Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
Планируемые метапредметные результаты
|
Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная
Группа словесных методов: слово учителя
| - проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность;
- создает эмоциональный настрой на работу на уроке.
- Долгожданный дан звонок-
Начинается урок. Солнце на небе проснулось, Нам, ребята улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучи солнышка возьмем И к сердечку поднесем. Встали все у парт красиво Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнем Урок «Окружающего мира» начнем.
-Садитесь ребята, меня зовут Александра Владиславовна и я проведу у вас урок окружающего мира.
-Какое сейчас время года? -А какой месяц? -Какой число? -Какой день недели?
| - определяют своё эмоциональное состояние на начало урока;
- организуют свое рабочее место;
|
УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику
УУРД: волевая саморегуляция | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная
Группа словесных методов (беседа)
| - обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания»;
- организует актуализацию знаний, обучающихся через подводящий диалог;
Отгадайте загадки и скажите, что это? 1. Сладок он, друзья, на вкус. А зовут его… 2. Масляна головушка, летом в огороде, Светит, словно солнышко, при любой погоде? 3. Что за куст – ни с кем не знается. Не собачка, а кусается. 4. Стоит Алёна: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. 5. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. (фотографии цветка подсолнечника, плода арбуза, листьев крапивы, веточки березы, веточки лиственницы с иголками и шишками, кисти рябины, букета ромашек) -Как назвать одним словом? -Чем они отличаются друг от друга? -Растения такие разные: и по высоте, по месту обитания, по цвету и т.д. Но называем одним словом «растения». Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений? Что же? - Хотите узнать, что объединяет все растения? | - высказывают предположения и доказывают свою точку зрения;
-арбуз
-подсолнух
-крапива
-береза
-ромашки
-растения
- они живые, любят воду, свет, за ними нужно ухаживать и т.д.
-да | Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса |
Презентация |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Группа словесных методов (беседа)
| - проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока;
- создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации;
– На какой вопрос будем отвечать сегодня на уроке? -Откроем страницу 22 в учебнике и посмотрим на самый верх. Тут стоит муравьишка который предлагает нам прочитать, что же мы узнаем и чему научимся сегодня на уроке. -Кто прочитает? -Ребята, это и есть наша цель на сегодняшний урок. | - выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении;
- уточняют тему урока, определяют цель урока и планируют пути выхода из затруднения;
-Что общего у разных растений?
-Узнаем, из каких частей состоит растение. Научимся находить, показывать и называть эти части. | П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план
К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.
|
Презентация, учебник |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная
Группа словесных методов (диалог, объяснение)
Группа наглядных методов (карточки) | - организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности;
- организовывает работу обучающихся;
-Ребята, Муравьишка хочет вам помочь. Посмотрите, как он сгруппировал нам картинки. (ответы на загадки) -Подумайте, почему так? 1 группа: листья березы, крапивы, лиственницы. 2 группа: плоды рябины, арбуз. 3 группа: цветы ромашки, подсолнечника. (в результате такого подводящего диалога дети приходят к выводу, что у всех растений есть листья, плоды с семенами, цветы, стебель. Одновременно на доске прикрепляются карточки со словами – в виде схемы) ЛИСТЬЯ СТЕБЕЛЬ ЦВЕТЫ ПЛОДЫ С СЕМЕНАМИ - Мы не указали еще одну часть растения. Она не всегда бывает видна сразу. Но без нее растение не живет. Что же это? (Добавляем слово КОРЕНЬ) - Для чего нужен корень?
– Что у нас получилось? – Из чего мы его собрали? -Значит общее у растений – это части?
| - анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата;
- выполняют задание в группе, готовят ответы на поставленные вопросы, представляют результат;
-в первой группе только листья
-во второй группе только плоды
-в третьей группе только цветы
-корень
- Растения получают через корни питательные вещества из земли. - Целое растение. - из корня, стебля, листьев, цветов, плодов и семян, т. е. из частей. -да | Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса
| Презентация, карточки со словами |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Фронтальная
Группа словесных методов (объяснение)
Группа наглядных методов (карточки)
Группа практических методов (упражнение)
| - выявляет типичные ошибки с целью их коррекции;
- организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний;
- Ребята, давайте же тогда заполним вот такой кластер, частями растений, у меня есть листочки с частями, а вы выйдете, выберите нужный и магнитиком приклеите листочек к кластеру.
(кластер на доске)
-Ребята, получился у нас кластер? -Правильно ли мы его составили? -Кто мне еще раз назовет все части растения? -Молодцы ребята!! -Посмотрите в учебник, какие растения там изображены? -Хорошо, давайте рассмотрим по ближе кабачок. У него тоже подписаны части, прочитайте их. -отлично, а теперь посмотрите на яблоню и крыжовник, сможете ли вы определить у них эти части? (На доске яблоня и крыжовник, магнитиками прикрепляют названия частей к растению) (двое детей выходят к доске определяют, а остальные определяют в парах) | - выявляют и разбирают допущенные типичные ошибки;
-Выбирают нужный листочек и составляют кластер.
-да -да -листья, стебель, корень, цветок, плод с семенами
-Кабачок, яблоня, крыжовник
-Цветок, лист, стебель, корень, плод с семенами | Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса
|
Презентация, карточка с кластером, учебник |
Физкультминутка (1 мин) Представьте, что вы маленькое зёрнышко. Вас посадили в землю (дети сели на корточки, обняли себя руками). Прошли дожди, зёрнышко набухло (дети поднимают вверх одну руку, затем другую). Прошло немного времени. Вы растёте (дети потихоньку встают). Вот вы выросли (дети вытянули руки, покачивают ими). Вас гнёт и ломает ветер, вы качаетесь в разные стороны, но не ломаетесь. Вас твёрдо держит корень (дети наклоняются в разные стороны). На ваших ветках птицы свили гнёзда (дети руками имитируют полёт птиц). Пришла осень. Птицы улетели в тёплые края. Листья облетают. (Дети руками показывают падающие листья). Дерево на зиму засыпает (дети обнимают себя). |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
| Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха |
Фронтальная Группа словесных методов (слово учителя)
Индивидуальная
Группа наглядных методов (изображение)
Группа практических методов (упражнение) Взаимопроверка | - контролирует выполнение работы;
- организует самостоятельную деятельность
-Откройте вашу рабочую тетрадь на странице 12. -Тут нас встречает практическое задание. Нам нужно нарисовать растение, которое мы рассмотрели в учебнике, давайте изобразим здесь кабачок. Нужно выполнить рисунок так, чтобы были видны все изученные части растения. -А теперь сверьтесь с соседом по парте, проверьте у друг друга все ли части растения вы нарисовали. | - анализируют и самостоятельно выполняют задание
-рисуют
-производят взаимопроверку | Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса
|
Учебник, рабочая тетрадь |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов (беседа)
Группа наглядных методов (иллюстрация)
Группа практических методов (упражнение)
Фронтальная Группа словесных методов (беседа)
| - организует деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации;
- организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке;
- Ребята, давайте дадим нашим глазкам отдохнуть.
-У меня есть вот так большой цветок. Узнали, что это за цветок? -Верно! Но это не обычная ромашка, она хочет, чтобы вы ответили на ее вопросы, сейчас вы будете подходить и срывать один лепесточек с ромашки, а на ней вы увидите вопрос, на который вам нужно будет дать ответ. -Ответим же на вопросы от нашей ромашки? -Ребята, отвечать нужно на вопросы полным ответом. 1 лепесток: Перечислите части растения. 2 лепесток: Как мы узнали, из каких частей состоит растение? 3 лепесток: Какая часть растения находится под землей? 4 лепесток: Что образуется на месте цветка, когда он отцветает? 5 лепесток: Как называется часть растения, идущая от корня? -Ребята, какие вы молодцы, вы уже так хорошо знаете все части растения!! | - анализируют, где и когда могут применить полученные знания;
- применяют знания в практической деятельности;
-ромашка
-да!
-Цветок, лист, стебель, корень, плод с семенами -Что бы узнать из каких частей состоит растение мы составляли кластер, смотрели по картинке учебнике.
-Под землей у растения находится корень. -Когда цветок отцветёт, на его месте образуется плод.
-Часть растения идущая от корня, называется стебель. | Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса | Наглядный материал |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная Группа словесных методов (беседа)
Индивидуальная Самооценивание
| - организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся;
- организует работу по рефлексии и самооценке деятельности обучающихся на уроке;
-Ребята, на какой вопрос мы сегодня на уроке отвечали?
-Назовите их части. -Какие задания мы выполняли на уроке? -Хорошо, а теперь ребята, у вас на столах лежат вот такие листочки, в центре это вы, и вам нужно соединить смайлики с собой, узнали ли вы что-то новое, расстроились ли вы. Узнал что-то новое |
я | Научился | Расстроился | Получил радость | Удивился | Ничего не понял |
(в таблице будут смайлики вместе с текстом, для слабо читающих ребят) -Спасибо большое за урок, до новых встреч!!
| - анализируют свою деятельность и деятельность группы по достижению цели;
- определяют своё эмоциональное состояние на конец урока;
-Что общего у растений? Какие части есть у растения? - Цветок, лист, стебель, корень, плод с семенами -составляли кластер, рисовали, находили части растений.
-оценивают свою работу на уроке
| Р: выработать учебную мотивацию, К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса |
Карточки самооценивания |