Урок окружающего мира "Земля-наш общий дом"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Данный материал подойдёт к уроку окружающего мира по теме "Земля-наш общий дом". При изучении данной темы у детей формируется понятие о защите планеты Земля, бережное к ней отношение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_habiryanova_e.v.docx | 48.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта | |
Дата: 28.11.2018 г. | |
Предмет | Окружающий мир 2 класс |
Учитель | Хабирьянова Елена Валерьевна |
Тема урока | Земля-наш общий дом |
Цель урока | Формировать понимание необходимости защиты Планеты, на которой мы живем, бережного отношения к природе и окружающей среде, создать условия для формирования у младших школьников представления о личной сопричастности окружающему миру |
Тип урока | Открытие нового знания |
Технология | Информационно-коммуникационные технологии, технология групповой деятельности |
Планируемые | Предметные: любознательно, активно и заинтересованно познавать мир; любить свой народ, свой край, свою Родину Метапредметные: познавательные – получать информацию о состоянии природы в настоящее время; -делать выводы в результате совместной работы; коммуникативные – формировать представление о том, как важно понимать друг друга; -уметь договариваться и разрешать конфликты; -уметь работать в парах, в группах. регулятивные – развивать умение разрешать внутренние разногласия; -учиться высказывать предположения; -вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Личностные: формировать положительное отношение к природе; - формировать представления о ценностях жизни; |
Методы и формы обучения | Частично-поисковый, проблемный, объяснительно-иллюстративный; Индивидуальная, работа в парах, в группах. |
Информационно – технологические ресурсы | Средства ТСО: проектор, ноутбук, учебник, раздаточный материал для изображения экологических знаков, для смайликов, листы с началом предложения для работы в группах, видеофильм «Земля-наш общий дом» https://disk.yandex.ru/i/poEzXqMR5rDwmA , аудиозапись стихотворения «Стон Земли» https://disk.yandex.ru/i/taySLBtZIpjXCw . |
Основные понятия | Планета Земля, экология |
Дидактическая структура урока (этапы и их цели) | Содержание учебного материала | Методы, формы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Формирование универсальных учебных действий |
Организационный момент. | Приветствие обучающихся, подготовка рабочего места | -Какой сегодня чудесный день! Поздоровалось с людьми солнце на рассвете С добрым утром - говорит и большим, и детям Утро добрым быть должно и хорошим тоже, Лишь хороший человек всё на свете может. - Улыбнитесь друг другу, чтоб улыбка и хорошее настроение сопровождали вас в течение всего урока. - Сегодня на уроке окружающего мира нам нужны будут знания. внимание, поддержка и взаимопомощь. | Приветствуют и слушают учителя. Проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; Личностные: Включение в деятельность на личностно-значимом уровне. Положительная эмоциональная направленность Коммуникативные: формировать умения слушать и слышать. | ||
1.Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. - Что значит уметь учиться - Хочу, могу, надо | Обсуждение проблемной ситуации Формулирование темы и целей урока | Подводящий диалог | -Ребята, определите тему нашего урока, для этого внимательно послушайте стихотворение. О чём это стихотворение? Сформулируйте тему нашего урока? Какая цель? | Чтение стихотворения учеником Называют тему урока, формулируют цели | Мы речь свою ведем о том, Что вся Земля – наш общий дом – Земля- наш общий дом Узнаем, как надо относится к планете , что ей угрожает, почему надо беречь планету, что мы-дети, можем сделать для нашей планеты. | Познавательные: - структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; - определять цель учебной деятельности; Регулятивные: -предвосхищение результата и уровня усвоения знаний Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: -развитие познавательных интересов |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. - Актуализация необходимых ЗУН - Обобщение ЗУН - Пробное учебное действие - Фиксация затруднения | Работа с учебником Фронтальная работа | -У нас над головой общая крыша - голубое небо. А под ногами- общий пол -земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка - ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. И вентилятор у нас тоже один на всех – ветер. Наша планета - огромный шар, такой большой, что нужно много дней и даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. А почему нашу планету называют голубым шаром ? |
На ней много воды. На нашей планете 4 океана, 54 моря, множество озёр и рек | Планета Земля- это не только вода, но и суша, это огромные материки, где живут звери, птицы, растут деревья и цветы, высятся горы. | Познавательные: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Коммуникативные: - выстраивать осознанное речевое высказывание в устной и / или письменной форме по теме; - воспринимать информацию на слух; Регулятивные: - выполнять пробные учебные действия; - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; Личностные: -формировать потребность в самовыражении | |
3. Выявление места и причины затруднения Цель этапа: выявить место и причины затруднений - Что я делал, какие знания применял - Где возникло затруднение (место) - Почему оно возникло (причина) Затруднение – Причина - Цель | Аудиозапись стиха «Стон Земли», отбор материала. https://disk.yandex.ru/i/taySLBtZIpjXCw . | Прослушивание аудиозаписи сихотворения «Стон Земли» Поиск информации | -Ребята, послушайте, внимательно стихотворение Михалкова «Стон Земли» и скажите, почему так больно нашей планете , почему она стонет ? -Что вас поразило в этом стихотворении? | Прослушивание аудиозаписи сихотворения «Стон Земли» Поиск информации | Люди загрязняют реки, делают снаряды, ракеты, которые не нужны нашей планете. | Познавательные: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Коммуникативные: - выстраивать осознанное речевое высказывание в устной - воспринимать информацию на слух; Регулятивные: - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; Личностные: -формировать потребность в самовыражении |
4.Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. - Какое знание строю, чему учусь ( цель) -Как строю и с помощью чего (выбор способа и средств) - План построения нового знания | Рассказы о том, какие опасности подстерегают природу Работа с учебником Составление незаконченных предложений | Выступление детей с фотографиями Работа в группах | -Ребята, а как вы думаете, какие опасности подстерегают природу Земли? -Ребята, а как вы можете помочь природе? -А сейчас, я предлагаю вам поработать в группах. На листочках написаны начала предложений, а вы постараетесь их закончить и нарисовать иллюстрации. | 1 ученик: 97 % пожаров в лесу возникают по вине человека 2 ученик: Происходит загрязнение воздуха и водоёмов промышленными предприятиями. Многие реки имеют недопустимый уровень загрязнения. 3 ученик: Человек загрязняет лес, не убирая за собой мусор. Брошенная газета будет год размокать и смешиваться с землей. С консервной банкой это произойдет через несколько десятков лет. Стеклянная бутылка будет портить землю веками. 4 ученик: Деятельность человека стала угрожать существованию многих видов млекопитающих и птиц. Мы можем не бросать мусор, посадить деревья, не рвать цветы. Работа в группах: 1 группа. Если вдруг из дворов уберут все мусорные баки…. 2 группа. Если вдруг вырубят все деревья…. 3 группа. Если вдруг люди уничтожат все цветы на планете Земле…. | Выступают с небольшими рассказами и фотографиями Дети заканчивают начатые предложения и рисуют иллюстрации | Познавательные: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Коммуникативные: - выстраивать осознанное речевое высказывание в устной - воспринимать информацию на слух; -умение сотрудничать в группах, прислушиваться к мнению товарищей Регулятивные: - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; Личностные: -формировать потребность в самовыражении |
5. Реализация построенного проекта Цель этапа: построение и фиксация нового знания - Реализация построенного проекта - Фиксация нового знания в речи и знаково (эталон) - Решение задачи, вызвавшей затруднение | Представление своих работ | Групповая работа | Наблюдает, поправляет | Рассказы учащихся о том, что может произойти на планете Земля | Ученики выступают у доски с законченными предложениями и иллюстрациями по данным темам | Познавательные: систематизировать материал,; - определять цель учебной деятельности; Регулятивные: -предвосхищение результата Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: -развитие познавательных интересов |
Физкультминутка | -А сейчас мы с вами отдохнём, поиграв в игру «Друзья природы» Выйдите из-за парт. Если я скажу верно, вы хлопаете в ладоши и говорите Да-да-да. Если неверно, поворачиваете головой говорите Нет-нет-нет. - Ветки не ломайте, листья зря не рвите. - Все цветы срывайте и в венки плетите. - Шумите, кричите, аукайте, громкой песней лес баюкайте. - Лягушек, гусениц, ужей из леса надо гнать взашей. - Чтоб узнать лесные тайны, постарайтесь не шуметь. - Все животные, растения нужны лесу. - В лес возьми с собой топор, разожги в лесу костер. - В лесу мусор не бросай, за собой все убирай. Молодцы! | Дети, если согласны с утверждением, хлопают в ладоши и говорят: «Да-да-да», Если не согласны, поворачивают головой со словами : «Нет-нет-нет». | Дети выполняют физкультминутку | |||
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях - Решение типовых заданий на новое знание - Проговаривание во внешней речи (всеми учащимися) | Выполнение эскизов экологических знаков | Работа в парах | Поработайте в парах. Придумайте и нарисуйте экологические знаки, которые помогут нам сохранить природу Земли. Раздаёт детям заготовки для эскизов. Покажите и объясните свои знаки | Дети выполняют эскизы экологических знаков | Дети работают в парах, рисуют экологические знаки. Несколько детей объясняют экологические знаки, крепят их на доску | Познавательные: умение систематизировать материал,; Регулятивные: -предвосхищение результата Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества в паре Личностные: -развитие познавательных интересов |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: самопроверка умений применять новое знание в типовых условия - Выполнение самостоятельной работы - Самопроверка (по эталону) - Коррекция ошибок - Создание ситуации успеха | Задание на самопроверку | Индивидуальная работа учащихся | Ребята, а сейчас я проверю, как вы усвоили сегодняшний материал. Я называю ситуацию, а вы говорите, как бы вы поступили. 1. В лесу вы видите непотушенный костёр, разбросанные банки, мусор? 2.Вы шли по лесу и увидели гнездо с маленькими птенцами? 4.Во дворе вы видите, как дети ломают ветки дерева? | Размышляют над заданием | Ответы детей | Познавательные: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Коммуникативные: - выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме по теме; - воспринимать информацию на слух; Регулятивные: - выполнять пробные учебные действия; - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; Личностные: -формировать потребность в самовыражении |
8. Включение в систему знаний и повторение Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. - Границы применимости нового знания - Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными - Задания на повторение - Задания на пропедевтику изучения последующих тем | Просмотр видеофильма «Земля-наш общий дом» | Просмотр фильма | -Посмотрите видеоролик и скажите, о каких опасностях говорится в видеоролике? | Просмотр фильма | Человек загрязняет реки, воздух, лес | Познавательные: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Коммуникативные: - выстраивать осознанное речевое высказывание в устной - воспринимать информацию Регулятивные: - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; Личностные: -формировать потребность в самовыражении |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. - Фиксация нового содержания - Самооценка деятельности на уроке - Рефлексия учебной деятельности - Домашнее задание | 1.Подведение результатов работы. 2. Оценивание своей деятельности. | Индивидуальная работа учащихся | Удивительно прекрасна наша планета: она богата морями и реками, лесами и лугами, и дает все необходимое для жизни. Земля – наш общий дом, ведь помимо людей ее населяет множество живых существ, от микроскопических бактерий до огромных синих китов. Чтобы наши потомки могли наслаждаться жизнью на этой планете, нужно очень бережно к ней относиться. Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли. -Каковы были цели урока? - Какие знания открыли? - Какие оценки вы выставили в группе за работу на уроке? У вас у каждого на парте лежит цветок. Нарисуйте в нём смайлика. Если вы хорошо усвоили тему нашего урока «Земля- наш общий дом», рисуете 1 смайлика, не очень хорошо – 2 смайлика, совсем ничего узнали- 3 смайлика. Рисунки на тему «Моя планета», поделки «Планета Земля» (по желанию). | 1 ученик: Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься! Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни! 2 ученик: Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда! Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живется с нами рядом! 3 ученик: Есть одна планета-сад в этом космосе холодном. Только здесь ветра шумят, птиц скликая перелётных. Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зелёной И стрекозы только тут в речку смотрят удивлённо. Береги свою планету, ведь другой на свете нет Отвечают на вопросы. Выставляют и комментируют оценки за работу на уроке. Дети рисуют смайлика в зависимости от уровня усвоения нового материала | Выступают со стихотворениями | Познавательные: - систематизировать материал, Регулятивные: -предвосхищение результата и уровня усвоения знаний Личностные: -развитие познавательных интересов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Что общего у разных растений?" 1 класс
Урок новых знаний по "Школе России"...
Конспект урока. Интегрированный урок: окружающий мир и английский язык. 4 класс. Тема. «Учимся общаться в интернете. Правила написания электронного письма»
Цели: познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющей свою структуру и стилистические особенности; с правилами и вежливыми формами переписки...
Урок окружающего мира "Что общего у разных растений?"
1 класс "Школа России"....
Конспект урока окружающего мира в 4 классе (Основная образовательная программа начального общего образования, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», образовательная система «Школа России»).
Тема урока: Звездное небо - Великая книга Природы. Цели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со¬звездия на звездной карте и в...
Технологическая карта урока окружающего мира: «Что общего у разных растений?» ( УМК " Школа России", 1 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира «Что общего у разных растений?»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о частях растения...
Технологическая карта урока окружающего мира "Что общего у разных растений?" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями.Задачи урока:Дидактические:1 Формирование первоначальных понятий об общих частях растений.2 Учить находить, пок...
Технологическая карта урока окружающего мира «Что общего у разных растений» (1 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений об общих для всех растений частях.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать пон...