутренние разногласия;

-учиться высказывать предположения;

-вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Личностные: формировать положительное отношение к природе;

- формировать представления о ценностях жизни;

Методы и формы обучения

Частично-поисковый, проблемный, объяснительно-иллюстративный;

 Индивидуальная, работа в парах, в группах.

Информационно – технологические ресурсы

Средства ТСО: проектор, ноутбук, учебник, раздаточный материал для изображения экологических знаков, для смайликов, листы с началом предложения для работы в группах,

видеофильм  «Земля-наш общий дом» https://disk.yandex.ru/i/poEzXqMR5rDwmA ,

 аудиозапись стихотворения «Стон Земли» https://disk.yandex.ru/i/taySLBtZIpjXCw .  

Основные   понятия

Планета Земля, экология

Дидактическая

структура урока

(этапы и их цели)

Содержание учебного материала

Методы, формы и приемы работы

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Формирование универсальных учебных действий

Организационный момент.

Приветствие обучающихся, подготовка рабочего места

-Какой сегодня чудесный день!

Поздоровалось с людьми солнце на рассвете

С добрым утром - говорит и большим, и детям

Утро добрым быть должно и хорошим тоже,

Лишь хороший человек всё на свете может.

- Улыбнитесь друг другу, чтоб улыбка и хорошее настроение сопровождали вас  в течение  всего урока.

- Сегодня на уроке окружающего мира нам нужны будут знания. внимание, поддержка и взаимопомощь.

Приветствуют и слушают учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место;

Личностные: Включение в деятельность на личностно-значимом уровне. Положительная эмоциональная направленность

Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать.

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

- Что значит уметь учиться

- Хочу, могу, надо

Обсуждение проблемной ситуации Формулирование темы и целей урока

Подводящий диалог

-Ребята, определите тему нашего урока, для этого внимательно  послушайте стихотворение.

О чём это стихотворение?

Сформулируйте  тему нашего урока?

Какая цель?

Чтение стихотворения учеником

Называют тему урока, формулируют цели

Мы речь свою ведем о том,

 Что вся Земля – наш общий дом –
 Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нем живем.
 Еще о том ведем мы речь,
 Что мы наш дом должны беречь.
 Давай докажем, что не зря
 На нас надеется Земля

Земля- наш общий дом

Узнаем, как надо относится к планете , что ей угрожает, почему надо беречь планету, что мы-дети, можем сделать для нашей планеты.

Познавательные:

- структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;

- определять цель учебной деятельности;

Регулятивные:

-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные:

-развитие познавательных интересов

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

- Актуализация необходимых ЗУН

- Обобщение ЗУН

- Пробное учебное действие

- Фиксация затруднения

Работа с учебником

Фронтальная работа

-У нас над головой общая крыша - голубое небо. А под ногами- общий пол -земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка - ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. И вентилятор у нас тоже один на всех – ветер.

Наша планета - огромный шар, такой большой, что нужно много дней и даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. А почему нашу планету называют голубым шаром ?    

 

На ней много воды. На нашей планете 4 океана, 54 моря, множество озёр и рек

Планета Земля- это не только вода, но и суша, это огромные материки, где живут звери, птицы, растут деревья и цветы, высятся горы.

Познавательные:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Коммуникативные:

- выстраивать осознанное речевое высказывание в устной и / или письменной форме по теме;

- воспринимать информацию на слух;

Регулятивные:

- выполнять пробные учебные действия;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

Личностные:

 -формировать потребность в самовыражении

3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: выявить место и причины затруднений

- Что я делал, какие знания применял

- Где возникло затруднение (место)

- Почему оно возникло (причина)

Затруднение – Причина - Цель

Аудиозапись стиха

«Стон Земли»,

 отбор материала.

https://disk.yandex.ru/i/taySLBtZIpjXCw .  

Прослушивание  аудиозаписи сихотворения «Стон Земли»

Поиск информации

-Ребята, послушайте, внимательно стихотворение Михалкова «Стон Земли» и скажите, почему так больно нашей планете , почему она стонет ?

-Что вас поразило в этом стихотворении?

Прослушивание  аудиозаписи сихотворения «Стон Земли»

Поиск информации

Люди загрязняют реки, делают снаряды, ракеты, которые не нужны нашей планете.

Познавательные:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Коммуникативные:

- выстраивать осознанное речевое высказывание в устной - воспринимать информацию на слух;

Регулятивные:

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

Личностные:

 -формировать потребность в самовыражении

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

- Какое знание строю, чему учусь ( цель)

-Как строю и с помощью чего (выбор способа и средств)

- План построения нового знания

Рассказы о том, какие опасности подстерегают природу

Работа с учебником

Составление незаконченных предложений

Выступление детей с фотографиями

Работа в группах

-Ребята, а как вы думаете, какие опасности подстерегают природу Земли?

-Ребята, а как вы можете помочь природе?

-А сейчас, я предлагаю вам поработать в группах. На листочках написаны начала предложений, а вы постараетесь их закончить и нарисовать иллюстрации.

1 ученик: 97 % пожаров в лесу возникают по вине человека

2 ученик: Происходит загрязнение воздуха и водоёмов промышленными предприятиями. Многие реки имеют недопустимый уровень загрязнения.

3 ученик: Человек загрязняет лес, не убирая за собой мусор.

 Брошенная  газета будет год  размокать и смешиваться с землей. С консервной банкой это произойдет через несколько десятков лет. Стеклянная бутылка будет портить землю  веками.

4 ученик: Деятельность человека стала угрожать существованию многих видов млекопитающих и птиц.

Мы можем не бросать мусор, посадить деревья, не рвать цветы.

Работа в группах:

1 группа. Если вдруг из дворов уберут все мусорные баки….

2 группа. Если вдруг вырубят все деревья….

3 группа. Если вдруг люди уничтожат все цветы на планете Земле….

Выступают с небольшими рассказами и фотографиями

Дети заканчивают начатые предложения и рисуют иллюстрации

Познавательные:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Коммуникативные:

- выстраивать осознанное речевое высказывание в устной - воспринимать информацию на слух;

-умение сотрудничать в группах, прислушиваться к мнению товарищей

Регулятивные:

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

Личностные: -формировать потребность в самовыражении

5. Реализация построенного проекта

Цель этапа: построение и фиксация нового знания

- Реализация построенного проекта

- Фиксация нового знания в речи и знаково (эталон)

-  Решение задачи, вызвавшей затруднение

Представление своих работ

Групповая работа

Наблюдает, поправляет

Рассказы учащихся о том, что может произойти на планете Земля

  Ученики выступают у доски с законченными предложениями и иллюстрациями по данным темам

Познавательные:  систематизировать материал,;

- определять цель учебной деятельности;

Регулятивные:

-предвосхищение результата Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные:

-развитие познавательных интересов

Физкультминутка

-А сейчас мы с вами отдохнём, поиграв в игру «Друзья природы»

Выйдите из-за парт.

Если я скажу верно, вы хлопаете в ладоши и говорите Да-да-да.

Если неверно, поворачиваете головой говорите Нет-нет-нет.

- Ветки не ломайте, листья зря не рвите.

- Все цветы срывайте и в венки плетите.

- Шумите, кричите, аукайте, громкой песней лес баюкайте.

- Лягушек, гусениц, ужей из леса надо гнать взашей.

- Чтоб узнать лесные тайны, постарайтесь не шуметь.

- Все животные, растения нужны лесу.

- В лес возьми с собой топор, разожги в лесу костер.

- В лесу мусор не бросай, за собой все убирай.

Молодцы!

Дети, если согласны с утверждением, хлопают в ладоши и говорят: «Да-да-да»,

Если не согласны, поворачивают головой со словами : «Нет-нет-нет».

Дети выполняют физкультминутку

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях

- Решение типовых заданий на новое знание

- Проговаривание во внешней речи (всеми учащимися)

Выполнение эскизов экологических знаков

Работа в парах

Поработайте в парах. Придумайте и нарисуйте экологические знаки, которые помогут нам сохранить природу Земли. Раздаёт детям заготовки для эскизов.

Покажите и объясните свои знаки

Дети выполняют эскизы экологических знаков

Дети работают в парах, рисуют экологические знаки.

Несколько детей объясняют экологические знаки, крепят их на доску

Познавательные:  умение систематизировать материал,;

Регулятивные:

-предвосхищение результата Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества в паре

Личностные:

-развитие познавательных интересов

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самопроверка умений применять новое знание в типовых условия

- Выполнение самостоятельной работы

- Самопроверка (по эталону)

- Коррекция ошибок

- Создание ситуации успеха

Задание на самопроверку

Индивидуальная работа учащихся

Ребята, а сейчас я проверю, как вы усвоили сегодняшний материал. Я называю ситуацию, а вы говорите, как бы вы поступили.

1. В лесу вы видите непотушенный костёр, разбросанные банки, мусор?

2.Вы шли по лесу и увидели гнездо с маленькими птенцами?
3. Зимой под окнами у вас собираются маленькие птички. Им холодно и голодно, а тебе дома тепло и уютно. Поможешь ли ты птичкам и каким образом?

4.Во дворе вы видите, как дети ломают ветки дерева?

Размышляют над заданием

Ответы детей

Познавательные:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Коммуникативные:

- выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме по теме;

- воспринимать информацию на слух;

Регулятивные:

- выполнять пробные учебные действия;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

Личностные:

 -формировать потребность в самовыражении

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

- Границы применимости нового знания

- Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными

- Задания на повторение

- Задания на пропедевтику изучения последующих тем

Просмотр видеофильма

«Земля-наш общий дом»

https://disk.yandex.ru/i/poEzXqMR5rDwmA

Просмотр фильма

-Посмотрите видеоролик и скажите, о каких опасностях говорится в видеоролике?

Просмотр фильма

Человек загрязняет реки, воздух, лес

Познавательные:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Коммуникативные:

- выстраивать осознанное речевое высказывание в устной - воспринимать информацию

Регулятивные:

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

Личностные:

 -формировать потребность в самовыражении

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

- Фиксация нового содержания

- Самооценка деятельности на уроке

- Рефлексия учебной деятельности

- Домашнее задание

1.Подведение результатов работы.

2. Оценивание своей деятельности.

Индивидуальная работа учащихся

Удивительно прекрасна наша планета: она богата морями и реками, лесами и лугами, и дает все необходимое для жизни. Земля – наш общий дом, ведь помимо людей ее населяет множество живых существ, от микроскопических бактерий до огромных синих китов. Чтобы наши потомки могли наслаждаться жизнью на этой планете, нужно очень бережно к ней относиться. Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли.

-Каковы были цели урока?

- Какие знания открыли?

- Какие оценки вы выставили в группе за работу на уроке?

У вас у каждого на парте лежит  цветок. Нарисуйте в нём смайлика. Если вы хорошо усвоили тему нашего урока  «Земля- наш общий дом», рисуете 1 смайлика, не очень хорошо – 2 смайлика, совсем ничего узнали- 3 смайлика.

Рисунки на тему

«Моя планета», поделки «Планета Земля» (по желанию).

1 ученик: Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься!

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

2 ученик: Нор  звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

 Хорошо живется  с нами рядом!

3 ученик: Есть одна планета-сад в этом космосе холодном.

Только здесь ветра шумят, птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зелёной

И стрекозы только тут в речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету, ведь другой на свете нет

Отвечают на вопросы.

Выставляют и комментируют оценки за работу на уроке.

Дети рисуют смайлика в зависимости от уровня усвоения нового материала

Выступают со стихотворениями

https://pbs.twimg.com/media/B0jpqp_CMAAKvxd.jpghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5720fe347f1c7/otkrytyiurokporusskomuiazykuizmienieniieimiensushchiestvitielnykhpopadiezham_14.pnghttp://static8.depositphotos.com/1338574/828/i/950/depositphotos_8282018-Badge---Sad-Smiley.jpg

Познавательные:

-  систематизировать материал,

Регулятивные:

-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

Личностные:

-развитие познавательных интересов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Интегрированный урок: окружающий мир и английский язык. 4 класс. Тема. «Учимся общаться в интернете. Правила написания электронного письма»

Цели: познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющей свою структуру и стилистические особенности; с правилами и вежливыми формами переписки...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе (Основная образовательная программа начального общего образования, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», образовательная система «Школа России»).

Тема урока: Звездное небо - Великая книга Природы. Цели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со¬звездия на звездной карте и в...

Технологическая карта урока окружающего мира: «Что общего у разных растений?» ( УМК " Школа России", 1 класс)

Технологическая карта  урока окружающего мира «Что общего у разных растений?»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о частях растения...

Технологическая карта урока окружающего мира "Что общего у разных растений?" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями.Задачи урока:Дидактические:1 Формирование первоначальных понятий об общих частях растений.2 Учить находить, пок...

Технологическая карта урока окружающего мира «Что общего у разных растений» (1 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений об общих для всех растений частях.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать пон...